Марфинская усадьба. Марфино. Усадьба, покой которой хранят каменные грифоны. Церковь Рождества Богородицы

На севере Подмосковья есть удивительное место, словно сошедшее с волшебной картинки. Шумит старинный парк с вековыми липами, в глади прудов отражается небо, романтические беседки на высоком берегу притягивают взгляд, едва слышно звучит звон церковных колоколов…

Постройки – сочетание классицизма и псевдоготики, — открываются не постепенно, а сразу: нежно-розовый двухэтажный дворец с белоснежными элементами, зубчатыми гребнями, остроконечными башенками, стрельчатыми окнами. Вместо привычного парадного двора – пруд, к которому ведет широкая белокаменная лестница, пересекающая три террасы. На берегу она заканчивается пристанью с двумя грифонами на постаментах. Слева от усадебного дома – трехчастный мост с бойницами в средневековом стиле.

Неторопливо прогуливаются отдыхающие, рыбаки ловят рыбу, мелькнет за деревьями силуэт лошади. Это – усадьба Марфино , слава которой гремела когда-то на всю Россию, усадьба, пережившая взлеты и падения, периоды расцвета и упадка. Представители знатнейших фамилий России строили, украшали, изменяли ее. Казалось, что создавали на века, но приходили новые хозяева, и все начиналось сначала…

История усадьбы Марфино

Первые упоминания об усадьбе относятся к далекому XV в., когда холмистая местность на высоком берегу небольшой речки Уча была пожалована за службу одному из представителей рода Шибриных по прозвищу Щибра. По его имени и стало прежде безымянное селение именоваться Шибрино, или Щибрино. Никаких документальных свидетельств о строениях той поры не сохранилось. Известно только, что в те времена в Московском княжестве преобладали поселения в один-три двора, реже до десяти. Вероятно, таким было и Щибрино. Однако в том же XV веке мы встречаем и другое название – Марфино . По всей видимости, по имени евангельской Марфы, сестры Марии. Известно, что Шибрины были близки к церковным кругам. Есть также сведения, что еще до Щибриных в XIV веке эти места принадлежали тысяцкому Протасию Федоровичу Вельяминову.

В следующем, XVI столетии, Марфино перешло во владения Фомы Бутурлина, а от него – к боярину Василию Петровичу Головину, воеводе при Иване Грозном. При нем была построена первая деревянная церковь Николая Чудотворца с пределом Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1585 году селение снова сменило хозяина и принадлежало дьяку, дипломату и государственному деятелю Василию Яковлевичу Щелкалову – одному из тех, кто «кричал» на царство Бориса Годунова. Но в 1601 году он попал в опалу, отошел от государственной деятельности и в 1610 году скончался. К тому времени Марфино насчитывало уже двенадцать крестьянских домов и сорок одного жителя. Однако «церковь стояла без пения».

Пруд в Марфино

Через 14 лет после смерти Щелкалина Марфино вновь оказывается во владениях Головиных – вдова Василия Яковлевича продала усадьбу московскому боярину Семену Васильевичу Головину. После его смерти усадьбу в качестве приданного унаследовала его дочь, Пелагея Семеновна, вышедшая замуж за А.Т.Измайлова.

В 1650 году Марфино вновь продается – на сей раз думному дьяку, начальнику Разрядного приказа Семену Ивановичу Заборовскому, ставшему в 1681 году боярином. Заборовский был один из тех, кто способствовал воссоединению России и Украины; через его руки проходили документы о финансовой и военной помощи Богдану Хмельницкому. Кроме того, он был поставщиком продовольствия для царского двора. Владелец большого числа имений, он рассматривал Марфино исключительно как хозяйственную усадьбу. Было начато широкое строительство. Так, была возведена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы, создана плотина, запрудившая Учу, в результате чего появились три пруда. Построили боярский двор, двор приказчика, скотный двор. В самой деревне насчитывалось девять домов с 53 жителями.

Однако в том же 1681 году Заборовский умер, и до 1698 года о владельцах усадьбы сохранились противоречивые сведения. Ряд историков полагают, что Марфино было отписано во дворцовое ведомство и в 1698 году было пожаловано Петром Первым его воспитателю, сподвижнику Борису Алексеевичу Голицыну (1654-1714) за помощь в борьбе с царевной Софьей и подавление стрелецкого бунта. По другим же сведениям, после смерти Заборовского усадьба перешла по наследству к его двоюродному брату Сергею Матвеевичу и племянникам Еремею и Ивану Васильевым, которые, в свою очередь, продали имение Голицыну.

Голицын начал широкое строительство в усадьбе – были возведены новые хоромы, разбит парк в французском стиле. В 1701 году начинается сооружение летней каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы , сохранившейся до наших дней. По церкви, село и усадьба переименовываются в Богородское.

Освящена церковь была 5 (19) сентября 1707 года. Выполненная в стиле барокко, с элементами московского барокко, она стоит на высоком холме и видна издалека. Тульские мастера выковали ажурный позолоченный крест, московские кремлевские камнерезы из белого камня вручную вырезали замысловатые пилястры, капители, карнизы, наличники, гирлянды с уникальными орнаментами. Строилась она по проекту крепостного архитектора Владимира Ивановича Белозерова, которого Голицын отправил во Францию учиться архитектурному делу.

С именем Белозерова связана страшная история, которая, впрочем, не имеет документального подтверждения. Когда церковь была уже почти готова, архитектору приснился страшный сон, будто бы храм рухнул. Проснувшись, мастер тут же отправился к княгине Марии Федоровне Голицыной (сам князь был в то время в отъезде), рассказал ей сон и просил позволения в уже реализованный проект внести изменения – достроить внутри четыре поддерживающих столба – пилона. Мария Федоровна дала свое согласие. Однако когда вернулся князь, он остался недоволен нововведениями и приказал сечь Белозерова «за непослушание» — пилоны значительно уменьшили внутреннее пространство. Мастера поволокли на конюшню, но под первыми ударами хлыста тот скончался – его сердце не выдержало позора. Шел ему 59-й год.

Белозерова похоронили на Марфинском кладбище, недалеко от его творения. Последующие владельцы усадьбы, Салтыковы, установили могильный камень в виде саркофага, на котором славянской вязью выбили надпись, где указан год смерти мастера – 1708. Так что, может легенда – это только легенда? Хотелось бы в это верить.

Что касается самой церкви, то она оставалась действующей вплоть до 1937 года. Последним священником в ней был о. Павел Васильевич Восторгов, который скончался в 1937 году от инфаркта. Прихожане тайно захоронили его на Марфинском кладбище, его могила неизвестна.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Марфино

С именем Голицыных иногда связывают и название усадьбы. По одной версии, так оно названо в честь княгини, по другой – в честь любимой дочери князя, утонувшей с двумя дочерьми в Волге близ Астрахани. В 1714 году князь Борис Алексеевич Голицын умер, и Марфино по наследству перешло к Сергею Борисовичу Голицыну, единственному из четырех сыновей, пережившему отца. Однако в 1728 году он был вынужден продать имение «для своих нужд и расплаты долгов» — за 3350 рублей.

Так начинается новая, почти вековая страница в истории усадьбы, когда она оказалась во владении Салтыковых. Сначала ее приобрел Владимир Семенович Салтыков, но в следующем, 1729 году, он ее продал своему брату, Петру Семеновичу Салтыкову (1698-1772), будущему фельдмаршалу, уже за 7000 рублей. После смерти последнего Марфино унаследовал Иван Петрович Салтыков (1730-1805).

При Салтыковых, в конце XVIII века начинается «золотой век» в истории усадьбы, когда Марфино фактически превратился в парадную резиденцию. В 1770-1780 года был создан великолепный дворцово-парковый ансамбль. Обветшавшие голицынские постройки были разобраны, началось строительство нового двухэтажного дворца с флигелями, соединенных с домом колоннадой. И хотя имя архитектора неизвестно, некоторые считают автором М.Ф.Казакова (1738-1812).

Умело обыграв ландшафт, он возвел дворец на высоком береге пруда, словно на величественном постаменте. В парадных комнатах была размещена коллекция живописи – полотна П.Ротари (1707-1762), А.Рослина (1718-1793), Ж.Греза (1725-1805). На втором этаже в «оружейной» была собрана коллекция старинного оружия и доспехов, костюмов и одежды. В 1777 году было завершено строительство выполненной в классическом стиле зимней церкви Петра и Павла , которая также сохранилась до наших дней.

На небольшой площади в 13 гектаров был разбит парк в регулярном стиле , за ним ухаживал садовник, специально выписанный из Дании. Были построены различные увеселительные места, павильоны, террасы, беседки. Целый штат профессиональных садовников создавал «зеленую архитектуру». Растения подстригались в форме шаров, пирамид, шпалер. От парка создавалось впечатление как от парадного зала, а казавшиеся бесконечными прямые парковые аллеи были своего рода зелеными анфиладами. У границ парка были высажены ивы, образующие зеленую стену.

Был перестроен зверинец, в котором обитали олени, зайцы, павлины, лебеди. Также была выстроена и оранжерея, в которой выращивали абрикосы, персики, апельсины, лимоны, виноград, финики, лавр и даже ананасы. Причем, подмосковные оранжерейные ананасы ценились дороже, чем привозные цейлонские: московские шли за 19 рублей за пуд, а цейлонские – за 17.

Через запруженную Учу в 1770 году был возведен мост. Марфинские крепостные вручную расширили и расчистили старые пруды. У деревни Лысково лежит Верхний пруд, напротив усадьбы – Нижний, а на рукаве – Боковой. Деревянная плотина была призвана поддерживать необходимый уровень воды. Лишняя вода сбрасывалась через затворы в русло ниже по реке. Плотину неоднократно смывало, и только в 1950-х годах была, наконец, построена железобетонная. Сохранились также четыре насыпных острова, которые носили такие романтические названия, как «Остров ожидания», «Остров встречи», «Остров любви» и «Остров расставания».

В 1780 году в парке, на высоком берегу над прудом был построен двухъярусный павильон «Миловида» , откуда открываются красивые виды на усадьбу. Гармоничные формы, сочетание массивного основания и легкого верха позволяют считать его автором знаменитого архитектора, «русского Леонардо», как его называли современники, Николая Александровича Львова.

Вероятно, конный двор и каретный сарай также были выстроены по его проекту. Тогда же в парке был выстроен и Музыкальный павильон — полуротонда.

Также на территории усадьбы были построены два дома для псарей – Псарни , больше похожие на античные храмы: граф боготворил охоту. О марфинских псовых охотах ходили легенды; 60 псарей обслуживали до тысячи собак. Некогда между корпусами псарен возвышалась башня, служившая своеобразным музеем охотничьих трофеев и арсеналом военного и охотничьего снаряжения.

Усадьба постепенно становилась сосредоточием духовной и культурной жизни российского дворянского общества. Проводились различные органные концерты, литературные вечера, выступали приезжавшие на гастроли в Москву известные европейские артисты и музыканты. Устраивались любительские театральные представления. Известно, что в них принимали участие поэт Василий Львович Пушкин (1766-1830, дядя А.С.Пушкина), историк, писатель Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), написавший водевиль «Только для Марфино», поэт и баснописец И.И.Дмитриев (1760-1837).

Театров было два. Первый, деревянный, располагался в парке. Второй, «воздушный» — в двух верстах от барского дома, на лесной поляне. Она получила название Дарьина роща, в честь супруги И.П.Салтыкова – Дарьи Петровны. Историк Н.М.Карамзин, часто посещавший Марфино, посвятил ей такие стихи:

Как приятны те места,
Где натуры красота
В простоте своей сияет,
Где любовь изображает
Имя милое твое!
Прежде именем богинь
Украшался мрак пустынь.
Имя матери святее,
Имя Дарьино милее,
Всех гомеровских имен.

Кроме того, Карамзин оставил подробное описание усадьбы. В театрах играли отрывки из балетов, короткие водевили. Близ Дарьиной рощи находилась местность под названием «Завилоны» (в сторону Лысково), где устраивались прогулки. Были построены мостики через овраги, беседки, выложены дорожки.

На марфинские празднества нередко собиралось до 300 и более гостей. Оркестр из 120 крепостных музыкантов, хор из 80 человек услаждали слух. Присутствующие с удовольствием гуляли по тенистым аллеям, катались на лодках, каруселях. Часто в дни празднеств приглашались крестьяне из окрестных сел, которые радовали гостей песнями, плясками, играми. Из двенадцати пушек давался салют.

После смерти И.П.Салтыкова, случившейся в 1805 году, за ним остался огромный долг – 2 миллиона 800 тысяч рублей. Усадьба стала постепенно увядать.

Отечественная война 1812 года нанесла Марфино огромный ущерб. Здесь расположились наполеоновские солдаты, которые вывезли с собой культурные ценности, а остальное сожгли. На старом марфинском кладбище сохранились могилы французов. Уцелели только церкви, псарни и две беседки. В войну с Наполеоном отличился П.И.Салтыков, который на собственные средства сформировал отдельный Московский гусарский полк и, возглавив его, храбро сражался с французами. Он был тяжело ранен и в 1813 году скончался.

Марфино, опустошенное и разоренное войной, перешло к его сестре – Анне Ивановне Орловой, которая с мужем жила в основном за границей. Денег на восстановление усадьбы не было, поэтому она была вынуждена в 1822 году продать имение своему свекру, Владимиру Григорьевичу Орлову (1743-1831), младшему из пяти знаменитых братьев Орловых. Владимир Григорьевич вошел в историю как директор Академии наук, литератор, автор книг по истории, музыке, политике, коллекционер произведений искусства и редкостей.

Орлов начал восстановительные работы. Для их проведения были выстроены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод, кузница. В работах принимали участие крепостные мастера: архитектор Федор Тугаров, выстроивший фактически заново дворец, каменщик князей Вяземских – Кирилл Никитин, парк возрождал садовник Ф.И.Матков. Однако оброк с крестьян вырос в 4 раза: с 12 рублей 50 копеек до 50 рублей. Все постройки были выдержаны в стиле ампир. Был возведен дворец с двумя – «кухарным» и «гостевым» флигелями, отремонтирован каменный мост через пруд, вокруг зимней Петропавловской церкви соорудили ограду, были заново разбиты газоны и др.

Однако в 1831 году, когда строительство дворца было близко к завершению, граф Орлов умер. Марфино перешло по наследству к его дочери, Софье Владимировне Паниной. Муж Софьи Владимировны – Виктор Никитич Панин (1801-1874), был видным государственным деятелем, занимал ряд высоких должностей, пост министра юстиции, обер-прокурора, глава Комиссии по крестьянскому вопросу.

В 1834 году С.В.Панина въехала в недостроенный дом. К тому времени в селе насчитывалось 57 крестьянских дворов и 120 человек. Сами Панины были одними из богатейших людей России того времени, имели более 20 тысяч крепостных и могли привлечь значительные средства на восстановление усадьбы. Началась капитальная перестройка усадьбы, основные работы были выполнены в 1837-1839 годах.

Большинство построек были реконструированы в модном тогда стиле «тюдор» — неоготики николаевского времени. Работы возглавил ученик Д.Жилярди, академик Михаил Доримедонтович Быковский (1801-1885). Он оформил дворцово-парковый ансамбль в виде средневекового замка. Ранее построенные сооружения – церкви, беседки, псарни, конюшни – органично влились в новый облик усадьбы. Въезд в усадьбу был оформлен массивными въездными арочными воротами с круглыми башнями-караульнями по сторонам.

На нижней площадке был установлен чугунный фонтан в виде широкой чаши-раковины, которую поддерживали пухленькие дети и дельфины. Его автором, предположительно, является русский скульптор итальянского происхождения Иван Петрович Витали (1794-1855).

В созданном Быковским дворце насчитывалось 24 комнаты. Там находилось большое собрание живописи, в том числе портреты всех представителей рода Паниных. Портреты висели в залах нижнего этажа, двух гостиных, двух библиотеках, в столовой и жилых комнатах. Также в доме была собрана богатейшая библиотека, содержащая тысячи томов. По замыслу Быковского, посетитель входил в усадьбу с южной стороны, огибал озеро и созерцал все значимые сооружения в различных ракурсах, живописные пейзажи по очереди сменяли друг друга.

Впоследствии сын Быковского вспоминал:

Помню, как я был поражен, когда из-за березовой рощи вдруг открылся вид на пруд, мост с колоннадой, ворота и дом со спускающимися от него к пруду каменными террасами и лестницею с фонтаном и пристанью с грифонами по сторонам ее. Все в бледно-розовых тонах, освещенное ярким солнечным светом, выделялось на фоне зелени и, только что выстроенное, содержалось превосходно. Все террасы были обрамлены гирляндами цветов. Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от нее было настолько сильно, что сохранилось на всю жизнь … и не изгладилось по сие время.

В январе 1844 года Софья Владимировна скончалась, и Марфино перешло к ее сыну, Виктору Никитичу, однако работы продолжались еще два года. Находясь по долгу службы в Петербурге, он редко появлялся в имении, однако заботился о том, чтобы там все сохранялось так, как было «при маменьке». После смерти Виктора Никитича в 1873 году усадьбой владела его вдова, Наталья Павловна. Несмотря на ее усилия, усадьба начала приходить в упадок.

В 1900 году Марфино перешло к ее внучке, Софье Владимировне Паниной (1871-1957), которая по мере сил пыталась восстановить усадьбу. Софья Владимировна была необыкновенной женщиной. Она прославилась своей широкой благотворительностью, на собственные средства основала в столице школу для рабочих, за что получила прозвище «красная графиня». Однако после революции она была вынуждена покинуть Россию.

Декретом Советского правительства от 15 апреля 1918 года усадьбы была национализирована. После национализации некоторое время Марфино использовалось как место практики для студентов Московской Петровской академии (ныне – Сельскохозяйственная академия им. Тимирязева), а в 1919-1923 годах здесь располагалась детская колония для беспризорников, руководила которой Луначарская. Все вещи, представляющие художественную ценность, были вывезены в Исторический музей, Музейный фонд и другие учреждения. Библиотека, насчитывающая к тому времени 15 тысяч томов, была перемещена в Московский государственный книжный фонд и затем распределена между рядом музеев и библиотек.

В 1933 году в усадьбе расположился Марфинский Центральный Военный Клинический Санаторий. Во время Великой отечественной войны территорию санатория занимал штаб 64-й отдельной морской стрелковой бригады тихоокеанского флота. Только после войны, в 1950-х годах под руководством М.В.Дьяконова была произведена реставрация усадьбы.

Романтический облик усадьбы неоднократно привлекал к себе внимание кинематографистов. Здесь проходили съемки эпизодов таких фильмов, как «Дворянское гнездо», «Стакан воды», «Женщина, которая поет», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Вас приглашает оперетта», «Мастер и Маргарита», «Крестоносец», «Яды, или всемирная история отравлений» и др. В массовке часто играли местные жители.

Территория усадьбы закрыта для свободного посещения, требуется разрешение в комендатуре санатория. Часть усадебных построек оказалась за территорией санатория и, к сожалению, в настоящее время они находятся в аварийном состоянии.

Как добраться до усадьбы Марфино

Усадьба Марфино расположена в живописном месте на берегу реки Уча в Мытищинском районе Московской области. Этот уголок Подмосковья прославился своим дворцово-парковым ансамблем, созданным талантливыми русскими зодчими. Усадьба в Марфино находится к северу от столицы, в 25 км от МКАД. В настоящее время, на территории Дворцово-паркового ансамбля усадьбы «Марфино», расположен Марфинский центральный военный клинический санаторий

Усадьба Марфино (санаторий) - как добраться из Москвы:

Адрес: 141722, Московская обл., Мытищинский р-н, с. Марфино

На электричке ехать с Савеловского вокзала до станции Катуар, время в пути – около 50 минут, затем на автобусе №37, интервал его движения – 20-30 минут
От метро Алтуфьево ехать на маршрутном такси № 419 или № 420 до остановки Марфино.
На автомобиле следовать по Дмитровскому шоссе (39км), затем по указателю «Марфино, Катуар» повернуть направо и ехать до входа в санаторий. Машину можно оставить рядом с автобусной остановкой.


Своё знакомство с усадьбой Марфина начинаем от конечной автобусной остановки "Дом отдыха "Марфино" . Приехали мы сюда не на автобусе или машине, а на велосипедах.

Вначале переходим по мостику между Верхним Марфинским прудом и Нижним (Большим) Марфинским прудом


Красивейший мост между двух прудов


На мост можно подняться, хоть территория и огорожена, но в заборе здоровая дыра.

Вот мы и на мосту...тут установлены строительные леса, видно хотели отреставрировать...но леса на столько древние, что о реставрации можно забыть:(


Спустившись с моста, попадаем к некогда центральному входу в усадьбу Марфино. Перед этим "входом" находится площадь с конечной остановкой общественного транспорта


Как видно, арка моста разрушена...жаль, что мост в таком плачевном состоянии


Творцами марфинского ансамбля были талантливые крепостные мастера В. Белозеров, Ф. Тугаров и выдающийся русский зодчий М. Быковский, продемонстрировавшие многогранность дарований и незаурядное мастерство.


Колоннада очень красивая, но находится также в плачевном состоянии


Тут "отдыхает" местная молодёжь, которая и разрисовала памятник архитектуры

тут срочно нужно проводить реставрационные работы

Декор на фасаде башенки


Центральная часть моста представляет собой сплошную кирпичную стену, верх которой имеет сквозную крытую галерею из двадцати белокаменных восьмигранных колонн. С обеих сторон она заканчивается прямоугольными в плане башенками, украшенными изящными керамическими витыми колонками с кружевным скульптурным верхом.


Основным элементом декора моста являются белокаменные детали. Из белого камня сложены колонны галереи, оформлены балки и карниз. Сочетание их с красными стенами моста создает богатый колористический эффект.


Как оказалось далее, проход на территорию самой усадьбы тут закрыт и чтобы попасть нужно выписать пропуск в комендатуре. Очень странно, что сама усадьба отреставрирована и её поддерживают, а вот мост ведущий к усадьбе как бы и не относится к усадьбе и развален


По пути от моста к комендатуре построена Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь построена по проекту талантливого крепостного зодчего Владимира Ивановича Белозерова. Основываясь на лучших традициях отечественной архитектуры, используя навыки, приобретенные во время обучения во Франции, Белозеров создал храм, отличающийся стройностью и благородством пропорций.
Сложенное из большемерного кирпича здание поставлено на цоколь, облицованный белокаменными блоками. Центрическое, крестообразное в плане, с закругленными углами алтарной части, оно увенчано высоким световым барабаном, перекрытым куполом, несущим небольшую главку.


Напротив Церкви Рождества Пресвятой Богородицы построена Церковь Петра и Павла (В 1777 г. при И.П. Салтыкове в Марфине была возведена зимняя церковь в честь апостолов Петра и Павла, принадлежавшая к редкому для конца XVIII столетия типу церкви "под звоном".)


За церковью установлен памятный знак "Здесь на территории санатория в ноябре - декабре 1941г. находился штаб 64-ой отдельной морской стрелковой бригады Тихоокеанского флота


За памятным знаком и находится здание комендатуры. На первом этаже, говорите охране, что хотите прогуляться по территории усадьбы Марфино (Марфинского центрального военного клинического санатория). Даёте паспорт и вам выписывают пропуск (если Вас двое, то достаточного одного документа. Ещё нас предупредили, что с велосипедами на территорию не пустят, но их можно будет оставить на КПП)

Центральное КПП, где мы оставили свои велосипеды и пошли гулять по усадьбе


Корпус марфинского центрального военного клинического санатория. Размещение отдыхающих осуществляется в одно- и двухместных однокомнатных номерах, а также двухкомнатных типа «люкс»

Внешне чем-то напомнил дом отдыха в Сочи


Псарни усадьбы «Марфино» - Западный и Восточный флигель


широкая, тенистая аллея с лавочками


Центральную часть Марфинского ансамбля составляет двухэтажный кирпичный дворец, возвышающийся на холме. Перед дворцом вместо привычного парадного двора - огромный пруд, вокруг которого сгруппированы главные постройки усадьбы. Он усиливает эффект пространственности и увеличивает силу художественного впечатления.


Небольшой водопадик

Реконструкцию водной системы провела Ватага Леонида Эсаулова под надзором старших опричников Петра Попова да Викториа Степанюка в светлое правление Эдуарда Маева, лето 1999г. от рождества Христова


В допетровское время охотничьими угодьями к северу от Москвы последовательно владели боярин Василий Петрович Головин, дьяк Василий Щелкалов, думный дьяк Семён Заборовский. Первое упоминание об усадьбе Марфино относится к 1585 году.
Князь Борис Алексеевич Голицын после приобретения Марфина в 1698 переименовал его в Богородское. По его заказу крепостной мастер В. И. Белозёров возвёл в 1701-07 гг. церковь Рождества Богородицы - памятник т. н. голицынского барокко. Подле храма сохранилось надгробие зодчего.
Младший сын боярина, князь Сергей Борисович, в 1728 году продал село Богородское вместе с хоромами и парком на французский манер, чтобы расплатиться с долгами. В середине XVIII века будущий фельдмаршал Пётр Семёнович Салтыков возводит новый дворец - в стиле барокко, каменный, двухэтажный, с боковыми флигелями.
При Салтыковых в Марфине был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в котором подчеркивались величие и красота, свойственные художественным вкусам того времени. Обветшалые голицынские постройки были разобраны, и на их месте возвели новый двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями. Конец XVIII века считается наивысшим расцветом усадьбы, которая стала сосредоточением культурной и духовной жизни дворянского общества. Здесь часто бывали многие любители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву. Слава о марфинских праздненствах, псовых охотах и театральных представлениях гремела по всей стране.


Своё название усадьба получила в честь дочери Голицына, княгини Марфы.


Восточный флигель усадьбы "Марфино", вторая половина XVII века. В настоящее время тут столовая санатория


Рядом с главным домом расположены обильно украшенные неоготическими элементами подъездные ворота с пристроенной к ним сторожевой башней (построены в первой половине XIX в.)


Дворцовая каменно-кирпичная терраса. Старейший архитектурный элемент ансамбля, относимый к первой половине-середине XVIII века.


Уникальная решетка работы неизвестных мастеров огораживающая террасу


Перед дворцом расположен огромный пруд, к которому спускается парадная белокаменная лестница


Лестница завершащается чугунным фонтаном с пристанью


На пристани у пруда восседают гордые грифоны, незримо охраняя свои владения


Оригинальные скульптуры конца XVIII века, одна из "изюминок" усадьбы

Первое упоминание об усадьбе (середина XVI века) связанно с именем боярина В.П.Головина, служившего при Иване Грозном воеводой. Владельцами усадьбы были такие известные люди как воспитатель и сподвижник Петра I князь Б.А. Голицын; князь С.Б. Голицын; генерал-фельдмаршал, командующий русской армией, генерал-губернатор города Москвы граф П.С. Салтыков; граф В.Г. Орлов; министр юстиции России, граф В.Н. Панин; первая женщина-министр в правительстве России, графиня С.В. Панина.
В 1918 году декретом от 15 апреля усадьба была национализирована и в ней проходили практику студенты сельскохозяйственной академии, ныне академии им. Тимирязева.
В 1919 году в усадьбу въехали беспризорные дети г. Москвы и до 1923 года на ее территории была детская колония, директором которой была А.А. Луначарская, жена наркома просвещения А. В. Луначарского.
С 1923 по 1930 год Марфино - здравница кустарей кассы взаимопомощи промкооперации Московской губернии.
С 1930 по 1941 год в Марфино располагается дом отдыха под названием «Красный летчик» Управления ВВС РККА.
С самого начала Великой Отечественной войны в Марфино были размещены бойцы трудового фронта, был развернут фронтовой госпиталь, а в третьем спальном корпусе расположился штаб 64 отдельной Морской стрелковой бригады, сформированной по решению Государственного комитета обороны из моряков Тихоокеанского флота, Амурской флотилии, курсантов военно-морских училищ. С мая 1942 года усадьба была занята под военный госпиталь, а с 1 апреля 1944 года на основании Директивы Генштаба Советской Армии здесь был сформирован санаторий-профилакторий для офицерского состава Московского военного округа.
С 1948 по 1986 годы санаторий входил в состав Московского военного округа.
30 июля 1981 года Министром обороны маршалом Д.Ф. Устиновым было принято решение о создании на территории усадьбы нового санаторного комплекса.
С 1986 года Приказом Министра обороны санаторий переименован в Марфинский центральный военный клинический санаторий.
С 2011 года Приказом Министра обороны санаторий является одним из филиалов ФГКУ "СКК "Подмосковье" МО РФ".


На берегу Нижнего (Большого) Марфинского пруда имеется песчаный пляж


Рядом с пляжем располагается лодочная станция


катамараны


Тут же на берегу находится кафе "Три пескаря". Цены очень демократичные. Например разливное пиво 0,5 - 100 рублей.


Гуляя по територии усадьбы и санатория, к нам несколько раз подходила охрана и спрашивала пропуск:)

Двухъярусная ротонда "Миловида". Это интереснейший памятник садово-парковой архитектуры. Восьмигранный нижний ярус беседки массивен. Стены яруса прорезаны со всех сторон проемами входов. Второй ее ярус - изящный восьмиколонный павильон, увенчанный куполом.


Статуя Аполлона Бельведерского под шатром второго яруса

Музыкальный павильон имеет полуциркулярную форму. Строгая тосканская колоннада из белого камня, поставленная полукругом, завершается полукупольным сводом. Внутри - белокаменная скамейка, повторяющая форму павильона.


пруд около музыкального павильона


В композиции парка воде отведена особая роль. Марфинские пруды расположены на разном уровне, что придает парку некую панорамность. Всего крепостные графа выкопали три пруда. Между ручейками прудов построены декоративные мостики


На прудах Марфино создано четыре острова. Все они рукотворные, насыпные. Красивы как сами острова, так и их названия: «Остров любви», «Остров встречи», «Остров ожидания», «Остров расставания». На берегах сидит много рыбаков



Липовая аллея


В усадьбе снимались такие фильмы, как "Дворянское гнездо", "Стакан воды", "Женщина, которая поет", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Вас приглашает оперетта", "Мастер и Маргарита", "Крестоносец" и многие другие.
Съемки "Мастера и Маргариты" были настоящим событием для марфинской детворы, когда, подвешенная к небольшому вертолету, Баба-Яга летала над ансамблем. А на съемках пролога к фильму "Крестоносец" та же самая детвора с удовольствием участвовала в "массовке", даже получая за это деньги.


На аллеях установлены указатели маршрутов для прогулок



На территории санатория есть футбольная площадка


теннисные корты


Перед центральным корпусом санатория раскинулась просторная площадь, на которой имеется фонтан


место для встреч


Вдоволь нагулявшись, возвращаемся к главному входу, к своим велосипедам:) На выходе дружелюбная охрана поинтересовалась "Понравилось ли нам прогулка", мы ответили, что всё очень красиво. Нам пожелали счастливого пути и ждут снова в гости:))

Место реально красивое для прогулки


По пути нашего следования

Вечная Слава жителям села Марфино погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.


Обелиск в честь погибших в Великой Отечественной войне.

Шагнувшим в бессмертие. Герой Советского Союза лётчик - Балмат Василий Семенович (1915-1941)


Балмат отвел горящий перехватчик от д. Марфино и ценой своей жизни спас ее жителей. К званию Героя Советского Союза представлен в декабре 1941, присвоено 26 июня 1991 посмертно.

Вот такая получилась насыщенная прогулка по красивейшему месту Подмосковья - Усадьба Марфино.

Старинная дворянская усадьба Марфино находится в одноименном селе Мытищинского района, что в 20 км от Москвы. Для ее строительства в свое время было выбрано красивейшее место на высоком берегу реки Уча. В самой высокой точке берега был поставлен роскошный дворец, вокруг него с учетом существующего холмистого рельефа разбит шикарнейший парк, а в парке из русла реки были созданы великолепнейшие пруды, серебристым ожерельем украсившие всю усадьбу.

Возможно, вы видели эту усадьбу в кино, ее снимали во многих советских фильмах: “Мастер и Маргарита” Юрия Кара, “Дворянское гнездо”, “Стакан воды”, “Женщина, которая поет”, “Свой среди чужих, чужой среди своих”, “Вас приглашает оперетта”, “Крестоносец”, “Яды, или всемирная история отравлений”. Старинные интерьеры дворца и пейзажи парка прекрасно передают с экрана атмосферу того времени, но все это возможно увидеть и в реальности. Усадьба прекрасно сохранилась, находится недалеко от Москвы, и ехать до нее всего ничего.

Первое упоминание об усадьбе Марфино относится к 1585 году. Усадьба поочередно принадлежала Голицыным, Салтыковым, Орловым и Паниным, почти при каждом владельце перестраивалась, и свой окончательный псевдоготический стиль приобрела лишь в середине XIX при графине С.В.Паниной.

Неизвестно какие хоромы стояли в усадьбе при князе Б.А.Голицыне и затем при его наследниках, известно, только, что его младший сын продал усадьбу будущему фельдмаршалу Петру Семеновичу Салтыкову, чтобы рассчитаться с долгами. И военный полководец в середине XVIII века на месте голицинских хоромов возводит каменный дворец в стиле барокко, с двумя этажами и двумя боковыми флигелями. Вокруг дворца фельдмаршал разбивает парк. Его дело продолжает сын Иван Петрович Салтыков. Он ставит в парке беседки, два летних театра, строит зимнюю церковь, конный двор и совершенно необычного вида здания псарен. В усадьбе появляются оранжереи с южными фруктами, музей животных и птиц. Это были времена расцвета Марфино, в усадьбе гостили многие знаменитые писатели и композиторы. Здесь звучал орган и ставились спектакли, здесь устраивали лодочные катания и различные игры. В честь гостей затевался салют, играл оркестр и пел 80-голосовой хор.


После смерти Салтыкова светская жизнь в Марфино затихла, усадьба стала приходить в запустение, и так продолжалось до тех пор, пока в 1820 году имение не перешло к графине Софье Паниной. Новая хозяйка взялась за масштабную перестройку имения, пригласив для работ известного московского архитектора М.Д.Быковского. По его проекту усадьба Марфино приобретает черты псевдоготики и свой окончательный вид.


Это южный фасад дворца. Он отличается особой выразительностью: выступающие в центре фасада многогранные башенки, лоджия с ажурной оградой, стрельчатые белокаменные арки и такие же стрельчатые окна и двери в центральной части фасада. Когда-то их украшали витражи, но до наших дней они не дожили.

Северный фасад дворца, несмотря на то, что он главный, выглядит на фоне южного немного скромнее. Раньше по обеим сторонам фасада было два входа, к которым вели белокаменные ступени, а над ними на втором этаже были лоджии. В 1940-е годы входы были закрыты, ступени разобраны, и вместо них был сделан один центральный вход. Лоджии были превращены в сплошные застекленные галереи, что, конечно, послужило не на пользу внешнему виду фасада, лишив его некоторого изящества и легкости.


Перед главным фасадом обустроен парадный двор. К нему, огибая флигель, ведет подъездная дорога, которая проходит через симпатичные въездные белокаменные ворота, украшенные неоготическими элементами.

К воротам пристроена такая же симпатичная сторожевая башня, тоже с элементами неоготики. А дальше дорога ведет в очаровательнейшему мосту через пруды, который мы увидим чуть позже.

Большой нижний пруд, — такой вид открывается из южных окон дворца.

Перед южным фасадом по проекту того же М.Д.Быковского было создано три террасы, террасы связаны между собой парадной лестницей, а лестница уступами спускается прямо к пристани Большого нижнего пруда.

На площадке нижней террасы перед пристанью установлен “римский” фонтан, отлично сохранившийся до наших дней с 1840 года! Обратите внимание и на чугунные решетки, вплетенная в их узор буква “S” — это именной вензель графини Паниной.

От пристани к воде идет еще одна лестница из белого камня, она оформлена скульптурами грифонов, восседающими на широких устоях по сторонам спуска. А дальше уже виднеется тот самый очаровательный мост, по которому в свое время проходила въездная дорога в имение.

Вид ближе.

И вот он – мост.

К великому сожалению, мост разрушается и пока не видно каких-либо работ по его спасению. А мост шикарен.

Посмотрите, как затейливо украшены его бойницы.

Мост через пруд был перекинут в 1770-х годах при Салтыковых и кардинально перестроен в 1830-х годах, когда велась перестройка всего имения. Тогда он и приобрел свой псевдоготический вид и очень необычную архитектурную форму. Мост состоит из трех частей, которые стоят друг к другу под углом: две боковые части с арками и шикарнейшая центральная часть в виде крытой галереи с двумя рядами колонн из белого камня и симпатичными бойницами с двух сторон.

И вся эта красота находится сейчас в таком вот плачевном виде.

Понятно, что мост закрыт, проезда по нему нет, а чтобы попасть с одного берега на другой, через пруд перекинули “архитектурный шедевр” уже нашего времени.

Но и он тоже не выведет в усадьбу. С этой стороны попасть в усадьбу вообще невозможно, разве только перелезть через ограждения. Мост ведет к двум церквям имения Марфино, которые от усадьбы находятся по другую сторону пруда.

Одна из них, — церковь Рождества Богородицы — является старейшим зданием в Марфино. Она построена по проекту талантливого крепостного зодчего В.И.Белозерова еще при князе Голицыне в 1701-1707 годах. Рядом с храмом сохранилось надгробие зодчему.

Вторая – небольших размеров церковь Петра и Павла — появилась в Марфино уже при Салтыкове, в 1770-х годах.

При Салтыкове появились в имении и эти две двухэтажные жилые постройки для псарей, больше похожие на театр, чем на хозяйственные здания. Между ними раньше располагалась башня для хранения охотничьих трофеев и снаряжения. Фельдмаршал любил охоту, держал около тысячи собак, которых обслуживало 60 псарей.

Другие хозяйственные постройки того же времени – конный двор и каретный сарай – плохо сохранились и стоят почти разрушенные. Они тоже сооружались с размахом, в одном стиле с дворцом, только в более сдержанных формах и, конечно, жаль, что смотреть там уже не на что.

Особая роль в композиции усадьбы была отведена воде, и в частности – прудам. Помимо больших живописных прудов, придающих всему облику усадьбы неповторимый вид, здесь были созданы еще и маленькие прелестные прудики, связанные между собой и с большими прудами протоками. Пруды копались здесь вручную крепостными Салтыкова, для их создания использовали русло реки Уча, а для поддержания уровня воды в прудах на реке была сооружена специальная плотина.

На больших прудах были созданы рукотворные острова, куда гостям предлагались прогулки на лодках. В наше время тоже можно прогуляться по марфинским прудам на лодках. На нижнем пруду есть лодочная база, где можно взять лодку напрокат. Рядом с базой – песчаный пляж, на пляже — кафе. Все условия для хорошего летнего отдыха.

На лодочную станцию и пляж с усадебного парка спускается лестница и здесь же над пляжем можно увидеть сохранившийся памятник любимой собаке графини Паниной.

А это уже усадебный парк, с симпатичными лужайками и тенистыми липовыми аллеями.

В парке сохранились две старинные беседки, построенные в XVIII веке при Салтыковых.

Беседка-полуротонда, служившая музыкальным павильоном. И двухъярусная ротонда для отдыха со статуей Аполлона Бельведерского на втором ярусе, — она виднеется на заднем плане фото.

И, конечно же, в парке везде вода, — журчащие ручейки и водопады и целая система проточных каналов и запруд. Они достаточно ухожены и, кажется, недавно отреставрированы.

Представляете, как прохладно и свежо здесь в жаркий летний день?!

После революции усадьбу Марфино национализироли, ценности и обширную библиотеку Паниных вывезли в Исторический музей, а усадьбу отдали сначала Тимирязевской сельскохозяйственной академии (здесь жили студенты во время прохождения производственной практики), затем беспризорникам, которые через несколько лет уступили место кооператорам, поправляющим здесь свое здоровье, и, наконец, с 1930 года в Марфино организовани Дом отдыха для летчиков.

С тех пор, переходя из одного ведомства в другое, усадьба Марфино используется как санаторий для военных. И уже в советское время на территории усадьбы из бетона, местами облицованного гранитной плиткой, вырос новый дворцовый комплекс, немного повторяющий композицию главных строений старинной усадьбы, но в чисто советском стиле. Те же боковые здания (флигели), примыкающие к главному корпусу; тот же главный корпус по центру (дворец), и такая же ведущая к дворцу аллея с островками для отдыха, отдаленно напоминающая дворцовую аллею к пруду. Явно здесь прослеживается попытка связать два этих комплекса из разных веков в единый ансамбль, только вот постройка советских времен на фоне старинного дворца как-то уж больно уныло и скучно здесь смотрится…

Усадьба Марфино расположена в живописном месте на берегу реки Уча в Мытищинском районе Московской области. Этот уголок Подмосковья прославился своим дворцово-парковым ансамблем, созданным талантливыми русскими зодчими. Усадьба в Марфино находится к северу от столицы, в 25 км от МКАД.

Усадьба Марфино – название

Существует несколько версий происхождения названия имения:

  • По преданию, свое название усадьба Марфино получила в честь любимой дочери князя Бориса Голицына Марфы, утонувшей с двумя маленькими дочерями на Волге под Астраханью. Рассказывали, что Марфа вместе с детьми провожала своего мужа князя Александра Бековича-Черкасского в Хиву, а на обратном пути, когда они все трое переправлялась через Волгу, сильный ветер перевернул лодку
  • Вместе с тем, писцовые книги XVII века рассказывают, что во времена Голицына село уже называлось Марфино, к тому же, жену Бориса Голицына звали не Марфой, а Марией Федоровной Хворостиной. Многие историки доказывают, что при Голицыне село называлось Богородским
  • По одной из версий название имения дано в честь одной из двух сестер, упоминаемых в Евангелие - Марфы и Марии и Марфа стала святой покровительницей селения.

Усадьба Марфино - достопримечательности

Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы отличается стройностью и благородством пропорций. Храм был построен в 1701 - 1707 годы по проекту крепостного зодчего Владимира Ивановича Белозерова, который учился во Франции, но в архитектуре придерживался русских традиций. Церковь Рождества Богородицы поставлена на цоколь, в качестве материала использовался крупный кирпич, облицованный белыми блоками.

Рассказывают, что Белозерову приснился сон, будто построенная им церковь рухнула. Тогда зодчий с разрешения жены Голицына Марии Федоровны (в то время сам князь был в отъезде) установил в храме четыре монументальных пилона, поддерживающих световой барабан. Пилоны не только повысили надежность всей конструкции, но и придали внутреннему пространству особую выразительность.

Однако, князь Голицын был недоволен таким архитектурным решением, зрительно сократившим внутреннее пространство храма и приказал высечь крепостного розгами. От побоев сердце 59-летнего зодчего не выдержало и он скончался. Недалеко от храма сохранилась надгробная плита и надписью о кончине Владимира Белозерова в 1708 году.

Петропавловская церковь

Это действующая зимняя церковь, построенная при фельдмаршале графе Петре Салтыкове недалеко от храма Богородицы в 1770-х годах, выполнена в стиле классицизма и относящаяся к довольно редкому типу храмов «под звоном».

Во время войны 1812 года многие усадебные постройки сильно пострадали и по заказу владелицы усадьбы Софьи Паниной в 1830-х годах были восстановлены московским архитектором Михаилом Быковским. Фасады храма Петра и Павла были им отреставрированы с использованием элементов ренессанса.

В 1937 году церковь была закрыта, а в 1990 году богослужения в ней вновь возобновились.

Главный дом

Главный дом в усадьбе Марфино был возведен на месте старого деревянного дома в 1830-е годы при Петре Семёновиче Салтыкове. Имя архитектора, создавшего этот великолепный двухэтажный каменный дворец с боковыми флигелями, неизвестно, но некоторые считают, что им был М.Ф.Казаков. В середине XIX веке дворец был перестроен в псевдоготическом стиле архитектором Михаилом Быковским, учеником Доменико Жилярди.

В дворце было 24 комнаты, в которых размещалась большая коллекция живописи и библиотека, насчитывающая тысячи томов.

Въездные ворота

Въездные ворота построены также архитектором Быковском в середине XIX века во время перестройки Главного дома. Рядом с воротами были сооружены две башни-караульни, из которых к настоящему времени сохранилась только одна.

Беседки

В усадьбе Марфино Вы увидите две беседки:

  • Музыкальный павильон полукруглой формы с тосканской колоннадой из белого камня и полукупольным сводом
  • Беседка Миловида – это одна из построек, сохранившаяся с XVIII века, расположенная на высоком склоне рядом со спуском к большому нижнему пруду, откуда открывается прекрасный вид на окрестности.

Предполагают, что автором строения является знаменитый архитектор Николай Александрович Львов. Беседка имеет форму двухъярусной ротонды, то есть выполнена в виде округлого сооружения и увенчана куполом, на втором ее ярусе установлена статуя Аполлона Бельведерского.

Мост через пруд

Визитной карточкой усадьбы Марфино является готический фигурный мост через речку Уча.

Первый мост через пруд был построен в 1770-х годах, когда усадьбой владели Салтыковы, в 1837 -1839 годах он был перестроен в готическом стиле по проекту Михаила Быковского.

Мост является парадным входом в усадьбу и состоит из центральной части и двух боковых арочных пролетов. Центральная часть моста представляет собой сплошную кирпичную стену, наверху которой выполнена галерея из двадцати белокаменных восьмигранных колонн.

С обеих сторон галереи построены прямоугольные башенки с арочным входом, украшенным изящными витыми колонками с кружевным скульптурным верхом. Над входом с внутренней стороны выполнен щит с мальтийским крестом.

Сейчас мост разрушается и поэтому с одной стороны он перекрыт.

Пристань

Пристань строилась одновременно с Главным домом, к ней от Дворца ведет длинная белокаменная парадная лестница. Пристань является прекрасным дополнением ко всему дворцовому ансамблю – здесь Вы увидите фонтан в виде чугунной чаши-раковины, которую держат пухленькие дети и дельфины. Предположительно, автором этой композиции является русский скульптор итальянского происхождения Иван Петрович Витали. Рядом, у спуска к воде расположены каменные скульптуры грифонов, на фоне которых любят фотографироваться туристы.

Псарни

Постройки были сооружены в XVIII веке, во времена, когда имение принадлежало Салтыковым. Граф Петр Семенович Салтыков обожал охоту и о марфинских псовых охотах складывали легенды.

Псарни – это два дома, внешне очень похожие на древние античные храмы, в которых жили 60 псарей, обслуживающих до 1000 собак.

Конный двор и каретный сарай

В XVIII веке были также построены Конный двор и каретный сарай. По их размерам можно судить об огромном количестве гостей, приезжавших в имение. Конный двор, построенный в стиле классицизма, в настоящее время находится в руинах, постепенно разрушается и каретный сарай.

Усадьба Марфино - из истории

Старинное имение в Мытищинском районе в Подмосковье стало известно в начале XIV века, когда боярин и главнокомандующий вооружёнными силами Московского княжества Протасий Фёдорович Вильяминов построил в Богоявленском монастыре Москвы каменный храм и пожертвовал монастырю небольшую вотчину на берегу реки Учи.

В XV веке в награду за добросовестную службу село было передано митрополичьему чиновнику по прозвищу Щибра, по его имени поселение стало называться Щибрино,

В середине XVI века поместье приобрел боярин Василий Павлович Головин, служивший воеводой при Иване Грозном. Позже хозяева имения часто менялись – оно принадлежало Фоме Бутурлину, с 1585 года - думному дьякону Василию Щелкалову, в первой половине XVII столетия - Головиным, с 1650 года - думному дьякону С. И. Заборовскому, а с 1698 года - князю Борису Алексеевичу Голицыну.

Марфинское имение не соответствовала вкусам князя Голицына и он решил его переустроить. По его указанию здесь был разбит французский парк, построен новый дом и каменная церковь Рождества Богородицы. После смерти князя в 1714 году поместье перешло его сыну Сергею, который через несколько лет продал имение, чтобы расплатиться с долгами.

С 1729 года владельцем села стал будущий фельдмаршал Петр Семенович Салтыков, при котором были проведены самые большие преобразования и был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль.

На месте ветхих строений был возведен двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями, зверинец и оранжереи, в которых росли персики, апельсины и сливы, лимоны и многие другие южные растения.

После смерти Петра Салтыкова имение переходит к его сыну Ивану Петровичу, при котором здесь появляются постройки в стиле классицизма, многие из них сохранились до настоящего времени. Была построена зимняя церковь и павильоны, беседки и дома для псарей, конный двор и каретный сарай. Особенно красивым стал регулярный парк, больше похожий на торжественный зал. Садовники, подстригая деревья и кустарники особенным образом, превращали их в пирамиды, шары и стены. Среди зеленых аллей красовались мраморные скульптуры и павильоны, гроты и беседки.

В последующие годы имением владели граф Владимир Григорьевич Орлов, министр юстиции России граф Виктор Никитич Панин и первая женщина-министр в правительстве России графиня Софья Панина.

После революции усадьба Марфино была национализирована и здесь проходили практику студенты сельскохозяйственной академии, с 1919 по 1923 год в старинном имении находилась детская колония, а с 1923 по 1930 год - здравница.

В настоящее время на территории старинного имения располагается Марфинский центральный военный клинический санаторий.

Усадьба Марфино – одно из романтических мест Подмосковья, посетив которое Вы насладитесь великолепным пейзажем, словно пришедшим из сказки – это двухэтажный дворец с белоснежной отделкой и вековые липы, старинные беседки и небо, отражающееся в прудах.

Думаете, в Подмосковье вам вряд ли удастся отыскать места, способные удивлять или даже поражать воображение самых бывалых путешественников? Полагаете, там совсем не осталось тенистых скамеек, спрятанных от посторонних взглядов, или безлюдных аллей? Если ваше мнение на самом деле таково, значит, вам еще не довелось посетить место под названием усадьба Марфино. Поспешим вас уверить, что эта территория на самом деле потрясающая.

Тут найдется занятие для абсолютно любого туриста. Например, любителям архитектуры усадьба Марфино подарит встречу с потрясающими памятниками. Почитатели флоры с удовольствием окунутся в атмосферу местной фауны, которая на самом деле напоминает собрание из коллекции ценных экспонатов ботанических садов мира.

Объектом данной статьи станет не только усадьба Марфино, официальный сайт которой в последнее время пользуется все большей и большей популярностью. Читатель почерпнет для себя массу полезной информации, среди всего прочего рассказывающей еще и о том, как добраться в эту парковую зону без особых проблем, где остановиться, что посмотреть в первую очередь.

Раздел 1. Общее описание памятника архитектуры

Усадьба Марфино в Подмосковье (39-й километр Дмитровского шоссе) - это уникальное произведение усадебного зодчества, полюбоваться красотой которого ежегодно приезжают тысячи туристов не только с самых удаленных уголков Российской Федерации, но и из-за рубежа.

Далеко не все догадываются, что свое название Марфино получило в честь княгини Марфы, дочери князя Бориса Голицына.

Дворянские усадьбы, сохранившиеся в средней полосе России, - это удивительные архитектурные и ландшафтные памятники. На их территории и в наши дни сохраняется особенная атмосфера.

Наши современники стремятся в сохранившиеся дворянские усадьбы, чтоб познакомиться с садово-парковыми ансамблями, организацией быта и хозяйственной деятельности людей, живших в этих местах в 16-19 веках. Именно поэтому «Усадьба Марфино» - фото, которое достойно стать настоящим украшением семейного фотоальбома. А приезжают сюда по абсолютно разным поводам. Кто-то стремится отметить торжество на природе, кому-то по душе прогулки, как говорится, вдали от цивилизации, а есть и те, кто приезжает сюда из чистого любопытства, для того, чтобы открыть для себя достопримечательности родного края.

Раздел 2. "Марфино"... Усадьба... Как добраться?

В целом нельзя не отметить, что до этого места можно доехать, воспользовавшись электричкой, отправляющейся от Время в пути составляет 50 минут. Выйти надо на станции «Катуар». От станции до усадьбы ходит рейсовый автобус № 37. Пожалуй, это самый простой способ доехать до места назначения.

Однако на самом деле многих настораживает тот факт, что не существует такой остановки, как «Усадьба Марфино». Как доехать туда на собственном автотранспорте? Этот вопрос интересует значительную часть туристов, особенно тех, кто решил отправиться в путешествие с ребенком.

В целом, по мнению бывалых, можно спланировать поездку на автомобиле. В этом случае по Дмитровскому шоссе надо доехать до 39-го километра и повернуть в соответствии с указателем. После поворота останется преодолеть совсем немного - всего лишь около 3 км. Остается отметить, что усадьба «Марфино» на карте Подмосковья просматривается великолепно, поэтому заблудиться точно не удастся.

Раздел 3. Вехи прошлых эпох

История создания этой дворянской усадьбы относится к 16-му веку. В этом живописном месте в то время находились боярские владения Василия Головина, который служил воеводой при Иване Грозном. Владельцы места под названием усадьба Марфино менялись часто: дипломат Василий Щелкалов (конец 16-го века), вновь Головины (до 1650 г.), думный дьяк Семен Заборовский (до 1698 г.), воспитатель Петра I князь Борис Голицын (умер в 1714 г.), а затем его сын Сергей, который продал усадьбу, чтобы получить средства для уплаты долга, фельдмаршал Петр Салтыков (с 1729 г.) Одно перечисление имен этих людей говорит о том, какой насыщенной была жизнь в этих местах, как много «помнят» материальные памятники, которые сохранились до наших дней.

Усадьба в Марфино некогда принадлежала сподвижнику царя Петру Борисовичу Голицыну, а на ее территории был разбит французский парк, возведены величественные хоромы, и началось строительство каменной церкви.

При Салтыковых также осуществили проект по созданию великолепного садово-паркового ансамбля. В то время были возведены сооружения в стиле классицизма. Наивысшим расцветом для Марфино считается конец 18-го века.

С начала 19-го праздная жизнь стала затихать. Война 1812 года нанесла усадьбе большой ущерб - были вывезены художественные ценности, многое было предано огню. В 1831 году постройки усадьбы были реконструированы, а в 19-м веке главный московский архитектор М. Д. Быковский составил проект, согласно которому усадебный комплекс в Марфино «превратился» в средневековый замок.

Архитектурный стиль замечательно передавал дух эпохи - утрату прежней гармонии, романтическое настроение и поиск монументальности. После революции, свершившейся в 1917 г., усадьба перешла в общенародную собственность. В советское время в Марфино регулярно осуществлялись реставрационные работы.

Раздел 4. Времена Салтыковых

При Салтыковых Марфино было образцом дворянской усадьбы екатерининской эпохи. На территории было 2 летних театра, каретный и конный дворы, в оранжерее создали условия, в которых прекрасно развивались южные растения и созревали фрукты.

В то время вопрос: «Усадьба Марфино… Как попасть в это чудесное место?» мало кого волновал. Почему? Все дело в том, что место это было настолько удивительным и популярным, что даже не десятки, а сотни гостей приезжали сюда практически каждый день.

В записках Вигеля сохранилось описание важности, непринужденной учтивости и точности приличий обитателей усадьбы, которые были достойны восхищения. Правда, к сожалению, после смерти фельдмаршала стала приходить в упадок.

Раздел 5. Времена Паниных

Дочь графа Орлова Панина Софья Владимировна занималась перестройкой дома. Много сооружений было возведено и в парке. В то время, когда работами руководил Ф. Тугаров, усадьба приобрела черты ампира.

А в конце 30-х гг. 19 века она получила черты «николаевской готики» (архитектор М. Д. Быковский). Усадебный дом в псевдоготическом стиле - это замечательный памятник русского романтизма. Розовая расцветка стен внутри дома была ярким элементом, создающим настроение рыцарской эпохи.

Раздел 6. Где остановиться путешественникам

Усадьба «Марфино»… Официальный сайт этого места сообщает о том, что туристов здесь могут принять сразу 8 отелей. Комфортабельные условия и приятные цены - это отличные условия, позволяющие провести время в замечательном комплексе дворянской усадьбы.

  • Около Главного ботанического сада располагается гостиница «Восток». Обустроенные номера с современной бытовой техникой (телевизор, холодильник, компьютер с доступом к интернету) - здесь созданы отличные условия для отдыха.
  • Недорогой гостиничный номер можно получить в гостинице «Алтай». Сервис и дополнительные услуги, предлагаемые туристам в этом отеле, позволят по достоинству оценить высокий класс организации туристического бизнеса. К сведению любителей джаза, в ресторане «Белый рояль» можно замечательно провести вечер.
  • К услугам туристов, которые стремятся отдохнуть в спокойной обстановке, - «МАРФИГОТЕЛЬ». 8 номеров, уютная домашняя атмосфера, высокий уровень сервиса - в «МАРФИГОТЕЛЬ» можно прекрасно отдохнуть или заняться работой с использованием компьютера - все условия для того, чтобы попытаться запомнить это название и адрес! Усадьба «Марфино» на самом деле умеет принимать желанных гостей.
  • «Максима Ирбис» - отель бизнес-класса - предлагает гостям комфортабельные номера. Благодаря оригинальности оформления и соответствию принятым в Европе стандартам «Максима Ирбис» популярен в среде молодежи. Здесь любят останавливаться молодожены. «Шведский стол» в ресторане, бизнес-центр и лобби-барр - в этом отеле действительно созданы комфортные условия, позволяющие замечательно провести время.

Раздел 7. Что посмотреть в первую очередь?

Сколько же чудесных мгновений готова подарить своим гостям усадьба «Марфино». Свадьба, проведенная там, юбилей или просто обязательно запоминаются надолго и становятся предметом для зависти со стороны тех, кому еще не посчастливилось побывать в этом месте.

Главным в Марфино, естественно, является дворец. Двухэтажное кирпичное сооружение возвышается на холме. Около него - большой пруд, спуск к которому можно преодолеть по белокаменной лестнице. У пруда сооружена пристань, которую украшают каменные скульптуры грифонов.

  • В усадьбе находятся 2 церкви: Петропавловская (зимняя) и Рождества Богородицы.
  • Парковые беседки, ранее служившие «Музыкальным павильоном» - полуротонда - и «Миловида» - двухъярусная ротонда.
  • Кирпичный мост, башенки, бойницы и зубчатые гребни дворца вызывают ассоциацию с крепостным строением. Первоначально мост был построен при Салтыковых, а затем реконструирован Быковским.

Кстати, нельзя не упомянуть и о том, что в Марфино проходили съемки известных фильмов, в том числе здесь снимались «Дворянское гнездо», «Крестоносец», «Мастер и Маргарита».

Раздел 8. Церковь Рождества Богородицы

Эта церковь была возведена по проекту В. И. Белозерова. Сооружение отличают стройность и благородность пропорций. Цоколь церкви облицован белокаменными блоками. Высокий светлый барабан, купол и небольшая главка - это центр композиции здания церкви. Рядом с церковью похоронен крепостной архитектор Белозеров, выполнявший ее строительство.

Кстати, не понравилось, что внутри пространство храма было уменьшено пилонами. Он приказал наказать Белозерова розгами, отчего архитектор скончался, так как сердце его не выдержало.

Раздел 9. Эти удивительные беседки...

Большой интерес туристов вызывают беседки в Марфино. Одна из них - «Музыкальный павильон» - выполнена в форме полукруга с полукупольным сводом и белокаменной скамейкой внутри.

Другая беседка - «Миловида» - ротонда, имеющая 2 яруса. Нижний ярус отличается массивностью, а второй - изяществом (8-колонный павильон с куполом). С «Миловиды» открываются замечательные живописные виды.

Раздел 10. Мост через пруд

Это сооружение имеет внушительные размеры. Состоит оно из центральной части (галерея из 20-ти восьмигранных колонн, заканчивающаяся башенками с двух сторон) и двух боковых арочных частей.

Его гребни, башенки и бойницы вызывают очень яркие ассоциации. Сооружение выглядит как элемент крепости. Верхняя часть башенок украшена карнизом, а поверх него идут зубцы, которые гармонируют с завершающими элементами всех усадебных построек. Белокаменные детали и красные стены моста - яркое колористическое решение.

Раздел 11. Петропавловская церковь (зимняя)

Эта церковь представляет собой величественное сооружение, отличающееся гармоничным сочетанием масс. Декоративные излишества при ее оформлении не использовались. Центральная часть выполнена в виде двухцветной ротонды, имеющей небольшие выступы для притвора и алтаря.

Выполнен в виде восьмигранника. В его помещении хранят колокола.

Раздел 12. Усадьба в наши дни

Что же такого особенного в ней сейчас? Попробуем перечислить лишь несколько моментов:

  • Колокола церкви Петра и Павла и в наши дни оглашают окрестности своим звоном.
  • Усадьба с 1933 г. стала Марфинским центральным военным клиническим санаторием.
  • В помещениях «псарен» сегодня функционируют «Дом быта» и казино.
  • Здесь есть источники с минеральной водой, содержащей большое количество полезных элементов.
  • Очень интересно проходили в усадьбе съемки фильмов. Местные дети с радостью принимали участие в них в качестве «массовки». На съемочной площадке «Мастера и Маргариты», чтобы снять ведьму в полете на метле, был задействован вертолет. Известная всем в нашей стране кинокартина «Женщина, которая поет», фильм об истории отравлений, съемки рекламного ролика «Snickers» и еще множество съемочных мероприятий - в Марфино действительно происходило много интересного и происходит в наши дни.
  • Отели в Марфино всегда готовы предложить свои услуги туристам.
  • Живописная природа и удивительный по красоте архитектурный ансамбль - фотосессия в Марфино позволит сделать множество ярких снимков и сохранить надолго память о русской дворянской усадьбе, бережно сохраняемой в наши дни.

13. Усадьба - любимое место для пеших прогулок

В Марфино созданы отличные условия для прогулок пешком. Природные условия здесь благоприятны для оздоровления. В расположенном в Марфино пруду можно покататься на лодке. Есть здесь и конюшня.

На территории находятся источники минеральной воды, прием которой позволяет добиваться выраженного терапевтического эффекта. В усадьбе сегодня функционирует многопрофильное лечебное учреждение, диагностическая база которого является одной из лучших в Московской области. Однако следует иметь в виду, что для того чтобы беспрепятственно посетить все достопримечательные места этой дворянской усадьбы, следует заранее позаботиться о пропуске в военный санаторий.

gastroguru © 2017