Госдолг беларуси к ввп. Внешний долг в беларуси. Какие шаги предпринимает Республика Беларусь для снижения внешнего долга

Внешний долг государства — это абсолютно все обязательства ее субъектов перед зарубежными кредиторами. Как формировался внешний долг Беларуси?

Формирование внешнего госдолга страны началось после распада СССР. Республика Беларусь в отличие от России не перебрала на себя долговые обязательства СССР, поэтому долговая нагрузка на экономику государства в течении 1996-2006 годов была весьма низкой и составлял менее 10% от ВВП.

В первой половине 1990-х государство практически совсем не брало кредиты у РФ и Европы. А в 1996 году президент России и вовсе списал даже те небольшие задолженности, которые были у страны.

Как правильно? Белоруссия — название на русском языке. Беларусь — название страны на белорусском языке. Официальное название - Республика Беларусь (белор. Рэспубліка Беларусь).

Благодаря льготным ценам на энергоносители, предоставляемые от Российской Федерации, и быстро растущий рынок, у экономики Белоруссии появилась возможность в 2000-е годы развиваться без займов. По данным Министерства Финансов Беларуси на начало 2007 года внешний долг равнялся 6,5%.

В 2018 году внешний государственный долг РБ продолжает расти и превысил отметку в 40%. Правительством определен критический максиму, который не должен превышать внутренний и внешний государственный долг – его размер 45% от ВВП.

Какие шаги предпринимает Республика Беларусь для снижения внешнего долга?

Увеличение кредиторской нагрузки влияет на бюджет не лучшим образом. В 2018 году на оплату процентов по займам уйдет свыше 1 миллиарда и еще 3 миллиарда долларов на погашение кредитов. Правительство выработало шаги по перекрытию кредиторских задолженностей. В период с 2019 по 2025 год намечено возмещение основной части займов.

Затраты на возврат займов закладываются в бюджете страны, также предусмотрено рефинансирование за счет новых займов.

Какой внешний долг Белоруссии и кому должна страна?

Внешний долг Беларуси на сегодняшний день достиг 16,6 миллиардов долларов.

Основными кредиторами являются:

  • Россия;
  • Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР);
  • Китай;
  • Держатели белорусских еврооблигаций;
  • Всемирный банк.

Самые крупные займы государства РБ:

  1. 80 0000 000 $ – ЕФСР;
  2. 55 2000 000 $ – займы у правительства и банков России (см. );
  3. 446 000 000 $ – банки Китая.
  4. 93 500 000 $ – задолженность перед западными партнерами;
  5. 95 000 000 $ – Всемирному банку.

Беларусь практически не берет кредиты в ЕС и США. У Международного валютного фонда, предоставляющего займы на выгодных условиях, Беларусь кредитов не берет.

На погашение госдолга в 2018 будет правленое 2,5 млрд. белорусских рублей. Расходы на погашения внешнего долга Республики Беларусь в 2018 году составят 5,4 млрд. рублей. Соответственно, будет погашена сумма в размере 8 млрд. белорусских рублей. С 2018 начинается динамика активного снижения госдолга страны.

Расходы Беларуси по внешнему государственному долгу в 2018 году (миллионов долларов США)

Интересно: 1 белорусский рубль = 31,49 российских рублей (белор. рубель; код ISO - BYN, до 1 января 2000 года - BYB, с 1 января 2000 года до 1 июля 2016 года - BYR).

Расходы по выплатам на внешний долг Беларуси за 2018 год:

  • 1 007 500 000 $ – Россия;
  • 938 600 000$ – владельцам национальных облигаций;
  • 563 400 000 $ – платежи Китаю;
  • 475 700 000$ – оплата Евразийскому фонду стабилизации и развития;
  • 95 300 000 $ – выплаты Всемирному банку;
  • 4 300 000$ – оплата США;
  • 2 700 000 $ – выплаты СВИ;
  • 2 400 000$ – оплата Европейский банк реконструкции и развития.

Минфин руководствуется правилом, которое заключается в том, что 75 % от суммы задолженности рефинансируется, а 25% буде выплачиваться за счет не долговых источников.

Интересные факты:

  1. Внешний госдолг Республики Беларусь за 20 лет увеличился практически в 20 раз с 946 миллионов до 16,6 миллиарда $.
  2. Беларусь занимает 77 место в рейтинге стран по размеру внешнего госдолга.
  3. По данным на 2018 год внешний долг на душу каждого белоруса составляет свыше 4 тысяч $.

23.09.2019

Внешний долг страны - это сумма всех обязательств ее субъектов перед иностранными кредиторами.

Существует разработанная международными организациями система классификации внешнего долга в зависимости от элементов, включаемых в его структуру. Согласно методологии МВФ (Международный валютный фонд) принято различать:

  • Валовой внешний долг - складывается из совокупных долгов органов государственной власти, центрального банка, организаций финансово-кредитной системы, предприятий всех форм собственности, частных лиц;
  • Государственный долг - сумма прямых непогашенных займов центральных органов власти. Обычно эти займы имеют целью покрытие бюджетного дефицита страны.

При таком подходе к государственному долгу обязательства государства отделены от обязательств центрального банка, других финансово-кредитных организаций, прочих предприятий и частных лиц. Хороший пример этого: долговые проблемы автогиганта Вольво, его фактическое банкротство и продажа новому владельцу из КНР, не повлияли на кредитный рейтинг и финансовую устойчивость Швеции. Насколько уместен этот подход для Беларуси - остается предметом дискуссий. Из-за высокой доли участия государства в , подавляющая часть долгов субъектов хозяйствования прямо влияет на финансовое положение страны.

Исторически сложившееся отношение к внешнему долгу можно назвать скорее негативным, чем положительным. С другой стороны, не стоит забывать о том, что иностранные - мощный двигатель экономического роста, также включаются в сумму долга.

По данным Министерства финансов РБ можно составить следующую картину изменения и внешнего долга Республики Беларусь в текущем году:

Состояние государственного долга Республики Беларусь

Государственный долг, всего

Внешний государственный долг

Внутренний государственный долг

млн. долл. США

* Данные уточнены в связи с пересмотром ВВП

С точки зрения принятых в международной практике критериев, размер внешнего долга Беларуси не превышает установленных норм. Внешние заимствования поступательно растут, однако ни в абсолютном, ни в относительном, ни среднедушевом выражении не выглядят чрезмерными. Это касается и собственно государственного, и общего внешнего долга.

Вероятно, главные угрозы экономике страны лежат не в этой области. Следует признать, что большая часть государственных заимствований направлялась не в производственные или коммерческие проекты, но использовалась для поддержания платежного баланса и реструктуризации уже существующих долгов.

Структура валового внешнего долга Беларуси

Структура общего внешнего долга Республики более чем наполовину сложилась из заимствований, привлеченных начиная с 2009 года. Долги более ранних периодов практически полностью погашены или конвертированы за счет новых кредитов. По состоянию на октябрь 2015 года структура внешнего долга Беларуси выглядела так:

  • Займы центральных органов государственного управления - 33,9%;
  • Заимствования - 4,6%;
  • Долги - 17,3%;
  • Задолженность других предприятий и организаций Республики - 39,7%;
  • Прямые инвестиции в предприятия Республики - 4,5%.

Очевидно, что большую часть внешнего долга составляет задолженность организаций. Сюда относится:

  • текущая задолженность промышленных предприятий за сырье, комплектующие и энергоносители;
  • непогашенная задолженность торговли за поставленный товар;
  • займы, взятые организациями напрямую у внешних кредиторов.

Внешняя задолженность предприятий Республики финансировалась из множества источников, имеет разные сроки и условия погашения. В своей массе эти долги не являются автономными, поскольку государство состоит в числе собственников большинства кредитуемых предприятий. Следовательно, выплата, в конечном итоге, также затрагивает государственные интересы и государственные средства

Внешний долг Национального банка Беларуси складывается из суммы непогашенных займов (полученных в частности от банков РФ) и облигаций реализованных на внешних рынках. На конец 2015 года, общая сумма внешнего долга Нацбанка составила 1,744 миллиарда в долларовом эквиваленте. Для сравнения: валютная задолженность Национального банка Беларуси перед другими отечественными банками составила 2,808 млрд. в этом же периоде.

Сравнительно менее проблемными для кредиторов могут показаться внешние заимствования . Как правило, обладают высокой ликвидностью, организация работы кредитно-финансовых учреждений меньше зависит от формы собственности, а сами они меняют владельцев без видимого ущерба.

Остается весьма незначительным объем прямых иностранных инвестиций в отечественные предприятия. Хотя именно такой способ привлечения средств считается наиболее выгодным для экономической системы. Первой причиной такого положения нужно признать отсутствие у предприятий реальной самостоятельности в распоряжении своим имуществом и организации деятельности.

Наиболее крупные внешние заимствования Республики Беларусь приходятся на кредиты центральным органам власти. Эти же займы представляются наиболее надежными для кредиторов, т.к. именно государство обладает наибольшими возможностями в распоряжении денежными средствами и собственностью.

Для понимания ситуации полезно будет рассмотреть структуру и объемы внешних заимствований Правительства Республики Беларусь в 2015 году.

Было получено:

  • От российского правительства и банков в общей сложности 1,572 млрд. в долларовом эквиваленте;
  • От банков Китая - 528,1 млн. долларов. Основная этих масса кредитов является связанными, т.е. может направляться только на закупку китайских товаров и финансирование проектов с участием КНР;
  • Кредитов Всемирного банка на сумму 72,9 млн. долларов. Практически все средства выделены целенаправленно для финансирования строительства инфраструктуры и др. объектов.

Общая сумма государственных заимствований в 2015 году составила 2,173 млрд. долларов.

В этом же периоде Республикой Беларусь было погашено государственных займов на общую сумму 2,016 млрд. долларов. Эта цифра сложилась из:

  • 1 миллиарда долларов для погашения первого выпуска отечественных евробондов;
  • 353,1 миллионов долларов погашения кредита Евразийского фонда стабилизации и развития;
  • 300 миллионов долларов на возврат займа российского правительства;
  • 147,7 миллионов долларов погашения кредитов китайских банков;
  • 115,2 миллиона долларов на полную выплату займов банкам Венесуэлы;
  • 75,9 миллионов долларов на закрытие остатка кредита МВФ;
  • 20,9 миллионов долларов текущих выплат по кредитам Всемирного банка;
  • 3,6 миллионов долларов на выплату по Товарно-кредитной корпорации США по кредитной линии на закупку зерна.

Можно утверждать, что Республика Беларусь в 2015 году и в предыдущие периоды добросовестно исполняла свои долговые обязательства. Раздавались и продолжают раздаваться критические замечания касательно реализации белорусской стороной обязательств по реформированию экономики. Разногласия такого рода могут заметно осложняют получение новых кредитов. Однако именно сосредоточение собственности в руках государства существенно облегчает своевременную выплату по внешним займам.

Исходя из этого, Республика может рассчитывать на новые международные кредиты.

Динамика внешнего госдолга

В первой половине 2015 года Беларусь подала заявку на кредит на 3 миллиарда долларов в Евразийский фонд стабилизации и развития (ранее назывался Антикризисный фонд ЕврАзЭС), однако получила одобрение только на 2 миллиарда. В марте 2016 года Беларусь подписала программу о привлечении кредита ЕФСР на 2 млрд долларов, который предоставляется семью траншами в течение 2016-2018 годов. ​Однако, для получения кредита белорусские власти должны реализовать комплекс мер по реформированию экономики. ​ 2 транша ЕФРС перечислил в 2016 году на сумму 500 миллионов долларов в марте и 300 миллионов — в июле. Третий транш евразийского кредита Беларусь планировала получить в октябре 2016 года, однако этого не произошло.

Внешний госдолг Беларуси по состоянию на 1 января 2016 года составил $12,4 млрд и уменьшился за 2015 год на 1,1%.

Лимит внешнего госдолга Беларуси в 2016 году был утвержден в размере $17 млрд.

За 2016 год внешний государственный долг Беларуси увеличился на $1 млрд. 198,8 млн до $13,6 млрд. с учетом курсовых разниц. Таким образом внешний госдолг страны за год вырос на 9,6% .

В январе-декабре 2016 года Беларусь привлекала внешние государственные займы на сумму $ 1 934,9 млн.:

С начала 2016 года погашение внешнего государственного долга составило $ 892,4 млн.:

В январе-декабре 2017 года привлечены внешние государственные займы на сумму $ 4 040,7 млн.:

Погашение внешнего государственного долга с начала 2017 года составило $1 029,4 млн.:

За 2018 года привлечены внешние государственные займы на сумму $ 2 353,8 млн.:

Погашение внешнего государственного долга в 2018 году составило $1 997,3 млн.:

В январе-июле 2019 года привлечены внешние государственные займы на сумму $ 559,8 млн.:

Погашение внешнего государственного долга январе-июле 2019 года составило $1029,4 млн.:

Внешний долг в Беларуси в 2019

Пока нельзя с уверенность говорить о перспективах внешнего кредитования Республики в текущем году. Известно, что ведется определенная предварительная работа для получения кредита от . Беларусь обсуждает с МВФ возможность реализации программы сотрудничества, рассчитанной на 3 года, с выделением кредита на3 миллиарда долларов под 2,28% годовых сроком на 10 лет. Международный валютный фонд призывает Беларусь к реализации комплексной стратегии экономических реформ в отношении госпредприятий с целью повышения эффективности и производительности, а также уменьшения бюджетных рисков. МВФ рекомендовано также определить и предпринять последовательные меры по достижению полного возмещения издержек в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вероятно, этим можно объяснить резкое подорожание коммунальных услуг и общее ужесточение бюджетной политики в конце 2015 - начале 2017 года.

На 1 ноября государственный долг Беларуси составил 41,9 млрд. рублей, и по сравнению с началом года он увеличился на 4,9 млрд., рассказали в Минфине . Больше всего у страны внешних долгов: сейчас зарубежным странам и партнерам мы должны 16,6 млрд. долларов. Причем с учетом курсовых разниц увеличение за год получилось немаленькое - 2,9 млрд. долларов.

При этом внутренний госдолг на 1 ноября составил 9,2 млрд. рублей. Он, надо заметить, за год уменьшился на 1 миллиард.

Долг очень большой, причем уже не только внешний, но и внутренний. Мы решили поинтересоваться у экспертов, это предел? Нам есть еще куда брать деньги? Или уже все, пора затянуть пояса и обходиться тем, что есть?

Брать можно сколько угодно. У нас долг занимает не такой большой процент от ВВП , разве что внешний равен где-то 40%. Но есть страны, где этот показатель равен и 200% ВВП, - рассказала «КП » Жанна Кулакова, финансовый консультант компании «ТелетрейдБел». - Но очень важно учитывать способность страны обслуживать свои долги. Уже сейчас очевидно, что в Беларуси собственных средств для обслуживания такого валютного долга нет. Почему госдолг Беларуси начал расти такими быстрыми темпами? Потому что в год нам надо платить 3 - 4 млрд. долларов, а наша экономика таких средств не генерирует. Вот и приходится брать новые долги, чтобы рассчитаться со старыми, - объясняет Жанна Кулакова. - Какие у страны есть ресурсы? Например, экспорт. Теоретически со всего, что экспортируем, мы должны получать валютную выручку. Но ведь есть еще импорт. А импорт и экспорт у нас примерно равны. И по большому счету внешняя торговля валютной выручки нам не приносит. Есть экспортные пошлины, которые также зачисляются в иностранной валюте. Но это небольшая сумма. Например, на 2017 год в бюджете было запланировано около 500-600 млн долларов экспортных пошлин. Еще один источник - это Нацбанк, который выкупает излишки валюты, которую сдает население. В прошлом году у населения, иностранцев и предприятий выкупили 2 млрд. долларов, в этом году за январь-октябрь – около 1,3 млрд. долларов. То есть по итогам года явно будет меньше, чем в 2016-м.

Вот и все валютные источники, которыми располагает правительство. А заплатить надо почти 4 млрд. долларов. Очевидно, что денег не хватает. Вот и приходится влезать в новые долги.

- Неужели нет других вариантов, кроме как рефинансировать старые долги?

Есть. Надо наращивать внешнюю торговлю, чтобы экспорт приносил выручку. Надо привлекать иностранные инвестиции, чтобы в Беларусь приезжали люди с валютой и развивали бизнес. Но все не так просто. Нельзя просто написать указ и поставить подпись. Надо серьезно работать над бизнес-климатом, общей экономической ситуаций, над имиджем страны за рубежом. Это долгий и тернистый путь. И пока ничего другого не остается, кроме как брать новые кредиты и отправлять их на погашение старых. Думаю, в ближайшее время этот подход сохранится.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Евро обновил годовой максимум

В пятницу, 1 декабря, по курсу Нацбанка доллар США был равен 2,0123 рубля. Это был годовой максимум американской валюты с начала 2017 года. Правда, до исторического максимума (2,2069 рубля), который был 11 февраля 2016 года, доллару еще далеко. К слову, после пятничных торгов на бирже доллар немного подешевел. Так, официальный курс американской валюты на выходные и понедельник установился в размере 2,0114 рубля.

Евро на последних торгах на неделе обновил годовой максимум - 2,3974 рубля. Напомним, что исторический максимум в 2,4956 рубля у европейской валюты был 13 февраля 2016 года.

А вот российский рубль в пятницу стоил больше всего за всю свою историю. Курс валюты страны-соседки составил 3,4356 белорусского рубля за 100 российских. Но на последних на неделе биржевых торгах российский рубль подешевел. Официальный курс на сегодня такой: за 100 российских рублей - 3,4351 белорусского.

gastroguru © 2017