Экономическое южной кореи. Экономика Республики Корея (Южной Кореи) Экономическая ситуация в южной корее

Современная промышленность Южной Кореи развита достаточно хорошо несмотря на то, что некоторые ее отрасли сравнительно молоды. Несмотря на множество негативных ситуаций в мировой экономике в течении последних лет, от которых экономика Кореи также пострадала очень заметно, в настоящее время ситуацию удалось стабилизировать.

Сегодня экономика страны строится на производстве товаров народного потребления, которые экспортируются на мировые рыки. Существенную поддержку оказывает и сектор тяжелой промышленности. Сегодня можно выделить три основополагающих отрасли, составляющих основу экономики Южной Кореи.

  • Автомобилестроение.
  • Электроника.
  • Судостроение.

Автомобилестроение

Современное автомобилестроение в Корее можно назвать динамично развивающейся отраслью. От всего объема добавленной стоимости на долю автопрома приходится 9,4 %. В доле экспорта РК продукция автоконцернов составляет 8,3 %, а на предприятиях, производящих автомобили занято практически 7,4 % трудоспособного населения страны.

Несмотря на то, что автомобилестроение в Корее активно развивается всего с 60-х годов прошлого века, сегодня корейские компании занимают пятое место на мировом автомобильном рынке. Среди ведущих корейских автоконцернов нужно выделить следующие:

  1. Hyundai Motor.
  2. Kia Motors.
  3. GM Daewoo Auto & Technology.
  4. SsangYong Motor Company.
  5. Renault Samsung Motors.

В настоящее время модельный ряд каждого производителя постоянно расширяется, а само автомобилестроение остается для страны важной составляющей экономической стабильности.

Электронная промышленность

Тенденции к переходу на цифровые технологии, наблюдающиеся во всем мире, лишь укрепили позиции электронной промышленности Южной Кореи. Здесь производится не только весь спектр бытовой потребительской электроники, но и оборудование телекоммуникации, отлично развита полупроводниковая промышленность.

Если говорить о рынке бытовой электроники, где ведущими компаниями являются LG, Samsung и Daewoo Electronics, то средний объем ежегодного производства составляет более 17 млрд долларов – основная часть техники экспортируется.

Телекоммуникация

Вполне естественно, что электроника Кореи не ставит во главу угла лишь утюги и пылесосы. Рынок телекоммуникационного оборудования развит в Корее гораздо лучше рынка бытовой электроники. Достаточно сравнить объем среднего годового производства – для телекоммуникации цифра доходит практически до 28 млрд долларов. Такая ситуация складывается из-за высокого спроса на подобную продукцию на внутреннем рынке.

Полупроводниковая промышленность

Интегральные схемы, диоды и транзисторы составляют основу всей современной цифровой техники. Для электроники Кореи это производство представляет особый интерес в экономическом плане. Доля экспорта за разные годы доходила до 10 %. Особую роль после мирового кризиса 1997 года для экономики этой страны сыграло хорошо налаженное производство чипов памяти – до 90 % от общего объёма производства. После кризисных лет другие страны не смогли восстановить должного масштаба выпуска чипов памяти, и Корея сегодня является основным мировым производителем чипов, поставляя их во все развитые страны мира.

Судостроение

Такая отрасль промышленности, как судостроение, в Корее включает в себя не только лишь постройку судов. Сюда же входит их проектирование, ремонт и конверсия. При этом здесь работают с любыми типами судов. Активно развиваясь, эта отрасль стимулирует развитие множества смежных отраслей, включая химическую и металлургическую промышленность. Первая верфь в стране появилась еще в 1973 году, с тех пор появилось еще две. Сегодня судостроением в Корее занимаются три ведущих компании:

  • Hyundai Heavy Industries;
  • Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering;
  • Samsung Heavy Industries.

С конца 80-х годов судостроение в Корее начало свой бурный рост, что привело к тому, что в течении последнего десятилетия доля этой небольшой страны на мировом судостроительном рынке в производстве дорогостоящих судов составила 59,3 %. О приближении к статусу мирового монополиста на данном рынке говорит тот факт, что в 2005 году страна получила 339 заказов на постройку, что составляет 38 % от мирового объема производства судов.

Южная Корея является одной из самых густонаселенных стран планеты, население составляет чуть более 51 млн человек. Абсолютное большинство населения Южной Кореи - это корейцы, одна из древнейших наций. Ранее большая часть населения Южной Кореи проживала в сельской местности, сейчас для Республики Корея характерны высокие темпы урбанизации, и этот фактор существенно повлиял на экономику страны. Важно отметить, что большую часть населения составляет молодежь и люди среднего возраста, то есть занятое население.

Столицу Южной Кореи по праву считают одним из крупных мировых мегаполисов. А система образования по качеству стоит на третьем месте в мире, этот факт подтверждает верную сегментацию промышленности Южной Кореи.

Промышленность Южной Кореи

Современная Южная Корея является развитой промышленной страной, в основном благодаря государственной поддержке предпринимателей и производителей. Изначально слабая сырьевая база не давала возможности развить должный промышленный потенциал страны, основанный на высокотехнологичном производстве и переработке сырья. В настоящее время все изменилось и основными крупными отраслями промышленности являются: автомобилестроение, электронная промышленность, металлургия, судостроение и легкая промышленность.

(Сборка электронных компонентов )

Южная Корея, благодаря поддержке высокотехнологичного производства, в частности электронной промышленности, занимает 1 место в мире по производству электрических приборов. Основные компании в данной отрасли - это мировые гиганты Samsung Group, LG (LG Electronics и LG Displey), экспорт электроприборов составляет приблизительно 20 млрд долларов в год и составляет большую долю общего объема производимой продукции.

Оборудование для электросвязи занимает второе место по экспорту электротоваров и продукция Samsung Electronis занимает лидирующие позиции на мировом рынке.

Самым потенциально важным направлением высокотехнологичного производства Южной Кореи по праву считается полупроводниковая промышленность.

Следующей приоритетной отраслью считают нефтехимическую промышленность, в стране есть три крупнейших нефтеперерабатывающих комплекса. Государство осуществляет весомую поддержку данной отрасли, так как спрос на продукцию данной отрасли с каждым годом увеличивается.

Что касается автомобилестроения, Южная Корея занимает первые строчки не только в Азии, но также среди мировых промышленных стран-гигантов. Крупнейший производитель авто в стране Hyundai занимает 4 место в мире по производству авто, Kia Motors - 7 место в мире, также набирает обороты Ssang Young.

Во всемирном судостроении Южная Корея монополизировала производство дорогостоящих судов.

Большое влияние на развитие автомобиле и судостроения произошло и из-за развития металлургической промышленности. Южная Корея является одним из крупнейших в мире производителей стали.

Экпорт текстильной продукции занимает стабильное место в экспорте страны. Среди мировых стран по экспорту продукции текстильной промышленности Южная Корея идет за Китаем, Италией и США.

Сельское хозяйство Южной Кореи

Доля сельского хозяйства в ВВП страны составляет всего лишь 3 %. Поэтому можно сказать, что Южная Корея из сельскохозяйственной страны превратилась в промышленную.

(Рисовые поля в сезон дождей )

Как и ранее основной культурой, которая выращивается в стране и экспортируется, является рис. Несмотря на малое количество пригодных для ведения сельского хозяйства земель, рис производится в стране постоянно - практически 85% всех ферм Южной Кореи производят эту культуру. Современная обстановка на мировом рынке усложнила экспорт риса, и теперь этот продукт выращивается в основном для южнокорейского потребителя. Также фермерские хозяйства выращивают другие экспортные культуры: картофель, сою, яблоки и мандарины.

(Морской порт )

Другой важной составляющей сельского хозяйства считается рыболовство. Так как страна производит большое количество сложных крупногабаритных судов, в Южной Корее производится постоянный вылов рыбы как для местного рынка, так и на экспорт (это в основном камбала, скумбрия, сардина). Распространены и питомники для выращивания моллюсков и кальмаров.

За 1970-2018 гг. экспорт Южной Кореи в текущих ценах повысился на 715.2 млрд. долл. (в 699.1 раз) до 716.3 млрд. долл.; изменение произошло на 0.60 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 19.0 млн., а также на 714.6 млрд. долл. благодаря росту экспорта на душу населения на 13 967.4 долларов. Среднегодовой прирост экспорта Южной Кореи составил 14.9 млрд. долл. или 14.6%. Среднегодовой прирост экспорта Южной Кореи в постоянных ценах был на уровне 12.7%. Доля в мире увеличилась на 2.6%. Доля в Азии выросла на 5.7%. Минимум экспорта был в 1970 году (1.0 млрд. долл.). Максимум экспорта был в 2018 году (716.3 млрд. долл.).

За период 1970-2018 гг. экспорт на душу населения в Южной Корее вырос на 13 967.4 долларов (в 439.6 раз) до 13 999.2 долларов. Среднегодовой прирост экспорта на душу населения в текущих ценах был на уровне 291.0 долларов или 13.5%.

Изменение экспорта Южной Кореи описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=15.6x-30 802.4 , где y - расчетное значение экспорта Южной Кореи, x - год. Коэффициент корреляции = 0.908. Коэффициент детерминации = 0.824.

Экспорт Южной Кореи, 1970

Экспорт Южной Кореи в 1970 году составлял 1.0 млрд. долл., занимал 56е место в мире и был на уровне экспорта Тайланда (1.1 млрд. долл.), экспорта Греции (1.0 млрд. долл.). Экспорт Южной Кореи был меньше импорта Южной Кореи на 0.88 млрд. долл., торговый дефицит составлял 9.5% от ВВП Южной Кореи . Доля экспорта Южной Кореи в мире составила 0.27%.

В 1970 году составил 31.8 долларов, занимал 140е место в мире и был на уровне экспорта на душу населения в Египте (32.9 долларов), экспорта на душу населения в Нигерии (30.7 долларов), экспорта на душу населения в Бутане (29.7 долларов). Экспорт на душу населения в Южной Корее был меньше, чем экспорт на душу населения в мире (104.0 долларов) на 72.2 долларов.

Сравнение экспорта Южной Кореи и соседей в 1970 году. Экспорт Южной Кореи был больше, чем экспорт Северной Кореи (0.3 млрд. долл.) в 3.9 раз, но был меньше, чем экспорт Японии (22.0 млрд. долл.) на 95.3%. Экспорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем экспорт на душу населения в Северной Корее (20.8 долларов) на 53.4%, но был меньше, чем экспорт на душу населения в Японии (209.9 долларов) на 84.8%.

Сравнение экспорта Южной Кореи и лидеров в 1970 году. Экспорт Южной Кореи был меньше, чем экспорт США (59.7 млрд. долл.) на 98.3%, экспорт Германии (32.7 млрд. долл.) на 96.9%, экспорт Великобритании (28.5 млрд. долл.) на 96.4%, экспорт Франции (23.7 млрд. долл.) на 95.7%, экспорт Японии (22.0 млрд. долл.) на 95.3%. Экспорт на душу населения в Южной Корее был меньше, чем экспорт на душу населения в Великобритании (511.9 долларов) на 93.8%, экспорт на душу населения во Франции (455.9 долларов) на 93%, экспорт на душу населения в Германии (415.6 долларов) на 92.3%, экспорт на душу населения в США (284.9 долларов) на 88.8%, экспорт на душу населения в Японии (209.9 долларов) на 84.8%.

Потенциал экспорта Южной Кореи в 1970 году. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Великобритании (511.9 долларов), экспорт Южной Кореи был бы 16.5 млрд. долл., что в 16.1 раз больше фактического уровня. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Японии (209.9 долларов), лучшего соседа, экспорт Южной Кореи был бы 6.8 млрд. долл., что в 6.6 раз больше фактического уровня. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в мире (104.0 долларов), экспорт Южной Кореи был бы 3.3 млрд. долл., что в 3.3 раз больше фактического уровня.

Экспорт Южной Кореи, 2018

Экспорт Южной Кореи в 2018 году был равен 716.3 млрд. долл., занимал 8е место в мире и был на уровне экспорта Гонг Конга (682.9 млрд. долл.). Экспорт Южной Кореи был больше импорта Южной Кореи на 79.2 млрд. долл., торговый профицит составлял 4.6% от ВВП Южной Кореи . Доля экспорта Южной Кореи в мире составляла 2.9%.

Экспорт на душу населения в Южной Корее в 2018 году был равен 13 999.2 долларов, занимал 43е место в мире и был на уровне экспорта на душу населения в Андорре (14 777.5 долларов), экспорта на душу населения в Канаде (14 744.8 долларов), экспорта на душу населения на Сейшеллах (14 533.1 долларов), экспорта на душу населения в Австралии (14 070.2 долларов), экспорта на душу населения в Литве (14 053.4 долларов), экспорта на душу населения в Венгрии (13 840.8 долларов). Экспорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем экспорт на душу населения в мире (3 280.7 долларов) на 10 718.5 долларов.

Сравнение экспорта Южной Кореи и соседей в 2018 году. Экспорт Южной Кореи был больше, чем экспорт Северной Кореи (1.0 млрд. долл.) в 697.3 раз, но был меньше, чем экспорт Японии (917.1 млрд. долл.) на 21.9%. Экспорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем экспорт на душу населения в Японии (7 210.9 долларов) на 94.1%, экспорт на душу населения в Северной Корее (40.3 долларов) в 347.4 раз.

Сравнение экспорта Южной Кореи и лидеров в 2018 году. Экспорт Южной Кореи был меньше, чем экспорт Китая (2 647.0 млрд. долл.) на 72.9%, экспорт США (2 510.3 млрд. долл.) на 71.5%, экспорт Германии (1 872.7 млрд. долл.) на 61.8%, экспорт Японии (917.1 млрд. долл.) на 21.9%, экспорт Франции (870.8 млрд. долл.) на 17.8%. Экспорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем экспорт на душу населения во Франции (12 901.3 долларов) на 8.5%, экспорт на душу населения в США (7 682.0 долларов) на 82.2%, экспорт на душу населения в Японии (7 210.9 долларов) на 94.1%, экспорт на душу населения в Китае (1 870.7 долларов) в 7.5 раз, но был меньше, чем экспорт на душу населения в Германии (22 756.4 долларов) на 38.5%.

Потенциал экспорта Южной Кореи в 2018 году. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Германии (22 756.4 долларов), экспорт Южной Кореи был бы 1 164.3 млрд. долл., что на 62.6% больше фактического уровня.

Экспорт Южной Кореи, 1970-2018
год экспорт, млрд. долл. экспорт на душу населения, долларов экспорт, млрд. долл. рост экспорта, % доля экспорта в ВВП, % доля Южной Кореи, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Азии в Восточной Азии
1970 1.0 31.8 1.0 11.1 0.27 1.7 3.3
1971 1.2 38.0 1.3 24.1 12.3 0.29 1.8 3.3
1972 1.8 53.5 1.8 42.9 16.1 0.35 2.1 3.8
1973 3.3 96.6 2.7 50.7 23.2 0.47 2.5 5.1
1974 4.3 123.9 2.9 4.3 21.6 0.45 2.0 4.8
1975 4.9 138.4 3.5 21.3 22.0 0.48 2.2 5.2
1976 7.6 210.6 4.8 38.9 24.8 0.67 2.9 6.7
1977 9.9 271.5 5.9 21.6 25.2 0.77 3.3 7.4
1978 12.8 346.3 6.8 16.5 24.2 0.86 3.8 7.8
1979 15.5 414.1 7.0 2.5 22.8 0.83 3.6 8.3
1980 18.4 483.3 7.7 9.5 27.6 0.81 3.4 7.9
1981 21.6 559.0 8.7 13.8 29.0 0.95 3.6 7.9
1982 21.2 540.2 8.9 2.0 26.5 0.99 3.9 8.2
1983 24.2 609.4 10.4 16.7 27.1 1.1 4.4 8.9
1984 28.3 701.4 11.8 14.1 28.5 1.3 4.8 8.9
1985 27.3 668.0 11.9 1.1 26.5 1.2 4.9 8.4
1986 37.3 904.2 16.1 34.7 31.5 1.5 6.2 9.7
1987 50.7 1 216.0 19.7 22.6 33.8 1.7 7.0 11.0
1988 64.7 1 537.2 22.1 12.2 32.0 1.9 7.6 11.7
1989 67.5 1 587.7 21.4 -3.6 27.0 1.9 7.3 11.6
1990 70.4 1 640.2 22.3 4.6 24.6 1.6 6.8 11.4
1991 78.2 1 803.9 25.1 12.4 23.4 1.7 7.0 11.4
1992 85.7 1 955.1 28.3 12.8 23.9 1.7 6.8 11.2
1993 92.7 2 091.1 31.0 9.6 23.4 1.9 6.8 11.2
1994 109.9 2 451.3 36.2 16.6 23.5 2.0 7.1 11.7
1995 143.4 3 166.5 44.5 23.1 25.1 2.2 8.0 13.1
1996 150.4 3 287.1 49.6 11.3 24.5 2.2 7.9 13.6
1997 160.7 3 477.5 58.9 18.8 28.1 2.3 8.0 13.5
1998 150.3 3 224.0 67.3 14.3 39.2 2.2 8.2 13.6
1999 162.0 3 444.5 76.1 13.1 32.5 2.3 8.2 13.8
2000 195.6 4 126.7 89.2 17.2 33.9 2.5 8.2 14.0
2001 174.1 3 648.6 87.6 -1.8 31.8 2.3 7.9 13.6
2002 186.7 3 890.1 98.8 12.8 29.8 2.3 7.8 13.4
2003 220.6 4 571.5 112.2 13.6 31.4 2.3 7.9 13.3
2004 291.5 6 011.2 135.8 21.0 36.8 2.6 8.4 14.3
2005 329.9 6 772.2 146.5 7.9 35.3 2.5 8.0 14.1
2006 375.2 7 673.9 164.2 12.0 35.6 2.5 7.7 13.7
2007 438.5 8 936.7 184.9 12.6 37.4 2.5 7.7 13.7
2008 499.0 10 137.7 198.9 7.6 47.6 2.5 7.5 13.7
2009 426.5 8 637.6 198.0 -0.46 45.2 2.7 7.9 14.2
2010 538.9 10 875.3 223.8 13.0 47.1 2.8 7.8 14.0
2011 668.4 13 437.4 258.3 15.4 53.3 3.0 8.0 14.7
2012 691.6 13 844.3 273.3 5.8 54.1 3.0 7.8 14.5
2013 703.1 14 014.5 283.7 3.8 51.3 3.0 7.8 14.2
2014 710.0 14 090.7 289.6 2.1 47.8 3.0 7.7 13.7
2015 630.1 12 454.5 290.3 0.23 43.0 3.0 7.6 13.0
2016 602.0 11 852.8 297.2 2.4 40.1 2.9 7.6 13.1
2017 664.7 13 038.4 304.6 2.5 40.9 2.9 7.5 13.2
2018 716.3 13 999.2 315.2 3.5 41.6 2.9 7.4 13.2

Picture. Экспорт Южной Кореи, 1970-2018

Picture. Экспорт на душу населения в Южной Корее, 1970-2018

Picture. Рост экспорта в Южной Корее, 1970-2018

(Из книги В.Н. Глухова «Химический комплекс за рубежом»)

Основанием для объединения в одной главе трёх небольших азиатских государств, служит однотипный характер развития в них химического комплекса (как и всей промышленности этих стран) ― чёткая направленность его на внешний рынок.

Следует указать на непреодолимые, казалось бы, препятствия при создании химической промышленности в странах, перенёсших и колониальную зависимость, и нищету, и массовую безработицу, и сверх того, практически полностью лишённых природных ресурсов для развития химии и топливно-энергетических запасов. Тем не менее высокотехнологичная и ориентированная на мировой рынок промышленность в этих странах была создана в сравнительно сжатые сроки как по мановению волшебной палочки. В роли волшебника выступило государство.

Если в России до сих пор немалая группа экономистов пытается доказать, что в рыночной экономике роль государства должна быть сведена к минимуму, что оно не должно вмешиваться в экономическую деятельность при выпуске шин резинотехнических изделий и т.д., то в рассматриваемых трёх странах именно государство выступило как организующая и направляющая сила, сумевшая объединить народы этих отсталых прежде стран и подняться с ними до высот технического прогресса.

При этом после создания крупной и высококонкурентной промышленности, занявшей заметное место на мировом рынке, государство не отошло в сторону и роль его в экономике не уменьшается. Данный ценный опыт индустриализации заслуживает тщательного рассмотрения. В указанных странах он имеет как общие черты, так и своеобразные. В Южной Корее начало движения по пути индустриализации относится к началу 60-х годов прошлого века. В то время в промышленности страны преобладали мелкие предприятия.

Под нажимом государства они были объединены в крупные многопрофильные конгломераты («Чеболи»). По существу, это ― межотраслевые компании (до сих пор конгломерат «Хёндэ» выпускает широкий ассортимент продукции, от этилена до автомобилей. Широко известны теперь также конгломераты «Самсунг», «Кумхо» «ЭлДжи» и др.). Были национализированы все банки и взят курс на государственный капитализм. Государство облегчило импорт в страну сырья, в то же время стимулируя экспорт готовых изделий, создало условия для привлечения иностранных инвестиций.

В целях более чёткой организации капитального строительства страны началось пятилетнее планирование деятельности по образцу социалистических стран. Но эти планы преследовали не цели количественного планирования, а больше склонялись в сторону целевых программ. Так, в первой пятилетке, начавшейся в 1962 году, упор был сделан главным образом на развитие судостроения. В середине 70-х годов власть в стране захватили вооруженные силы.

В недрах этого военного правительства возник довольно фантастический проект создания в стране, где были лишь небольшие предприятия сборки автомобилей из иностранных деталей, национального автомобилестроения, ориентированного на мировой рынок. Была разработана детальная программа для выполнения этой задачи. Военное правление продолжалось недолго, но и последующие гражданские правительства продолжали выполнение этой программы.

Корейцы, купив иностранную лицензию на автомобильный двигатель, настолько усовершенствовали его, что новый был оформлен как национальное изобретение. Развитие национального автомобилестроения потребовало прежде всего создания производства высококачественных автокомпонентов. Не случайно корейские шины вышли на мировой рынок раньше, чем корейские легковые автомобили, сочетающие в себе достаточно высокое качество с низкой ценой. Национальное автомобилестроение, радиоэлектроника, электротехника и производство бытовых изделий дали мощный толчок для развития хими- ческой промышленности.

На первых этапах в стране строились главным образом заводы минеральных удобрений, но постепенно ведущее место в отрасли заняла нефтехимия. В трёх центрах ― Ульсане, Йончхоне и Дэсане ― были созданы крупные нефтехимические комбинаты. Преобладающая часть сырья на них ― прямогонный бензин и нефтезаводские газы, поступавшие с нефтеперерабатывающих заводов.

Нефтеперерабатывающая промышленность Южной Кореи представлена теперь шестью НПЗ общей мощностью 130 млн тонн в год (занимает 5-е место в мире), целиком работающими на импортной нефти. Это современные предприятия с хорошо развитыми процессами вторичной переработки нефти. Два из них вхо- дят в пятерку самых крупных НПЗ в мире. Одно из них в Ульсане мощностью 42 млн тонн в год принадлежит компании «СК инноватив». Среди продуктов нефтепереработки выделяется реактивное топливо, значительная часть которого (как и других нефтепродуктов) Южной Кореей экспортируется. В целом Южной Корее потребовалось не более 5 пятилеток для того, чтобы превратиться из отсталой в развитую индустриальную державу.

Уже в 90-е годы прошедшего века страна заняла прочные позиции на мировом рынке промышленной продукции. Пример её ясно показывает, чего можно добиться, если твердо и последовательно продвигаться к определенной цели, поставленной долгосрочной стратегией, не шарахаясь из одной крайности в другую. В новом веке страна сохраняет высокие темпы развития, вполне сопоставимые с темпами промышленного производства Китая. По объёму продукции химический комплекс (133 млн долл. в 2012 г.) Южной Кореи занимает теперь 7-е место в мире.

По данным, относящимся к одному из последних периодов, она импортирует углеводородного сырья на сумму 35 млрд долларов, но выпускает из него готовые изделия общей стоимостью на 80 млрд долларов, из которых отправляет затем на экспорт продукции на 48 млрд долларов. Эти цифры отражают эффективность работы на внешний рынок. Непрерывный рост мировых цен на нефть естественно понижает эту эффективность и возникает законный вопрос: не повторит ли Южная Корея судьбу Японии, впавшей после промышленного подъёма в длительный застой?

Ориентация на внешний рынок всегда сопряжена с риском. Однако Южная Корея обладает важными преимуществами перед многими другими странами, а именно:

Достаточно диверсифицированной обрабатывающей промышленностью, в которой большое место занимают передовые по техническому оснащению судостроение, радиоэлектроника, автомобилестроение;

Значительным развитием прикладной науки во многих отраслях;

Развитием всестороннего техниче- ского обслуживания, всё более привлекающего кадры квалифицированных специалистов. Это даёт большие основания полагать, что химический комплекс страны всегда сумеет приспособиться к быстро меняющейся конъюнктуре рынка и выстоять либо за счёт большого участия в других, пользующихся спросом на мировом рынке отраслях, либо за счёт развития собственной инновационной продукции.

Следует учитывать также тенденцию перехода корейской промышленности с выпуска сравнительно дешёвой продукции на более дорогие и высококачественные продукты и изделия. К тому же промышленная структура страны довольно быстро реагирует на потребности мирового рынка, а предприятия, продукция которых не пользуется спросом на нем, закрываются. Благоприятна для Южной Кореи также территориальная близость к Китаю, внутренний рынок которого растет и далек от насыщения.

Хотя удельный вес химической промышленности Южной Кореи в продукции обрабатывающей промышленности снизился до 10% в 2009 году против 17,5% в 1995-м, непрерывный рост её производства подтверждает высокую жизнеспособность отрас- ли. Динамика роста основных групп продукции комплекса отражается в таблице 1. Преобладающая часть продукции химического комплекса Южной Кореи получается на основе нефтехимии. Значительная часть этих продуктов реализуется на внешнем рынке. Исходный этилен выпускается на 11 заводах и в центрах ― Дэсан, Ульсан, Йончхон и Йосу, построенных после 1970 года. Крупнейшие три завода в г. Дэсан общей мощностью 1,7 млн тонн в год принадлежат компаниям «Хёндэ» и «Самсунг».

В этих же центрах сосредоточено в стране почти все производство пластмасс. Только в Дэсане выпускается более 0,5 млн тонн полиэтилена. Производство пластмасс и изделий из них ― важнейшая подотрасль химической промышленности Кореи. В стоимостном выражении на неё приходится более 33% товарной продукции.

Вслед за ней с большим отрывом идут фармацевтические препараты. Производство минеральных удобрений ― одно из немногих, имеющих отрицательный баланс внешней торговли. В основном она представлена в стране комплексными удобрения- ми. Южная Корея обладает сравнитель- но крупным (учитывая небольшую ёмкость внутреннего рынка) производством сырья для резиновой промышленности, прежде всего ― технического углерода и синтетиче- ского каучука (в Йончхоне и Дэсане).

Основными видами последнего являются бутадиен-стирольный каучук растворной и эмульсионной полимеризации и полибутадиен. Три компании («Ханкук тайр», «Кумхо тайр» и «Нексен тайр») выпускают на 7 заводах шины для различной техники. Крупнейший завод в г. Дэджон имеет мощность 24 млн штук в год и число работающих 2,4 тыс. человек. В последние годы строительство новых заводов комплекса направлено на выпуск новой и перспективной продукции, главным образом для нужд электроники и солнечной энергетики.

К ним относится поликристаллический кремний, полиметилметакрилат, полигидрофуран, жидкокристаллические полимеры и др. По объёму выпуска одного из перспективных видов пластмасс ― поликарбоната (1,5 млн тонн) Южная Корея занимает ведущее место в мире. На Тайване государство также сыграло большую инициирующую роль в создании нефтехимической промышленности. Первый небольшой завод этилена был построен государственной нефтяной компанией в 1968 году, однако наиболее широкое промышленное строительство развернулось в 80-е годы прошлого венка.

В тот же период началась приватизация химических предприятий, прежде всего крупнейшей компании «Формоза пластик». Однако этот процесс правительство Тайваня проводило крайне осмотрительно, и на начало текущего века он не был полностью завершён. Особенностью промышленной стратегии Тайваня явилась, наряду с её экспортной направленностью, ориентация на высокую производительность труда на основе новейшей техники.

Модернизация промышленности стимулируется государством прежде всего большими затратами на развитие науки, по уровню которых (2,8% от ВВП) Тайвань опережают лишь немногие страны мира. Большие затраты направляются также на охрану окружающей среды. Сохранение длительное время дик таблица 1 (* мощность заводов ** 2008 г.) татуры одной партии отнюдь не пре- пятствует высоким темпам экономического развития. Хотя в основе государственной экономической стратегии Тайваня лежит развитие частного предпринимательства, роль государства в экономике достаточно велика. Государство держит под жестким контролем всю финансовую и банковскую системы.

В стране осуществляется государственное планирование (4-летние и 6-летние планы), но только в сфере развития новой технологии и производств. Для привлечения иностранной технологии и развития национальной наукоемкой продукции оно практикует создание научно-производственных парков (первый из них создан в 1980 году в г. Синьчжу). Здесь концентрируются наиболее квалифицированные кадры научных работников.

Наилучшие условия для их работы созданы также для возвращения в страну уехавших с острова за рубеж учёных. Среди многих льгот и привилегий промышленным предприятиям для стимулирования развития прогрессивной технологии интерес представляют земельные льготы (земля в стране дефицитна и находится в полной собственности государства).

На Тайване действуют 7 заводов по производству этилена, получаемого пиролизом прямогонного бензина или этана, общей мощностью 4 млн тонн в год. Все они принадлежат двум компаниям ― частной «Формоза петрокемикл» и государственной «Чайна петролеум корпорейшн» ― и сосредоточены около двух центров ― Майляо и Гаосюн. Мощность новейших агрегатов этилена достигает 900 млн тонн в год. На базе этилена, побочных продуктов его производства и продуктов последующей переработки сложился комплекс разнообразной химической промышленности, отличающийся высоким техническим уровнем.

Ряд производств был создан при техническом содействии американских, британских и японских компаний. Здесь важно указать на большие единичные мощности установок по производству продуктов органического синтеза и полимеров. Так, построенный компанией «Бритиш Петролеум» агрегат по выпуску терефталевой кислоты (она перерабатывается далее в синтетические волокна) в начале нового века в г. Тачинь имел мощность 600 тыс. тонн в год.

Мощность установки бутанола в г. Майляо ― 250 тыс. тонн в год, окиси этилена в г. Гаосюне ― 500 тыс. тонн в год, этиленгликоля ― 250 тыс. тонн в год, полиэтилена (в Гаосюне) ― 280 тыс. тонн в год, поликарбоната в г. Тайнань ― 100 тыс. тонн в год, стирола в г. Майляо ― 400 тыс. тонн в год, фенола (там же) ― 200 тыс. тонн в год и др. Для нужд национального автомобилестроения на Тайване в 1954‒1982 гг. построено три шинных завода. На крупнейшем из них в г. Юньлинь компании «Чень-Шин» работает около 4 тыс. человек. Годовая мощность завода ― 44 млн шт. в год; выпускаются все виды шин ― от шин для грузовых автомобилей и сельхозтехники до шин для мотоциклов и промышленного транспорта. Два других завода в городах Синьчжу и Тайюань выпускают главным образом шины для легковых автомобилей. Производятся на острове и полупродукты для резиновой промышленности ― синтетический каучук и технический углерод.

В последние годы на Тайване быстро развивается выпуск малотоннажной химической продукции, прежде всего использующейся в радиоэлектронике ― ведущей отрасли в стране. В ней находят применение новые виды пластмасс специального назначения. Выделяется Тайвань и по выпуску синтетических красителей, превышающем 40 тыс. тонн.

В то же время производство минеральных удобрений и ряда неорганических химикатов, не обладающих высоким спросом на мировом рынке, находятся в застойном состоянии или сокращаются. По данным за 2009 год, основными продуктами химического комплекса Тайваня (по национальной класси- фикации он включает также нефтеперерабатывающую промышленность) являются: нефтепродукты ― 25,4%; полимерные материалы ― 14,5%; химические волокна ― 3,2%; неорганические продукты ― 2,3%; лакокрасочные материалы ― 1,4%; синтетический каучук ― 1,0%; минеральные удобрения и другие продукты агрохимии ― 0,9%.

Полимерные материалы и изделия из пластмасс лидируют также в экспорте продуктов комплекса. Следует отметить, что широкому выходу продукции острова на мировой рынок предшествовал длительный период импортозамещения. Только на переломе веков экспорт химической продукции превысил её импорт. В настоящее время авторитет тайваньской продукции на мировом рынке непрерывно повышается.

Наряду с ростом вывоза продукции растет также вывоз капитала: крупнейшие компании Тайваня строят химические заводы в Китае, других азиатских странах и даже в США. Ещё несколько десятилетий назад казалось невероятным, что Сингапур быстро превратится в процветающую и промышленно развитую страну. Для этого просто не было условий. Крошечная территория на острове близ южной оконечности Малаккского полуострова занята пятимиллионным городом.

Какие-либо ресурсы сырья и топлива в этом городе-государстве полностью отсутствуют. До сих пор всё необходимое для жизнедеятельности вплоть до питьевой воды и песка для цемента приходится импортировать. Не располагает Сингапур и сколько-нибудь свободными площадями для промышленного строительства. Но некоторые предпосылки для экономического роста всё же имелись.

Прежде всего следует отметить наличие квалифицированной, трудолюбивой и дисциплинированной рабочей силы. Население Сингапура (в большинстве своём ― китайцы) имеет давние традиции в торговле с соседними странами. Запасы торгового капитала позволили создать здесь крупный финансовый центр. Трудно переоценить выгодное географическое положение Сингапура, находящегося вблизи важнейших магистралей морского транспорта. Добавим еще отсутствие коррупции в среде государственных чиновников. Но правительство его (в первую очередь ― Комитет экономического развития) сумело полностью реализовать эти небольшие преимущества.

Первым шагом в сторону создания национальной нефтехимии явилось строительство сравнительно крупных нефтеперерабатывающих заводов с помощью американских и японских компаний. Им были предоставлены определённые экономические льготы и полная свобода действий. Три НПЗ общей мощностью 68 млн тонн в год были построены на прилегающих к Сингапуру островках и на морских платформах.

Эти заводы отвечали всем требованиям современного технического прогресса и самым жёстким природоохранным нормам. Переработка нефти (большей частью импортной) в целях продажи соседним странам нефтепродуктов оказалась достаточно оправданной в экономическом отношении, что подвигло правительство на следующий шаг.

В начале 90-х годов прошлого века значительная часть о. Джуронг (6500 га) была зарезервирована для создания не нем объектов инфраструктуры и строительства крупных нефтехимических установок. Для этих целей было потрачено более 35 млн сингапурских долларов, включая монтаж импортного оборудования. Иностранные компании, вкладывающие капитал в строительство нефтехимических предприятий, освобождались от уплаты налогов на период 15 лет при беспрепятственном вывозе капитала.

Интенсивное строительство нефтехимических заводов, в котором участвовало более 6 тыс. человек, разворачивалось в 90-е годы и в первые десятилетия нового века. Были построены 4 крупных установки этилена общей мощностью 3,5 млн тонн в год (самый большой завод по производству этилена в мире), установки пропилена мощностью 1,9 млн тонн в год, заводы полимеров (полиэтилена, полипропилена, полистирола) общей мощностью 2,3 млн тонн в год, заводы ароматических углеводородов обшей мощностью более 1,5 млн тонн в год и полиэфирных волокон. Эти предприятия принадле- жат более чем 80 компаниям, среди которых преобладают американские и японские («Шелл», «ЭксонМобил», «Селаниз», «Мицуи кемикал», «Сумитомо», «Теджин»).

В результате уже в 2010 году экспорт химических продуктов из Сингапура достиг 57 млрд долларов США. Дальнейшее строительство предприятий отрасли охватило также о. Буком, а между о. Джуронг и г. Сингапуром по морю проложена автотрасса длиной 2,3 км. В 2014 году германская компания «Ланксесс» ввела в Сингапуре первую очередь завода синтетического каучука, одного из лучших в мире по уровню автомати- зации и технической оснащенности производства.

Новые предприятия выпускают также малотоннажные продукты специального назначения (вспомогательные добавки для полимеров, поверхностно-активные вещества, продукты для электроники, технические газы), продукты на основе биотехнологии (метионин, заменители сахара, полупродукты для медикаментов), фармацевтические препараты, лаки и краски, полимеры для специального применения. В 2014 году в Сингапуре началось строительство одного из крупнейших в мире завода по выпуску акриловой кислоты с проектной мощностью 160 тыс. тонн в год, которая будет использоваться в производстве суперабсорбентов и средств гигиены. На всех производствах предусматривается использование новейших технологий.

Даже склады готовой продукции оснащены средствами управления на основе электроники и телекоммуникаций. Общий объём химической продукции этой крошечной страны эксперты США оценивают на 2012 год в 82 млрд долларов, что лишь немного ниже уровня Италии и выше, чем в России. Опыт трёх рассматриваемых стран не остался незамеченным. В первую очередь его попытались заимствовать три соседние азиатские страны ― Таиланд, Малайзия и Вьетнам.

С объективной точки зрения возможность этих стран несравненно выше, чем в рассмотренных ранее: они обладают многочисленным населением (а, следовательно, и ёмким внутренним рынком) и значительными природными ресурсами (натуральный каучук, пальмовое масло, углеводородное сырьё). По выпуску латексных перчаток Малайзия до сих пор занимает ведущее место в мире. Развитие нефтехимии в этих странах отличается также высокими темпами.

Импорт в Россию из Южной Кореи за 2016 составил $5.06 млрд , увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на +11.07%. В основном импортировались:
  • 34% - Машины, оборудование и аппаратура : «реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» (55%), «электрические машины и оборуд.; звукоаппаратура, телеаппаратура; их части» (45%).
  • 29% - Транспорт : «средства наземного транспорта, кроме ж/д и трамв.состава; их части» (65%), «суда, лодки и плавучие конструкции» (35%).
  • 11% - Пластмассы, каучук и резина : «пластмассы и изделия из них» (69%), «каучук, резина и изделия из них» (31%).
  • 8% - Металлы и изделия из них : «черные металлы» (38%), «инструменты, приспособ., ножевые изделия, ложки и вилки из недраг. металлов» (25%), «изделия из чёрных металлов» (24%).
  • 5% - Продукция химической промышленности : «органические химические соединения» (35%), «эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические, туалетные средства» (15%), «продукты неорганической химии» (13%).
  • 3% - Инструменты и аппараты, часы : «инструм. и апп-ты оптич., фотогр., кинематогр., измерит., медиц.; их части» (99%), «часы всех видов и их части» (1%).
  • 2% - Разные промышленные товары : «мебель; постельные принадлежности; лампы и освет. оборуд., световые вывески» (81%), «разные готовые изделия» (17%), «игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности» (2%).
  • 2% - Текстиль : «химические волокна» (28%), «текстильные материалы, пропитанные, с покрытием, технического назначения» (17%), «химические нити;плоские и аналог. нити из химических текстильных материалов» (15%).
  • 2% - Пищевые продукты, напитки, табак : «разные пищевые продукты» (36%), «табак» (29%), «напитки алкогольные и безалкогольные» (18%).
  • 1% - Минеральные продукты : «нефть и нефтепродукты» (95%), «соль, сера, земли и камень, штукатурные материалы, известь и цемент» (5%).
gastroguru © 2017