Ливы: definition of Ливы and synonyms of Ливы (Russian). Ливы — информация на портале энциклопедия всемирная история Быт и обычаи ливов

ливы африка дикий youtube, ливы
līvlizt

Численность и ареал

Всего: 400 ч.
Латвия Латвия
167 чел. на 2015 год
Россия Россия
64 чел.
Эстония Эстония
5 чел.

Язык

латышский, русский, ливский

Религия

Лютеранство

Родственные народы

Прибалтийско-финские народы

Ливы на Ливском берегу.

Ли́вы (латыш. līvi или lībieši, лив. līvlizt, др.-рус. либь) - малочисленный прибалтийско-финский народ.

Предположительно прибыли в Прибалтику с восточного и северо-восточного направления. Ближайшие родственные ливам народы - современные эстонцы, с которыми ливы поддерживали хозяйственно-языковые связи до начала XX века, в особенности с рыбаками острова Сааремаа, и водь (проживающая сейчас в нескольких деревнях Ленинградской области). Как полноценная и довольно многочисленная этническая община ливы сохранялись до XII века, после чего началась их постепенная этноязыковая ассимиляция различными балтийскими племенами, на основе которых при непосредственном участии ливов сформировались современные латыши.

Исторически родной язык ливов - ливский, ныне почти не используется в живом общении, хотя продолжает изучаться энтузиастами в Латвии, а также на языковых факультетах ВУЗов, особенно в Тартуском университете. По данным на 2010 год в мире людей, которые могут свободно общаться на ливском языке, приблизительно насчитывается около 10 человек. мире на 2011 год владеющим ливским языком на уровне A1 и A2 по оптимистическим прогнозам насчитывается до 210 человек. На уровне B1 40 человек, половина из которых ливского происхождения.

В 2009 году в Латвии умер Виктор Бертольд - последний лив, для которого ливский был родным. июне 2013 года в возрасте 103 лет в Канаде скончалась Гризельда Кристиня, последняя носительница ливского языка как второго родного.

  • 1 История
    • 1.1 Документальные свидетельства
    • 1.2 Ранняя история
    • 1.3 Проблема ассимиляции
  • 2 Динамика численности
    • 2.1 Динамика численности ливов
  • 3 Этнография
  • 4 Статус
  • 5 Ливский язык
  • 6 Ливская культура
  • 7 Ливская литература
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

История


История Латвии

Название Латвии

Древняя история Латвии

Кундская культура · Нарвская культура · Культура ямочно-гребенчатой керамики · Финно-угорские народы · Культура боевых топоров · Балты

Средние века

· Латгалы · Селы · Земгалы · Курши · Венды · Герсикское княжество · Кукейносское княжество · Ливонский крестовый поход · Орден меченосцев · Ливонский орден · Рижское архиепископство · Курляндское епископство · Ганза · Терра Мариана · Ливонская война · Ливонское королевство · Задвинское герцогство · Курляндия и Семигалия · Колонии Курляндии

Новое время

Польско-шведские войны (1600-1629) · Шведская Ливония · Северная война (1655-1660) · Ливонское воеводство · Северная война · Лифляндская губерния · Курляндская губерния · Младолатыши · Лесные братья (1905-1906) · Первая мировая война · Латышские стрелки

Новейшее время

Борьба за независимость Латвии · Балтийское герцогство · Латвийская Социалистическая Советская Республика · Мирный договор с Россией · Переворот 15 мая 1934 года · Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом · Ввод советских войск · Присоединение к СССР · Вторая мировая война · Латышский добровольческий легион СС · Рейхскомиссариат Остланд · Латвийская Советская Социалистическая Республика · Лесные братья (1940-1957) ·

Современные годы

Восстановление независимости (1990-1991) · Народный фронт Латвии · Балтийский путь · Современная Латвия · Политические партии Латвии · Вступление в Европейский союз (2004) · Экономический кризис в Латвии (2008-2010)

Портал «Латвия»

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

Документальные свидетельства

Древнейшее упоминание о ливах принадлежит русскому летописцу, называющему их и «либь», и «ливь», и относящему их к литовскому племени. Более подробные данные сообщаются Генрихом Латвийским. По его словам, ливы платили дань полочанам в XII веке, но с конца этого века они начинают подпадать влиянию немцев, а в 1205 г. значительная их часть вынуждена креститься. Борьба из-за религии тянется ещё несколько лет; ливам удавалось привлечь на свою сторону и латышей, и полоцких князей; после поражения они обыкновенно давали обещание выплачивать дань, но по уходе немцев снова брались за оружие. 20-х годах XIII столетия ливы составляют уже вспомогательное войско немцев и ходят с ними против эстов, латышей и русских. После 1226 г., когда прекращаются сведения у Генриха Латвийского, встречается несколько упоминаний о ливах в Рифмованной Летописи.

Начиная с конца XIII века о ливах имеются лишь весьма скудные и случайные указания. О степени распространения ливов имеются следующие данные: немцы застали их на Двине; под 1264 годом Рифмованная Летопись упоминает о ливах в Миттаве; в грамотах говорится о ливах, живших в 1289 г. в Долене, 1322 г. - в Зегевольде, 1349 г. - в Кирхгольме, 1359 г. - опять в Долене; по словам Гильбера де-Ланноа, они жили по дороге из Либавы в Ригу; между 1670-1676 г., по Гиерну, - на Салисском берегу до Лемзаля; по Шлецеру и Дитмару - в Ней-Салисе и Альт-Салисе. Затем в этих местностях ливский язык довольно быстро исчезает. О других, курляндских, ливах сведений ещё меньше. По грамотам 1264 г. они жили при Дурбенском оз., в 1296 г. - по обе стороны Ирувы (Ирбе); около 1650 г. Эйнгорн упоминает их только «на Ангернском берегу»; по Шлецеру (XVIII век) они жили от реки Рое до виндавской границы.

Ранняя история

Мигрировавшие в Прибалтику финно-угорские племена, предки ливов, предположительно ассимилировали народы, проживавшие на этих землях задолго до прихода балто-славянских племён, начавших свои миграции с территории Померании около Х века до нашей эры. Традиционно принято считать, что территория современной Прибалтики была заселена уже за 9 тысяч лет до нашей эры. Но, к сожалению о этническом происхождении, как и принадлежности этих племен к какой-либо языковой группе нет сколько-нибудь достоверных и неопровержимых данных, поскольку большинство балтийских и финно-угорских языков оставались бесписьменными до XVI века. Прибывшие с южных направлений в 2000-1500 годах до нашей эры балты, предки современных латышей и литовцев, начали длительный процесс оттеснения финно-угорских племён к северу современной Латвии и востоку современной Литвы.

О быте древних ливов мало известно; по мнению исследователей, основанному на аналогии с устройством эстов и куров, ливы жили под властью нескольких старшин; каждый старшина ведал свой округ, был предводителем на войне и судьей. Должность эта переходила от отца к сыну. Большую роль играла аристократия, из семей которой брались обыкновенно заложники. Дань немцам состояла сначала из известного количества хлеба с каждой сохи, а потом из десятины, которая, впрочем, менялась вследствие восстаний; были ещё и чрезвычайные налоги. С половины XIII век немцы дали ливам своих судей и заставили отрабатывать барщину; право личной свободы и собственности на земли предков ливы сохраняли, однако, довольно долго. Характер древних ливов, по общим сказаниям, был жестокий и вероломный. Их оружие состояло из меча, копья, дротика и щита; сражались пешком и верхом. мирное время занимались земледелием, рыболовством, охотой, скотоводством и пчеловодством, а после прибытия немцев - и торговлей. Монетою очень долго были озеринги (по два на марку), а затем - марки.

Проблема ассимиляции

Из-за географической особенности Курземского полуострова, балтийские племена достигли устья Западной Двины первыми и, таким образом, разделили ареал проживания финно-угров на две части: западный (Курляндия) и восточный (Лифляндия). Ассимиляция ливов резко ускорилась после покорения территории Латвии германскими рыцарями и раздела земель Курляндии и Лифляндии между немецкими баронами. Немецкие землевладельцы не разбирались в этническом составе населения и в свою угоду перемещали целые сёла зависимых латышских крестьян из более густонаселённых леттоязычных южных районов ордена в менее населённые северные и западные ливоязычные приморские области, где прибывающим немецким колонистам требовалась рабочая сила. результате ливы оказались почти полностью ассимилированы латышами. Последний лив в Лифляндии, Марцис Сарумс, умер в 1859 году.

Включение всей Прибалтики в состав Российской империи в конце XVIII века несколько притормозило этот процесс, поскольку ливы Курляндии оказались в одном государстве с более многочисленными эстами и установили с ними интенсивные хозяйственные контакты через Рижский залив (зимой - по льду). Полной ассимиляции избежали некоторые ливские поселения самой северной оконечности Курляндии (мыс Домеснес). Объяснялось это в первую очередь разницей в традиционном хозяйственном поведении двух народов: так, ливы занимались в первую очередь рыболовством, а латыши - сельским хозяйством и лесозаготовками.

В конце 19 и начале 20 веков со строительством православных школ, школ мореплавания и православных храмов на Куршском берегу многие ливы стали обращаться в православие. Колке до сих пор имеется действующий православный храм и старинное православное кладбище. Колке также в середине 20 века служил священник Иоанн (Гарклавс), хранитель Тихвинской иконы.

Но распад империи в 1917 г. привёл к формированию новых независимых государств в Прибалтике, каждое из которых проводило политику коренизации. Оказавшись изолированными от основной массы эстонцев, ливы постепенно ассимилировались в языковом плане, хотя ливское самосознание сохраняют ряд жителей современной Латвии.

Динамика численности

В IX-XII вв. ливы населяли побережье Рижского залива и часть Курземского взморья, впоследствии ассимилированы куршами, латгалами и земгалами. По некоторым оценкам, к началу XIII в. численность ливов составляла 40-60 тыс. человек. Общая же численность населения территории современной Латвии составляла тогда в среднем около 250-350 тыс. человек. 1852 г. насчитывалось только 2324 лива. По переписи 1935 г. в Латвии жило 944 лива. 1959 г. 166 человек, в 1970 г. - 70 человек (переписи). На 2011 год у 180 жителей Латвии национальность «лив» указана в данных Регистра жителей.

По данным Департамента гражданства и иммиграции в Латвии в 1995 году ливов было 204. По данным 1997 года, латвийских ливов было 151, а в 2001-179. Некоторый подъём численности в самые последние годы можно объяснить энтузиазмом молодого поколения ливов, чьим первым языком является латышский, но которые в той или иной степени охвачены идеей национального возрождения. Данные по реальному числу лиц, ныне говорящих по-ливски, довольно противоречивы, однако, сводя воедино данные различных источников, можно утверждать, что лишь 35-40 из общего числа ливов могут с трудом изъясняться на ливском языке. Число же тех, для кого он является первым родным, придвинулось к предельно опасной черте: 15 человек в 1990 и в 1995 годах, 11 - в 1996, и 8 - в 1999-м (из них самый молодой родился в 1926-м году, а средний возраст говорящих по-ливски - около 50 лет). По последним данным, к 2009 году не осталось ни одного представителя с родным ливским языком. К 2012 году остался только один человек, для который ливский язык является почти родным

Динамика численности ливов

Этнография

Традиционное занятие ливов - рыбалка Традиционный промысел ливов

Традиционным занятием ливов, в отличие от балто-славянских племён, были рыбалка и охота. Существует информация, что прибрежные ливы занимались также и своеобразной формой пиратства. районе Домеснеса ливы разводили костры, привлекая внимание торговых немецких и шведских судов, а затем грабили любопытных купцов и моряков, высадившихся на ливский берег или же застрявших на своих судах на песчаных мелях у Домеснеса. Неслучайно маяк, установленный российскими властями в 1875 г. у Домеснеса получил название Колка (в переводе с ливского - «быстрая смерть», по другой версии в переводе с финского это означает «острый угол»). Неотъемлемой частью ливской культуры являются ливские песни, традиционно исполняемые у берега моря на родном ливском языке. Ливская культура оказала значительное влияние на латышскую; сравн., например, латышские песни дайны.

Статус

В 1999 году правительство республики Латвия признало ливов одним из двух автохтонных народов Латвии, наряду с латышами.

Ливский язык

Основная статья: Ливский язык

Самоназвание - Rāndakēļ («прибрежный язык»), Līvõkēļ («язык ливов»), по-русски старое название «ливонский», нем. Livisch.

Ливский язык относится к южной ветви прибалтийско-финской группы финно-угорской языковой семьи, ближайшие родственные ему языки - эстонский, внутри которого ближе всего к ливскому языку находятся южные говоры, потомок южно-эстонского наречия - выруско-сетуский и водский языки. По мнению финских и эстонских исследователей, ливский язык одним из первых выделился из общего прибалтийско-финского языка-основы примерно в первые столетия нашей эры.

Ливская культура

Основная статья: Ливская культура

Ливская культура оказала значительное влияние на латышскую культуру, особенно это выражается в устном фольклоре.

Ули Кинкамяг (Улдрикис Капбергс), известен как «король ливов»

Ливская литература

Основная статья: Ливская литература

На ливском языке с 1931 года выпускается газета «Līvli», где печатаются ливские поэты и писатели, а также освещается ливская жизнь и культура. Издаются и разного рода учебные материалы по ливскому языку. Публикуются отдельные сборники произведений оставшихся носителей ливского языка, например Паулине Клявини, Альфонса Бертольда, Петера Дамберга или Карлиса Сталте

См. также

  • Ливы (группа) - рок-группа «Livi» (Лиепая)
  • Население Латвии
  • Латгальцы
  • х/ф «Мальчишки острова Ливов»

Примечания

  1. Распределение населения ЛР по национальному составу и государственной принадлежности на 01.01.2015. (латыш.)
  2. 1 2 Vai pasaulē kāds vēl runā lībiešu valodā?
  3. 1 2 Умер последний лив, говоривший на родном языке Информационный центр финно-угорских народов
  4. Латвии умерла последняя носительница родного ливского языка. - REGNUM, 4 июня 2013 года.
  5. Alenius K. Viron, Latvian ja Liettuan historia. - Jyväskylä 2000, Gummerus Kirjapaino Oy, ISBN 951-796-216-9 с. 14-15
  6. Alenius K. Viron, Latvian ja Liettuan historia. - Jyväskylä 2000, Gummerus Kirjapaino Oy, ISBN 951-796-216-9 с. 13-16
  7. Alenius K. Viron, Latvian ja Liettuan historia. - Jyväskylä 2000, Gummerus Kirjapaino Oy, ISBN 951-796-216-9 с. 15-19
  8. Ливы Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. Skujenieks M. Latvija. Zeme un eedzīvotāji. Riga: Valsts statistiskā pārvalde, 1922-247. lpp.
  10. Alenius K. Viron, Latvian ja Liettuan historia. - Jyväskylä 2000, Gummerus Kirjapaino Oy, ISBN 951-796-216-9 с. 31
  11. Alenius K. Viron, Latvian ja Liettuan historia. - Jyväskylä 2000, Gummerus Kirjapaino Oy, ISBN 951-796-216-9 с. 31-32
  12. Vaalgamaa, стр. 159
  13. Skujenieks M. Latvijas Statistikas atlass. R.: Valsts statistiskā pārvalde, 1938 - 13. lpp.
  14. Распределение населения Латвии по национальности и государственной принадлежности на 01.01.2011 (латыш.)
  15. 1 2 Миноритарные языки Европы. Ливский язык.
  16. 09.12.1999. likums «Valsts valodas likums» («LV», 428/433 (1888/1893), 21.12.1999.; Ziņotājs, 1, 13.01.2000.) Valsts valodas likums

Литература

  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 118
  • История Латвийской ССР, Рига, 1952.
  • Alenius K. Viron, Latvian ja Liettuan historia. - Jyväskylä 2000, Gummerus Kirjapaino Oy, ISBN 951-796-216-9

Ссылки

  • Миноритарные языки Европы
  • Информация о ливах (латыш.)
  • Ливские блоги (латыш.)
  • Виртуальная Ливония (латыш.)
  • Курши
  • Латгалы
  • Рыжакова С. И. Ливы - жители побережья: опыт возрождения почти исчезнувшего народа (история, современность, этнокультурные символы) // Европа на рубеже третьего тысячелетия: народы и государства. М.: ИЭА РАН, 2000. ISBN 5-201-13749-0

ливы, ливы африка дикий youtube

Ливы Информацию О

Ливы - финно-угорское племя, в древности населявшее территорию современной Латвии. Их самоназвание означает «прибрежный народ», «рыбаки». От имени ливов образовано название одной из исторических областей Прибалтики - Ливонии. Его упоминал еще Плиний Младший в 79 н.э. при описании морских побережий Северной Европы.

Основными промыслами ливов были рыболовство и морской разбой. Днем ливы рыбачили, а вечером разжигали на берегу обманчивые костры и заманивали проплывавшие мимо корабли на мель. Так название одного из ливских поселков - «Колка» в переводе означает «Смерть тебе».

По сведениям «Повести временных лет», ливы ("либь") издревле платили дань Полоцким князьям.

Как полноценная и довольно многочисленная этническая община ливы сохранялись до конца XII века, когда Ливония попала под власть немцев. В 1205 году значительная часть ливов была насильственно крещена.

Карта Ливонии, XV в.

В царствование Ивана Грозного русские войска разгромили Ливонский орден и захватили Ливонию. Однако Речь Посполитая и Швеция в результате многолетней войны вытеснили Россию из Прибалтики, которая, будучи поделена между поляками и шведами, фактически осталась под управлением местных немецких баронов.


Войска Ивана Грозного в Ливонии. Пропагандистский ужастик Георга Бреслейна, Нюрнберг, 1561

Немецкие землевладельцы, которым требовалась рабочая сила, перемещали целые сёла зависимых латышских крестьян в малонаселенные области Ливонии. В результате ливы оказались почти полностью ассимилированы латышами.


Ливы из села Ирбен

Включение Прибалтики в состав Российской империи несколько притормозило этот процесс. Полной ассимиляции избежали некоторые ливские поселения самой северной оконечности Курляндии (мыс Домеснес) - около 3000 человек. Объяснялось это в первую очередь разницей в традиционных хозяйственных занятиях двух народов: если ливы занимались в первую очередь рыболовством, то латыши - сельским хозяйством и лесозаготовками.



Ливония на рубеже XVII-XVIII веков

Но распад Российской империи в 1917 году привёл к формированию в Прибалтике новых независимых государств, каждое из которых проводило политику коренизации. Оказавшись изолированными от основной массы эстонцев, ливы практически полностью ассимилировались в языковом плане. Последняя книга на ливском языке вышла в 1939 году.

Сегодня численность ливов оценивается примерно в 400 человек, 64 из которых проживают в России. Исторический язык ливов ныне почти не используется в живом общении, хотя продолжает изучаться энтузиастами в Прибалтике, а также на языковых факультетах ВУЗов. 92 % современных ливов называют родным языком латышский, 8 % - русский. И всего лишь одну женщину можно назвать полноценным носителем языка. Вот уж кому действительно поговорить не с кем!

P.S. Я впервые узнал об этом народе много лет назад из стихотворения А.Вознесенского:

Островная красота.
Юбки в выгибом, как вилы.
Лики в пятнах от костра -
это ливы.

Ими вылакан бальзам?
Опрокинут стол у липы?
Хватит глупости базлать!
Это - ливы.

Ландышевые стихи,
и ладышки у залива,
и латышские стрелки.
Это? Ливы?

Гармоничное «и-и»
вместо тезы «или - или».
И шоссе. И соловьи.
Двое встали и ушли.

Лишь бы их не разлучили!
Лишь бы сыпался лесок.
лишь бы иволгины игры
осыпали на песок

сосен сдвоенные иглы!
И от хвойных этих дел,
точно буквы на галете,
отпечатается «л»

Маленькое на коленке!
Эти буквы солоны.
А когда свистят с обрыва,
это вряд ли соловьи,
это - ливы.
1967

Андрес Хейнапуу

Первые ливы, или Ливский народ как этнофутуристический проект

Тезисы

1. В некоторых текстах финно-угры России ставят знак равенства между этнофутуризмом и постмодернизмом. На самом деле постмодернизм – лишь благоприятная среда для этнофутуризма. Постмодернизм не диктует строгие правила, как стать культурным и этим дает возможность создания акцептабельно модной культуры основываясь на свою почву, на свою традицию, не по чу жим рецептам.

2. К начале ХХ века боль шинство ливского народа (в т.ч. все ливы Лифляндии) было ассимилировано латы шами (отчасти насильственно). Ливский язык и ливское самоидентификация сохранились только на отдаленном Ливском берегу в Курляндии. Самоназванием ливов было randalist (жители побере жья) или kalamied (рыбаки). базой ливской культуры было рыболовство и мореходсто, подобно тому, как оленеводство для хантыйской или саамской культуры.

3. Самосознание ливов было пробу ждено в начале 20-х годов финскими и эстонскими учеными (Л.Кеттунен, О.Лооритс). В Латвии в 20-е–30-е годы ливский язык и ливы не обладали никакими правами. литература на ливском языке печаталась за рубе жом (в Эстонии и в Финляндии), ротатор для печатания своего журнала был подарен финнами, народный дом ливов был построен в боль шинстве за финские, эстонские и венгерские средства. Ливская культура полностью зависила от иностранной помощи и от вне шних влиянии.

4. Советские оккупационные власти перестали признавать да же существование ливской национальности (в паспортах, при переписи населения) и ли шили ливскийй народ средств существования. После запрета выйти на море (пограничная милитаризованная зона) быв шие рыбаки были выну ждены искать работу в городах (Вентспилс, Рига).

5. Во время Советской оккупации ливская нация была признана только (преимущественно эстонскими) учеными, как объект научного исследования. Ученые считали, что ливы – вымирающий народ, старались, как мо жно боль ше, собирать материалов от последних ливов. Быть последними – эта была единственной возмо жностью существования нации.

6. "Поющая" революция/реставрация в Балтийских странах в общем культурном контексте постмодернизма родила в Эстонии этнофутуризм, а в Латвии возродила ливов. Молодое интеллигентное поколение городских ливов, которые провели на Ливском берегу только свои летние каникулы, приобрело ливское самосознание и начало учиться ливскому языку. Их девизом стал: "Реализуем утопические идеи". Они были свободны от традиционного образа жизни и независимы от эстонских ученых, при том умели пользоваться результатами их работы. Им не ну жно было стать последними, они стали первыми ливами. вместе с тем стали возникнуть конфликты и с "рыбаками", и с "последними" и "экономическими" ливами.

7. Дости жения ливского дви жения в Латвии 1988-1999 превоходят все былое. за это время ливы достигли статуса коренного народа, был создан государственный культурно/исторический заповедник "Ливский берег", готовят государвенную программу по развитию и изучению ливской культуры. Впервые был избран лив в Латвийский парламент. Впервые издался журнал на ливскон языке, была издана первая антология ливской поэзии (одновременно первая книга на ливском языке, изданная в Латвии), первый ливско-латы шский словарь, п ервый ливско-английский разговорник. Первый лив кончил Тартуский университет. Был открыт первый ливский кабак-информационный пункт ливской культуры в Ливонии.

8. Перспектива. В принципе не исключена возмо жность повторения опыта Израиля, т.е. возвращения части ливов на Ливский берег в будущем. Гарантировано, что при жизни ныне шнего поколения ливский народ не вымрет.

9. Выводы. Причина успеха ливов – ливы впервые в ХХ веке стали ощущать себя субъектами и вести себя, как субъекты. Современная ливская культура этнофутуристическая, так как она основывается на хоро шем знании своих корней и ориентированная на будущее. Аналогично тому, как социально-политическая среда конца 80-х – 90-х годов дала возмо жность ливам стать суверенным субъектом, позволяет и эстетическая среда постмодернизма ка ждому народу, ка ждому худо жнику стать самостоятельным субъектом. Молодые ливы не ждали советов ни от эстонцев, ни от Латвийского государства, они сами знали, что хотят. И мы не дол жны учиться у Барта или Лакана, а учить их.

Ливы (по-латышски lībieši, ед. число lībietis; по-ливски liibi; древне-русская либь, латинское Livones, немецкое Liven) – финно-угорская народность, проживавшая на территории нынешней Латвии и давшая название Ливонии и Лифляндии. Если бы ливы оказались в одном административном образовании с более северными финно-угорскими племенами (впоследствии образовавшими эстонский народ), то они, конечно же, слились бы с эстонцами.

Но западные ливы оказались изолированы на севере Курского полуострова (см. карту при статье латыши), после Ливонской войны попали в Курляндское герцогство и в дальнейшем все время жили вместе с балтским (латышским) большинством, в результате чего к 20-му веку почти полностью ассимилировались, оставив в местах своего обитания особый, ливский диалект латышского языка.

Восточные ливы, жившие на противоположном берегу Рижского залива, легче могли слиться с эстонцами, т.к. имели с ними непосредственную границу. Но на их этническую судьбу решающее влияние оказала Северная война. Ливы, как и жители соседних латышских областей, были почти полностью истреблены войсками будущего графа Шереметева и шедшими вслед за ними голодом и эпидемиями. А потом ливские земли по воле дворян были заполнены переселенцами из Курляндской губернии (см. земгалы ). Остатки восточных ливов были ассимилированы латышами в середине 19-го века. В начале 20-го века среди старшего поколения были еще люди, помнящие «живых ливов» и знавшие отдельные слова их языка (но не сам язык).

Несколько лучше было положение с западными ливами. Перепись 1881 года там зафиксировала 2400 ливов, а перепись 1897 года – 1312 ливов (но это число считают заниженным из-за ошибки обработчиков данных, причисливших часть ливов к литовцам). В 1920 году в Латвии фиксирован 831 лив, а в 1926 году – 1238 (в промежутке вернулась часть Курляндских беженцев из России). Перепись 1959 года зарегистрировала в Латвии 185 ливов, 1970 года – 48. В настоящее время (2007) не известно ни одного лица младше 65 лет, для кого ливский язык был бы родным. Ливский язык знают несколько человек самого старшего поколения, и несколько десятков изучили его как иностранный язык.

Латвийская Республика официально признает себя родиной латышей и ливов. Существуют программы по восстановлении ливского языка и культуры (сотрудничая при этом с родственными ливам эстонцами и финнами). Признание себя потомком ливов в Латвии считается довольно престижным, и иногда таковыми себя объявляют люди, на самом деле не имеющие ливских предков.

Происхождение (этимология) корня «лив/либ» неизвестно.

Валдис Эгле

Территориальное размещение пяти этнических элементов:

Расселение племен и государственные образования на территории нынешней Латвии ок. 1200 г. (в начале вторжения крестоносцев).

Земгалы

Карта из Латвийской Советской энциклопедии (1984).

Далее читайте:

Латыши , этим словом обозначается коренной народ теперешней Латвии.

Латгалы - древнелатышская народность в восточной части современной Латвии.

Латвиеши (latvieši; ед.число – latvietis) – самоназвание латышского народа.

Латгальцы (на литературном латышском «latgalieši»; на собственном диалекте «latgalīši») – коренное население восточной части Латвии (Латгалии).

Курши (по-латышски kurši, более древняя форма kursi, ед. число kursis; в древнерусских летописях корсь, кђрсь; немецко-латинское Curones) – балтская народность.

Земгалы - (Земигола), древнее латышское племя в средней части Латвии, в бассейне р. Лиелупе.

Селы - древнелатышский племенной союз, занимавший к 13 в. территорию на юге современной Латвии и соседний район на северо-востоке современной Литвы.

ЛИВЫ - народ в Латвии.

Числен-ность 177 человек (2000, пе-ре-пись). Го-во-рят по-ла-тыш-ски (несколько человек со-хра-ня-ют лив-ский язык). Ве-рую-щие - лю-те-ра-не. Вы-де-ля-лись груп-пы вос-точ-ных, или вид-зем-ских, Ливов (груп-пы на пра-во-бе-ре-жье Дау-га-вы, в бас-сей-не реки Га-уя, об-лас-тях Мет-се-по-ле, час-тич-но в Иду-мее; доль-ше дру-гих - до 2-й половины XIX века - со-хра-ня-лась груп-па Ливов в бас-сей-не реки Са-ла-ца) и за-пад-ных, или кур-зем-ских, Ливов - на се-ве-ре Кур-зем-ско-го полуострова (до 2-й половины XX века).

Пред-ки Ливов - древ-ней-шее при-бал-тий-ско-фин-ское на-се-ле-ние северной Кур-зе-ме и Ви-д-зе-ме, гра-ни-чив-шее с бал-та-ми. Для древ-не-лив-ской куль-ту-ры ха-рак-тер-ны мо-гиль-ни-ки с ка-мен-ны-ми ог-рад-ка-ми (1-я половина 1-го тысячелетия н. э.). Во 2-й половине X века Ливы по-яв-ля-ют-ся в ни-зовь-ях Дау-га-вы, во 2-й половине XI века - в ни-зовь-ях Га-уи. В ни-зовь-ях Дау-га-вы они кон-так-ти-ро-ва-ли со скандинавскими пе-ре-се-лен-ца-ми из Кур-зе-ме (Гро-би-ня, Зле-кас). Таким образом, куль-ту-ра Ливов вклю-чи-ла в се-бя скандинавские и балт-ские эле-мен-ты. За-кре-пив-шись в ни-зовь-ях Дау-га-вы, Ливы по-лу-чи-ли кон-троль над про-хо-див-шим там от-ветв-ле-ни-ем пу-ти «из ва-ряг в гре-ки». Важ-ней-шим цен-тром про-то-го-род-ско-го ти-па ста-но-вит-ся го-ро-ди-ще Да-уг-ма-ле, на-се-ле-ние ко-то-ро-го при-ни-ма-ло ак-тив-ное уча-стие в ме-ж-ду-народной тор-гов-ле . В даль-ней-шем важ-ное зна-че-ние при-об-ре-ла тор-гов-ля и на северо-восточном на-прав-ле-нии, свя-зы-вав-шем Риж-ский залив по реке Га-уя с Пско-вом и Нов-го-ро-дом.

В муж-ском и жен-ском ме-тал-лических убо-рах древ-них Ливов про-сле-жи-ва-ют-ся скандинавские тра-ди-ции. Для жен-ско-го кос-тю-ма ха-рак-тер-ны: скандинавские и ме-ст-ные ва-ри-ан-ты оваль-ных (че-ре-па-хо-вид-ных) фи-бул, близ-кие к т. н. ка-рель-ским фи-бу-лам (позд-нее ис-че-за-ют у кур-зем-ских Ливов, их сме-ня-ют бу-лав-ки саа-рем-ских и зем-галь-ских ти-пов); тра-пе-цие-вид-ные ажур-ные це-пе-дер-жа-те-ли, круг-лые ме-тал-лическим с пун-сон-ным ор-на-мен-том и ян-тар-ные под-вес-ки , мо-не-ты, аму-ле-ты (зоо-морф-ные, ло-жеч-ки, клю-чи-ки, клы-ки мед-ве-дя), по-лые брас-ле-ты с ром-бическим тис-нё-ным ор-на-мен-том; для муж-ско-го - под-ко-во-об-раз-ные фи-бу-лы, по-яс-ные пряж-ки с пле-тё-ным ор-на-мен-том западно-фин-ско-го об-ли-ка. В муж-ских по-гре-бе-ни-ях на-хо-дят так-же пред-ме-ты воо-ру-же-ния - ме-чи, рав-но-сто-рон-ние и вис-лообуш-ные то-по-ры, на-ко-неч-ни-ки ко-пий и дро-ти-ков. С X века поя-ви-лись за́м-ко-вые ок-ру-га с цен-тра-ми в ук-ре-п-лён-ных го-роди-щах. Со 2-й половины XI века Ливы пла-тили дань по-лоц-ким князь-ям. В ни-зовь-ях Дау-га-вы ос-но-вы-ва-лись фак-то-рии русских и западноевропейских куп-цов. С ру-бе-жа XII-XIII веков у Ливов скла-ды-ва-лось круп-ное зем-ле-вла-де-ние. Про-ис-хо-ди-ло объ-е-ди-не-ние зам-ко-вых ок-ру-гов в две бо-лее круп-ные административные еди-ни-цы - об-лас-ти, за-тем раз-вер-ну-лась борь-ба ме-ж-ду пра-ви-те-ля-ми этих двух об-лас-тей за гос-под-ство над все-ми Ливами к се-ве-ру от Дау-га-вы. К концу XII века Ливов на-счи-ты-ва-лось от 15 до 38 тысяч че-ло-век.

В 1180-х годах в рай-оне рас-се-ле-ния Ливов по-я-ви-лись ка-то-лические мис-сио-не-ры и кре-сто-нос-цы. К 1206-1212 годам от-но-си-тся пер-во-на-чаль-ная за-пись (на немецком языке) пра-ва Ливов (смотри в статье Ли-вон-ские прав-ды). Вид-зем-ские Ливы бы-ли пол-но-стью по-ко-ре-ны к концу 1210-х годов. По эт-но-ни-му весь за-воё-ван-ный кре-сто-нос-ца-ми ре-ги-он в гра-ни-цах современной Лат-вии и Эс-то-нии ста-ли на-зы-вать Ли-во-ни-ей. В Северной Кур-зе-ме пе-ред уг-ро-зой за-вое-ва-ния в начала XIII века ус-ко-рил-ся про-цесс соз-да-ния ран-не-го-су-дар-ст-вен-ных об-ра-зо-ва-ний на дву-эт-нич-ной (лив-ско-курш-ской) ос-но-ве. За-вое-ва-ние кур-зем-ских Ливов за-вер-ши-лось в начале 1230-х годов. К концу XIII века поч-ти все Ливы пре-вра-ти-лись в фео-даль-но-за-ви-си-мое на-се-ле-ние во вла-де-ни-ях немецких лен-ни-ков Ли-вон-ско-го ор-де-на и ар-хи-епископа Риж-ско-го. Ис-клю-че-ние со-ста-ви-ли не-мно-гие по-том-ки лив-ских но-би-лей - часть мел-ких слу-жи-лых зем-ле-вла-дель-цев ли-вон-ских лан-дес-гер-ров, ко-то-рые со-хра-ня-лись до ли-к-ви-да-ции ли-вон-ских фео-даль-но-ду-хов-ных го-су-дарств в 1559-1566 годах.

По Альт-марк-ско-му пе-ре-ми-рию 1629 года тер-ри-то-рия вид-зем-ских Ливов во-шла в со-став шведской Лиф-лян-дии, кур-зем-ских - Ре-чи По-спо-ли-той (Пил-тен-ский ок-руг и Кур-лянд-ское гер-цог-ст-во). В те-че-ние 1-й половине XVII века они ока-за-лись на по-ло-же-нии кре-по-ст-ных кре-сть-ян (в Лиф-лян-дии за-кре-п-ле-но «По-ли-цей-ски-ми пра-ви-ла-ми» 1668, ко-то-рые при-ме-ня-лись так-же и по-ме-щи-ка-ми в Кур-лян-дии). В XVIII веке зем-ли Ливов во-шли в со-став Российской им-пе-рии: вид-зем-ских - в 1710 году в хо-де Се-вер-ной вой-ны 1700-1721 годов, кур-зем-ских - в 1795 году по 3-му раз-де-лу Ре-чи По-спо-ли-той.

На-учный ин-те-рес к Ливам и их куль-ту-ре на-чал про-яв-лять-ся со 2-й половины XVIII века (А.В. Ху-пель и др.). К середине - концу XIX века от-но-сит-ся пе-ри-од воз-ро-ж-де-ния Ливов, свя-зан-ный с име-на-ми Я. Прин-ци-са (1796-1868 годы) и его сы-на - Я. Прин-ци-са-млад-ше-го (1821-1904 годы). Они на-ча-ли со-би-рать про-из-ве-де-ния лив-ско-го фольк-ло-ра, от-кры-ли шко-лу. На-ча-ла фор-ми-ро-вать-ся лив-ская ин-тел-ли-ген-ция.

В 1920-1930-е годы в Лат-вий-ской рес-пуб-ли-ке за-пи-сы-ва-лись про-из-ве-де-ния лив-ско-го фольк-ло-ра, изу-чал-ся лив-ский язык. На-ря-ду с этим шло ак-тив-ное раз-мы-ва-ние тра-диционной куль-ту-ры Ливов.

Вид-зем-ские Ливы за-ни-ма-лись в основном зем-ле-де-ли-ем, кур-зем-ские - ры-бо-лов-ст-вом, лес-ны-ми про-мыс-ла-ми, мор-ской ре-гио-наль-ной тор-гов-лей. Во вре-мя 1-й ми-ро-вой вой-ны лив-ский ры-бо-ло-вец-кий флот был пол-но-стью унич-то-жен. Тра-диционное по-се-ле-ние при-бреж-ных ли-вов - по-сёл-ки, со-сто-яв-шие из боль-ших до-мов (e̅rbik̦is), в ко-то-рых жи-ли по несколько се-мей. Ха-рактер-ные де-та-ли жен-ско-го кос-тю-ма - на-плеч-ное по-кры-ва-ло (кыр-тан), че-пец с про-доль-ной те-мен-но-за-ты-лоч-ной и 2 бо-ко-вы-ми час-тя-ми, сва-деб-ный ве-нок с ук-ра-ше-ни-ем из бу-син на длин-ных про-во-лоч-ках и др.; ра-нее дру-гих ста-ли но-сить по-куп-ные фаб-рич-ные ша-ли. Для муж-ско-го кос-тю-ма ха-рак-тер-на ко-рот-кая при-та-лен-ная курт-ка.

В Лат-вий-ской Рес-пуб-ли-ке Ливов бы-ли при-зна-ны как ко-рен-ной на-род (за-кон от 19.3.1991 года). Ком-плекс-ное изу-че-ние Ливов ве-дёт-ся в АН Лат-вии, про-во-дит-ся ра-бо-та по ис-сле-до-ва-тель-ской про-грам-ме «Ли-вы Лат-вии» (при-ня-та Ка-би-не-том ми-ни-ст-ров Лат-вии в 1999 году, окон-ча-тель-но ут-вер-жде-на в 2008 году). С 1992 года на ла-тышском языке. из-да-ёт-ся газета «Līvli». С 1994 года в Ри-ге ра-бо-тает Центр лив-ской куль-ту-ры, вы-хо-дит ин-фор-мационный бюл-ле-тень «Ыва» («Õva̅» - «По-ток»). Ливы име-ют национальный гимн на ту же му-зы-ку, что и гим-ны Эс-то-нии и Фин-лян-дии (композитор Ф. Па-ци-ус). В 1991-2003 годах на се-ве-ре Кур-зем-ско-го полуострова (ме-ж-ду Кол-кой и Гип-кой) су-ще-ст-во-ва-ла осо-бо ох-ра-няе-мая тер-ри-то-рия «Лив-ский бе-рег» (Lī-võd Ra̅nda). В Стай-це-ле (Вид-зе-ме) от-крыт му-зей, по-свя-щён-ный ме-ст-ным Ливам. В селе Ма-зир-бе (Кур-зе-ме) уст-раи-ва-ет-ся еже-год-ный празд-ник ли-вов.

gastroguru © 2017