Чернигов. Пятницкая церковь. Украина. Город Чернигов. Пятницкая церковь Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Более семи веков украшает центральную часть древнего Чернигова этот каменный цветок - маленькая церквушка в честь Параскевы-Пятницы. Каких только исторических перипетий не видели эти могучие стены архитектурной достопримечательности домонгольского периода! Кстати, в Чернигове таких достопримечательностей больше, чем в любом другом городе Украины и Европы. О некоторых из них, в частности и , корреспондент РИСУ Любовь ПОТАПЕНКО уже рассказывала нашим читателям.

Этот храм был построен как трапезная церковь Пятницкого монастыря в конце ХІІ - в начале ХІІІ века на черниговском посаде, возле торга, и назван в честь святой великомученицы Параскевы-Пятницы (женщины, которая проповедовала христианство языческим народам в первые века нашей эры) - покровительницы торговли, сельского хозяйства, семьи.

Церковь имеет вид стройной башни с почти квадратным основанием. Ее размер 11х13 м. Это небольшой одноглавый четырехстолпный трехапсидный храм с толстыми стенами, возведенными древнерусской техникой «в ящик». В этой технике снаружи и изнутри идут ряды кирпича, а промежутки между ними заполнены известко-бетоном. На втором ярусе в стенах, на уровне окон и хоров, устроены галереи, связанные с окнами-бойницами, которые могли использоваться во время обороны.

Главная особенность сооружения -арки, которые поддерживают баню и размещены выше прилегающих сводов. Это дало возможность создать второй ярус, а третий ярус кокошников декоративный.

В давние времена интерьер церкви был украшен фресками, до наших дней сохранился фрагмент орнамента в откосе оконного проема в центральной апсиде. Тогда церковь имела два входа: через один заходили мужчины, через второй - женщины.

Фактически это была крепость. Старинная легенда рассказывает о том, что когда монголо-татары уже захватили город Чернигов, осталась стоять одна Пятницкая церковь, в которой заперлись и оборонялись монахи, женщины и дети. Невзирая на все атаки, захватчики никак не могли ее взять, и большая часть завоевателей пошла на Киев. А когда закончились последние запасы хлеба и воды - защитники-монахи поднялись в верхнюю часть храма и выбросились на копья кочевников.

Это культовое сооружение имеет стройную удлиненную композицию - храм, расположен на невысоком возвышении, динамически «взлетает» вверх и «вырастает». Особенно, когда на него смотреть издалека или во время движения в транспортном средстве. Внутри прямоугольные стены плавно переходят в барабан, который опирается на арки, которые поднимаются одна над другой, словно волны. Здание одинаково органически воспринимается со всех сторон, демонстрирует редкое равновесие и стройность форм. Архитектура храма дает ученым основания допускать, что его возводил известный по летописям зодчий Петр Милонег (киевский зодчий конца XII - начала XIII века). Он построил (1199-1200 гг.) на берегу Днепра под Выдубычским монастырем каменную подпорную стену, которой восхищались современники, считая ее чудом архитектуры. Есть доказательства, что Милонег построил также храм святого Василия в Овруче.

Существует интересное, хотя и не доказанное предположение о том, что Пятницкая церковь построена по воле и за средства князя Игоря, того же князя - главного героя и возможного автора «Слова о полку Игоревом». Художественное совершенство «Слова» исследователи объясняют не случайностью или исключительным дарованием его автора, а высокой общей тогдашней культурой Чернигово-Северской земли, о которой ярко свидетельствует и Параскева-Пятница (с ее визуально легкими, но такими массивными красными стенами, утонченными пучковыми пилястрами, небольшими апсидами, узкими окошками, арками-закомарами, орнаментными мережками). Черниговцам кажется вероятным, что именно князь Игорь построил Пятницкий храм в память о своем счастливом побеге из половецкого плена. А то, что он построен на торгу, может свидетельствовать о благодарности князя местному купечеству, которое помогало ему материально.

Стоит обратить внимание на то, что построенная лишь два столетия спустя после Крещения Руси Пятницкая церковь архитектурно никоим образом не является копией храмов Византии, в целом однообразных и приземленных, тогда как достаточно много христианских храмов Киевской Руси, созданных местными и греческими мастерами, их архитектура и мозаика, говорят языком новым и мудрым, символизируют отрыв от земли, быта, темноты. Именно такова и Пятницкая церковь. Кстати, в те времена западная Европа еще не переживала «бума» строительства храмов. Так, например, в Париже было только две каменные, возобновленные после давнего норманского набега, церкви - Сан Жермен де Прет и Сан Жермен л’Оксерруа, а также возвышался недостроенный собор Парижской Богоматери.

Судьба Пятницкой церкви очень сложна и драматична. Впервые она пострадала от монголо-татарского нашествия в 1239 году. Позже храм испытал еще достаточно много разрушений и перестроек.

После национально-освободительной войны 1648-1654 годов монастырь был отстроен на средства черниговского полковника В.А. Дунина-Борковского. В конце ХVІІІ века комплекс состоял из каменной Пятницкой церкви в стиле украинского барокко: она имела уже семь куполов, появились многоярусные элементы, достроены башни и репиды. Монастырь окружили деревянным ограждением, а на территории его построили кельи с храмом Ивана Предтечи, колокольню с храмом Прокофия.

Пострадала эта достопримечательность и от пожара 1750 года, после которого ее опять отстроили, а фасады украсили лепкой. В 1786 году по приказу императрицы Екатерины ІІ монастырь был ликвидирован, а кельи, трапезная и дом игуменьи разобраны в 1805 году.

С 1789-го до 1805 года на территории монастыря действовала главная народная школа. В 1806 году церковь ремонтировали, а в 1820-ом была построена интересная ротонда-колокольня, которая дополнила общую барокковую композицию. Пожар 1862 года и последующее восстановление изменили вид достопримечательности.

На 1916 год церковь имела землю с погостом 633 квадратных сажени. На территории находились два деревянных дома для церковнослужителей, кирпичные лавки, построенные в церковном ограждении, которые сдавались в аренду. За счет церкви осуществлялся ремонт домов и скамей. Действовала и церковная библиотека, которая насчитывала 200 томов книг для чтения.

При церкви функционировали два учебных заведения. В приходе был 91 двор - 963 души обоего пола и разного социального состояния: из них 195 дворян, 36 духовных лиц, 542 души крестьян, 43 души военных чинов и казаков.

Поэтому на начало ХХ века Пятницкая церковь была одним из духовно-просветительских центров Чернигова.

Но наибольшие разрушения нанесены церкви в годы Второй мировой войны: в результате взрыва авиабомбы она была разрушена наполовину. Только многолетними усилиями авторитетного на то время реставратора П. Д. Барановского церковь была отреставрирована и возрождена в первобытном виде. Утраченные части были возобновлены, для работ изготовлялся специальный кирпич шести разновидностей по образцам и размерам древней плинфы, а блоки, найденные во время разборки руин, были вмонтированы в новые стены, которые клались по шаблонам, имитируя технику построения ХІІ-ХІІІ веков.

На протяжении 1943-45 годов были проведены консервационные работы, а реставрационные длились долгие 17 лет. И только в 1962 году реставрация церкви в виде, близком к первоначальному, была завершена. При этом не были возобновлены изначально построенные боковые притворы, а также пристройки ХVII-XIX веков и ротонда. К сожалению, в процессе работ были разрушены не только разные церковные пристройки и ограждение, но и колокольня ХІХ века, которая имела художественную и историческую ценность. C 1972-го по 1989-й год в сооружении действовала экспозиция «Пятницкая церковь - достопримечательность древнерусской архитектуры и искусства ХІІ века».

С 1991 года Пятницкая церковь - действующий храм Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и любимое место молитвы многих жителей Чернигова. И не удивительно, ведь в небольшой, уютной, веками намоленной церкви по-особенному чувствуется благодать и присутствие Божье. В храме ежедневно происходят службы, осуществляются Таинства крещения, венчания, удовлетворяют свои духовные потребности сотни верующих. Посещает также храм большое количество паломников и туристов из Украины и из-за границы.

Недавно, в начале 2000-х годов, на стене церкви открылась интересная деталь: изложенный кирпичом крест, датированный концом ХII века, который до сих пор был тщательным образом заштукатурен реставраторами в советское время. Эта часть церкви не была разрушена ни во время монголо-татарского нашествия в ХIII веке, ни во время фашистского, потому изображение сохранилось. Местные историки рассказывают, что когда выдающийся архитектор и археолог Петр Барановский возобновлял храм после Второй мировой войны, из Исторического музея к нему пришел ученый и говорит: «Где-то здесь должен быть крест, который есть на старинных чертежах церкви, хотя его и не видно». И этот крест, изложенный во время возведения церкви, таки нашли, но заштукатурили. На всякий случай...

О времени постройки Пятницкой церкви в письменных источниках сведений не имеется. Наиболее ранние упоминания о ней относятся к XVII в., когда здесь был основан женский монастырь. В конце XVII в. храм был перестроен в стиле украинского барокко. С 1786 г. монастырь был закрыт и церковь стала приходской. В 1820 г. к ней была пристроена колокольня, а в 1850 г. - приделы. Вплоть до Великой Отечественной войны памятник детально не обследовался. В 1943 г. он сильно пострадал при воздушной бомбардировке. На полную высоту сохранились лишь северная и восточные части здания, тогда как западная и южная стены были на три четверти разрушены. Ступенчатые своды храма уцелели с северной и восточной сторон, а с восточной - даже кокошник, расположенный в основании барабана. Фрагмент барабана был найден при разборке руин. В 1945-1949 гг. проводились работы по обследованию памятника и его укреплению (П. Д. Барановский). Разборка руин и доследование в процессе подготовки к реставрации исполнены в 1953-1959 гг. (Н. В. Холостенко). С 1959 г. велась реставрация памятника, вернувшая ему первоначальные формы (П. Д. Барановский).

Пятницкая церковь - четырехстолпный трехапсидный храм (табл. 7). Общая длина его 16 м, ширина 11.5-12 м, азимут 33е. Высота здания около 24 м. Столбы в плане квадратные (со сторонами 1.52-1.54 м) со скошенными углами. Над столбами в пятах подпружных арок лежат шиферные карнизные плиты. Внутренних лопаток в церкви нет, а внешние имеют форму сложнопрофилированных пилястр, завершающихся тонкими полу колонками. Ширина пилястр 1.03 м, а их вынос от стены - до 37 см. Западные угловые лопатки более широкие и плоские, со скошенными углами. Средние членения фасадов завершаются полукруглыми закомарами стрельчатой формы, а боковые - закомарами в четверть круга. Подпружные арки расположены выше примыкающих сводов и образуют снаружи храма второй ярус закомар. В основании барабана расположен третий ярус закомар, вернее кокошников,
чисто декоративных и не отвечающих конструкции сводов. Подкупольное пространство слегка вытянуто вдоль храма, а барабан поэтому имеет в плане овальное очертание.

В западном членении храма находились хоры. Средняя их часть опиралась на цилиндрический свод, повернутый осью по линии С-Ю, а угловые - на своды с осью, направленной по линии 3-В. Лестница для подъема на хоры размещалась в западной стене и перекрыта уступчатым коробовым сводом. В северной и южной стенах есть перекрытые сводами внутристенные ходы, расположенные на уровне хор и имеющие выход на хоры.

По фасадам храма проходит лента кирпичного меандра, выше которой расположены окна, еще выше, в средних членениях фасадов, - полоса декоративных ниш. В нишах сохранились остатки штукатурки. В средних закомарах северного и южного фасадов размещены тройные окна, а в средней закомаре западного фасада - одиночное окно с бровкой. Боковые закомары западного фасада запяты кирпичным решетчатым орнаментом. Порталы имеют профилированное обрамление (в северном - более простое, уступчатое); над ними расположены бровки. На апсидах размещены вертикальные тяги, а на верху апсид - декоративный решетчатый пояс и полоса ниш. В центральной апсиде три окна, в боковых - по одному. 12-оконный барабан украшен тонкими вертикальными тягами и завершен аркатурой с вставленными в нишки терракотовыми плитками. Пол храма был выстлан поливными керамическими плитками, уложенными на растворе поверх 20 см песчаной подсыпки. Отмечены остатки фресковой росписи в интерьере церкви и в нишах на фасадах.

Здание сложено из кирпичей в равнослойной технике. Кладка велась в виде двух кирпичных стенок с заполнением из кирпичного боя и мелких камней па растворе. Через 5-7 рядов такой кладки размещались 2-3 ряда кладки, проходящей сквозь всю стену. Столбы и своды выложены сплошной кирпичной кладкой. Размер кирпичей 4.5-5X16-20 (главным образом 19)Х27-28 см. Встречаются лекальные кирпичи различных типов. Раствор розовый от примеси цемянки. Кирпичи очень разнообразны по тесту, обжигу и формовке. У многих из них на торцах имеются знаки. В стенах отмечено несколько ярусов деревянных связей. В своды (особенно в паруса) были вложены амфоры.

Фундамент имел характер сплошного котлована, выбранного под всем зданием на глубину 40-45 см. Ниже шли фундаментные рвы, достигавшие материкового грунта. Фундаменты сложены из кирпичного боя на растворе с цемянкой. Глубина фундаментов от уровня древней поверхности 1.4 м. Рядом с церковью и под нею обнаружен культурный слой XI-XIII вв.

По сведениям Г. М. Штендера, принимавшего в 1957 г. участие в восстановлении церкви, некоторые детали, например бровка над порталом, не были документированы на самом памятнике, а воссозданы но аналогии с церковью в Овруче, были находимы также лекальные кирпичи, свидетельствующие о наличии пилястр с «трилистником» - типа встреченного в храме Новгорода-Северского.

Судя по архитектурным формам и технике, памятник относится к концу XII - первой трети XIII в. На основе сопоставления этих данных с событиями политической истории П. Д. Барановский предложил более узкую дату - первые годы XIII в.

Барановский П. Д. Собор Пятницкого монастыря в Чернигове. - В кн.: Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. М.; Л., 1948, с. 13-34; Холостенко Н. В. Архитектурно-археологические исследования Пятницкой церкви в г. Чернигове. - СА, 1956, т. 26, с. 271- 292; Шуляк В. В. П’ятницька церква в Чернігові. - Археологія, 1975, т. 16, с. 118-121; ПІтендер Г. М. Разметка архитектурных форм древними зодчими. - В кн.: Памятники культуры. М., 1959, т. 1, с. 70-71.

10 ноября по новому стилю православными почитается великомученица Параскева Пятница. В годину тяжелых испытаний Русского Православия на территории Украины, когда раскольники-самосвяты, униаты, опираясь на боевиков-нацистов, захватывают во многих регионах храмы канонической УПЦ МП, избивают священников и прихожан, мы напомним об одной из величайших храмовых жемчужин Древней Руси, шедевре русской и мировой храмовой архитектуры — Пятницкой церкви в Чернигове.

В 70-ю годовщину освобождения УССР от немецко-фашистских захватчиков начнем воспоминания о судьбе этого собора с 1943 года, ибо возрождение его в новейшей жизни началось именно тогда - буквально в первые дни после того, как оккупантов выбили из Чернигова.

Чернигов, один из старейших городов Руси, некогда столица Северского княжества, где сохранилось значительное количество архитектурных памятников древности, был подвергнут немцами в дни Великой Отечественной войны жесточайшей бомбардировке, имевшей целью стереть город с лица земли. При этом погибли музеи, исторические и художественные ценности и архивы, жестоко пострадали от огня все архитектурные памятники, среди которых наиболее был поврежден собор Пятницкого монастыря.

Пятницкая церковь перед Великой Отечественной войной

Разрушенный храм Пятницы Параскевы

В акте Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР от 15-21 декабря 1943 г. были описаны следы жутких злодеяний и разрушений. В частности, было отмечено: «Пятницкая церковь конца XII - начала XIII века — один из самых редких и замечательных памятников древнерусского искусства великокняжеской эпохи, сожжен немецкими зажигательными снарядами в части кровель и внутри здания при бомбардировке 23 августа 1941 года, а затем разрушен фугасными бомбами 25 сентября 1943 года: обрушилась глава, большая часть сводов, два западных пилона и большая часть западной и южной стен».

Эволюция внешнего вида храма с XII в. Рис. А.А. Карнабеда

Как замечает архитектор-реставратор А. Л. Карнабед в статье «Возрождение черниговской “Пятницы”», в акте указывались также разрушения, причиненные и другим уникальным сооружениям Чернигова, в том числе Спасскому (нач. XI в.), Борисоглебскому и Успенскому (XII в.) соборам. Акт подписали эксперт Чрезвычайной комиссии П. Д. Барановский, украинский архитектор Ю. С. Асеев и старший научный сотрудник Черниговского исторического музея А. А. Попко.

П.Д. Барановский

Петр Дмитриевич Барановский (1892 - 1984) — москвич, уроженец смоленского села, подвижник архитектурной реставрации, в целом 70 лет отдавший восстановлению, спасению и реставрации памятников древнерусской архитектуры, — тогда стремительно примчался на помощь древнему Чернигову.

На счету Барановского спасение храма Василия Блаженного, основание музеев в Коломенском и Спасо-Андрониковом монастыре, обмеры в 1936 г. рушимого Казанского собора на Красной площади (именно по ним храм был воссоздан в начале 1990-х).

Барановский прибыл в Чернигов 23 сентября 1943 г., через день после освобождения города. А три дня спустя на его глазах немецкий пикирующий бомбардировщик прицельно разбомбил древний Пятницкий собор. Рассказывают, что полутонный фугас расколол храм, и без того изрядно выгоревший изнутри. Ученый первым из специалистов оказался у руин. А затем - без малого двадцать лет (!) - Барановский реставрировал "Пятницу", возвращая ей первозданный вид. Между прочим, настояв на том, что восстанавливать следует не купол Растрелли, а изначальный, древнерусский.

Очевидец говорил: «Надо было видеть Петра Дмитриевича в момент исследования “Пятницы”: готовые вот-вот рухнуть остатки стен — и взбирающегося на них человека!»

П.Д. Барановский со студентами на реставрации Пятницкой церкви

Работы по восстановлению храма

Перечислим шедевры Киевской и Черниговской Руси, которые спасал Петр Барановский. По его же краткому перечню: «1943 г. Успенский Собор Киево-Печерской лавры XI в. Фиксация и проектные предложения по консервированию руин и реставрации; 1943, 1944 гг. Киевский Софийский собор 1037 г. (не имевший званий и титулов П. Барановский тогда был назначен председателем комиссии по реставрации от Академии архитектуры УССР); 1945 г. Исследование древней алтарной преграды Софийского собора и проект ее реставрации; 1943 г. Чернигов. Собор Борисоглебского монастыря XII в. Исследование, эскизный обмер и эскизный проект консервации; 1943 г. Чернигов. Собор Елецкого монастыря XII в. Исследование, эскизный обмер и проект консервации; 1943, 1945 1944 г. Киев. Храм Богородицы Пирогощей 1131 - 1136 гг. Исследование и опыт проекта реконструкции по материалам частичной фиксации перед разборкой 1936 г.; 1944 г. Киев. Храм Василия на Перуновом холме 1184 г. Исследование и опыт проекта реконструкции по материалам частичной фиксации перед разборкой 1936 г. (не существует)».

Его перу принадлежит исследование «Собор Пятницкого монастыря в Чернигове». Оно было опубликовано в 1948 г. в книге «Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками», изданной под редакцией И. Э. Грабаря.

В нём П. Барановский отмечал: «Собор Черниговского монастыря, больше известный под названием Пятницкой церкви на Красной площади (иначе на Старом базаре, или же на Пятницком поле), принадлежит к числу тех памятников древнерусской архитектуры, которые вследствие позднейших крупных перестроек настолько изменили свой облик, что под новой внешностью почти невозможно разглядеть их подлинные черты, определяющие характерные особенности эпохи и стиля. Варварское разрушение Пятницкого храма немцами при их вторжении и бомбардировке Чернигова предварило постановку научно-исследовательской проблемы изучения этого памятника, навсегда лишив возможности видеть его в облике конца XVII в., а также возможности научно раскрыть и реставрировать его во всех подлинно сохранившихся частях более глубокой древности. … Сохранившиеся руины памятника, представлявшие как бы диагональный разрез его с северо-западного угла к юго-восточному, давали возможность детального аналитического исследования здания в отношении его конструкций, характера материалов и техники. Руины представляли собой сложнейший конгломерат кирпичных кладок различного времени и характера».

Прежде всего, исследовательское внимание и интерес реставратора привлекло то обстоятельство, что все основные конструктивные элементы здания до самого верха, включая и своды, и основание главы, были сложены, в опровержение всех вышеуказанных литературных утверждений прошлого, из одинакового материала — плинфов, характерных только для домонгольской эпохи. Ступенчатые своды, сохранившиеся после обвала с восточной и северной сторон, столь не свойственные русской архитектуре домонгольской эпохи (по сложившимся в нашей науке за 100 лет представлениям), были сложены из того же древнего кирпича.

Специалисты считают, что работа Барановского по исследованию и реставрации Пятницкой церкви в Чернигове открыла новую главу в истории русской архитектуры. Памятник этот, как доказал Петр Дмитриевич, - сверстник «Слова о полку Игореве», один из первых непревзойденных образцов собственно русского зодчества. Барановский был убежден, что памятник, восстановленный во всех частях, говоря словами древнего летописца, «на диво удобренных украшениях», будет в изобразительном искусстве нашего народа таким же глубоко национальным немеркнущим светочем, как и «Слово».

Собор Пятницкого монастыря, утверждал Барановский, должен отныне занять не только хронологически наиболее раннее место, но и высшее — в системе развития форм русского зодчества раннего периода XI-XIII вв.

Стоящий на вершине разрушенной татарами большой культуры Древней Руси храм представляет, по мнению исследователя-реставратора, ясно выраженную отправную точку, с которой началось развитие национального творчества Московской Руси.

Барановский утверждал: Пятницкий храм, являясь в настоящий момент для нас новым и совершенно оригинальным, по противоречию со сложившимся представлением о русской архитектуре, поражает явной связью с памятниками и Сербии, и Москвы XIV-XV вв., и с такими вершинами русского зодчества, как Вознесенский храм в Коломенском, и особенно с деревянными русскими храмами. В этой многообразной связи Пятницкий храм является первым великим произведением нового стиля, ярко выраженного творческого гения русского народа.

Действительно, возникновение такого памятника, как Пятницкий храм, является органически закономерным событием именно в Южной Руси, где естественно создавались взаимодействия различных культур на перекрестке путей: из северо-восточной Залесской Руси в Западную Европу через Галич и из северо-западной Новгородской Руси в Византию и на Кавказ через половцев. Чернигов в XII в. был не меньшим культурным центром, чем Киев.

Волновал Барановского и общеславянский контекст. Ученый утверждал: «Не без основания же летописец сказал на первых страницах “Повести временных лет”: “Там ведь Иллирик, до которого доходил апостол Павел; тут сперва были славяне... А славянский народ и русский - один”».

Барановский сделал предположение, что зодчим Пятницкого храма мог быть «приятель» Рюрика Ростиславича - «художник и мастер непростой» Милонег-Петр. Который, по словам летописца, постройкой Выдубицкой стены Михайловской церкви Выдубицкого монастыря, ставшей княжеской усыпальницей семьи князя Всеволода Ярославовича, совершил «дело, подобное чуду».

«Он же мог и в Овруче построить Васильевскую церковь в ранние годы деятельности Рюрика, — полагал Барановский, — и в Белгороде не дошедшую до нас необычайную по высоте и на удивление украшенную церковь Апостолов, и церковь Васильевскую в Киеве на дворе княжеском, а через 5-10 лет после Выдубицкой стены построить к концу жизни Рюрика и его княгини-монахини церковь в Черниговском Пятницком монастыре. ... Исходя из высоких достоинств памятника, раскрывшегося перед нашими глазами в процессе его исследования, мы могли бы обратить к нему те же слова, которыми летописец выразил свою похвалу белгородскому храму: “Высотою же и величеством и прочим вдивь удобрена, по Приточнику глаголящему: вся добра возлюбленная моя и порока несть в тебе”».

Пятницкая церковь до 1917 года (слева) и после восстановления (1962 г.)

По проекту Барановского церковь Пятницы Параскевы была отстроена заново к 1962 г. Рассказывали, что послевоенный главный архитектор Чернигова П. Ф. Букловский требовал не восстанавливать разрушенные храмы, а, наоборот, снести руины, чтобы не портили вид и не мешали благоустройству территории. Слава Богу, специалисты-доброхоты, энтузиасты и патриоты этого не допустили. Барановский даже добился того, чтобы на одном из кирпичных заводов Чернигова началось производство плинфы по древнерусским образцам, и храм восстанавливался именно в тех формах, в которых был построен.

Увы, не удалось, как чаялось многим, сохранить храмовую колокольню, возведенную в начале XIX в. Антоном Карташевским и ставшую неотъемлемым элементом Пятницкой церкви, ее архитектурно-пространственного ансамбля.

А. Л. Карнабед подчеркивал: «В то время как не только Барановский, но и такие известные ученые, как М. К. Каргер, Г. Н. Логвин, Г. М. Штендер, Ю. А. Нельговский доказывали необходимость “сохранить колокольню как сооружение, которое дает представление о характере архитектуры комплекса до его реконструкции и содействует лучшим условиям эксплуатации и экспозиции основного памятника”, местные геростраты — начальник облотдела по делам архитектуры Гребницкий и главный архитектор города Сергиевский сделали свое дело: историческая среда была уничтожена. Нет колокольни, нет церковной ограды, нет кургана-памятника».

На баланс как «восстановленная в соответствии с проектом реставрации» Пятницкая церковь была принята 1 января 1963 г.

Но простояла закрытой до начала 1967 г., когда вместе с другими десятью памятниками архитектуры Чернигова XI—XIX вв. постановлением Совета Министров УССР была передана в Черниговский государственный архитектурно-исторический заповедник, бывший до 1979 г. филиалом киевского заповедника «Софийский музей».

В Чернигове заповедник начал работать с 1 августа 1967 г. Со следующего года здесь велась подготовка эскизов, а затем рабочего проекта музейной экспозиции «Пятницкая церковь — памятник архитектуры конца XII - начала XIII в.».

Проект музейной экспозиции в Пятницкой церкви, для которой П. Барановским в 1968 г. было передано значительное количество находок 1943-1961 гг., был разработан им же с учетом формирования музея в три этапа. В числе находок - плинфы со знаками (метками и клеймами), фрагменты фресковых штукатурок, архитектурно-строительной и гончарной керамики, изделия из цветного и черного металла, фрагменты стекол древних оконниц.

В 1947-м Барановский в автобиографии отмечал свои черниговские заслуги с присущей ему скромностью: «Из творческих работ последних лет заслуживают быть отмеченными работы по исследованию, сохранению и реставрации Пятницкого собора в Чернигове (XII в.), произведенные осенью 1944 -1945 годов от главного управления охраны памятников и давшие новые, весьма важные данные для истории русского искусства».

Сегодня черниговский храм Пятицы Параскевы, к сожалению, занят украинскими «автокефалами». Помнят ли эти гордые и заблудшие сектанты, что спасению шедевра древнерусской церковной архитектуры обязаны русским людям, и прежде всего смоленскому москвичу подвижнику и радетелю Петру Дмитриевичу Барановскому?

Архивные фото из книги «Петр Барановский. Труды, воспоминания современников». М., «Отчий дом». 1996.



Пятницкая церковь - памятник архитектуры конца XII века. Стройное башнеобразное сооружение на территории нынешнего сквера имени Богдана Хмельницкого. Возведена церковь посадскими мастерами за границей окольного укреплённого града рядом с древним торгом. Это одноглавый четырехстолпный храм с лестницей на хоры в западной стене (здесь же, в толще стен, и галереи-ходы, возможно, имевшие оборонительное значение). Центральная часть, увенчанная стройной главой с двенадцатью оконными проемами, раскрыта снизу доверху и благодаря ступенчатым аркам, опирающимся на квадратные со срезанными углами столбы, словно парит в солнечных лучах. Пятницкая церковь - один из уникальнейших памятников зодчества периода Киевской Руси. Возрождена после Великой Отечественной войны в первоначальном виде по проекту П. Д. Барановского.

Пятницкая церковь в Чернигове – уникальное произведение мастеров последнего периода древнерусской архитектуры. Церковь была построена в конце ХІІ – в начале ХІІІ в.в. на Черниговском предградье рядом с торжищем и названа в честь святой Параскевы – Пятницы, покровительницы торговли, сельского хозяйства, семьи.

Современный вид церкви – реконструкция ее в древних формах. В плане почти квадратное четирехстолпное крестовокупольное сооружение. Главная особенность архитектуры храма – оригинальное решение перехода от прямоугольной основы к барабану при помощи трехступенчатых арок – закомар. Эффект движения достигается также и с помощью вертикального членения фасадов, многопрофильными пилястрами, тонкими полуколоннами и широкими лопатками по углам. Окна и арки имеют стрельчатую форму.

Значительное внимание уделено украшению внешнего объема храма. Фасады его украшены горизонтальными полосами меандра, сетчатым орнаментом. Барабан украшает аркатурный пояс с полосою поребрика. Праздничность храму придавали яркие фресковые орнаменты в нишах, в оформлении окон и порталов.

Интересная техника кладки стен Пятницкой церкви – это древнеримская техника строительства “в ящик”. Этой экономичной техникой снаружи и внутри стен идут целые ряди кирпича – плинфы, а промежутки между ее рядами заполнены цемянобетоном.

Динамизм и выразительность присущи как внешнему, так и внутреннему виду храма. Ступенчатым сводам соответствуют внешние арки – закомары. Ступеньки на хоры встроены в толщу западной стены. На уровне хор устроены узкие галереи, которые связаны окнами-бойницами южной стены и северной.

Пятницкая церковь является самым высоким достижением последнего этапа развития древнерусской архитектуры домонгольского периода.

Пятницкая церковь неоднократно разрушалась и перестраивалась. Впервые была разрушена в 1239 г. во время татаро-монгольского нашествия. Перестраивалась в 1670 г. В 1690 г. на западном и восточном фасадах были надстроены барокковые фронтоны, а купол был сделан многоярусным. Координальные изменения произошли в ХVІІІ в. (после пожара 1750 г.) и в ХІХ в., когда к храму были пристроены боковые пределы, а в 1818-20 гг. по проекту архитектора А.Карташевского к западному фасаду была пристроена ротонда-колокольня. Церковь стала семикупольной. Разрушена была в период ІІ мировой войны.

В 1943-1962 гг. были проведены реставрационные работы по проекту известного реставратора П.Барановского. При этом не были восстановлены боковые притворы, пристройки ХVІІІ-ХІХ вв., а ротонда-колокольня была разобрана.

Церковь находится в сквере рядом с центральной площадью города, играя роль архитектурного акцента в застройке города.

Пятницкая церковь
Памятник древнерусской архитектуры домонгольского периода.

Пятницкая церковь. История
Пятницкая церковь была сооружена в конце 12 — в начале 13 столетия посадскими черниговскими должностными лицами на Пятницком поле, которое издревле было местом торгов (торжище).

Пятницкая церковь была названа в честь покровительницы торговли Параскевы Пятницы. До 1786 года церковь была главным сооружением Пятницкого монастыря.

От других церквей Чернигова Пятницкая церковь отличалась завершенным отделкой фасада всеми видами архитектурной орнаментики и композицией сводов под барабаном.

На протяжении всего своего существования церковь многократно подвергалась разрушениям и пожарам во время нападений врагов на город.

Впервые Пятницкая церковь была разрушена во время татаро-монгольского нашествия на Чернигов в 1239 г.

Во время восстановительных работ в разные времена она существенно перестраивалась и меняла свой облик. Вплоть до 1941 года выглядела с точки зрения архитекутры как храм XVII века в стиле украинского барокко XVII-XVIII вв.. Необычным было лишь ее центристская уступчатая композиция. Исследователи утверждали, что под барочным одеянием прятались формы древнерусской постройки.

Первая Реставрация. 1670 год

Первые реставрационные работы осуществлялись в 1670, проходили в стиле украинского барокко и на средства черниговского полковника В.Дунина-Борковского. В 90-х годах 17 века на восточном и западном фасадах были надстроены барочные фронтоны, а баня получила многоярусное завершение. На восточном барочном фронтоне вырисовывался герб гетмана Ивана Мазепы.

В 17-18 вв. при церкви действовал женский монастырь, который сгорел в 1750 году. Значительными были перестройки после пожара 1750 и 19 века, когда Пятницкая церковь превратилась в семибанный храм. В 1818-20 по проекту архитектора А. Карташевского была пристроена ротонда-колокольня (1963 разобрана).

Во время Второй Мировой войны церковь была серьезно разрушена в следствии воздушных бомбардировок.

В 1941 году церковь была разрушена практически полностью. Чудом уцелела колокольня, но впоследствии (в 1963 году) она была разобрана - по одной версии мешала строительству областного драматического театра им. Шевченко, по другой - на кирпич для восстановления храма. Долгое время церковь оставалась разрушенной.

Реставрация. 1943 год

Сразу после того как немецкие войска были выбиты из города Чернигова (в 1943 году) началось тщательное изучение остатков Пятницкой церкви с целью дальнейшего восстановления. Результат исследований был сенсационным - исследователи-археологи нашли храм, воплотивший высшие достижения древнерусской архитектуры домонгольской эпохи. Все говорило о том, что это памятник нового архитектурного стиля, который сформировался на Руси в конце XII в., Во времена «Слова о полку Игореве». Известно, что в это время, на историческую арену выходили древнерусские города, у них бурно развивались ремесленничество и торговля, состояли ремесленно-торговые корпорации, то есть происходил тот социально-экономический процесс, который обусловил развитие в Европе готического архитектурного стиля. Долгое время считалось, что собственно русская архитектура начала развиваться только в XIV веке после монголо-татарского нашествия, когда архитекторы Киевской Руси отошли от византийских традиций.Но изучение ровесницы «Слова о полку Игоревом» - Пятницкой церкви - показало, что процессы становления национальной архитектуры проходили на полтора столетия раньше.

В 1943-45 проведение срочных консервационных и противоаварийных работ под руководством архитектора-реставратора П. Д. Барановского спасло памятник архитектуры от окончательной гибели. Церковь, таким образом, была восстановлена в ее первоначальном виде.

Во время реставрации не были восстановлены боковые притворы и пристройки ХVІІІ-ХІХ вв., а также была разобрана ротонда-колокольня.

В течение 10 лет П. Д. Барановский реставрировал Пятницкую церковь, тщательно складывая кирпич к кирпичу. Вследствие этого исследователю удалось с большой достоверностью воспроизвести все формы сооружения, одной из выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Последующие исследования открыли много других сооружений этого архитектурного стиля.

В 1962 завершена реставрация Пятницкой церкви по проекту архитектора П. Д. Барановского и М. В. Холостенко. Возрожденное в первоначальном виде, сооружение воспроизводит высший этап развития архитектуры Киевской Руси.

Архитектура Таким образом современный вид церкви представляет собой реконструкцию храма архитектуры времен Киевской Руси.В основе ее плана — четырехстолбный крестово-купольный храм. Конструктивная и композиционная особенность Пятницкой церкви состоит в том, что столбы, которые несут с помощью подпружных арок высокую баню, расставлены широко, а боковые нефы узенькие, поэтому на фасаде арочное завершение имеет только центральная закомара, боковые имеют чвертьциркульне покрытия. Таким образом фасады завершены трилопастной кривой. Переход от основного массива к подбанникам развит в сложную композицию трех ярусов ступенчатых сводов, благодаря чему храм воспринимается как удивительный столб-башня. Это впечатление усиливается пучковыми пилястрами и полуколоннами подбанника. Фасады здания украшены всеми видами архитектурной орнаментики.Внутри церковь напоминает башню. Художественный эффект фресковой росписи усиливается разноцветным полом из желтых, зеленых и темно-вишневых глазурованных плиток. В отличие от Киевской Софии, где композиционную тему развито в целую симфонию, в Пятницкой церкви все построено на одной, так сказать, мелодии. Это — радостная песня о красоте, где инженерный гений строителя объединился с поэзией народного творчества. Пятницкую церковь в Чернигове иногда называют «Словом о полку Игореве» в архитектуре. И действительно, достопримечательность древнерусской архитектуры являются не только современницей гениальной поэмы, но и близкой к «Слову» по характеру своей поэтики, по совершенству формы, по народному духу и идейной направленности.Архитектурные черты, впервые появившиеся в Пятницкой церкви, получили дальнейшее развитие в русском, украинском, румынском храмовом строительстве. Пятницкая церковь возведена намного раньше всех московских шатровых церквей XVI века. На нее очень похожа московская церковь Вознесения, построенная в 1532 г. в селе Коломенском, которая является первым шатровым каменным сооружением Московии. В русской архитектуре закомары превратились в кокошники. Закомара - это конструктивный архитектурный элемент, внешняя дуга свода. Кокошник же является элементом сугубо декоративным, это плоская пластина, по форме схожая с лепестком цветка или с головным убором русских женщин (отсюда и название).И еще одна интересная и важная деталь. В строительстве сооружения прекрасно использованы декоративные возможности кирпича, орнаментальная кладка Пятницкой церкви является ранним примером декора, который позже получил развитие в Новгороде и Пскове. Современник «Слова о полку Игореве» — Пятницкий храм воплотил высокие народные идеалы, сознание силы и духовной красоты народа, его художественные и эстетические взгляды. В 1972 Пятницкую церковь была открыта как музей.

gastroguru © 2017