Население Норвегии: численность, плотность, состав, возрастная структура. Экономика Норвегии. Норвегия · Население Тип воспроизводства населения в норвегии


(Опубликовано в журнале "Spero" №5 2006, с. 134-150 )

1. Рождаемость - вопрос премьер-министров?

Традиционное новогоднее поздравление бывшего премьер-министра Норвегии Йенса Стольтенберга в 2001 году, возможно, удивило некоторых телезрителей. Вместо того чтобы как обычно начать свою речь со слов о развитии экономики, он поздравил норвежских родителей и особенно матерей с тем, что за прошедший год у них родилось так много детей. Он подчеркнул, что ни в одной другой западной стране женщины не рожают столько детей. При этом норвежские женщины получают образование, выходят на рынок труда также гораздо чаще, чем в большинстве других стран. По мнению господина Стольтенберга, этот высокий уровень рождаемости свидетельствует об оптимизме граждан в отношении будущего, а также о «качестве» норвежского общества. Премьер-министр не пояснил, что понимается под «качеством», однако упомянул, что норвежским женщинам весьма успешно удается сочетать воспитание детей и оплачиваемый труд, - вероятно, под «качественным» имея в виду общество, помогающее реализовывать две эти стратегии.

В данной работе анализируется возможная связь между рождаемостью и семейной политикой в Норвегии. Начнем со сравнительного анализа норвежских тенденций в сфере рождаемости: прежде всего относительно других скандинавских стран, однако будут упомянуты и две страны с низким уровнем рождаемости из европейского и азиатского регионов - Испания и Япония. Затем мы попытаемся объяснить сложившиеся норвежские тенденции в сфере рождаемости и для этого обратимся к анализу отдельных компонентов рождаемости. Наконец, вкратце будет обрисована семейная политика в Норвегии и более подробно освещена проблема возможного влияния семейной политики.

2. Противоположные тенденции в сфере рождаемости

Как и многие другие страны, после Второй мировой войны Норвегия пережила «бэби-бум». Однако этот всплеск продолжался здесь дольше, чем в большинстве других стран, и в начале 1970-х годов коэффициент суммарной рождаемости в Норвегии по-прежнему составлял 2,5. В других же скандинавских странах (за исключением Исландии) он уже упал до менее 2 детей на одну женщину (рис. 1).

Рисунок 1. Коэффициент суммарной рождаемости в скандинавских странах, 1970-2000 годы, рождений на одну женщину в течение жизни

Источник: Recent demographic developments in Europe 2001, Council of Europe

Почти на всем протяжении 1970-х годов уровень рождаемости снижался во всех скандинавских странах за исключением Финляндии, где наблюдался некоторый рост в середине 1970-х годов. В начале 1980-х коэффициент рождаемости в Норвегии и Швеции стабилизировался на уровне 1,6-1,7, упав в 1983 году до беспрецедентно низких для этих стран показателей - 1,66 и 1,61 соответственно. В Дании спад рождаемости продолжился и в начале 1980-х годов, зарегистрировав самый низкий в ее истории коэффициент - около 1,4 - также в 1983 году. В отличие от других скандинавских стран, в Финляндии наблюдался краткий период роста рождаемости в начале 1980-х годов, за которым последовал временный спад в 1986-1987 годах (около 1,6 в расчете на одну женщину).

Начавшийся примерно с середины 1980-х годов рост рождаемости во всех скандинавских странах привлек внимание исследователей и политиков и из других регионов. Причина - конечно же, в том, что данная модель резко противоречит опыту большинства других европейских стран, где рождаемость продолжала падать до беспрецедентно низких уровней. Этот спад был особенно заметен в странах Южной и Восточной Европы. В качестве примера сопоставим Норвегию и Испанию (см. рис. 2). Как и в Норвегии, в Испании в 1970-е годы уровень рождаемости падал, правда, поначалу менее стремительно. Однако, в отличие от Норвегии, спад здесь не прекратился к началу 1980-х, а продолжился вплоть до 1990-х годов: в 1995 году коэффициент рождаемости составил 1,2 ребенка на одну женщину. Столь недопустимо низкий (по мнению большинства аналитиков) уровень рождаемости наблюдался не только в Испании, но и в ряде других европейских стран: Италии, Болгарии, Чешской республике, Словении, странах бывшего СССР (Грузии, Украине, Российской Федерации, Эстонии, и Латвии). Похожая тенденция имела место и в Японии (также см. рис. 2). Как и в других странах, коэффициент рождаемости в Японии более или менее равномерно падал с начала 1970-х годов - от более 2 до менее 1,4 (в 2000 году он зарегистрирован на отметке 1,35). Таким образом, нынешний низкий уровень рождаемости в Японии не слишком отличается от ситуации в европейских странах.

Рисунок 2. Коэффициент суммарной рождаемости: Норвегия, Испания, Япония, 1970-2000 годы, рождений на одну женщину в течение жизни

Источник: Recent fertility rate. Norway, Spain and Japan. 1970-2000

На этом фоне интересен вопрос о том, почему же скандинавская модель оказалась иной и что мы можем почерпнуть из анализа этих различий. К сожалению, на данный вопрос нет простого ответа, но в качестве одного из вариантов часто указывают на относительно щедрую семейную политику в Скандинавии, включающую продолжительный оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, а также развитую (хотя и до сих пор не вполне достаточно) сеть субсидируемых государством дошкольных учреждений. Данные меры определенно снижают издержки, связанные с рождением ребенка, и, следовательно, могут поощрять женщин к рождению детей. Поэтому неудивительно, что гипотеза о положительном воздействии государственной политики на рождаемость вновь вызвала интерес. Чуть ниже мы вернемся к этому вопросу, однако прежде давайте рассмотрим последние тенденции в сфере рождаемости на примере страны с высоким уровнем рождаемости - мы будем говорить о Норвегии.

3. За рамками норвежских тенденций

3.1. Отложенное деторождение

Поколения женщин, родившиеся после Второй мировой войны, попали в структуру возможностей, во многих отношениях отличавшуюся от той, что была доступна предыдущим поколениям. Развитие контрацепции, упростившиеся возможности абортов позволили женщинам более свободно выбирать, когда рожать ребенка и сколько детей иметь. В то же время повышение уровня образования и расширенный выход на рынок труда значительно увеличили экономическую независимость женщин. Наряду с этим возрастало гендерное равенство, получали распространение новые формы организации семьи, особенно совместное проживание без регистрации брака.

Все эти факторы влекли за собой задержку деторождения, которую мы наблюдали в Норвегии в прошедшие десятилетия. Среди всех женщин, родившихся после 1935 года, родившиеся около 1950 года своего первого ребенка произвели на свет в самом молодом возрасте (рис. 3). Половина из них стали матерями в 22,8 лет, при этом медианный возраст женщины, родившей первого ребенка, среди более младших возрастных когорт постепенно увеличивался и для женщин, родившихся в 1970 году, составил 26,7 лет. Нижний квартиль возрастного распределения первородящих (возраст, к которому 25% женщин становятся матерями) также увеличился: с 20,2 лет для женщин, родившихся в 1950 году, до 22,6 лет для женщин, родившихся в 1970 году. Свежие данные показывают, что тенденция к отложенному деторождению сохраняется: нижний квартиль для когорты 1974 г.р. составил 23,8 лет.

Рисунок 3. Медианный и нижнеквартильный возраст рождения первого ребенка: норвежские женщины, родившиеся в 1935-1974 годах

Источник: Population Statistics System, Statistics Norway

Откладывание рождения первого ребенка более распространено в определенных группах, и важным водоразделом здесь выступает уровень образования. Даже если откладывание материнства наблюдается во всех образовательных группах (см. рис. 4), лидируют по этому показателю все-таки наиболее образованные женщины: среди них данная тенденция прослеживается уже с когорты 1945 г.р. В наименее образованной группе постарение материнства не наблюдалось гораздо дольше - вплоть до когорт, родившихся в середине 1950-х годов. Образовательные различия между поколениями проявляются в возрасте, когда у женщины появляется первый ребенок. Среди женщин 1950 г.р. медианный возраст рождения первого ребенка составил 20,6 лет в наименее образованной группе и 28,4 года в наиболее образованной группе; а уже в когорте 1967 г.р. - соответственно 21,9 и 30,7 лет. Так, разница между наиболее и наименее образованными группами увеличилась на целый год - от 7,8 лет для когорты 1950 г.р. до 8,8 лет для когорты 1967 года рождения.

Рисунок 4. Медианный возраст первого рождения, по уровню образования. Норвежские женщины, родившиеся в 1935-1974 годах

Источник: Population Statistics System and Educational Statistics Systems, Statistics Norway.

Повышение образовательного уровня в послевоенных поколениях явным образом повлияло на увеличение возраста матери при рождении первого ребенка . Примерно за одно поколение (от когорт, родившихся в середине 1930-х годов, до когорт, родившихся в середине 1960-х годов) доля лиц, имеющих только начальное или начальное среднее образование, сократилась с более чем 40% до менее 10%, при этом пропорционально увеличилась доля лиц с высшим образованием (см. табл. 1). Более всего выросла численность групп с неоконченными полным высшим образованием, однако доля женщин с полным высшим образованием (более четырех лет обучения в вузе) по-прежнему невелика - всего лишь 5% женщин, родившихся в 1965 году.

Таблица 1. Наивысший уровень полученного образования среди женщин, родившихся в 1935-1965 годах

Когорта по году рождения

Доля (%) закончивших образование на уровне:

Начальное или неоконченное среднее (1-9 лет)

Законченное среднее (10-12 лет)

Университет, неоконченное высшее (13-16 лет)

Университет, полное высшее (17-20 лет)

Источник : Educational Statistics System, Statistics Norway.

3.2. Все больше бездетных?

Когда женщины все дальше откладывают рождение ребенка, возникает закономерный вопрос: а не ведет ли это к увеличению числа бездетных женщин? Рассмотрим ситуацию с когортами норвежских женщин. Тенденцию откладывать рождение ребенка начали женщины, родившиеся в начале 1950-х годов, из них остались бездетными порядка 10%, что очень мало по международным меркам. Относительно более молодых когорт, все еще находящихся в детородном возрасте, еще слишком рано делать окончательные выводы. Тем не менее доля женщин, в 40 лет не имеющих ребенка, увеличилась с 9,8% в когорте 1950 г.р. до 12,6% в когорте 1960 г.р. (см. табл. 2), в то время как для 35-летних эта доля составила 11,6% в когорте 1950 г.р. и 16,5% в когорте 1963 г.р. . Даже если более молодые когорты отчасти заполнят разрыв в рождаемости по сравнению с более старшими когортами, маловероятно, что доля бездетных среди них останется на уровне 10%, как в случае последних. Пока что имеющиеся данные указывают на некоторый рост числа бездетных женщин.

Доля бездетных женщин заметно увеличивается с повышением уровня образования (см. рис. 5). Среди женщин 1954-1958 г.р. не имели ребенка в 40-летнем возрасте 19% женщин из наиболее образованной группы и 9% - из наименее образованной. Любопытно, однако, проследить противоречивые тенденции в разных когортах. Единственной группой, в которой доля бездетных в когортах второй половины 1950-х гг. не увеличивалась до уровня когорт 1930-х г.р., является наиболее образованная группа; в других образовательных группах наблюдается увеличение бездетности. Таким образом, можно говорить о сближении трендов бездетности среди разных образовательных групп в более молодых когортах. Это может объясняться и более вескими причинами, однако часто дается следующая интерпретация: внедряемая с конца 1980-х годов семейная политика все более помогала женщинам, не намеренным покидать рынок труда, сочетать воспитание детей и оплачиваемую занятость. Кроме того, женщины с университетским дипломом высшей ступени составляют лишь крайне незначительную долю в старших возрастных когортах, но по мере увеличения численности женщин с высшим образованием эта доля также возрастает. Поэтому и осуществляемый ими выбор - рожать или не рожать ребенка - мог стать более похожим на такой же выбор в других группах женщин.

Рисунок 5. Процент бездетных по уровню образования. Норвежские женщины, родившиеся в 1935-1958 годах

Источник : Population Statistics System and educational Statistics Systems, Statistics Norway.

3.3. Рост вариаций в числе детей

Для норвежских матерей с одним ребенком по-прежнему очень характерно рожать еще одного ребенка (так поступают примерно 80%, см. рис. 6). Эта доля оставалась довольно стабильной среди всех когорт, начиная с 1950-х г.р., а в когортах, родившихся перед войной и сразу после нее, была еще выше - 90%. Доля матерей с двумя детьми, решающихся родить еще одного ребенка, сократилась более резко: с примерно 60% в довоенных когортах до порядка 40% в когортах, родившихся в начале 1950-х гг. В более молодых когортах наблюдается тенденция к увеличению доли матерей с двумя детьми, рожающих третьего ребенка. Например, для 35-летних эта доля составила 37% для матерей 1953 г.р., по сравнению с 41% для матерей, родившихся на 10 лет позднее - в 1963 году.

Рисунок 6. Доля бездетных и доля родивших второго и третьего ребенка к возрасту 30 и 40 лет среди родивших на одного ребенка меньше. Норвежские женщины, родившиеся в 1935-1963 годах

Источник

Среди когорт, родившихся до войны, почти половина женщин имела по меньшей мере троих детей к 40 годам (табл. 2). Эта доля резко сократилась для послевоенных когорт, а для женщин, родившихся после 1950 г., стабилизировалась примерно на уровне 30%. Сокращение доли женщин с двумя детьми, увеличение доли однодетных и бездетных - все это указывает на рост вариаций в числе детей в более молодых когортах.

Таблица 2. Число детей в семье и среднее число детей у 40-летних женщин, когорты 1935-1960 г.р.

Когорта по году рождения

Число детей в семье, %

Среднее число детей

Источник : Population Statistics System, Statistics Norway.

Среднее число детей у 40-летних женщин резко сократилось в когортах, родившихся до 1950 года: с 2,41 в когорте 1935 г.р. до 2,06 в когорте 1950 г.р., и стабилизировалось на уровне 2,02-2,03 в более молодых когортах. По прогнозам, построенным на последних данных, все когорты, родившиеся до 1960 года, достигнут уровня рождаемости по крайней мере в 2,05 ребенка на одну женщину . Поэтому, несмотря на устойчивую тенденцию отложенного деторождения, более молодые когорты норвежских женщин не отстают по рождаемости от когорт, родившихся на 5-10 лет раньше.

3.4. Сокращение образовательных различий

Мы показали, что образование является важным фактором, определяющим как возраст материнства («тайминг»), так и долю женщин, остающихся бездетными. Неудивительно, что оно влияет и на общее число детей у женщины. Женщины с более низким уровнем образования имеют больше детей, чем женщины с высоким уровнем образования, однако различия не так велики, как можно было бы ожидать исходя из огромных различий в тайминге первого рождения. Женщины с высшим образованием отчасти восполняют разрыв в рождаемости, просто делают это в более поздней точке своего детородного периода, по сравнению с менее образованными женщинами. Помимо этого, различия в общем числе детей у 40-летних женщин с разным уровнем образования более весомы в старших когортах (см. рис. 7). Сокращение различий в основном является результатом уменьшения числа детей в наименее образованной группе. В сущности, в группе женщин с университетским дипломом, родившихся после Второй мировой войны, среднее число детей растет. Более детальное изучение числа детей в семье показывает, что данная картина отражает уменьшение доли однодетных матерей и, напротив, увеличение матерей с двумя, и особенно тремя детьми .

Вероятность рождения третьего ребенка увеличилась во всех образовательных группах, в том числе и в возрастных когортах, родившихся после 1950 года. Это означает тенденцию к более пропорциональной представленности женщин с различным уровнем образования в группе женщин с тремя детьми. На положительное влияние образования на вероятность рождения третьего ребенка в Норвегии впервые обратил внимание О. Кравдал в своей работе, использующей данные вплоть до 1989 года , причем это влияние сохраняется, даже если мы контролируем прочие факторы рождаемости.

Позднее схожие результаты были получены на шведских данных, как для второго, так и для третьего ребенка , подтвердились они и в отношении вероятности рождения второго ребенка в Норвегии . Как предположил Л. Ола, это может означать, что масштабные программы семейной политики в скандинавских странах помогли сократить издержки, связанные с рождением ребенка, для образованных женщин.

Позднее, на основе данных норвежской переписи, Кравдал выявил положительное влияние уровня образования на вероятность рождения также и второго ребенка - если анализировать вероятность каждого ребенка отдельно . Однако же, если включить вероятность появления первого, второго и третьего детей в одну модель и контролировать при этом ненаблюдаемые различия, возникает негативное воздействие уровня образования. Оно не столь выражено для женщин, родившихся в 1950-е годы, чем для более старших когорт. Среди более молодых когорт различия во влиянии уровня образования на рождаемость довольно незаметны, что в значительной степени объясняется более высокой долей бездетных в группе хорошо образованных женщин.

Рисунок 7. Среднее число детей у 40-летней женщины, в зависимости от ее уровня образования. Норвежские женщины 1930-1958 г.р.

Источник: Population Statistics System and Educational Statistics System, Statistics Norway.

В последних норвежских исследованиях рождаемости внимание обращалось не только на уровень образования, но и на его профиль. Получен интересный результат: профиль образования может выступать даже более сильным фактором рождаемости, чем уровень образования. Например, в отношении Норвегии Т. Лаппегард обнаружила, что доля бездетных женщин почти так же невелика среди медсестер и учителей с университетским образованием, как и среди женщин, закончивших только среднюю школу; при этом выполняется тенденция: женщины первой группы, родившие одного ребенка, будут в 40 лет иметь больше детей, чем женщины второй группы. Аналогичная тенденция наблюдается и в Швеции . Причина относительно высокого уровня рождаемости среди медсестер и учителей, возможно, связана с тем, что данная группа ориентирована одновременно на семью и работу, имеет сильные установки в обоих направлениях. Развитый государственный сектор со множеством рабочих мест и возможностями гибкой занятости мог подтолкнуть к реализации двойственных стратегий, обусловленных такими установками . Другая, связанная с этим причина заключается в том, что работники в данных секторах немногое теряют от перерыва в работе с точки зрения возможностей будущей карьеры и потенциального уровня заработков, прежде всего в силу высокой представленности здесь женщин и относительно равномерных доходов на протяжении всей трудовой деятельности.

4. Семейная политика

4.1. Контекст Норвегии

Норвежское государство благосостояния имеет длительную традицию масштабной социальной политики, ориентированной на семью. Однако эта политика была вызвана не столько стремлением к повышению рождаемости, сколько идеологией гендерного равенства и заботой об общем благополучии детей и их семей. Несомненно, в числе программ, наиболее сокращающих издержки, связанные с рождением ребенка, - законодательно закрепленная, рассчитанная на всеобщий охват программа отпусков по уходу за ребенком, а также расширенная государственная поддержка детских садов.

В Норвегии всеобщее право на оплачиваемый отпуск по рождению ребенка гарантируется Национальным актом страхования, принятым в 1956 году. Чтобы получать данное пособие, мать должна работать, по крайней мере, 6 из 10 месяцев, предшествующих рождению ребенка. Женщины, не удовлетворяющие этим требованиям, получают единовременную помощь в размере (по состоянию на 2002 год) 32138 норвежских крон (примерно 3900 евро). Первоначально период получения пособия составлял лишь 12 недель, и размер компенсации был невелик. Ситуация не менялась до 1977 года, когда период получения пособия был увеличен до 18 недель, при этом отцы также получили право находиться в таком отпуске почти весь его период. Одновременно период гарантированного сохранения рабочего места (такая гарантия всегда давалась в случае отпуска по уходу за ребенком) был увеличен до одного года, т.е. родители могли брать дополнительный, уже неоплачиваемый отпуск, не боясь потерять работу. Еще через год размер компенсации был существенно увеличен и стал покрывать 100% заработка для большинства матерей, имевших работу перед рождением ребенка. Затем, спустя еще почти десятилетие, период отпуска был еще увеличен и с 1987 года увеличивался несколько раз, в 1993 года достигнув следующих вариантов: 52 недели с 80%-й компенсацией зарплаты или 42 недели с полной компенсацией. Такая схема остается и в настоящее время (по состоянию на 2004 год).

Отцы могут также брать отпуск на весь этот период, за исключением 3 недель перед рождением и 6 недель после рождения ребенка, которые предоставляются только матери. Отцы также могут получить 2 недели неоплачиваемого отпуска сразу после рождения ребенка. Обычно отцы используют именно эту возможность, и лишь очень немногие затем находятся в отпуске весь период вместе с матерью ребенка. Чтобы побудить обоих родителей к участию в уходе за ребенком, в 1993 году была введена поправка, резервирующая 4 недели «длинной» части отпуска для отцов - так называемая «квота для пап». Обычно эти недели нельзя передать матери, они просто вычитаются из общей продолжительности отпуска, если отец ими не воспользуется. Так что для отцов существует сильный стимул взять такой отпуск, и, как показывает опыт, реформа оказалась успешной. В 1996 году, спустя 3 года после ее введения, почти 80%, имевших право на такой отпуск, воспользовались «квотой для пап»; более того, доля отцов, находящихся в «длинном» отпуске вместе с матерью, увеличилась с 4 до 12% .

В августе 1998 года были введены денежные выплаты родителям, которые не пользуются услугами субсидируемых государством детских садов, а с января 1999 года эта программа стала охватывать всех детей 1-2 лет. Пособие выплачивается ежемесячно, не облагается налогом, ставка фиксированная и на момент введения примерно равнялась государственной помощи на оплату места в детском саду. В настоящее время (2004 год) месячное пособие составляет 3657 норвежских крон (примерно 450 долларов). Чтобы иметь право на получение пособия в полном размере, ребенок не должен полный день (более 32 часов в неделю) находиться в государственном детском саду. Родители детей, отдающие детей в государственный детский сад на более короткое время, могут получать пособие в уменьшенном размере . Новая схема оказалась очень популярна: большинство родителей детей 1-2 лет обращаются за данным пособием. Весной 1999 г., примерно 4 месяца спустя после окончательного введения данной схемы, 75% родителей детей в возрасте 1-2 года получали это пособие , с тех пор их доля остается более или менее постоянной. Однако лишь 5% получателей - отцы.

Детские сады, субсидируемые государством, быстро распространились в 1980-е и 1990-е годы и к 2002 году стали охватывать 56% детей дошкольного возраста . Если из этой доли вычесть детей, о которых заботятся родители, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (т.е. 0-12 месяцев), то охват составит 66%. Поскольку посещаемость детского сада увеличивается с возрастом ребенка, охват 3-5-летних детей детскими садами гораздо выше, чем 1-2-летних: 83% против 41% в 2002 году. Собственниками и управляющими детских садов могут быть государственные или частные предприятия. Однако получение субсидии возможно для обеих форм собственности - главное, чтобы детский сад имел одобрение государства. Субсидия представляет собой взнос в бюджет детского сада в расчете на число посещающих его детей. Размер субсидии увеличивается в зависимости от количества часов пребывания детей в саду и выше для детей 0-2 лет, чем для других детей дошкольного возраста. Многие частные детские сады также получают субсидии на уровне муниципалитета.

Основной принцип финансирования детских садов заключается в том, что затраты должны быть распределены между государством, муниципалитетами и родителями . Планировалось, что государство будет покрывать 40% затрат, а оставшиеся 60% будут поделены поровну между родителями и муниципалитетами. Однако в связи со стремительным распространением частных детских садов средний вклад муниципалитетов оказался ниже, а средний вклад родителей - выше. Например, в 1994 году родители оплачивали 44,5% затрат на содержание ребенка в частном детском саду и 28,8% - в государственном саду. На государственном уровне размер родительского вклада не регулируется. Субъект местного самоуправления, т.е. муниципалитет или частное предприятие, может назначать цены самостоятельно. Примерно в половине государственных детских садов размер оплаты для родителей зависит от их доходов, в то время как в частных детских садах обычно используется фиксированная ставка, не зависящая от уровня доходов родителей. Однако и в государственных, и в частных детских садах обычно предлагается скидка, если родители приводят в сад более одного ребенка. Отсюда возникают существенные вариации в размере оплаты детского сада родителями. В 1998 году средняя сумма, выплачиваемая родителями за посещение детьми детского сада, - полный день, в больших городах и пригородах - составила порядка 3500 норвежских крон (примерно 430 евро) в месяц в частных детских садах и чуть меньше - в государственных .

До 1990-х годов норвежская политика в отношении отпуска по уходу за ребенком, а также в отношении детских садов отставала от аналогичной политики в других скандинавских странах. Впереди всех здесь была Швеция: продолжительность отпуска по уходу за ребенком здесь составляла один год уже в 1980 году, а в 1989 году она была увеличена до 15 месяцев. Шведская программа также была более гибкой: предоставлялись возможности комбинировать отпуск и неполную занятость, а также разбивать отпуск на несколько частей до того, как ребенку исполнится 8 лет . Помимо этого, шведская программа имеет одну уникальную особенность, побуждающую сокращать время между рождениями детей, - так называемые «премиальные за скорость» . В соответствии с этим положением мать имеет право получать пособие в том же размере, как и в случае с предыдущим ребенком, если она родит следующего ребенка в течение 30 месяцев (до 1986 года - 24 месяцев), даже если она не вернется на работу между рождениями детей.

4.2. Влияет ли политика на рождаемость?

Не удивительно, что наблюдаемый в скандинавских странах на протяжении 1980-1990-х годов рост рождаемости вновь вызвал интерес к вопросу о том, может ли щедрая семейная политика стимулировать рождаемость, и подтолкнул к новым исследованиям в данной области. Принципиальным моментом здесь является вопрос, как же измерить это влияние. Конечно, в самом грубом приближении можно делать выводы на основе сопоставлений между странами: сравнивать уровни и тренды рождаемости, используя агрегированную статистику. Такой подход может дать общее представление о возможном влиянии, однако, очевидно, имеет множество недостатков, поскольку одновременно могут действовать и другие факторы, сопряженные с теми, что были включены в наш анализ. Например, и рождаемость, и расширение семейной политики могут быть связаны с ростом и спадом экономики. Чтобы контролировать смещения, вызванные другими факторами, можно прибегнуть к анализу временных рядов, используя методики многофакторного анализа. Такой подход применили А. Готье и Й. Хатциус для анализа общего уровня рождаемости в 1970-1990 годах на основе агрегированных данных для 22 индустриально развитых стран, используя модель, которая помимо традиционных детерминант рождаемости включала параметры материнского отпуска по уходу за ребенком (продолжительность и отношение пособия к заработку) и детского пособия . Полученные ими результаты позволяют предположить, что уровень рождаемости напрямую связан с размером детского пособия; с параметрами же отпуска значимой связи не обнаружено.

Как и всегда с агрегированными данными, остается проблема с тем, что сумма индивидуальных поведений вовсе не обязательно является отражением среднего индивидуального поведения. Поэтому данные на уровне отдельных индивидов могут оказаться более подходящими для анализа возможного влияния семейной политики. К сожалению, таких данных очень мало. Однако в последнее время появился хороший

Количество жителей Норвегии не превышает 5 250 000 человек. Пятая часть населения проживает на юге страны. На землях в районе фьордов Осло зарегистрировано пятьдесят процентов норвежцев. Максимальная плотность населения отмечается в крупных населенных пунктах. Сельские жители покидают родные края и устремляются в города.

Расселение

Максимальная численность населения в Норвегии отмечена на западе, востоке и юге государства. На этих территориях проживает почти восемьдесят процентов. Десять лет назад количество граждан страны было на семьсот тысяч меньше. Его рост связан с наплывом мигрантов, который в 2017 году составил 26 000 человек. Естественный прирост не превышает 18 000. В 2016-м численность населения Норвегии увеличилась на 40 000.

Список крупных городов страны:

  • Берген (224 000).
  • Тронхейм (145 000).
  • Ставангер (106 000).
  • Берум (98 000).
  • Кристиансанн (70 000).
  • Фредрикстад (66 000).
  • Тромсе (57 000).
  • Драммен (53 000).

Столица государства - Осло. Мегаполис занимает вершину одноименного фьорда. В нем находится крупный морской порт, в котором швартуются океанские суда.

Всплеск рождаемости в стране пришелся на семидесятые годы прошлого столетия. На тот момент в каждой норвежской семье росло два или три ребенка. В 1980 году этот показатель изменился в меньшую сторону.

Этническая структура

Вплоть до последнего времени страна являлась мононациональной. На коренных норвежцев приходилось 95 % численности населения Норвегии. Относительно крупной этнической группой в государстве считаются саамы. Их количество составляет сорок тысяч человек. Кроме них, этнографы выделяют диаспоры квенов, шведов, евреев, цыган и русских. К категории квенов принято относить финнов, которые переняли обычаи и традиции коренных норвежцев.

Рост количества выходцев из СССР пришелся на последние десятилетия XX века. После волны русскоязычных переселенцев численность населения Норвегии увеличивалась за счет беженцев из стран Ближнего Востока. В XIX столетии основной поток мигрантов шел из соседней Швеции.

Доля поляков не превышает 1,3 %, немцев 0,8 %. На датчан приходится всего один процент. Количество шведов в стране постепенно сокращается, сегодня оно достигло 1,6 %.

Миграционная политика

На начало XX века стагнация экономики Норвегии спровоцировала массовый отток местных жителей из страны. Большинство уезжало в Соединенные Штаты Америки. В 1860 году страну покинуло более десяти процентов жителей. Миграционный поток остановился только после начала Второй мировой войны. Она привела к ухудшению уровня жизни в зажиточных европейских державах.

В 1960-м было зафиксировано резкое увеличение иммигрантов, которое оказало непосредственное влияние на численность населения страны. Норвегия приняла беженцев из Азии, Африки, Восточной Европы и Южной Америки. Львиная доля приезжих поселилась в районах Осло и других крупных населенных пунктов страны.

В 2017 году статус мигранта получили порядка 49 000 человек. Ежедневно в стране остается около семидесяти иностранцев. Согласно статистическим данным 2013 года, страна ежегодно принимает около 76 000 подданных зарубежных государств. Из них закрепляется на территории Норвегии около 40 000.

Из-за массовых волнений и протестов местных жителей власти ужесточили миграционную политику. Шанс получить право длительного пребывания в стране и статус гражданина имеют только выходцы из развитых европейских государств. Приоритетная задача комитета по демографии заключается в коррекции национального состава населения Норвегии.

Религиозные группы

Социальная политика государства ориентирована на семью. Речь идет о системе отпусков, которые предоставляются молодым родителям. Ежегодно 12 % отцов уходят в продолжительный отпуск, связанный с рождением наследника. В 1996 году это значение составляло всего 4 %. Плюс Норвегия выплачивает пособия тем мамам, чьи дети не посещают дошкольные учреждения. Таким способом государство стимулирует семейное воспитание.

Плотность населения

Площадь территории страны составляет 323 000 км². Плотность населения Норвегии в 2017 году составляет примерно 16 человек на один квадратный километр.

Экономика

Основу благополучия страны составляет деятельность нефтегазовой промышленности Норвегии. В XXI столетии государство вошло в рейтинг, составленный исходя из объемов добычи нефти. Зависимость от экспорта достигла 50 %. На торговлю технологиями приходится 15 %. В Норвегии развит государственный сектор экономики. Он начал формироваться в середине XX столетия.

На долю государственных предприятий приходится восемьдесят процентов всех промышленных объектов страны. Они представлены компаниями, занятыми в телерадиовещании, коммуникациях, почтовом сообщении. А также в железнодорожном и воздушном транспорте, электроэнергии, лесном хозяйстве, металлургии, производстве алкогольной продукции, банковских услугах, добыче каменного угля, выпуске медицинского оборудования и фармакологических препаратов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Демографическая политика Норвегии

1. Население Норвегии

население демографический политика деторождение

Численность населения Норвегии около 5 миллионов человек. Мужчин - 49.5%. 95% населения составляют норвежцы. Национальные меньшинства в Норвегии занимают лишь несколько процентов от общего населения. Квены, шведы, датчане, саамы, евреи, цыгане, чеченцы и русские - основные из них. Саамы, численность которых около 40 тыс., живут в основном на севере Норвегии, остальные большей частью населяют южные районы страны.

Если не считать Исландии, Норвегия - наименее населенная из стран Европы. Кроме того, размещение населения крайне неравномерно. В столице страны Осло проживает около 500 тыс. человек, а в районе Осло-фьорда сосредоточена примерно треть населения страны. Другие крупные города - Берген (224 тыс.), Тронхейм (145 тыс.), Ставангер (106 тыс.), Берум (98 тыс.), Кристиансанн (70 тыс.), Фредрикстад (66 тыс.), Тромсё (57 тыс.) и Драммен (53 тыс.). Столичный город расположен в вершине Осло-фьорда, где океанские суда швартуются поблизости от ратуши. Берген тоже занимает выгодное положение в вершине фьорда.

Таким образом, несмотря на то, что численность населения Норвегии невелика и растет медленными темпами, на протяжении нескольких лет население Норвегии не уменьшалось, более того, улучшение состояния здравоохранения и повышение уровня жизни обеспечили постоянный, хотя и медленный, рост населения в течение жизни двух последних поколений. Норвегия характеризуется рекордно низкими показателями младенческой смертности.

2. Истоки демографической политики

Как и многие другие страны, после Второй мировой войны Норвегия пережила «бэби-бум». Однако этот всплеск продолжался здесь дольше, чем в большинстве других стран, и в начале 1970-х годов коэффициент суммарной рождаемости в Норвегии по-прежнему составлял 2,5. В других же скандинавских странах (за исключением Исландии) он уже упал до менее 2 детей на одну женщину (рис. 1).

Коэффициент суммарной рождаемости в скандинавских странах, 1970-2000 годы, рождений на одну женщину в течение жизни. Источник: Recent demographic developments in Europe 2001, Council of Europe

Почти на всем протяжении 1970-х годов уровень рождаемости снижался во всех скандинавских странах за исключением Финляндии, где наблюдался некоторый рост в середине 1970-х годов. В начале 1980-х коэффициент рождаемости в Норвегии и Швеции стабилизировался на уровне 1,6-1,7, упав в 1983 году до беспрецедентно низких для этих стран показателей - 1,66 и 1,61 соответственно. В Дании спад рождаемости продолжился и в начале 1980-х годов, зарегистрировав самый низкий в ее истории коэффициент - около 1,4 - также в 1983 году. В отличие от других скандинавских стран, в Финляндии наблюдался краткий период роста рождаемости в начале 1980-х годов, за которым последовал временный спад в 1986-1987 годах (около 1,6 в расчете на одну женщину).

Начавшийся примерно с середины 1980-х годов рост рождаемости во всех скандинавских странах привлек внимание исследователей и политиков и из других регионов. Причина - конечно же, в том, что данная модель резко противоречит опыту большинства других европейских стран, где рождаемость продолжала падать до беспрецедентно низких уровней. Этот спад был особенно заметен в странах Южной и Восточной Европы.

3. Отложенное деторождение

Поколения женщин, родившиеся после Второй мировой войны, попали в структуру возможностей, во многих отношениях отличавшуюся от той, что была доступна предыдущим поколениям. Развитие контрацепции, упростившиеся возможности абортов позволили женщинам более свободно выбирать, когда рожать ребенка и сколько детей иметь. В то же время повышение уровня образования и расширенный выход на рынок труда значительно увеличили экономическую независимость женщин. Наряду с этим возрастало гендерное равенство, получали распространение новые формы организации семьи, особенно совместное проживание без регистрации брака.

Все эти факторы влекли за собой задержку деторождения, которую мы наблюдали в Норвегии в прошедшие десятилетия. Среди всех женщин, родившихся после 1935 года, родившиеся около 1950 года своего первого ребенка произвели на свет в самом молодом возрасте (рис. 2). Половина из них стали матерями в 22,8 лет, при этом медианный возраст женщины, родившей первого ребенка, среди более младших возрастных когорт постепенно увеличивался и для женщин, родившихся в 1970 году, составил 26,7 лет. Нижний квартиль возрастного распределения первородящих (возраст, к которому 25% женщин становятся матерями) также увеличился: с 20,2 лет для женщин, родившихся в 1950 году, до 22,6 лет для женщин, родившихся в 1970 году.

Медианный и нижнеквартильный возраст рождения первого ребенка: норвежские женщины, родившиеся в 1935-1974 годах. Источник: Population Statistics System, Statistics Norway

Откладывание рождения первого ребенка более распространено в определенных группах, и важным водоразделом здесь выступает уровень образования. В наименее образованной группе постарение материнства не наблюдалось гораздо дольше - вплоть до когорт, родившихся в середине 1950-х годов. Образовательные различия между поколениями проявляются в возрасте, когда у женщины появляется первый ребенок.

Повышение образовательного уровня в послевоенных поколениях явным образом повлияло на увеличение возраста матери при рождении первого ребенка. Примерно за одно поколение (от когорт, родившихся в середине 1930-х годов, до когорт, родившихся в середине 1960-х годов) доля лиц, имеющих только начальное или начальное среднее образование, сократилась с более чем 40% до менее 10%, при этом пропорционально увеличилась доля лиц с высшим образованием (см. табл. 1). Более всего выросла численность групп с неоконченными полным высшим образованием, однако доля женщин с полным высшим образованием (более четырех лет обучения в вузе) по-прежнему невелика - всего лишь 5% женщин, родившихся в 1965 году.

Наивысший уровень полученного образования среди женщин, родившихся в 1935-1965 годах

Тенденцию откладывать рождение ребенка начали женщины, родившиеся в начале 1950-х годов, из них остались бездетными порядка 10%, что очень мало по международным меркам. Относительно более молодых когорт, все еще находящихся в детородном возрасте, еще слишком рано делать окончательные выводы. Тем не менее доля женщин, в 40 лет не имеющих ребенка, увеличилась с 9,8% в когорте 1950 г.р. до 12,6% в когорте 1960 г.р. (см. табл. 2), в то время как для 35-летних эта доля составила 11,6% в когорте 1950 г.р. и 16,5% в когорте 1963 г.р. Даже если более молодые когорты отчасти заполнят разрыв в рождаемости по сравнению с более старшими когортами, маловероятно, что доля бездетных среди них останется на уровне 10%, как в случае последних. Доля бездетных женщин заметно увеличивается с повышением уровня образования (см. рис. 3).

Процент бездетных по уровню образования. Норвежские женщины, родившиеся в 1935-1958 годах. Источник: Population Statistics System and educational Statistics Systems, Statistics Norway.

4. Рост вариаций в числе детей

Среди когорт, родившихся до войны, почти половина женщин имела по меньшей мере троих детей к 40 годам (табл. 2). Эта доля резко сократилась для послевоенных когорт, а для женщин, родившихся после 1950 г., стабилизировалась примерно на уровне 30%. Сокращение доли женщин с двумя детьми, увеличение доли однодетных и бездетных - все это указывает на рост вариаций в числе детей в более молодых когортах.

Число детей в семье и среднее число детей у 40-летних женщин, когорты 1935-1960 г.р.

5. Сокращение образовательных различий

Женщины с более низким уровнем образования имеют больше детей, чем женщины с высоким уровнем образования, однако различия не так велики, как можно было бы ожидать исходя из огромных различий в тайминге первого рождения. Женщины с высшим образованием отчасти восполняют разрыв в рождаемости, просто делают это в более поздней точке своего детородного периода, по сравнению с менее образованными женщинами. Помимо этого, различия в общем числе детей у 40-летних женщин с разным уровнем образования более весомы в старших когортах.

Вероятность рождения третьего ребенка увеличилась во всех образовательных группах, в том числе и в возрастных когортах, родившихся после 1950 года. Это означает тенденцию к более пропорциональной представленности женщин с различным уровнем образования в группе женщин с тремя детьми. В последних норвежских исследованиях рождаемости внимание обращалось не только на уровень образования, но и на его профиль. Получен интересный результат: профиль образования может выступать даже более сильным фактором рождаемости, чем уровень образования. Например, в отношении Норвегии Т. Лаппегард обнаружила, что доля бездетных женщин почти так же невелика среди медсестер и учителей с университетским образованием, как и среди женщин, закончивших только среднюю школу; при этом выполняется тенденция: женщины первой группы, родившие одного ребенка, будут в 40 лет иметь больше детей, чем женщины второй группы.

6. Семейная политика

Норвежское государство благосостояния имеет длительную традицию масштабной социальной политики, ориентированной на семью. Однако эта политика была вызвана не столько стремлением к повышению рождаемости, сколько идеологией гендерного равенства и заботой об общем благополучии детей и их семей. Несомненно, в числе программ, наиболее сокращающих издержки, связанные с рождением ребенка, - законодательно закрепленная, рассчитанная на всеобщий охват программа отпусков по уходу за ребенком, а также расширенная государственная поддержка детских садов.

В Норвегии всеобщее право на оплачиваемый отпуск по рождению ребенка гарантируется Национальным актом страхования, принятым в 1956 году. Чтобы получать данное пособие, мать должна работать, по крайней мере, 6 из 10 месяцев, предшествующих рождению ребенка. Женщины, не удовлетворяющие этим требованиям, получают единовременную помощь. Первоначально период получения пособия составлял лишь 12 недель, и размер компенсации был невелик. Ситуация не менялась до 1977 года, когда период получения пособия был увеличен до 18 недель, при этом отцы также получили право находиться в таком отпуске почти весь его период. Одновременно период гарантированного сохранения рабочего места (такая гарантия всегда давалась в случае отпуска по уходу за ребенком) был увеличен до одного года, т.е. родители могли брать дополнительный, уже неоплачиваемый отпуск, не боясь потерять работу. Еще через год размер компенсации был существенно увеличен и стал покрывать 100% заработка для большинства матерей, имевших работу перед рождением ребенка. Затем, спустя еще почти десятилетие, период отпуска был еще увеличен и с 1987 года увеличивался несколько раз, в 1993 года достигнув следующих вариантов: 52 недели с 80%-й компенсацией зарплаты или 42 недели с полной компенсацией.

Отцы могут также брать отпуск на весь этот период, за исключением 3 недель перед рождением и 6 недель после рождения ребенка, которые предоставляются только матери. Отцы также могут получить 2 недели неоплачиваемого отпуска сразу после рождения ребенка. Обычно отцы используют именно эту возможность, и лишь очень немногие затем находятся в отпуске весь период вместе с матерью ребенка. Чтобы побудить обоих родителей к участию в уходе за ребенком, в 1993 году была введена поправка, резервирующая 4 недели «длинной» части отпуска для отцов - так называемая «квота для пап». Обычно эти недели нельзя передать матери, они просто вычитаются из общей продолжительности отпуска, если отец ими не воспользуется. Так что для отцов существует сильный стимул взять такой отпуск, и, как показывает опыт, реформа оказалась успешной. В 1996 году, спустя 3 года после ее введения, почти 80%, имевших право на такой отпуск, воспользовались «квотой для пап»; более того, доля отцов, находящихся в «длинном» отпуске вместе с матерью, увеличилась с 4 до 12%.

В августе 1998 года были введены денежные выплаты родителям, которые не пользуются услугами субсидируемых государством детских садов, а с января 1999 года эта программа стала охватывать всех детей 1-2 лет. Пособие выплачивается ежемесячно, не облагается налогом, ставка фиксированная и на момент введения примерно равнялась государственной помощи на оплату места в детском саду. Чтобы иметь право на получение пособия в полном размере, ребенок не должен полный день (более 32 часов в неделю) находиться в государственном детском саду. Родители детей, отдающие детей в государственный детский сад на более короткое время, могут получать пособие в уменьшенном размере. Новая схема оказалась очень популярна: большинство родителей детей 1-2 лет обращаются за данным пособием.

7. Современная демографическая ситуация

Норвегию часто считают одной из образцово-показательных стран в смысле соотношения рождаемости и смертности относительно остальной Европы. В 2010 году здесь коэффициент фертильности составлял 1,95 детей на женщину. Выше только Исландия, Ирландия и Франция. И нельзя сказать, что все это «само выросло». Нет. Такой показатель является прямым результатом целенаправленной демографической политики, осуществляемой в стране последние 10-15 лет.

Вообще, конечно, по рождаемости Страна фьордов всегда шла немного впереди остальной Европы. Скажем, послевоенный бэби-бум в Норвегии закончился только к концу 70-х годов, то есть на десятилетие позже среднего континентального показателя. Тем не менее, к середине 80-х коэффициент фертильности упал до крайне низких по местным меркам значений - 1,68. Тут-то правительство и зашевелилось.

В 1990-2000-е годы в стране были приняты масштабные программы по поддержке материнства. (Одна из мер, о которой упоминалось выше: матери, имевшие работу до рождения ребенка, в течение следующих после рождения 42 недель получают от государства 100-процентное возмещение зарплаты. Либо же они могут выбрать 80% от оклада - но на протяжении целого года). Для отцов предусмотрены специальные отпуска во время беременности их супруг и после рождения ребенка, дабы стимулировать отцов больше времени проводить с семьей и тем самым немного разгрузить женщину от послеродовых хлопот. Кроме того, государство активнейшим образом поддерживает систему дошкольных учреждений. В отличие от российских аналогов, они легко доступны, хотя и за определенную плату (менее трети от общей стоимости содержания ребенка в садике).

Развитие системы здравоохранения и ее совершенствование, характерное для стран Северной Европы, положительно сказывается на росте ожидаемой продолжительности жизни и повышает качество жизни.

Конечно, на рождаемость в Норвегии положительно влияют не только отдельные меры семейной политики. Скорее, они являются важной составной частью программы «скандинавского социализма», корни которого уходят в далекое прошлое. Воспроизводство населения обеспечивает хорошая экологическая обстановка и сильная, но доступная медицина, отсутствие перенаселенных шумных мегаполисов, в какой-то степени деревенская атмосфера страны. Главное же, что народу предоставлена уверенность в завтрашнем дне, при наличии которой не страшно заводить и четверых-пятерых детей.

Хотя численность населения уверенно растет (ежегодный прирост приблизительно в 0.5%) в последние десятилетия, это связано, в основном, с притоком иммигрантов в Норвегию, составляющих уже около 9% населения, а не за счет естественного прироста.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины уменьшения численности населения в Российской Федерации. Базовые условия эффективности демографической политики. Динамика численности населения. Организационно-структурный аспект формирования федеральной и региональной демографической политики.

    презентация , добавлен 06.11.2012

    Понятие демографической политики, ее структура и составляющие. Основные направления и мероприятия демографической политики Российской Федерации, ее анализ на примере Красноярского края. Оценка демографической ситуации: данные государственной статистики.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2012

    Сущность и структура демографической политики. Анализ современной демографической ситуации в России. Динамика численности населения России. Показатели естественного движения населения. Естественный прирост и убыль населения. Сокращение уровня смертности.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2014

    Понятие демографической политики и ее элементы. Структурные составляющие демографической ситуации. Анализ демографической политики в регионе (на примере Пермского края). Ожидаемые демографические тенденции развития пути решения социальных последствий.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2014

    Анализ тенденций в демографической обстановке Чувашской Республики. Основные направления демографической политики Чувашской республики. Тенденции демографической ситуации: низкий уровень рождаемости, высокие показатели смертности, постарение населения.

    реферат , добавлен 04.04.2016

    Основные понятия демографической политики - целенаправленной деятельности государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Особенности современной демографической политики в разных странах.

    реферат , добавлен 01.06.2015

    Теоретический анализ понятия демографической политики государства - целенаправленной деятельности государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Реализация средств демографической политики.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Демографическая ситуация как комплексная количественная характеристика и качественная оценка демографических процессов. Методы и этапы, подходы к изучению демографической ситуации в заданном регионе. Анализ динамики численности и структуры населения.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2011

    Сущность понятия "демографическая политика". Политика, направленная на повышение рождаемости. Общие направления и региональные особенности демографической политики. Руководящий принцип демографической политики Бельгии. Отпуска по беременности и родам.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2010

    Анализ демографической ситуации в России на современном этапе: смертность и продолжительность жизни, анализ рождаемости и главные факторы, на нее влияющие. Цели и задачи демографической политики, механизмы и этапы ее реализации, оценка эффективности.

· Вооружённые силы · Административно-территориальное деление · Население · История · Экономика Норвегии · Транспорт · Культура · Путешественники · Близкие статьи · Примечания · Официальный сайт · Видео «Норвегия»

Численность и размещение

Численность населения Норвегии - около 5 миллионов человек, это одна из наименее населённых стран Европы. Плотность населения составляет 16 чел./км . Однако размещение населения крайне неравномерное. Свыше 1 5 населения сосредоточено на юге Норвегии, на узкой прибрежной полосе вокруг Осло-фьорда ( 1 2 ) и Тронхеймс-фьорда. Более 80 % населения сосредоточено в Южной, Западной и Восточной Норвегии, причём в последней - почти половина. Городское население - 78 %, в том числе свыше 1 5 - в столичной агломерации. Под городской местностью понимаются такие поселения, которые имеют население более 200 человек и состоят из домов, удаленных друг от друга на расстояние, не превышающее 50 метров. В районе Осло-фьорда сосредоточена примерно треть населения страны, поэтому это регион с наибольшей его плотностью - 1404 чел./км . Причем в собственно городской агломерации Осло проживает 906 681 человек (по данным на 1 января 2011 года). Другие крупные города - Берген, Тронхейм, Ставангер, Кристиансанн, Фредрикстад, Тромсё и Драммен.

Половозрастная структура

В Норвегии преобладает трудоспособное население в возрасте от 16 до 67 лет. Пирамида отражает не только увеличение продолжительности жизни, но и повышение рождаемости. Численное превосходство мужчин невелико и сменяется преобладанием женщин с 55-59 лет. Данный фактор характерен для ряда северных государств.

Этнический состав

Более 90 % составляют норвежцы. Самым крупным национальным меньшинством являются арабы - несколько сотен тысяч человек. Также в Норвегии проживают саамы (около 40 тысяч человек, точные подсчёты затруднены), квены (норвежские финны), поляки, шведы, русские, цыгане и др.

Миграция

На протяжении почти всей своей истории норвежское общество было этнически однородно. Однако с 1980-х годов иммиграция в Норвегию резко возросла, многие из приезжих оседали в столице Норвегии Осло и её пригородах. К 2008 году число иммигрантов составило 10 % от общей численности населения страны, причём 70 % из них - выходцы из незападных стран. Эта статистика не учитывает детей мигрантов, родившихся в Норвегии. Общее количество приехавших в 2010 году в Норвегию составляет 73 852 человека , из которых 65 065 являются иностранными гражданами. Большой приток мигрантов наблюдается в северных губерниях, что связано с политикой правительства по привлечению в эти неблагоприятные с климатической точки зрения регионы рабочей силы. Сальдо миграции является положительным, несмотря на то, что число эмигрантов с каждым годом увеличивается и уже в 2010 году достигло отметки в 31 506 человек .

Помимо внешней, в Норвегии существует и внутренняя миграция как между муниципалитетами, так и округами, первая из которых развита в два раза больше, чем последняя. В 2010 году количество переехавших в иной муниципалитет достигло рекордной отметки в 214 685 человек . Миграция не зависит от пола и в основном происходит в направлении с севера и северо-запада на юго-восток.

Языки

Статья 2 раздела А Конституции Норвегии гарантирует каждому гражданину страны право на свободу вероисповедания. В то же время эта же статья указывает, что евангелическое лютеранство является государственной религией Норвегии. По закону, король Норвегии и по меньшей мере половина министров должны исповедовать лютеранство. По состоянию на 2006 год, согласно официальной статистике, 3 871 006 человек или 82,7 % населения принадлежат к государственной Церкви Норвегии (норв. Den norske kirke ). Однако, лишь около 2 % населения регулярно посещают церковь. Ещё 403 909 человек, или 8,6 % населения по состоянию на 2007 год принадлежат к иным конфессиям и учениям. Среди них наиболее многочисленными являются приверженцы ислама (79 068 человек или 1,69 % населения), Римско-католической церкви (51 508 человек или 1,1 %) и Пятидесятнического Движения Норвегии (40 398 человек или 0,86 %). В стране официально зарегистрирована община неоязычников Foreningen Forn Sed.

Существует четыре типа воспроизводства населения:

1. «Демографическая зима»:

Характеризуется относительно невысокими показателями рождаемости и смертности (малая рождаемость и малая смертность), в основном присуща наиболее развитым в экономическом отношении странам. Например, Германия, Италия, Бельгия, Великобритания, Япония, Франция, Нидерланды, Норвегия.

2. Второй тип воспроизводства:

Характеризуется высокой рождаемостью и малой смертностью. Характерен для большей части развивающихся стран, например, страны Африки и Азии.

3. Третий тип:

Характеризуется высокой рождаемостью и высокой смертностью, присущ наименее развитым странам (например, Эфиопии), или отдельным территориям благополучных стран.

4. Четвёртый тип:

Характеризуется малой рождаемостью и высокой смертностью. Характерен для «посткоммунистических» стран. Индексы воспроизводства отрицательные. Например, Россия, Эстония, Латвия, Украина. Уровень индекса воспроизводства свидетельствует о целенаправленности политики в данных странах.

Это интересно:

Анализ возможностей использования методов дистанционного зондирования для региональной оценки экологического состояния лесов
Московская область относится к регионам с высокой плотностью населения и развитым промышленным потенциалом, что создает значительную антропогенную и рекреационную нагрузку на лесные экосистемы. Лес, как открытая экологическая система, нахо...

Мосоловы
Наряду с Демидовыми и Баташовыми видное место в истории отечественной металлургии принадлежит еще одной фамилии – выходцам из Тульской оружейной слободы Мосоловым. Фирма Мосоловых начала свою деятельность в составе четырех братьев, попере...

Лесная политика японии. охрана лесов.
90-е годы обозначены в мире как период перехода к устойчивому управлению лесами и роста осознания обществом важности экологических и социальных функций леса. Во многих странах Азиатско-Тихоокеанского региона цели управления лесами и практи...

gastroguru © 2017