Крепость вышеград в праге. Крепость вышеград в праге Интерьер и основные ценности

Базилика Святых Петра и Павла (Bazilika svatého Petra a Pavla) известнейшая христианская постройка Чехии, именно здесь зародились основы Чешского Государства. Храм расположен в Вышеграде, на высоком холме, являющемся южной окраиной города. Две высокие темные башни в неоготическом стиле видны издалека и служат своеобразным ориентиром.

НАВИГАЦИЯ

История

В одиннадцатом веке князь Вратислав Второй решил создать в Вышеграде новейший центр княжеской власти. Брат его Яромир на тот момент занимал должность епископа Пражского, но братья враждовали между собой.

В праздники, согласно традиции, епископ в присутствии подданных возлагал корону на голову князя, однако присутствие Яромира на праздничных торжествах было для Вратислава неприятным. Он перенес свою резиденцию из Праги в Вышеград и создал при ней отдельную церковную организацию, не подчиняющуюся Пражской епархии Вышеградский капитул. Капитул был в зависимости напрямую у Римского папы.

На Вышеградском холме заложили костел Святых Петра и Павла в противовес типичным церквям тогдашней Праги. Образцом для новомодного строения послужил одноименный собор в Риме. По легенде, Вратислав лично принес на гору 12 корзин с камнями для постройки. Они послужили основой для фундамента. К 1080 году базилика в романском стиле была достроена. Согласно историческим записям, Вратислава Второго с семьей похоронили в стенах храма; к сожалению, археологи не смогли обнаружить его останки.

В 1249 году историческое пожарище почти полностью уничтожило костел. Церковь восстановили, но уже в готическом стиле.

Позднее храм неоднократно перестраивался император Карл Четвертый в четырнадцатом веке переделал его в трехнефное строение с двумя капеллами. В пятнадцатом веке гуситы, захватив костел, нанесли ему значительные повреждения, после чего строение восстанавливали еще раз в стиле ренессанс. В семнадцатом веке итальянец Ян Сантини достроил колокольню в модном тогда барочном стиле.

Знакомый туристам внешний вид храм обрел в девятнадцатом веке. Инициатором перестройки в неоготическом стиле выступил Йосеф Моцкер. Внутренние росписи создал художник из Вены Карл Йобст. Полностью строительство закончилось уже в 1903 году, когда были завершены две идентичные фасадные башни архитектора Франтишека Микша, определившие современный образ базилики. Всего собор перестраивался семь раз.

В 1988 1994 годах была проведена дорогостоящая реставрация внутреннего убранства храма, после чего папа Римский присвоил ему статус «базилика минор» (малая базилика).

Интерьер и основные ценности

Внутреннее убранство храма представлено как великолепными абстрактными орнаментами и трехмерными работами в стиле модерн, созданными Франтишеком и Марией Урбановыми, так и классическими фресками. С каждой перестройкой собора его интерьер обогащался. Сегодня каждый сантиметр внутренней поверхности покрывают художественные росписи. Кард Йобст, расписывая пресвитерий, представил на суд зрителей фрагменты из жития апостолов Петра и Павла.

В крайнем слева нефе в неплохом состоянии дошла до нас барочная фреска, изображающая Вышеград в 1940 году.

Привлекают внимание художественные витражи храма. Яркие и разноцветные, преимущественно красного, синего и зеленого стекла, они были спроектированы по чертежам Франтишека Секвенса.

Ведущая достопримечательность собора легендарное панно Девы Марии Дождевой (Вышеградской).

Изначально реликвия принадлежала к собранию императора Карла Четвертого, а позднее его потомка Рудольфа Второго. Считается, что Карл Четвертый, известный коллекционер и ценитель искусств, привез его из Италии после своей коронации, а автором панно называют самого евангелиста Луку. В древности, если случалось засушливое лето, к образу Девы Марии приходили толпы верующих, прося даровать долгожданный дождь и Мария всегда помогала. Сейчас на Вышеграде выставлена копия древнего панно, оригинал принадлежит Национальной галерее.

На сегодняшний день в соборе экспонируются многочисленные украшения из золота и серебра, церковные чаши, кресты и иконы, фрагменты одежды и обуви, книги, принадлежавшие Вратиславу и его семье. Сейчас эти реликвии являются собственностью фонда Вышеградского капитула.

В крайней правой капелле выставлен каменный гроб романского типа с прахом одного из князей династии Пршемысловичей. Однако долгое время верующие думали, что в саркофаге погребен святой Лонгин, нанесший Иисусу смертельную рану, а позднее раскаявшийся и принявший христианство.

В этой же части церкви археологи нашли икону с изображением Девы Марии, времен Карла Четвертого. В Шанцовской капелле выставлена многоцветная статуя Девы Марии, авторства Шимона Талера. А напротив статуи, в каменной нише, находится стеклянный ларец с прахом членов династии Пржемысловичей, чьи захоронения были разграблены гуситами. Всего в соборе более десятка капелл.

На колокольне собора установлено 17 колоколов, вызванивающих самые разные мелодии.

В период дня Святого Валентина (14 февраля) выставляется на всеобщее обозрение реликвиарий с мощами Святого Валентина. Он выглядит как золотая рама из множества прекрасных цветков, в центре которой в небольшом стеклянном окошечке можно видеть лопаточную кость святого. В течении всего года реликвиарий спрятан от глаз любопытных в хранилище.

Часы работы, цена билетов

Базилика открыта для посетителей ежедневно, с ноября по март с 10.00 до 17.00, с апреля по октябрь с 10.00 до 18.00. Цена билета для взрослых 50 крон, для учащихся, студентов и пенсионеров 30 крон, для детей до 15 лет бесплатно в сопровождении родителей.

Как добраться

Точный адрес собора Vyšehrad, Praha 2. До собора можно добраться на метро, остановка Vyšehrad. От станции метро нужно пройти до ворот Леопольда, следуя указателям. Если вы предпочитаете наземный транспорт, выбирайте трамваи №№ 2, 3, 7, 17, 21, остановка Výtoň. Ночью до Вышеграда ходит трамвай № 92.

  • Официальный сайт: kkvys.cz

Капитульный храм святых апостолов Петра и Павла был заложен Вратиславом II в 1070 году и как мы уже знаем, король сам принимал участие в его закладке, для чего принес на своих плечах двенадцать корзин, наполненных камнями. Храм был выстроен в романском стиле по образу собора Петра и Павла в Риме , который Вратислав видел своими глазами .

При ремонте после пожара 1249 года церковь практически утратила свой романский облик и стала готически трехнефной. Фрагменты тогдашней отделки можно видеть и поныне, они сохранились в подкровной части боковых нефов. В 1295 году к храму был пристроен притвор, просуществовавший до 1888 года. В 1369 году , при перестройке императором Карлом IV всего Вышеграда, было начато строительство двух башен по бокам западного фасада. Строительство башен, однако, было завершено лишь 1495 году – помешали гуситские войны – и храм был освящен вновь. В 1575 году мастерами Бенедиктом и Ульрихом Авосталисом были выстроены новые своды.

«Дождевая» Мадонна

В одной из боковых часовен по левой стороне храма хранится икона Богородицы Вышеградской. Эта икона появилась в Вышеграде, вероятнее всего, в последние годы правления Карла IV , который привез ее из своей коронационной поездки в Рим. По другой версии, образ был написан около 1356 года Яном Очко из Влашими , первым пражским кардиналом.

"Дождевая" Мадонна Вышеградская

Икона написана на деревянной доске на сюжет так называемой «Богоматери смиренной». Мария, как простая женщина, одетая в простой синий плащ, сидит на зеленом цветущем лугу и приготовилась кормить грудью свое дитя. Младенец Иисус, лежащий на ее руках, завернут в богато украшенную ткань.


Примерно в 1397 году для образа Вышеградской Богородицы был изготовлен серебряный оклад, куда была помещена частичка плаща Девы Марии. Так икона Вышеградской Мадонны стала еще и реликварием . На обратной стороне была надпись: «Образ был написан рукой святого Луки».

Почему в прошедшем времени? Дело в том, что в базилике святых Петра и Павла находится не сама икона, а ее точная копия, написанная во время последней реставрации храма художником Яном Пасалеком. Отреставрированный оригинал хранится в Национальной галерее в Праге.

Икона Богородицы Вышеградской известна также как «Дождевая» . Причиной тому стало чудо, явленное ею в Праге в 1638 году . Но сначала немного предыстории.

В начале 17 века пробст Вышеградского капитула Инносенц Монига подарил эту икону императору Рудольфу II , личным капелланом которого он являлся. Затем, император дарит ее своему тайному советнику Ондржею Ханневальду из Эккерсдорфа, который, в свою очередь, возвращает образ в храм Петра и Павла в 1606 году. В 1638 году умирает супруга Ханневальда, а летом того же года Чехию постигает жестокая засуха, грозящая неурожаем и голодом. Однажды ночью умершая явилась во сне одному из каноников капитула и посоветовала ему пройти с иконой Богородицы в молитвенной процессии до Эммаусского монастыря, с просьбой даровать дождь. Как только наутро процессия вышла из ворот Вышеграда, пошел сильный дождь, продолжавшийся три дня. Никто не сомневался, что Богородица явила чудо. В дальнейшем, такая процессия ежегодно проходила на протяжении двух столетий и собирала до 20 тысяч человек, пока не была запрещена императором Иосифом II .

Чехи, итальянцы и австрийцы

В 1708 – 17011-х, а затем и в 1723-1730 годах проходит обширная перестройка храма в стиле барокко.В этой перестройке в разной степени участвовали творцы пражского барокко: Франтишек Максимилиан Канька, Джакомо Антонио Каневалле и уже хорошо известный нам Ян Блажей Сантини-Айхель . Судя по созвездию имен, перестройка была пышной, однако следов ее в нынешнем облике церкви практически не сохранилось.

Прославленный реготизатор придал храму вид трехнефной псевдобазилики, с длинным пресбитерием и западным фасадом, по бокам которого находятся две башни. Фасад богато орнаментирован, вырезанный скульптором Штепаном Залешаком барельеф над центральным входом изображает сцену Страшного суда. Реготизация проводилась в три этапа: на первом был удлинен алтарь и пресбитерий, затем был перестроен центральный неф, над которым возведены новые своды.

Третьим этапом перестройки стало обновление западного фасада и башен, прозванных Адамом и Евой, построенных по проекту Франтишека Микши.

Необходимо особо отметить внутреннюю роспись храма, поражающую своей пышностью и сложностью. Росписью пресбитерия и главного нефа занимался венский художник Карл Йобст, а боковые нефы были расписаны чешским профессором Франтишеком Урбаном и его супругой Марией.


1988-1994 годах в храме проведена обширная дорогостоящая реставрация, а в 2003 году , в год столетия реготизации храма, Папа Иоанн Павел II присвоил ему титул basilica minor (т.е. малая базилика ), дающий храму особые привилегии.

Базилика святых апостолов Петра и Павла в Вышеграде является одной из самых знаменитых достопримечательностей не только Праги, но и всей Чехии. В храме проводятся богослужения, совершаются обряды и таинства, он служит в том числе и как приходской храм.

Дата публикации: 2012-12-13

Информация в статье периодически обновляется, сейчас она является актуальной по состоянию на август 2016

(чеш. Vyšehrad) - средневековый оборонительный пункт на крутом холме над рекой Влтава, второй по значимости в Праге (первый - Пражский Град). К сожалению, практически все важные исторические сооружения на территории крепости были разрушены, поэтому в наше время Вышеград отличается скромными достопримечательностями. Главные из них: Cобор святых Петра и Павла, романская Ротонда святого Мартина, казематы и отдельные руины X–XV веков. При Соборе расположено Вышеградское кладбище и мавзолей «Славин», которые являются почётным местом погребения знаменитых деятелей Чехии. Полное название крепости - Национальный культурный памятник Вышеград (Národní kulturní památka Vyšehrad).

содержание:
Практическая информация:

Фотогалерея

Видеоэкскурсия. Панорамный обзор

История крепости Вышеград

Первое укрепление на Вышеградской скале было основано в начале X века . Вскоре здесь появился замок Храстен, который в XI веке переименовали в Вышеград. Некоторое время крепость даже выполняла функции официальной княжеской резиденции. В 1070 году богемский князь Вратислав II , поссорившись с братом Яромиром, который был епископом Праги, перенёс свою резиденцию из Пражского Града на Вышеград. Нужно отметить, что в то далёкое время епископы не ограничивались делами духовными и активно участвовали в политических процессах. Чтобы доказать брату и всему миру, что он является настоящим христианином, Вратислав II перестроил деревянную крепость в каменную, основал на Вышеграде собственный, независимый епископат, построил Собор св. Петра и Павла, Базилику св. Лаврентия, Ротонду св. Мартина и Королевский дворец. В 1086 году здесь же его короновали, и он стал первым чешским королём (хотя титул наследственным не стал). Его потомки правили из Вышеграда до 1140 года.

В середине XII века значение крепости начало падать. Пражский Град стал единственной резиденцией князей, а позже - королей Чехии. Историки связывают это с тем, что природный ландшафт Вышеградского холма был хуже аналогичных характеристик холма Пражского Града - с восточной стороны Вышеград имеет уязвимый плавный, и к тому же широкий подъём.


Вышеград в 1683 году

Только Карл IV из уважения к своим Пржемысловским корням решил вдохнуть в крепость новую жизнь. Он сделал Прагу резиденцией императора Священной Римской империи, а Вышеград - начальным пунктом символической Королевской дороги , откуда должна выдвигаться коронационная процессия. Здесь будущему правителю показывали лапти из лыка и суму родоначальника династии Пржемысла . Таким образом, монарху напоминали о простом происхождении его далёкого предка. Сам Карл IV был коронован согласно новому обряду 1 сентября 1347 года.

На месте заброшенного романского дворца Карл IV построил роскошный королевский дворец с высокими аркадами. В оборонительном плане были возведены крепостные укрепления с высокими стенами, башнями и двумя воротами. Также перестроили главную церковь Вышеграда - Собор святых Петра и Павла.

В 1420 году гуситы захватили Вышеград и разрушили все тогдашние строения за исключением Собора и Poтонды святого Мартина. Крепость опустела.

В XVII веке крепостные укрепления перестроили по последним достижениям фортификационной науки. Многие каменные участки стен заменили на кирпичные и построили казематы.

В 1866 году военный гарнизон ликвидировали, и Вышеград перестал быть крепостью. Тогда по инициативе патриотически настроенных лидеров старое кладбище вышеградского капитула превратили в национальное кладбище , место погребения выдающихся представителей чешского народа. Сегодня здесь покоятся художник Альфонс Муха , писатель Карл Чапек с женой, актриса и писательница Ольга Шайнпфлугова, композиторы Антонин Дворжак и Берджих Сметана , нобелевский лауреат по физике Ярослав Хейровский, поэт Ян Неруда , детская писательница Божена Немцова, скульпторы Богумил Кафка и Ладислав Шалоун, скрипач-виртуоз Ян Кубелик и многие другие. Мавзолей «Славин» представляет собой общий памятник с изображением гения Отчизны и аллегорическими фигурами, символизирующими Отчизну Скорбящую и Отчизну Победоносную.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 20 евро

- прогулка по малоизвестным, но интересным уголкам Праги вдали от туристических маршрутов, чтобы почувствовать настоящий дух города - 4 часа, 30 евро

- автобусная экскурсия для тех, кто хочет с головой погрузиться в атмосферу чешского Средневековья - 8 часов, 30 евро

План-схема и достопримечательности крепости Вышеград


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41


школа для детей-инвалидов

дирекция комплекса Вышеград


придорожный столб из песчаника











руины стен готического королевского дворца









статуя святой Людмилы
статуя святого Себастьяна
мемориальная доска Яна Крейчия
здание Старого пробства
здание Нового пробства
памятник пробсту Вацлаву Штульцу

летняя сцена (амфитеатр)
Кирпичные ворота

детская площадка «Из старинных чешских сказаний»
детская площадка «У Горлице»

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Праге, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

1 - (Táborská brána). Построены в XVII веке.


2 - руины башни Шпичка (brána Špička). Мощная башня, служившая главными воротам, была построена в XIV веке. До наших дней сохранились лишь отдельные фрагменты кладки ворот, которые вмурованы в здание, где находится информационный центр крепости Вышеград. Увидеть как выглядела башня Шпичка можно посетив Зеркальный лабиринт , здание которого является её уменьшенной копией.

4 - дом Попелки Билиановой (Dům Popelky Biliánové). Писательница, известная собранной коллекцией таинственных, мистических, сказочных историй и легенд о Праге.


6 - (Leopoldova brána). Датируется XVII веком.


7 - (Rotunda svatého Martina) - приходская церковь, старейшее сооружение крепости Вышеград (начало XI века). Кладка Ротонды сохранилась первоначальная, а вот портал уже «новый» (1870 год), хотя и выдержан в неороманском стиле. Во время Гуситских войн Ротонду разграбили, и стали использовать как пороховой склад, а позже - как обычный склад. В одной из её стен до сих пор можно увидеть пушечное ядро, оставшееся от обстрела прусской артиллерией в XVIII веке.

9 - Костёл святого Иоанна Обезглавленного (Kostel stětí sv. Jana Křtitele). От костёла остались лишь развалины, которые вмурованы в крепостную стену. Костёл возвелили в XIV веке, а в XVII его снесли, чтобы построить крепостную стену.

10 - . Построена в XV веке, но полностью перестроена в середине XVIII века. Внутри хранится статуя Девы Марии Лоретанской.


11 - новое деканство (Nové děkanství) - резиденция Капитула. Здание построили в 1879 году. Сейчас здесь находится библиотека Капитула и выставка, посвящённая истории Вышеграда.


12 - (Čertův sloup) - три обломка неизвестного происхождения, возможно, со времён языческих поклонений. Основные версии появления: столб для наказаний, руины древних солнечных часов, часть опоры одного из храмов.


13 - памятник святому Яну Непомуцкому .


14 - Карлаховы сады - небольшой сквер в честь пробста Микулаша Карлача (Mikuláš Karlach). В честь него здесь же установлена скульптура.


15 - статуя святого Войтеха . Статуя находится на углу улицы в застеклённой нише в стене.


16 - старое деканство (Staré děkanství).

17 - руины романской Базилики святого Лаврентия (Bazilika sv. Vavřince).

18 - здание Старого Бургграфства (Staré purkrabství). Внутри интересный Камерный зал. Билет - 60 крон.

19 - (Gotický sklep) - в подземном помещении расположена постоянная экспозиция Исторический облик Вышеграда . Здесь можно посмотреть короткую видеоэкскурсию . Билет: 50 крон.

21 - художественная галерея современного искусства. Находится в неброском на вид домике. Билет: 20 крон.

22 - (Libušina lázeň) - именно так называют развалины крепостных сооружений этой части Вышеграда. Возможно, раньше здесь и была баня, но она явно не датируется временем правления княжны Либуше . Всё, что рассказывают про это место - легенды, так как никаких достоверных данных не сохранилось. Основной смысл легенд следующий: Либуше купалась в бане со своими любовниками, а после их сбрасывали со скалы в реку. И это при том, что в других легендах Либуше изображена как образ мудрости и рассудительности.


23 - старый деревянный колодец .


24 - Памятники Йозефа Мысльбека . Четыре скульптурные группы изображают реальных или мифических народных героев. До 1948 года они украшали мост Палацкого.

  • Пржемысл и Либуше (основатели династии Пржемысловичей);
  • Цтирад и Шарка (герои Девичьей войны, когда женщины восстали против мужчин);
  • Люмир и Писень (древнечешский певец и его муза);
  • Забой и Славой (героические персонажи Краловедворской рукописи, символизирующие борьбу чешского народа с иностранными завоевателями).

Почти из каждого уголка чешской столицы можно увидеть шпили этих мрачных неоготических башен, называемых в народе Адам и Ева. Кажется, будто они устремляются к самым облакам и парят над Прагой, напоминая о великих событиях давнего прошлого. Для строительства нового костела князь Вратислав II выбрал возвышающуюся на скалистом холме и удаленную от городского центра крепость Вышеград, а первый камень в фундамент будущего храма был заложен в 1070 году.

Чтобы получить дозволение на возведение церкви святых Петра и Павла, князь отправил гонцов в Рим, к самому Папе, чем немало польстил Его Святейшеству – настолько, что посыльные вернулись не только с благословением, но и с римским епископом, который принял участие в церемонии начала строительства. Активно приложил руку к возведению храма и сам Вратислав II: он лично вынес 12 корзин земли из котлована, а затем заложил 12 камней в его основание.

Первоначальный облик костёла представлял собой возведенную в романском стиле базилику, однако в будущем храму предстояло неоднократно менять внешний вид: долгая история складывалась непросто – многочисленные разрушения требовали основательных реконструкций. После пожара 1249 годы костёл приобрел ранне готический вид, еще сто двадцать лет спустя, в период правления Карла IV, собор Петра и Павла получил готические черты, а после повреждений, нанесенных военными действиями гуситов в 1420 году, храм долго и капитально перестраивался.

Дальше – больше: собору пришлось примерить на себя ренессансный убор и барочный наряд, пока в 1885 году не началась последняя реконструкция, в результате которой многоликая церковь предстала в новом, неоготическом стиле – том самом, в котором существует и поныне. Авторами проекта стали архитекторы Йозеф Мокер и Франтишек Микш. Завершилось строительство в начале XX века, когда в небо вознеслись «Адам» и «Ева» — высоченные башни, похожие друг на друга, словно две капли из одного источника.

Внутренность храма украшает искусная орнаментальная и фигурная роспись, а рельеф на тимпане портала демонстрирует картину Страшного суда. Над оформлением главного алтаря потрудились резчики и живописцы, изобразившие сцены с участием апостолов Петра и Павла. Помещение декорировано готическими фресками, грандиозными скульптурами и роскошными стеклянными витражами, а среди святынь собора главное место отводится чудодейственному «дождливому» лику Девы Марии. Говорят, что именно к этому образу, созданному в XIV веке и принадлежащему некогда Рудольфу II, люди взывали во время засухи с мольбой о дожде.

Усыпальница костёла задумывалась как место захоронения знати из рода Пршемысловичей: здесь покоятся останки основателя собора Вратислава II и других представителей княжеской фамилии – Конрада, Собеслава I и Собеслава II. А в старинном каменном романском саркофаге, согласно легенде, нашел свой последний приют святой Лонгин – римский сотник, упомянутый в Евангелии от Иоанна. Впрочем, проведенные исследования показали, что мощи в легендарном саркофаге принадлежат не библейскому воину, а одному из Пршемысловичей, но от этого красивая легенда не утрачивает своего очарования.

Любознательные туристы и религиозные паломники – все, посещающие Прагу, первым делом отправляются в самую знаменитую христианскую церковь страны – Базилику святых апостолов Петра и Павла. Ведь именно она определяет место, откуда началась государственность Чехии. Ориентиром служат две высокие башни в , видные издалека.

Как все началось

В конце XI века чешский король Вратислав II, чтобы укрепить свои политические и религиозные позиции, создал королевскую резиденцию в и утвердил самостоятельный королевский капитул (совет, состоящий при епископе) в противовес пражской епархии. Чтобы начать строительство собственного храма, требовалось благословение Папы Римского. Оно было получено в 1070 году и позволило начать возведение собора.

Правда, назвать собором построенную церквушку можно было с большой натяжкой. По замыслу короля, храм должен был полностью копировать одноименный собор в Риме, но удалось построить только небольшую базилику из трех нефов в романском стиле. Сохранить этот стиль в архитектуре не удалось: пожар 1249 года уничтожил практически весь храм. А ремонтные работы после пожара восстановили церковь уже в готическом стиле.

Храм перестраивали еще несколько раз: в XV веке он соответствовал духу эпохи в стиле ренессанс, в XVII – в стиле барокко, и только в XIX веке Собор св. Петра и Павла обрел свой нынешний облик в неоготическом стиле. При реконструкции церкви был построен новый фасад с двойными шпилями высотой 58 метров, без которых сейчас уже невозможно представить столицу Чехии.

Интерьер базилики

Внутренняя роспись храма поражает своей красотой и пышностью. Витражи, панно и фрески, на стенах декоративная и фигурная роспись в стиле модерн. На стене левого бокового нефа сохранилась картина, написанная в стиле барокко, на которой изображен Вышеград в 1420 году, а на главном алтаре вырезаны изображения апостолов Петра и Павла и святых Кирилла и Мефодия.

Но всеобщее внимание приковывает барельеф главного портала. Сцены из «Страшного суда» заставляют задуматься и переосмыслить свою жизнь каждого посетителя собора.

В пресвитерии можно увидеть фрески кисти венского художника Карла Йобста, описывающие сцены из жизни святых Петра и Павла.

На фасаде церкви установлена мемориальная доска, в память о крещении 14 чешских принцев в Регенсбурге в 845 году.








Видео Базилика Святых Петра и Павла

Главные ценности храма

Самая главная достопримечательность базилики хранится в третьей часовне. Это панно Дева Мария Вышеградская («Дождевая»). Ранее она находилась в коллекции Карла IV, затем Рудольфа II, а в 1606 году тайный советник Ондржей Ганневальд пожертвовал ее церкви. Легенда гласит, что образ Марии нарисовал сам св.Лука, а в период засухи верующие просят у Девы Марии дождя и обильного урожая.

На территории храма находится гробница св. Лонгина. По преданию, именно он нанес последнюю смертельную рану Иисусу. Позже он раскаялся и принял христианскую веру. Но в действительности, в саркофаге находятся останки одного из представителей рода Пржемысловичей.

При археологических исследованиях здесь была обнаружена икона, изображающая Деву Марию с младенцем Иисусом на руках, времен Карла IV.
Первоначально в базилике была построена усыпальница для членов королевской семьи. В 1092 году в ней был погребен Вратислав II, однако до настоящего времени королевская гробница с останками правителя не обнаружена.

В соборе можно увидеть уникальные фрагменты ткани и обуви, как считается, принадлежавшие Вратиславу, дароносицу, золотые чаши, кресты и иконы, золотые и серебряные украшения – все, что было ранее скрыто от глаз посетителей в тайных хранилищах.





В 2003 году Папой Римским Иоанном Павлом II собору св. Петра и Павла был присвоен титул «Basilica minor», дающий дополнительные привилегии. На колокольне собора были установлены 17 колоколов. Звонари-умельцы для каждого события «вызванивают» свою песню. А куранты могут проигрывать более 50 мелодий, которые выбираются с учетом литургического года.

Посетить базилику можно ежедневно c 10:00 до 16:00.

  • Вход в костел – 30 крон;
  • Пенсионеры и студенты – 10 крон;
  • Дети до 15 лет - бесплатно
gastroguru © 2017