Валуйский успенский николаевский монастырь. Успенский валуйский мужской монастырь Поступил в валуйский монастырь пострадал

О достопримечательности Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь.

В красивейшем месте Валуйской земли, при слиянии рек Оскол и Валуй расположена одна из самых древних обителей Белгородчины – Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь и меловые пещеры с подземным храмом во имя святого Игнатия Богоносца.
Одна из первых загадок, связанных с монастырём – это время его основания. Точной даты, в связи со сложной политической и социальной обстановкой того времени не сохранилось.

Монастырь был основан в конце XVI в., при царе Фёдоре Ивановиче. По преданию, основателем обители считается «престарелый отставной служилый человек по имени Корнилий» с тремя единомышленниками.
Легенда сообщает, что Корнилий после военной службы в глубокой старости в поисках душевного успокоения удалился на уединённый полуостров при стечении рек Оскол и Валуй, где поставил небольшую часовенку. К нему присоединились ещё три монаха из числа его сподвижников в ратных делах. Корнилий своею почтенною старостью и благочестивой жизнью приобрёл всеобщее уважение у жителей крепости и, вероятно, многие посещали его как человека, много знавшего и испытавшего на своём веку.

В Смутное время крепость Валуйка и монастырь были разорены, церкви осквернены и разрушены. В 1613 г., по указу царя Михаила Фёдоровича Романова Валуйский монастырь был восстановлен.
Утрата царских грамот, как исторических первоисточников, привела к тому, что в дальнейшем утвердилось предание об основании монастыря в 1613 г.
Названия монастыря менялись на протяжении его долгой истории: «Валуйскаго города Успения Пресвятыя Богородицы иЧудотворца Николы Пристанский монастырь», «Николы Чудотворца Пристанский монастырь съ Валуйки» и др.

XIX в. это название не употреблялось. Название «Успенский» связано с главным храмом, а «Николаевский» - с известной чудотворной иконой, якобы обнаруженной в кринице, расположенной поблизости. Несколько раз жители города пытались принести икону в городской храм. Однако, Чудотворная всё время чудесным образом возвращалась на место обретения.

Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь долгое время был «острогом» (сторожевым пунктом, укреплённым местом). В конце XVI - начале XVII вв. Валуйский край был дикой, опасной местностью. Город и монастырь подвергались в то время постоянным набегам крымских и ногайских татар.

Однако постепенно граница русских владений продвигалась далее на юг, а окружающая монастырь местность из дикой и пустынной постепенно превращалась в мирный край.Монастырь обустраивает свою территорию и развивает хозяйство в своих вотчинах. Были построены водяные и ветряные мельницы, сукновальни, кирпичный завод, солодовня.
Особую страницу истории Валуйского Успенского монастыря составила деятельность Архимандрита Игнатия (Алексеевского), бывшего настоятелем с 1857 по 1899 гг.
При вступлении Игнатия в управление монастырём все постройки, кроме Успенского храма, находились в полуразрушенном состоянии и за монастырём числился долг в 4 тыс. рублей.

Прежде всего, был уплачен монастырский долг, а затем произведён ряд капитальных построек, ремонт храмов и других зданий. Вокруг монастыря находился огромный сад и прекрасная пасека, которой занимались монахи. При монастыре была иконная лавка и склад книг, имевший более тысячи богослужебных, церковно – исторических и других книг религиозно – нравственного содержания. За годы настоятельства Игнатия обитель была благоустроена, заведено издательское дело, открыты ясли и лазарет в Уразово.

Главное же деяние Игнатия Алексеевского – возведение к трёхсотлетию династии Романовых трёхпрестольного Николаевского собора. Храм в псевдо - византийском стиле построен из кирпича монастырского завода.
В изданной в то время брошюре описаны подробности возведения этой грандиозной постройки.
«Храм пятиглавый, снаружи украшен гипсовыми украшениями Спасителя, Богоматери, Ангелов: внизу между окнами размещены 12 изображений Св. Апостолов. Снаружи храм покрыт клеевою коричневою краской, а кровля железная… Вызлащены также кресты и главы под ними. Вместимость 3000 (три) тысячи человек, иконостас фаянсовый, московского фабриканта Кузнецова… Иконы хорошей Московской художественной живописи. Окончательная стоимость свыше 200 т. рублей, на освящении собора 1 сентября 1913 года присутствовало более 50 тыс. паломников, на берегу Оскола накрыли стол на 3 тыс. человек, вечером был даже организован праздничный фейерверк» («Воронежская старина» 1914 год вып. 13)
Валуйский Успенский монастырь привлекал не только городское население, но и множество богомольцев из других уездов своими прекрасными службами и святыми иконами. Он являлся религиозным центром и святым местом, хранящим высокие нравственные традиции христианства в нашем крае.
В таком процветающем состоянии Валуйский Успенский монастырь находился вплоть до революции 1917 г. Затем монастырь пришёл в упадок, монахи были репрессированы (многие подверглись страшным пыткам и казням). Судьба последнего настоятеля Архимандрита Игнатия Бирюкова до сих пор не известна. По одним сведениям настоятель был утоплен большевиками, по другим сведениям – сослан в Сибирь.
В 1926 г. монастырь был закрыт официально.
С 1935 г. территория монастыря занята детской воспитательной колонией МВД.

Решение о проведении восстановительных работ было принято в 2002 году, а активная фаза реконструкции началась в 2009 и в 2011 году собор был полностью реконструирован.

Уважаемые друзья!

Приглашаем Вас посетить

один из красивейших музеев Белгородской области –

Валуйский историко-художественный музей,

расположенный по адресу: г. Валуйки, ул. Степана Разина, 16.

Муниципальное казённое учреждение культуры «Валуйский историко-художественный музей» был основан в 1964 г. народным художником Киргизской ССР, членом-корреспондентом Академии художеств СССР, лауреатом премии Киргизской ССР им. Токтогула, уроженцем города Валуйки – Александром Илларионовичем Игнатьевым. Здание музея является памятником архитектуры регионального значения. Оно было построено в 1913 г. Валуйским земством для Высшего начального училища по проекту архитектора Валуйской земской управы Алексея Степановича Куничёва.

Стационарная экспозиция музея состоит из двух разделов: «Советское изобразительное искусство» и «История Валуйского края с древнейших времён до середины ХХ века».

Основу историко-краеведческой экспозиции составляют музейные предметы, дающие представление об этапах развития Валуйского края, документы и фотографии, предметы археологии, быта, этнографии, церковная утварь, нумизматика XVIII - XX вв., а также личные вещи замечательных земляков. Художественный отдел позволит познакомиться с творчеством основателя музея А.И. Игнатьева, народных художников СССР (Борис Щербаков, Дмитрий Налбандян, Юрий Пименов, Семён Чуйков, Ефрем Зверьков), советских скульпторов (Лев Кербель, Виктор Цигаль, Георгий Мотовилов).

Помимо экскурсионного обслуживания в музее, мы рады Вам предложить выездные экскурсии по городу и району (на Вашем транспорте), во время которых Вы не только увидите наши достопримечательности, но и узнаете много интересного из истории края.

Одно из древнейших учреждений Белгородской епархии - Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь. Он расположен в трех километрах от города Валуйки, в месте слияния рек Оскол и Валуй. Первые сведения о монастыре относятся к периоду Смутного времени, а официально временем его основания считается 1613 год, когда существование монастыря было утверждено Указом царя Михаила Федоровича Романова. В 1906 г. на территории монастыря был заложен Никольский храм, который был освящен 1 сентября 1913 г., в память о 300-летии основания монастыря и царствующей династии Романовых. 4 сентября 2011 г. состоялось торжественное открытие храма после ремонтно-реставрационных работ, освящение к 100-летию канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца.

Храмовый комплекс обители Воскресения Христова «Новый Иерусалим»

(с. Сухарево)

Строительство храмового комплекса обители Воскресения Христова велось с 2001 года как аналог священного города Иерусалим. Дубовый крест распятия Иисуса Христа, Камень Помазания, Кувуклия Гроба Господня напоминает православным о Святом Иерусалиме. На территории обители размещаются часовня иконы Божьей Матери «Державная», храм Святого Иоанна Предтечи с колокольней. Вход в храмовый комплекс проходит через святые Входные врата. Началось строительство храмового комплекса с Обетного креста, поставленного на местной горе «Голгофа». Обустроен источник Иакова.


Храм во имя Священномученика

Игнатия Богоносца

(г.Валуйки)

Одновременно с началом работ по восстановлению Свято-Николаевского собора Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря (июнь 2005 г.), началась расчистка пещер, которая проводилась молодежным объединением «Поиск». На месте бывшего Преображенского храма был построен храм во имя Священномученика Игнатия Богоносца . В настоящее время расчищена и отреставрирована значительная часть пещер.

Освящение храма и открытие пещер совершены архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном 22 сентября 2007 г.

Муниципальное учреждение культуры

«Дом-музей генерала армии Н.Ф. Ватутина»

(с. Ватутино)


Музей генерала армии Н.Ф. Ватутина был создан по решению правления колхоза в 1950 г. Родственники Николая Фёдоровича собрали личные вещи полководца, предметы сельского быта, семейные фотографии. Так появилась первая экспозиция, которая отражала детские и юношеские годы, быт семьи, а также военную деятельность генерала. Музей был расположен в родовом доме, построенном в 1849 г. В 1985 г. по решению горкома КПСС г. Валуйки, правления колхоза им. Ватутина, и в связи с 40-летием Победы, было решено открыть Дом-музей Героя Советского Союза, генерала армии Николая Фёдоровича Ватутина.

Муниципальное учреждение культуры «Дом-музей генерала армии Н.Ф. Ватутина» имеет два здания: дом, в котором родился генерал, и дом матери, построенный солдатами первого Украинского фронта в 1944-1945 гг.

По вопросам организации экскурсионного обслуживания обращайтесь в Валуйский историко-художественный музей по телефонам: (8-47-236) 3-13-89, 3-22-11; e - mail : Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ">val 60931096@ yandex . ru

Ждём Вас!!!

Просим Вас принять активное участие в комплектовании фонда музея. Если у Вас есть

  • подлинные вещи наших земляков
  • фото и документы истории развития Валуйского края
  • предметы археологии и этнографии
  • быта и нумизматики

то пусть они займут достойное место в выставочных залах музея и запасниках!

Валуйский Успенский Николаевский монастырь – старинный мужской монастырь, расположенный на берегу реки Валуй (Белгородская область).

Он был основан на месте чудесного обретения иконы святителя Николая. По преданию, образ святителя нашли на берегу реки и пытались перенести в храм города Валуйки, однако он несколько раз сам возвращался на прежнее место.

В Смутное время монастырь был полностью разорен. В 1613 году по указу царя Михаила Федоровича началось его восстановление. По царскому указу от 1624 года монастырь наделялся землей. В 1766 году во время церковной реформы он лишился земельных владений и не закрылся лишь потому, что чудотворная икона святителя Николая привлекала паломников. В 1820 году завершилось строительство первого каменного храма - двухэтажного Успенского собора. В 1897 году в меловых пещерах, находившихся в километре от монастыря, возник приписанный к монастырю скит с пещерным храмом священномученика . В 1913 году был освящен Свято-Николаевский собор - величественное здание в неовизантийском стиле.

В 1924 году монастырь был закрыт. На его территории находилась колония для несовершеннолетних. Главная святыня монастыря - чудотворная икона святителя Николая - была утеряна.

Монастырь был передан Церкви в 2001 году. К настоящему времени в нем восстановлены два храма - во имя Игнатия Богоносца и Никольский.

Интересные факты о Валуйском Успенском Николаевском монастыре

    Во время Гражданской войны в пещерах монастыря скрывались махновцы, а в начале Великой Отечественной — дезертиры и беглые заключенные. После войны пещеры служили полигоном для уничтожения боеприпасов.

    По легенде, пещеры были вырыты по благословению Андрея Первозванного для того, чтобы местные жители могли укрыться от набегов кочевников. Однако согласно исследованиям ученых, они естественного происхождения.

Монастырь
Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь
Ансамбль Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря

Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери монастырь. Литография. XIX век.
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 311721073690005 (ЕГРОКН)
объект № 3100001303 (БД Викигида)
50°11′00″ с. ш. 38°05′02″ в. д. H G Я O L
Страна
Город Валуйки
ул. Никольская, 199 «в»
Конфессия православие
Епархия Валуйская
Тип мужской
Основатель царь Михаил Фёдорович
Первое упоминание 1613 год
Здания
Храм святителя Николая
Статус Охраняется государством
Состояние восстанавливается
Медиафайлы на Викискладе

Предания

Основание монастыря относят к концу XVI веку . По преданию, на берегу реки Валуй была найдена икона святителя Николая , которую дважды пытались принести в церковь в Валуйки , но она чудесным образом каждый раз оказывалась на прежнем месте. На месте обретения иконы была построена пустынь , которая в дальнейшем и была преобразована в монастырь .

История

Чудотворная икона Святителя Николая на данный момент считается утерянной, её местонахождение неизвестно .

Пещерный скит

Предания

По преданию, на территории города Валуйки находились славянские поселения. Во время набегов половцев и печенегов славяне прятались в пещерах, которые были вырыты по благословению Андрея Первозванного . Считается, что именно в этих пещерах и создан скит. Однако, спелеологические исследования , проведённые в конце XX века , показали, что пещеры в Белгородской области имеют естественное происхождение .

История строительства

См. также

Примечания

  1. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. - Москва: издание Ступина А. Д., 1908. - С. 176-177.
  2. Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь (рус.) // Наша Газета. - 2006. - № 21 .

Успенский Пристанический (или Валуйский Успенско-Никольский) Мужской монастырь - был расположен в трех верстах к югу от . «Пристаннчсский» от слова «пристань» - линия обрывистого берега реки. В XVII в на месте явления иконы св. Николая Чудотворца на , в живописном месте, соорудив часовню поселился монах Корнилии с тремя иноками На том месте в 1613 г и был основан Успснско-Пристанический мужской монастырь.

Открытие монастыря поддержал царь Михаил Федорович пожаловавший значительные средства на его строительство. По городу Валуйки ежегодно совершался крестный ход в седьмую неделю по Пасхе. При монастыре была открыта школа и странноприимным дом принимавший бездомных странников, обездоленных людей. В 1913 г. было завершено строительство Никольского храма в честь 300-летия династи и Романовых. Начал его строить настоятель монастыря о. Игнатий, который находился в должности 55 лет. За время его настоятельства монастырь преобразился. О. Игнатий умер в 1911 г., два года не дожив до окончания строительства Никольского храма. В монастыре до его закрытия жил иеромонах Филипп, известный своей святой жизнью, прозорливостью и заботой о людях. После революции монастырь был закрыт (на его месте находится колония для несовершеннолетних преступников). Из всех строений сохранился только один храм - Никольский (в полуразрушенном состоянии). Верующие предпринимают усилия для восстановления храма и верят, что чудотворная икона святителя Николая будет найдена.

Важное место занимал Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь в социально-экономических и общественно-политических отношениях порубежного края. Долгое время он служил острогом (сторожевым пунктом), при котором действовала посольская размена: здесь останавливались послы из Крымского ханства во время следования дипломатических миссий в Москву и обратно. Монахи выступали в качестве переводчиков. Непростые это были времена: в начале XVII в. здешняя местность считалась очень опасной, сюда посылали на службу по очереди - желающих не было. И город, и монастырь подвергались набегам крымских и ногайских татар. Помимо внешней опасности, жизнь монастыря осложнялась и другими обстоятельствами. С момента своего основания он обладал самостоятельностью, закрепленной царем Михаилом Федоровичем в «несудимой грамоте», дававшей такие привилегии и права, которые делали из монастыря и его вотчин самостоятельное поселение, подчинявшееся только московской власти.

Такое положение ограждало обитель от вмешательства со стороны местных представителей светской власти. Кроме того, монастырю были пожалованы земли, покосы и крестьяне. Несмотря на благосклонное отношение московских властей, наличие земель и рабочей силы, монастырь в первые свои десятилетия влачил жалкое существование. По описным книгам 1641 г. в нем была всего одна икона в серебряной ризе, оловянная утварь, холщовые и миткалевые священные облачения. «А монастырския денежные казны въ томъ Пристанском монастыре нет в сборе ничего». Очень мало было и скота: «...конь гнедой да конь саврасъ, одна корова дадвое телятъ».

Такое плачевное состояние объяснялось положением Валуек как «украинного» города на южной границе Руси. Постепенно граница русских владений продвигалась далее на юг, а окружающая монастырь местность превращалась в мирный край. Монастырь обустраивает территорию и развивает хозяйство в своих вотчинах. Были построены водяные и ветряные мельницы, сукновальни, кирпичный завод, солодовня. Такие сведения сохранились в описи вотчин Валуйского Успенского монастыря, составленной в 1762 г. К этому году монастырь владел землей, угодья ми и крестьянами в пяти вотчинах: слободе Казначеевке, слободе Казинке, слободе Ореховой, деревне Яблоновой,деревне Симоновке.

Следует отметить, что названия монастыря на протяжении долгого времени менялись: Валуйскаго города Успения Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николы Пристанский монастырь, Николы Чудотворца Пристанский монастырь съ Валуйки и др. Название Пристанский историки объясняют тем, что около монастыря при слиянии рек и Валуй была пристань. Однако уже в конце XIX в. это наименование не употреблялось. Название Успенский связано с главным храмом, а Николаевский - с известной чудотворной иконой Николая Угодника, которую, по преданию, обнаружил крестьянин на лугу во время покоса. Несколько раз он пытался принести икону в городской храм, но она все время чудесным образом возвращалась на место обретения и, только будучи переданной в монастырь, осталась в его стенах и составила духовное сокровище обители.

Особо почитаемая за исцеление душевных и физических ран, икона привлекала в монастырь множество паломников. В начале XVII в. на месте ее чудесного обретения была построена часовня с колодцем внутри, где осуществлялись водосвятия в дни православных праздников. Кроме того, среди святынь монастыря особо почиталась икона Божией Матери Троеручицы,также исцелявшая людей.

Благополучие храма подверглось серьезным испытаниям в 1764 году,когда вышла известная секуляризационная реформа , предписывающая изъятие церковных владений, упразднение части монастырей и определение содержания для епархий и некоторыхобителей.

Выделенное штатами содержание для монастырей было настолько мизерно, что его едва хватало на братию, поэтому монастырские строения из года в год ветшали и разрушались, а настоятели остерегались доносить об этом Синоду из-за боязни упразднения монастыря. Чтобы улучшить финансовое положение обителей, настоятели зачастую стремились сократить предусмотренное штатами число монашествующих. Многие монастыри обеднели и обезлюдели. Однако в новых условиях появился и стимул для переустройства монашеской жизни на аскетических основах.

Валуйскому Успенскому Николаевскому монастырю были оставлены земли и покосы вокруг него в размере 162 десятин 1450 кв. саженей. С 1767 по 1868 год монастырь содержался трехсотрублевым годовым государственным окладом, и братия его составляла четыре человека: три иеромонаха, включая настоятеля, и один иеродьякон. Лишенный своих прежних вотчин, монастырь был в упадническом состоянии, не имея средств даже на покрытие самых необходимых. Вплоть до начала XIX в. монастырь существовал во многом благодаря чудотворной иконе Святителя Николая. Слава о чудесных исцелениях от нее привлекала не только богомольцев из самых отдаленных мест, но и крупные пожертвования богатых людей, которые поддерживали полуразрушенное хозяйство обители.Так, благодаря пожертвованиям, к 1826 году вместо ветхого деревянного было отстроено новое каменное здание церкви Успения Пресвятой Богородицы

Лит.:Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т.2. Средне-русская черноземная область.С.-Петербург, 1902. - С. 519 Белгородская и Старооскольская епархия. Свято-Николаевский собор Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря: памятный альбом, посвященный завершению реконструкции. Сентябрь 2011года: для широкого круга читателей/сост.: С. В. Баранова, Н. М. Борисенко, И. А. Кошель; благотворительный фонд «Созидание» - Белгород: Бел.Ру, 2011. - 160 с.: ил. - (К 100-летию прославления Святителя Иоасафа Белгородского). - Библиогр.: с. 159.

gastroguru © 2017