Жакерия. История франции В каком году произошла жакерия во франции

ервоначальный успех в войне был на стороне Англии, одержавшей крупные победы над французскими войсками в двух больших битвах - при Креси (1346 г.) и при Пуатье (1356 г.). Впечатление, произведенное во Франции разгромом французской армии при Пуатье, было буквально потрясающим. "К рыцарям, вернувшимся с поля сражения,- писал один из современников,- народ относился со столь великой ненавистью и с таким осуждением, что в добрых городах все их встречали палками...". Вполне понятно, что военные поражения подорвали всякий авторитет первых Валуа. Уже после поражения при Креси на созванных Филиппом VI Генеральных штатах горожане высказали открыто свое недовольство королевской политикой и советниками короля. Еще тяжелей для народных масс было поражение при Пуатье. От войны страдали в первую очередь крестьяне. Их хозяйства были разорены, а феодальная эксплуатация в связи с военными расходами все возрастала. Поэтому в крестьянских массах назревало все большее недовольство существующим порядком вещей. Такое же недовольство нарастало и в городах. После поражения французского войска под Пуатье горожане Франции стали резко выражать недовольство политикой правительства и потребовали вооружения их, контроля в расходовании средств и чистки государственного аппарата. Начались волнения в городах Северной Франции, в Париже произошло восстание, которым руководил купеческий старшина Этьен Марсель. Дофин (наследник) вместе с феодалами убежал из Парижа и стал готовиться к подавлению восстания. Но в это время у парижан появился новый союзник в лице восставших крестьян.

Восстание крестьян на севере Франции, начавшееся в конце мая 1358 года, было одним из величайших крестьянских антифеодальных восстаний в Западной Европе в средние века. Оно получило название "Жакерия" от прозвища французских крестьян "Жак-боном" ("Жак-простак"), которое им дали дворяне. Жакерия явилась ответом крестьянства на ту беспощадную эксплуатацию, которой оно подвергалось со стороны феодалов в условиях продолжавшегося во Франции роста товарного производства и обмена. Жакерия была одним из наиболее ярких проявлений ожесточенной классовой борьбы, особенно обострившейся в стране в XIV веке. Непосредственная причина восстания заключалась в резком ухудшении положения крестьянства в связи со Столетней войной. Английские войска хозяйничали во Франции, как у себя дома, разоряя крестьянские хозяйства. Французские войска действовали так же. В перерывах между военными действиями крестьян грабили наемники, остававшиеся не у дел. Положение французских крестьян в эпоху Столетней войны реалистически рисовал один из хронистов XIV века - Жан де Венетт. По его словам, в 1358 году: "...виноградники, источник благотворной влаги, веселящей сердце человека, не возделывались; поля не обсеменялись и не вспахивались; быки и овцы не ходили по пастбищам; церкви и дома... повсюду носили следы всепожирающего пламени или представляли груды печальных, еще дымящихся развалин. Самая отчаянная нищета царила повсюду, особенно среди крестьян, ибо сеньоры переполняли их страдания, отнимая у них имущество и их бедную жизнь. Хотя количество оставшегося скота, крупного и мелкого, было ничтожно, сеньоры все же требовали платежей за каждую голову: по 10 солидов за быка, по 4 или по 5 за овцу. И все же они редко обременяли себя заботами о том, чтобы защищать своих вассалов от набегов и нападении неприятелей". Феодальный гнет в условиях полного разорения крестьянского хозяйства во время Столетней войны ложился на крестьянство невыносимой тяжестью. Кроме того, с обнищавших крестьян требовали уплаты высоких налогов, а после битвы при Пуатье - новых платежей для выкупа короля и сеньоров из плена.

Восстание крестьян вспыхнуло стихийно. Когда дофин распорядился отрезать все подходы к Парижу, то сеньоры начали приводить свои замки в окрестностях города в боевую готовность. Все работы по укреплению замков пали на плечи крестьян. К тому же крестьяне подвергались бесконечным насилиям со стороны солдат дофина Карла, живших грабежом местного населения. 25 мая 1358 года один из таких солдатских отрядов был уничтожен крестьянами, которые после этого решили выступить с оружием в руках против сеньоров. Восстание, начавшееся в Бовези, быстро распространилось в Пикардии, Иль-де-Франсе и отчасти в Шампани, охватив значительную часть территории Северной Франции. Восстание развивалось без какого-либо заранее продуманного плана. Восставшие крестьяне громили феодальные замки, убивали феодалов, захваченных ими в плен, и сжигали все документы, в которых были зафиксированы крестьянские повинности. Письменной программы у восставших не было, они формулировали свои требования устно, сводя их к одному: "Истребить всех знатных людей до последнего!". "Некие люди из деревень, - писал один из хронистов, все симпатии которого находились на стороне феодалов, - собрались без вождя в Бовези, и вначале их было не более 100 человек. Они говорили, что дворянство королевства Франция - рыцари и оруженосцы - опозорило и предало королевство, и что было бы великим благом их всех уничтожить". Рисуя картины народного гнева, направленного против эксплуататоров, тот же хронист писал, как за несколько дней восставшие крестьяне "...умножились настолько, что их было уже добрых 6 тысяч: всюду, где они проходили, их число возрастало, ибо каждый из людей их звания за ними следовал..."

Вскоре у восставших крестьян, осуществлявших революционную расправу с феодалами, появился руководитель - Гильом Коль (Каль), родом из бовезийской деревни Мело. По-видимому, хорошо знакомый с военным делом, Гильом Коль стал "генеральным капитаном жаков". Он создал нечто вроде канцелярии, имел свою собственную печать и издавал приказы. Организовав восставших крестьян в десятки, он поставил во главе каждого десятка десятника, подчинил этих десятников капитанам, а капитанов - уже непосредственно себе. Умный и дальновидный, до конца преданный интересам восставших, Гильом Коль отлично понимал, что разрозненным и плохо вооруженным крестьянам необходим сильный союзник в лице горожан, и пытался установить связи с Этьеном Марселем. Он отправил в Париж делегацию с просьбой помочь крестьянам в их борьбе с феодалами и сразу же двинулся в Компьен. Однако богатые горожане не пустили туда восставших крестьян. То же самое произошло в Санлисе и Амьене. Разумеется, состоятельные горожане, в руках которых находилось городское управление, были не прочь, использовать крестьянское движение в своих целях для разгрома ближайших феодальных замков, для оказания давления на дофина Карла и пр. Но идти на союз с восставшими крестьянами эти горожане не решались. Богатые горожане боялись за свое собственное положение и имущество, опасались развертывания революционного движения и стремились поставить ему преграды. Они были готовы пойти скорей на союз с господствующим классом, получив от него нужные им уступки, нежели на союз с революционным народом. Крестьянам сочувствовали лишь малоимущие слои горожан, оказавшие восставшим поддержку (в Амьене, Бове и некоторых других городах). Однако не эти слои определяли политику городов, ибо беднота не играла в них большой политической роли. Позиция Этьена Марселя олицетворяла отношение зажиточной части городского населения к восставшим крестьянам. С одной стороны, Этьен Марсель вступил в связь с крестьянскими отрядами и даже послал им на помощь отряд парижан для того, чтобы разрушить укрепления, возведенные между Сеной и Уазой феодалами и мешавшие подвозу продовольствия в Париж. С другой стороны, Этьен Марсель отозвал свой отряд обратно как раз в тот момент, когда он больше всего был нужен Гильому Калю, и оставил крестьян лицом к лицу с прекрасно вооруженным врагом. В это время против крестьян, быстрые успехи которых в первые дни восстания объяснялись растерянностью застигнутого врасплох и объятого паникой дворянства, искавшего спасения лишь в бегстве, выступил новый враг - король Наварры Карл Злой. Желая захватить в свои руки французский престол, он попытался воспользоваться всеобщей растерянностью, охватившей правящие круги французского общества после того, как король Иоанн Добрый был захвачен в плен англичанами. Таким образом, против крестьян одновременно выступили и отряды дофина Карла и отряды короля Наваррского Карла Злого.

Первый удар восставшим нанес Карл Злой. С хорошо вооруженным войском в тысячу человек он подошел к деревне Мело, где расположились главные силы восставших. Гильом Коль справедливо решил, что победить в бою на открытом месте крестьяне не смогут, и начал их уговаривать двинуться к Парижу. Но крестьяне не желали слушать советов своего предводителя, заявляя, что они не отступят ни на шаг, так как достаточно сильны, чтобы сражаться с дворянами. Тогда Гильом Коль выстроил свою армию для битвы. Он удачно расположил крестьянские отряды на холме, который господствовал над окружающей местностью. Всю свою армию Гильом Коль разделил на две части - по 3 тысячи человек каждая, велел сделать вал из повозок и всякой клади и на первую линию выдвинул стрелков из луков и арбалетов. Отряд конницы численностью в 600 человек был построен отдельно. Позиция, которую заняли отряды Гильома Коля, выглядела столь внушительной, а сами крестьяне были преисполнены такого боевого пыла, что Карл Злой в течение нескольких дней не решался напасть на восставших. Тогда Карл Злой вызвал к себе в лагерь Гильома Каля, якобы для переговоров, а когда Гильом, не обеспечив своей безопасности заложниками, явился к королю Наваррскому, тот приказал его схватить и заковать в цепи (10 июня). Одновременно был дан сигнал к атаке на крестьянский лагерь, и оставшиеся без опытного и умелого предводителя крестьяне были скоро разбиты. "Карл, король Наварры, - писал современник событий, - со всем своим отрядом, который был очень велик, обрушился на пеших жаков и истребил их всех, за исключением очень немногих, укрывшихся в одном хлебном поле и ночью убежавших...". Другой дворянский отряд, шедший на помощь Карлу, встретив восставших крестьян, тоже обрушился на них, уничтожил без всякой пощады более 1 300 человек, а затем еще 800 крестьян. 300 человек, укрывшихся в монастыре, были там сожжены. До 24 июня, по свидетельству современников, погибло не менее 20 тысяч крестьян. Кровавая расправа озверевших феодалов над крестьянами прекратилась лишь в августе 1358 года, когда дворяне испугались, что некому будет убирать их поля. Самого Гильома Каля Карл Злой подверг мучительным пыткам. Он приказал "короновать" его раскаленным треножником, как "крестьянского короля", а затем казнил его. В подавлении крестьянского восстания принимали одинаковое участие и французские, и английские рыцари, забывшие в этот момент о своих разногласиях перед лицом общей опасности, угрожавшей их классовому господству, и с равной жестокостью убивавшие восставших крестьян. Так закончилось великое крестьянское восстание во Франции. Крестьяне потерпели поражение. Основными причинами этой неудачи являлись разрозненность, неорганизованность крестьянского восстания, предательство со стороны имущих горожан. Тем не менее, несмотря на конечную неудачу, Жакерия имела огромное значение для народных масс. После Жакерии феодалы долго не решались усиливать эксплуатацию крестьян. Жакерия способствовала также более быстрому освобождению крестьян от личной крепостной зависимости. Таким образом, крестьянское восстание, направленное против феодальной эксплуатации и расшатывавшее феодальный строй, облегчило до некоторой степени положение народных масс.

После того, как было сломлено сопротивление крестьян, наступила очередь восставшего Парижа. Господство купеческой верхушки в столице не принесло никакого облегчения народным массам. Городская беднота не желала дальше поддерживать Этьена Марселя в его борьбе с дофином. Сам же Этьен Марсель, напуганный размахом революционных событий и предпочитавший, как и все богатые горожане, союз с феодалами союзу с восставшим народом, вступил в переговоры с Карлом Злым и хотел, по-видимому, сдать ему столицу Франции. Однако это намерение Этьен Марсель не успел осуществить. Однажды ночью, во время обхода сторожевых постов, он был убит сторонниками дофина Карла, который после этого был впущен в город. Вернувшись в Париж, дофин Карл жестоко расправился с главными участниками городского восстания, которое, так же, как и Жакерия, окончилось поражением. Напуганное народными восстаниями, королевское правительство поспешило договориться с англичанами о заключении мира.

ЖАКЕРИЯ (Jacquerie) - крестьянское антифеодальное восстание во Франции 1358 года. Свое название получило от презрительного прозвища «Жак-Простак» (Jacques Bonhomme), данного крестьянам дворянами. Развитие товарно-денежных отношений в 13-14 веках, которое привело к установлению связи феодального поместья с рынком, переходу к денежной ренте, усилило стремление феодалов увеличить свои доходы и вызвало усиление эксплуатации крестьян. Столетняя война 1337-1453 годов в свою очередь привела к увеличению многочисленных феодальных поборов и налогов, а чума 1348 года опустошила деревни и усилила хозяйственную разруху. Военные действия, происходившие на территории Франции, грабежи наемных солдат наносили сильный ущерб сельскому хозяйству. После поражения французов при Пуатье 1356 года на долю разоренного крестьянства пали платежи по выкупу короля и сеньеров из плена. Неудачи в ходе войны еще более усилили ненависть крестьян к феодалам.

Поводом к восстанию послужило введение весной 1358 года дополнительной барщины для восстановления разрушенных замков-крепостей. 28 мая в Бовези около 100 крестьян местечка Сен-Лё-д"Эссеран напали на отряд бригандов, грабивших деревню, и убили 4 рыцарей и 5 оруженосцев. Вспыхнувшее стихийно восстание быстро охватило С. Иль-де-Франса, Вермандуа, Бри, Пикардию и частично Нормандию и Шампань. Восставшие нападали на дворян, убивали их, грабили их имущество, жгли замки, уничтожали записи феодальных повинностей. По свидетельству хроник, восставших было около 100 тысяч. В восстании приняли участие городская беднота, отдельные мелкие рыцари, иногда присоединялись сельские священники, вышедшие из народа. У восставших не было программы; их лозунг - перебить всех знатных людей - ярко выявляет антифеодальный характер восстания. Знамя восставших с изображением лилии - эмблемы королевской власти - подчеркивает их преданность королю.

В первые же дни восстания во главе крестьян встал Гильом Каль, крестьянин деревни Мелло, знакомый с военным делом; его помощником был рыцарь. Г. Каль стремился внести некоторую организованность в ряды крестьян, назначая начальников отдельных крестьянских отрядов, пытаясь объединить их действия. Чтобы привлечь горожан к восстанию, он обратился за помощью к Этьенну Марселю (см. Парижское восстание 1357-1358 годов), который, прислав 300 человек, использовал, однако, крестьян в своих интересах - с их помощью были разрушены крепости, мешавшие подвозу продовольствия в Париж, после чего отряд парижан был отозван. Большинство городов (Компьен, Клермон, Руан и др.) не поддержало восставших, в Амьене на их стороне была только городская беднота, верхушка горожан отмежевалась от восставших. Некоторые города, например, Бове, Mo, присоединились к крестьянам. Устрашенные действиями восставших, дворяне стали собирать свои силы под руководством короля Наварры - Карла Злого , который создал тысячное войско из французских и английских рыцарей. Узнав об этом, Г. Каль уговорил крестьян идти к Парижу, надеясь получить поддержку горожан. Крестьяне отказались, уверенные в своих силах. Тогда Г. Каль стал готовиться к битве и расположил свое войско на возвышенности между Мелло и Клермоном. В течение 2 дней (8 и 9 июня) противники стояли друг против друга, не предпринимая военных действий. 10 июня Карл Наваррский предложил перемирие и призвал Г. Каля для переговоров. Во время переговоров Г. Каль был схвачен, подвергнут пыткам и обезглавлен. Конница феодалов неожиданно напала на крестьян и разгромила их войско. В течение всего лета происходила расправа над крестьянами; по свидетельству хронистов, их истребили до 20 тысяч. Причинами поражения Жакерии были: раздробленность, стихийность, неподготовленность движения - отсутствие плана, программы, достаточного вооружения; доверие к королевской власти; отсутствие прочного союзника, который мог бы стать их гегемоном. Жакерия имела большое историческое значение: она выявила огромную революционную энергию крестьян, их волю к борьбе.

Источниками по Жакерии являются главным образом хроники 14 века: Фруассара (изд. S. Luce, P., 1869-99), Жана де Венета (изд. H. Géraud, P., 1843-44) и Хроника первых четырех Валуа (изд. S. Luce, P., 1862). Наиболее ценной работой по Ж. в бурж. историографии является "История Жакерии" Люса (S. Luce, Histoire de la Jacquerie, P., 1859), где используются, кроме хроник, реестры парламента, Счетной палаты и др. Отмечая прогрессивное значение Ж., Люс видит, однако, причины ухудшения положения крестьян не в усилении феодальной эксплуатации, а в грабежах бригандов. В современной французской историографии Жакерию не считают социальным движением, рассматривая ее как выражение ярости крестьян и их жажды грабежа (см. J. Calmttte, Le Moyen Age, P., 1951; E. Perroy, La guerre de Cent ans, P., 1939).

M. M. Себенцова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Крестьяне сжигают замок феодала.

Далее читайте:

Весь мир в XIV веке (хронологическая таблица).

Франция в XIV веке (хронологическая таблица).

Литература:

Франц. деревня XII - XIV вв. и Жакерия. Документы. Пер., введение и примеч. Н. П. Грацианского, М.-Л., 1935;

Семенов В. Ф., Жакерия, Л., 1958.

Жакерия

Восстание в Париже

8 июня с хорошо обученой армией в тысячу копий Карл Злой подошел к деревне Мело, где расположились главные силы восставших. Поскольку несмотря на значительное численное превосходство необученные крестьяне практически не имели шансов победить в открытом бою, Гильом Каль предложил отойти к Парижу. Однако крестьяне не желали слушать уговоров своего предводителя и заявляли, что они достаточно сильны чтобы сразиться. Тогда Каль удачно расположил свои войска на холме, поделил их на две части; впереди из повозок и клади сделал вал и расположил лучников и арбалетчиков. Отряд конников построил отдельно.

Позиции выглядели настолько внушительно, что Карл Наварский неделю не решался атаковать восставших, и в конце концов пошел на хитрость - пригласил Каля для переговоров. Гильом поверил его рыцарскому слову и не обеспечил свою безопасность заложниками. Его тут же схватили и заковали в цепи, после чего деморализованные крестьяне были разбиты. Тем временем рыцари дофина напали на другой отряд жаков и также истребили множество восставших.

Началась массовая расправа с восставшими. Гильом Каль был казнен после жестоких пыток (палач «короновал» его в «мужицкие короли», надев ему на голову раскаленный докрасна железный треножник). До 24 июня было умерщвлено не менее 20 тысяч человек и резня пошла на убыль только после объявленной 10 августа дофином Карлом амнистии , на которую, однако, многие феодалы смотрели сквозь пальцы. Крестьянские же волнения продолжались до сентября.

Напуганное народными восстаниями, королевское правительство поспешило договориться с англичанами о заключении мира.

Существует множество мнений о причинах этого восстания, и, хоть оно и было вызвано особыми обстоятельствами, его можно связать с целым рядом французских средневековых крестьянских бунтов и волнений. Это восстание также можно сопоставить с английским восстанием Уота Тайлера 1381 г. и с движением таборитов (гуситским движением) в Чехии. В определённой степени восстание 1358 г. стало связующим звеном между крестьянскими средневековыми бунтами и религиозными движениями начала Нового Времени.

Историки спорят по поводу классового характера Жакерии, и, не отрицая наличия дворян в рядах повстанцев, ставят под сомнение однородность движения. Кроме того, помимо отказа платить налоги, Жакерия имела причиной стремление крестьян отстоять своё достоинство. Жакерия серьёзно отразилась на сознании людей и впредь крестьянские волнения обозначались словом «жакерия» как именем нарицательным.

Причины восстаний могут быть следующими:

  1. Столетняя война, которая привела к увеличению налогов.
  2. Голод и болезни в Европе, которые ухудшили и без того тяжелое положение крестьян.
  3. Усилилась эксплуатация крестьян, произошли изменения в хозяйстве (торговля), и феодалы, желая покупать дорогие товары из других стран, стали требовать денежный оброк .

Библиография

  • Бессмертный Ю. Л. Предпосылки и характер крестьянских движений во Франции XIV в. // Французский ежегодник. 1974. М., 1976
  • Бессмертный Ю. Л. Демографические и социальные процессы во французской деревне XIV в. // Французский ежегодник. 1981. М., 1983
  • Конокотин А. В. Жакерия 1358 г. во Франции // Учёные записки Ивановского гос. пед. ин-та. Т. 35. 1964
  • Французская деревня XII-XIV вв. и Жакерия. Документы. М.; Л., 1935

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Жакерия" в других словарях:

    - (Jacquerie от Jacques Bonhomme Жак Простак, прозвище, данное крестьянину французскими дворянами), крестьянское восстание во Франции в 1358, вызванное усилением гнета, экономической разрухой в период Столетней войны 1337 1453. Один из его вождей… … Большой Энциклопедический словарь

    ЖАКЕРИЯ, Жакерии, жен. (Ж прописное) (франц. Jacquerie) (ист.). Крестьянское восстание во Франции в 14 в. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    жакерия - и жакерия … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (от французского Жак Простак, прозвище, данное крестьянину французскими дворянами) крестьянское восстание во Франции в 1358 г., вызванное усилением феодального гнёта, экономической разрухой в период Столетней войны 1337 1453 гг. Один из вождей… … Исторический словарь

    - (Jacquerie) так назыв. крестьянское восстание во Франции, в1358 г., вызванное раздражением, в котором находилась Франция вследствиевойн с Эдуардом III английским. Дворяне звали своих крестьян, внасмешку, Jacques bon homme ; отсюда имя, данное… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    жакерия - и, ж. jacquerie f. Восстание французских крестьян в 1358 году. || перен. О стихийном революционном движении крестьянских масс. БАС 1. Как в дыме жакери/й Дворянства меркнет слава. К. Павлова. // Суперанская Удар. 217. Высочайше утвержденная… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Жакерия - (Jacquerie), крест, восстание на С. Франции (май июнь 1358 г.). Франц. аристократия презрительно называла крестьянина Жак Простак. Отсюда и пошло назв. восстания. Его вождем был Гийом Каль. Поводом к восстанию стало выступление буржуа в Париже… … Всемирная история

    Жакерия - (Jacquerie, от “Jacques Bonhomme” “Жак Простак”, прозвище, данное крестьянину французскими дворянами), крестьянское восстание во Франции в 1358, вызванное усилением феодального гнета, экономической разрухой в период Столетней войны 1337 1453.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Jacquerie, от Jacques Bonhomme «Жак Простак» презрительного прозвища, данного крестьянину дворянами) антифеодальное восстание крестьян во Франции в 1358. Было вызвано усилившимся феодальным гнётом, экономической разрухой (связанной со… … Большая советская энциклопедия

    - (Jacquerie) крест. антифеод. восстание во Франции 1358. Свое название получило от презрит. прозвища Жак Простак (Jacques Bonhomme), данного крестьянам дворянами. Развитие товарно ден. отношений в 13 14 вв., к рое привело к установлению связи феод … Советская историческая энциклопедия

1 билет. Цивилизации Древнего Востока.Цивилизации Древнего Востока. Предпосылки возникновения древнейших цивилизаций.Первая информационная революция произошла на заре становления первобытного общества и связана она с появлением членораздельной речи. Вторая информационная связана с изобретением письменности. Прежде, чем говорить о цивилизациях древнего востока, нужно сказать о предпосылках становления цивилизации вообще. Предпосылки становления цивилизации стали складываться в эпоху Неолита (нового каменного века)- 4-3 тысячелетия до н.э., они связаны с Неолитической революцией - переход от присваивающих форм ведения хозяйства к производящим. В период неолита происходит 4 крупных общественных разделения труда: 1 выделение земледелия, скотоводства, 2 выделение ремесла; 3 выделение строителей, 4 появление вождей, жрецов, воинов. Некоторые исследователи период неолита еще называют Неолитической цивилизацией. Ее характерные черты: 1 доместикация- одомашнивание животных, 2 появление стационарных поселений, среди которых наиболее известны Иерихон (Иордания) и Чатал-Хююк (Турция)- первые в истории поселения городского типа, 3 утверждение соседской общины вместо кровнородственной и общинной собственности, 4 формирование крупных объединений племен, 5 бесписьменная цивилизация.В конце 4- го тыс. до н.э. неолитическая цивилизация постепенно исчерпала свой потенциал и наступила первая в истории человечества кризисная эпоха" эпоха энеолита (медно - каменный век). Энеолит характеризуется следующими параметрами:1 Энеолит- это переход от каменного к бронзовому веку;2 Преобладающим материалом становится металл (медь и ее сплав с оловом бронза);3 Энеолит- время хаоса, неупорядоченности в обществе, кризиса в технологии-переход к орошаемому земледелию, к новым материалам.

2 билет. Цивилизация Древней Греции. Население Греции на заре первого тысячелетия до н. э. занято главным образом земледелием. Большую часть обрабатываемой земли занимают зерновые, немаловажная роль отводится садоводству и виноделию, а одной из ведущих культур остаются оливы, которыми Греция славится и сегодня. Развивается скотоводство, а крупный рогатый скот даже выступает в роли некоего всеобщего денежного эквивалента. Так, в Илиаде за большой треножник дают двенадцать быков.В VIII-VII веках до н. э., когда на территории современной Греции прочно обосновалась волна народов, пришедших ранее в XIII-XI веках с севера, в том числе греков-дорийцев, и были заложены основы той греческой цивилизации, которая не перестает удивлять нас своими достижениями и сегодня, и которая оказала такое влияние на нашу сегодняшнюю жизнь. И в самом деле, современные театр, поэзия, живопись были бы невозможны без греческого театра, без великого Гомера, без скульптур и живописных портретов, дошедших до наших дней и поражающих своим совершенством.

3 билет. Цивилизация Древнего Рима. Древний Рим (лат. Roma antiqua) - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя - Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков, древних греков и урартов (древних армян) . Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином для своих войск) хризмой (нательный крест). Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация - области проживания племени латинов. В период Ранней Республики Рим в ходе многочисленных войн значительно расширил свою территорию. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом, хотя вертикальная система управления подчинёнными территориями в то время ещё не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье, что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном - крупным государством, основанным финикийцами. В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию, Грецию, а затем Малую Азию и Сирию. В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август, сформировал основы системы принципата и основал династию Юлиев-Клавдиев, которая, однако, не продержалась у власти и века. Расцвет Римской империи пришёлся на относительно спокойное время II века, однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи.Латинский язык, появление которого относят к середине III тыс. до н. э. составлял италийскую ветвь индоевропейской семьи языков. В процессе исторического развития древней Италии латинский язык вытеснил другие италийские языки и со временем занял господствующее положение в западном Средиземноморье. В начале I тыс. до н. э. на латинском языке говорило население небольшой области Лаций (лат. Latium), расположенной на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению Тибра. Племя, населявшее Лаций, называлось латинами (лат. Latini), его язык - латинским. Центром этой области стал город Рим, по имени которого объединившиеся вокруг него италийские племена стали называть себя римлянами (лат. Romania).

4 билет. Место религии и церкви в жизни средневекового общества .Для средневековой культуры характерны две ключевые отличительные признаки: корпоративность и господствующая роль религии и церкви. Средневековое общество, как организм из клеток, состояло из множества социальных состояний (социальных слоев). Человек по рождению принадлежал к одному из них и практически не имела возможности изменить свое социальное положение. С каждым таким положением были связаны свой круг политических и имущественных прав и обязанностей, наличие привилегий или их отсутствие, специфический уклад жизни, даже характер одежды. Существовала строгая сословная иерархия: две высшие сословия (духовенство, феодалы - землевладельцы), потом купечество, ремесленники, крестьяне (последние во Франции объединялись в «третье сословие»). В первоначальном христианстве очень сильна была вера в скорое второе пришествие Иисуса Христа, Страшный суд и конец грешного мира. Однако время шло, ничего подобного не происходило, и на место этой идеи в приходит идея утешения - загробной воздання за хорошие или плохие поступки, то есть ада и рая.Первые христианские общины отличались демократизмом, однако достаточно быстро служители культа - духовенство, или клир (от греческого «Клер» - судьба, сначала их выбирали по жребию) превращаются в суровую иерархическую организацию. Сначала самое высокое положение в Клири занимали епископы. Римский епископ стал добиваться признания за ним первенства среди всего духовенства христианской церкви. В конце IV-начале V сс. он присвоил себе исключительное право именоваться Папой и постепенно приобрел власть над всеми другими епископами Западной Римской империи. Христианская церковь стала именоваться католической, что означает всемирная.

5 билет. Возникновение и распространение ислама. Распространение исламаОсобенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель.Преемники Мухаммеда - халифы Абу-Бекр, Омар, Осман - завоевали в короткое время соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморья и Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем ислама - под «зеленым знаменем пророка». В покоренных арабами странах повинности крестьянского населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, мировую религию. Уже в VII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные пространства - от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в XIV-XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже - к народам Северного Кавказа и Западной Сибири.Возникновение ислама.Ислам – одна из трех (наряду с буддизмом и христианством) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.В современном понимании ислам – и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела. Но меня будут больше интересовать исторические корни этого явления.«Ислам» в переводе с арабского означает покорность, «мусульманство» (от арабского «муслим») – предавший себя Аллаху.Из трех мировых религий ислам – самая «молодая»; если первые две – буддизм и христианство – возникли в эпоху, которую принято относить к древности, то ислам появился в раннее средневековье. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные – в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама. Ислам зародился в Аравии в 7 веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. Если полистать страницы истории и рассмотреть причину возникновения ислама, то складывается впечатление, что люди просто были вынуждены принять законы этой религии. А началось это с далеких стран Азии, где природа была немилостива к человеку, кругом горы и песчаные пустыни, дожди – большая редкость. Люди, обитавшие там, просто на просто кочевали из одного оазиса в другой. Капризная, злая природа причиняла людям много горя, но они все-таки приспособились, чтобы существовать. И именно этот страх породил в людях веру в духов, людям казалось, что горе причиняют злые духи, а радость дают добрые духи. Уже в 6 веке возникло классовое общество, богачи стали владеть и землей, и скотом, и продуктами земледелия, вели торговлю. Рабов били, продавали, меняли, да еще запугивали богами. В отчаянии люди обращались к молитвам. В это то время и появился крупный купец Мухаммед. Основателем ислама является арабский " пророк " Мухаммад (Мухаммед или Магомет), значение которого на общие судьбы человечества трудно переоценить, поэтому на этой исторической личности надо остановиться особо.

6 Билет. Восстание крестьян во Франции в 1358 г. Жакерия. Восстание крестьян в Англии в 1381 г. Под предводительством Уота Тайлера.

Жакери́я (фр. Jacquerie , от распространённого во Франции имени Жак) - название крестьянского антифеодального восстания в Западной Европе в Средние века, вспыхнувшего во Франции в 1358, вызванного положением, в котором находилась Франция вследствие войн с Эдуардом III Английским (Столетняя война 1337-1453 гг.) Дворяне звали своих крестьян в насмешку «Jacques bon homme » - Жак-просто-так; отсюда и произошло имя, данное восстанию. Современники называли восстание «войной недворян против дворян», название «Жакерия» появилось позже. Это самое крупное в истории Франции крестьянское восстание.Причинами Жакерии явилась экономическая разруха, вызванная Столетней войной на территории Франции, налоговый гнёт, а также эпидемия чумы(«чёрная смерть»), которая унесла от трети до половины населения, что, в свою очередь, привело к снижению заработной платы и изданию законов, направленных против её роста. Поселения и участки крестьян не были защищены (в отличие от городов) от грабежей как англичан, так и французской наёмной армии.Толчком к Жакерии послужили новые денежные обложения (по распоряжению дофина Карла для выкупа короля Иоанна Доброго, пленённого в 1356при Пуатье) и повинности (введённые Компьенским ордонансом в мае 1358 для восстановления крепостей близ Парижа). Восстание началось 28 маяв местечке Сен-Лё-д’Эссеран (области Бовези).Непосредственным поводом для восстания стали грабежи солдат наваррского короля Карла Злого в окрестностях Парижа, наиболее тяжело отразившиеся на сельском населении. Крестьяне, жестоко угнетаемые дворянами, бросились на своих мучителей, превратили сотни замков в развалины, избивали дворян и насиловали их жен и дочерей. Скоро восстание распространилось в Бри, Суассоне, Лаонне и на берегах Марны и Уазы. Вскоре у восставших крестьян появился руководитель - Гильом Коль (Каль), родом из бовезийской деревни Мело, ставший «генеральным капитаном жаков».Восстание совпало по времени с Парижским восстанием под руководством купеческого прево Парижа Этьена Марселя. Гильом Каль понимал, что разрозненным и плохо вооруженным крестьянам необходим сильный союзник в лице горожан, и пытался установить связи с Этьеном Марселем. Он отправил в Париж делегацию с просьбой помочь крестьянам в их борьбе с феодалами и сразу же двинулся в Компьен. Однако богатые горожане не пустили туда восставших крестьян. То же самое произошло в Санлисе и Амьене. Этьен Марсель вступил в связь с крестьянскими отрядами и даже послал им на помощь отряд парижан для того, чтобы разрушить укрепления, возведенные между Сеной и Уазой феодалами и мешавшие подвозу продовольствия в Париж. Однако позже этот отряд был отозван.К тому времени сеньоры оправились от страха и начали действовать. Против повстанцев одновременно выступил Карл Злой и дофин Карл.8 июня с хорошо обученой армией в тысячу копий Карл Злой подошел к деревне Мело, где расположились главные силы восставших. Поскольку несмотря на значительное численное превосходство необученные крестьяне практически не имели шансов победить в открытом бою, Гильом Каль предложил отойти к Парижу. Однако крестьяне не желали слушать уговоров своего предводителя и заявляли, что они достаточно сильны чтобы сразиться. Тогда Каль удачно расположил свои войска на холме, поделил их на две части; впереди из повозок и клади сделал вал и расположил лучников и арбалетчиков. Отряд конников построил отдельно.Позиции выглядели настолько внушительно, что Карл Наварский неделю не решался атаковать восставших, и в конце концов пошел на хитрость - пригласил Каля для переговоров. Гильом поверил его рыцарскому слову и не обеспечил свою безопасность заложниками. Его тут же схватили и заковали в цепи, после чего деморализованные крестьяне были разбиты. Тем временем рыцари дофина напали на другой отряд жаков и также истребили множество восставших.Началась массовая расправа с восставшими. Гильом Каль был казнен после жестоких пыток (палач «короновал» его в «мужицкие короли», надев ему на голову раскаленный докрасна железный треножник). До 24 июня было умерщвлено не менее 20 тысяч человек и резня пошла на убыль только после объявленной 10 августа дофином Карлом амнистии , на которую, однако, многие феодалы смотрели сквозь пальцы. Крестьянские же волнения продолжались до сентября.Напуганное народными восстаниями, королевское правительство поспешило договориться с англичанами о заключении мира.Восстание крестьян в Англии в 1381 г. Под предводительством Уота Тайлера. Великое крестьянское восстание 1381 г.После эпидемии 1348 года, известной под названием «Чёрная смерть», численность населения снизилась по средневековым подсчетам на одну треть. Сельское хозяйство пришло в упадок. Некому было засевать и убирать урожай. Цены повысились вдвое. Последовали требования более высокой оплаты труда. Деревенская община, где семьи крестьян привыкли из поколения в поколение жить на одной земле, начала распадаться. Часть крестьян убегает в города, становится наёмными рабочими. Прямое принуждение со стороны помещиков не помогало. Начинает внедряться новый тип земельного держания: сдача в аренду земли, скота, инвентаря, что было важной ступенью на пути к капиталистическому сельскому хозяйству. Но лорды попытались вернуть себе старые позиции, так как теперь им приходилось считаться с более свободными крестьянами и наёмными рабочими. Эта ситуация породила крестьянское восстание 1381 года.Побег от крепостного рабства был возможен только для одиночки. Для человека с семьей оставалась организация и вооруженное восстание [ источник не указан 35 дней ] . Крестьянские союзы постепенно начинают разрастаться. Восстание 1381 года было делом людей, которые уже завоевали определенную степень свободы и благосостояния и теперь требовали большего. У вилланов проснулось человеческое достоинство. Требования крестьян были следующими:Уничтожение крепостного права;Коммутация всех повинностей (замена натуральных повинностей на денежные);Установление единообразной денежной ренты в 4 пенса с акра.Страной правила корыстолюбивая продажная знать, типичным представителем которой был Джон Гонт. Ухудшается внешнеполитическая обстановка - последние экспедиции во Францию заканчиваются неудачно, что вызывает дефицит средств в казне. Правительство решается на ввод подушного налога в 3 грота (серебряная монета, равная 4 пенсам), что вызывает возмущение масс. Затянувшаяся война с Францией и введение подушного налога явились главными причинами восстания 1381 года.Тайлер возглавляет поход крестьян графства Кент на Лондон, по дороге к ним присоединяются крестьяне из других графств, а также бедняки и городская чернь. Восставшие захватываютКентербери, а затем и Лондон. Крестьяне берут штурмомТауэри убивают лорда-канцлера и архиепископа КентерберийскогоСаймона Садбери.С восставшими, требующими отмены крепостного права,14 июня1381 годав Майл-Энде встречается корольРичард II, который обещает выполнение всех требований. На следующий день (15 июня), происходит новая встреча с королём, на поле Смитфилд, у городской стены Лондона, при огромном стечении народа. Теперь восставшие требуют уравнять все сословия в правах и вернуть крестьянам общинные земли. Однако во время встречи Уота Тайлера убивают приближенные короля (мэрЛондонаУильям Уолворт нанёс ему удар кинжалом в шею, один из рыцарей довершил дело, подъехав к Тайлеру сзади и пронзив его мечом). Это вносит смятение и замешательство в ряды восставших, чем и воспользовался Ричард II. Восстание быстро подавляется силами рыцарского ополчения. Несмотря на то, что восстание было подавлено, полного возврата к прежним порядкам не произошло. Стало очевидным, что правящие классы уже не могут относиться к крестьянам без некоторой доли уважения.

И на берегах Марны и Уазы . Наконец дворянам всех партий удалось общими силами утопить восстание в потоках крови.

Название

Современники называли восстание «войной недворян против дворян»; название «Жакерия » появилось позже, дворяне звали своих крестьян «Jacques bon homme » (славный малый Жак), отсюда и произошло название восстания.

Причины

Причинами Жакерии явилась экономическая разруха, вызванная Столетней войной на территории Франции, налоговый гнёт, а также эпидемия чумы («чёрная смерть »), которая унесла от трети до половины населения, что, в свою очередь, привело к снижению заработной платы и изданию законов, направленных против её роста. Поселения и участки крестьян не были защищены (в отличие от городов) от грабежей как англичан, так и французской наёмной армии.

Толчком к Жакери́и послужили новые денежные обложения (по распоряжению дофина Карла для выкупа короля Иоанна Доброго , пленённого в при Пуатье) и повинности (введённые Компьенским ордонансом в мае для восстановления крепостей близ Парижа). Восстание началось 28 мая в местечке Сен-Лё-д’Эссеран (области Бовези).

Непосредственным поводом для восстания стали грабежи солдат наваррского короля Карла Злого в окрестностях Парижа , наиболее тяжело отразившиеся на сельском населении. Крестьяне, жестоко угнетаемые дворянами , которые насиловали их жён и дочерей, бросились на своих мучителей, превратили сотни замков в развалины, избивали дворян и насиловали их жен и дочерей. Скоро восстание распространилось в Бри , Суассоне , Лаоне и на берегах Марны и Уазы . Вскоре у восставших крестьян появился руководитель - Гильом Коль (Каль) , родом из бовезийской деревни Мело, ставший «генеральным капитаном жаков».

История восстания

Восстание совпало по времени с Парижским восстанием под руководством купеческого прево Парижа Этьена Марселя .

Гильом Каль

Один из крестьянских лидеров восстания Гильом Каль искал для разрозненных и плохо вооружённых крестьян сильного союзника в лице горожан и пытался установить связи с Этьеном Марселем. Он отправил в Париж делегацию с просьбой помочь крестьянам в их борьбе с феодалами и сразу же двинулся в Компьен . Однако богатые горожане не пустили туда восставших крестьян. То же самое произошло в Санлисе и Амьене . Этьен Марсель наладил связь с крестьянскими отрядами и послал им на помощь отряд парижан с целью разрушить укрепления, возведённые между Сеной и Уазой феодалами и мешавшие подвозу продовольствия в Париж. Однако позже этот отряд был отозван.

К тому времени сеньоры оправились от страха и начали действовать. Против повстанцев одновременно выступил Карл Злой и дофин Карл .

8 июня 1358 года с хорошо обученной армией в тысячу копий Карл Злой подошел к деревне Мело (fr:Mello), где расположились главные силы восставших. Поскольку несмотря на значительное численное превосходство не обученные крестьяне практически не имели шансов победить в открытом бою, Гильом Каль предложил отойти к Парижу. Однако крестьяне не желали слушать уговоров своего предводителя и заявляли, что они достаточно сильны, чтобы сразиться. Тогда Каль удачно расположил свои войска на холме, поделил их на две части; впереди из повозок и клади сделал вал и расположил лучников и арбалетчиков . Отряд конников построил отдельно.

Позиции выглядели настолько внушительно, что Карл Наваррский неделю не решался атаковать восставших, и в конце концов пошел на хитрость - пригласил Каля для переговоров. Гильом поверил его рыцарскому слову и не обеспечил свою безопасность заложниками . Его тут же схватили и заковали в цепи, после чего деморализованные крестьяне были разбиты. Тем временем рыцари дофина напали на другой отряд жаков и также истребили множество восставших.

Расправа над восставшими

Началась массовая расправа с восставшими. Гильом Каль был казнён после жестоких пыток (палач «короновал» его в «мужицкие короли», надев ему на голову раскалённый докрасна железный треножник). До 24 июня 1358 года было умерщвлено не менее 20 тысяч человек, и резня пошла на убыль только после объявленной 10 августа дофином Карлом амнистии , на которую, однако, многие феодалы смотрели сквозь пальцы.

Продолжение волнений

Крестьянские же волнения продолжались до сентября 1358 года. Напуганное народными восстаниями, королевское правительство поспешило договориться с англичанами о заключении мира.

Версии о причинах

[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

Существует множество мнений о причинах этого восстания, и, хоть оно и было вызвано особыми обстоятельствами, его можно связать с целым рядом французских средневековых крестьянских бунтов и волнений. Это восстание также можно сопоставить с английским восстанием Уота Тайлера 1381 г. и с движением таборитов (гуситским движением) в Чехии. В определённой степени восстание 1358 г. стало связующим звеном между крестьянскими средневековыми бунтами и религиозными движениями начала Нового времени.

Историки спорят по поводу классового характера Жакерии, и, не отрицая наличия дворян в рядах повстанцев, ставят под сомнение однородность движения. Кроме того, помимо отказа платить налоги, Жакерия имела причиной стремление крестьян отстоять своё достоинство. Жакерия серьёзно отразилась на сознании людей и впредь крестьянские волнения обозначались словом «жакерия» как именем нарицательным.

Причины восстаний могут быть следующими:

  1. Столетняя война, которая привела к увеличению налогов.
  2. Голод и болезни в Европе, которые ухудшили и без того тяжелое положение крестьян.
  3. Усилилась эксплуатация крестьян, произошли изменения в хозяйстве (торговля), и феодалы, желая покупать дорогие товары из других стран, стали требовать денежный оброк .

См. также

Напишите отзыв о статье "Жакерия"

Примечания

Библиография

  • Бессмертный Ю. Л. Предпосылки и характер крестьянских движений во Франции XIV в. // Французский ежегодник. 1974. М., 1976
  • Бессмертный Ю. Л. Демографические и социальные процессы во французской деревне XIV в. // Французский ежегодник. 1981. М., 1983
  • Конокотин А. В. Жакерия 1358 г. во Франции // Учёные записки Ивановского гос. пед. ин-та. Т. 35. 1964
  • Французская деревня XII-XIV вв. и Жакерия. Документы. М.; Л., 1935

Ссылки

  • Жакерия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Жакерия

Мы медленно «плыли» по серебристой дорожке, стараясь не тревожить чужую печаль и дать каждому насладиться покоем после всего пережитого в этот кошмарный день. Детишки потихонечку оживали, восторженно наблюдая проплывавшие мимо них дивные пейзажи. И только Арно явно был от нас всех очень далеко, блуждая в своей, возможно, очень счастливой памяти, вызвавшей на его утончённом, и таком красивом лице, удивительно тёплую и нежную улыбку...
– Вот видишь, он их наверняка очень сильно любил! А ты говоришь – рано!.. Ну, давай поищем! – никак не желала успокоиться Стелла.
– Ладно, пусть будет по твоему, – легко согласилась я, так как теперь уже и мне это казалось правильным.
– Скажите, Арно, а как выглядела ваша жена? – осторожно начала я. – Если вам не слишком больно об этом говорить, конечно же.
Он очень удивлённо взглянул мне в глаза, как бы спрашивая, откуда вообще мне известно, что у него была жена?..
– Так уж получилось, что мы увидели, но только самый конец... Это было так страшно! – тут же добавила Стелла.
Я испугалась, что переход из его дивных грёз в страшную реальность получился слишком жестоким, но «слово не птичка, вылетело – не поймаешь», менять что-то было поздно, и нам оставалось только ждать, захочет ли он отвечать. К моему большому удивлению, его лицо ещё больше осветилось счастьем, и он очень ласково ответил:
– О, она была настоящим ангелом!.. У неё были такие дивные светлые волосы!.. И глаза... Голубые и чистые, как роса... О, как жаль, что вы её не увидели, мою милую Мишель!..
– А у вас была ещё дочь? – осторожно спросила Стелла.
– Дочь? – удивлённо спросил Арно и, поняв, что мы видели, тут же добавил. – О, нет! Это была её сестра. Ей было всего шестнадцать лет...
В его глазах вдруг промелькнула такая пугающая, такая жуткая боль, что только сейчас я вдруг поняла, как сильно страдал этот несчастный человек!.. Возможно, не в силах перенести такую зверскую боль, он сознательно отгородил себя стеной их былого счастья, стараясь помнить только светлое прошлое и «стереть» из своей памяти весь ужас того последнего страшного дня, насколько позволяла ему это сделать его раненая и ослабевшая душа...
Мы попробовали найти Мишель – почему-то не получалось... Стелла удивлённо на меня уставилась и тихо спросила:
– А почему я не могу её найти, разве она и здесь погибла?..
Мне показалось, что нам что-то просто мешало отыскать её в этом «этаже» и я предложила Стелле посмотреть «повыше». Мы проскользнули мысленно на Ментал... и сразу её увидели... Она и вправду была удивительно красивой – светлой и чистой, как ручеёк. А по её плечам золотым плащом рассыпались длиннющие золотые волосы... Я никогда не видела таких длинных и таких красивых волос! Девушка была глубоко задумчивой и грустной, как и многие на «этажах», потерявшие свою любовь, своих родных, или просто потому, что были одни...
– Здравствуй, Мишель! – не теряя времени, тут же произнесла Стелла. – А мы тебе подарок приготовили!
Женщина удивлённо улыбнулась и ласково спросила:
– Кто вы, девочки?
Но ничего ей не ответив, Стелла мысленно позвала Арно...
Мне не суметь рассказать того, что принесла им эта встреча... Да и не нужно это. Такое счастье нельзя облачить в слова – они померкнут... Просто не было, наверное, в тот момент счастливее людей на всём свете, да и на всех «этажах»!.. И мы искренне радовались вместе с ними, не забывая тех, кому они были обязаны своим счастьем... Думаю, и малышка Мария, и наш добрый Светило, были бы очень счастливы, видя их сейчас, и зная, что не напрасно отдали за них свою жизнь...
Стелла вдруг всполошилась и куда-то исчезла. Пошла за ней и я, так как здесь нам делать больше было нечего...
– И куда же вы все исчезли? – удивлённо, но очень спокойно, встретила нас вопросом Майя. – Мы уже думали, вы нас оставили насовсем. А где же наш новый друг?.. Неужели и он исчез?.. Мы думали, он возьмёт нас с собой...
Появилась проблема... Куда было теперь девать этих несчастных малышей – я не имела ни малейшего понятия. Стелла взглянула на меня, думая о том же самом, и отчаянно пытаясь найти какой-то выход.
– Придумала! – уже совсем как «прежняя» Стелла, она радостно хлопнула в ладошки. – Мы им сделаем радостный мир, в котором они будут существовать. А там, гляди, и встретят кого-то... Или кто-то хороший их заберёт.
– А тебе не кажется, что мы должны их с кем-то здесь познакомить? – пытаясь «понадёжнее» пристроить одиноких малышей, спросила я.
– Нет, не кажется, – очень серьёзно ответила подружка. – Подумай сама, ведь не все умершие малыши получают такое... И не обо всех здесь, наверное, успевают позаботиться. Поэтому будет честно по отношению к остальным, если мы просто создадим им здесь очень красивый дом, пока они кого-то найдут. Ведь они втроём, им легче. А другие – одни... Я тоже была одна, я помню...
И вдруг, видимо вспомнив то страшное время, она стала растерянной и печальной... и какой-то незащищённой. Желая тут же вернуть её обратно, я мысленно обрушила на неё водопад невероятных фантастических цветов...
– Ой! – засмеялась колокольчиком Стелла. – Ну, что ты!.. Перестань!
– А ты перестань грустить! – не сдавалась я. – Нам вон, сколько ещё всего надо сделать, а ты раскисла. А ну пошли детей устраивать!..
И тут, совершенно неожиданно, снова появился Арно. Мы удивлённо на него уставились... боясь спросить. Я даже успела подумать – уж не случилось ли опять чего-то страшного?.. Но выглядел он «запредельно» счастливым, поэтому я тут же отбросила глупую мысль.
– А что ты здесь делаешь?!.. – искренне удивилась Стелла.
– Разве вы забыли – я ведь детишек должен забрать, я обещал им.
– А где же Мишель? Вы что же – не вместе?
– Ну почему не вместе? Вместе, конечно же! Просто я обещал... Да и детей она всегда любила. Вот мы и решили побыть все вместе, пока их не заберёт новая жизнь.
– Так это же чудесно! – обрадовалась Стелла. И тут же перескочила на другое. – Ты очень счастлив, правда же? Ну, скажи, ты счастлив? Она у тебя такая красивая!!!..
Арно долго и внимательно смотрел нам в глаза, как бы желая, но никак не решаясь что-то сказать. Потом, наконец, решился...
– Я не могу принять у вас это счастье... Оно не моё... Это неправильно... Я пока его не достоин.
– Как это не можешь?!.. – буквально взвилась Стелла. – Как это не можешь – ещё как можешь!.. Только попробуй отказаться!!! Ты только посмотри, какая она красавица! А говоришь – не можешь...
Арно грустно улыбался, глядя на бушующую Стеллу. Потом ласково обнял её и тихо, тихо произнёс:
– Вы ведь несказанное счастье мне принесли, а я вам такую страшную боль... Простите меня милые, если когда-нибудь сможете. Простите...
Стелла ему светло и ласково улыбнулась, будто желая показать, что она прекрасно всё понимает, и, что прощает ему всё, и, что это была совсем не его вина. Арно только грустно кивнул и, показав на тихо ждущих детишек, спросил:
– Могу ли я взять их с собой «наверх», как ты думаешь?
– К сожалению – нет, – грустно ответила Стелла. – Они не могут пойти туда, они остаются здесь.
– Тогда мы тоже останемся... – прозвучал ласковый голос. – Мы останемся с ними.
Мы удивлённо обернулись – это была Мишель. «Вот всё и решилось» – довольно подумала я. И опять кто-то чем-то добровольно пожертвовал, и снова побеждало простое человеческое добро... Я смотрела на Стеллу – малышка улыбалась. Снова было всё хорошо.
– Ну что, погуляешь со мной ещё немножко? – с надеждой спросила Стелла.
Мне уже давно надо было домой, но я знала, что ни за что её сейчас не оставлю и утвердительно кивнула головой...
gastroguru © 2017