Китайские монастыри их название. Шаолинь. Буддистский монастырь в Китае. Свято-Успенский пещерный монастырь

Монастырь Шаолинь – известная на весь мир буддийская святыня Китая, расположенная в живописной местности провинции Хэнань, в окружении леса и гор. Это место издавна обладало священным ореолом, ведь ещё в 5 веке здесь возник даосский храм, который в период гонений сторонников даосизма и заняли монахи-буддисты.

По одной из старинных китайских легенд, данное место на горе было выбрано для монастыря за сходство со священным цветком Будды – лотосом. Своё же наименование легендарный китайский монастырь получил от горы Шаоши, на склоне которой он и расположен. «Шао» досталось в наследство от названия горы, а «линь» — по-китайски означает «лес», который и окружает этот монастырь. За всю историю Китая здесь насчитывалось около 10 монастырей с таким наименованием, а аналогичные культовые сооружения в разные периоды существовали в различных регионах Юго-Восточной Азии.

Обитель монахов-воинов

Основателем шаолиньских традиций, история которых насчитывает порядка 1500 лет, считается индийский монах по имени Бодхидхарма. Именно благодаря ему послушники Шаолиня обрели несколько видоизменённые буддийские практики, включающие гармоничное сочетание усовершенствованных медитаций и посвящённых поддержанию физической формы тренировок. В силу такого единства духовной практики и боевых искусств монастырь стал не просто духовным центром обитания медитирующих монахов-послушников, а и истинным храмом восточных боевых искусств настоящих монахов-воинов. Впоследствии эта оригинальная святыня сыграла немаловажную роль в истории развития Китая, а также стала истоком зарождения многих восточных единоборств, возникших именно в этих стенах.


Путь шаолиньского воина

Согласно легендам, монах-воин Шаолиня мог в полной мере овладеть искусством боя лишь после 10-15 лет постоянных ежедневных тренировок, включающих в себя совершенствование, как боевых техник, так и духа воина. Он должен был не только в совершенстве владеть всеми техниками боя, но и отлично знать историю монастыря, историю самих боевых искусств и основные буддийские каноны, а также уметь сражаться с противников с оружием и без оружия. В завершении такого обучения послушник шаолиньских традиций должен был пройти ряд испытаний, включая заключительный экзамен, чтобы доказать овладение искусством на высшем уровне.

Одним из наиболее серьёзных испытаний для воинов Шаолиня было прохождение тёмного коридора, где располагались 108 манекенов, которые могли быть в любой момент приведены в действие. Требовалось отразить в темноте все удары невидимых воинов, которых неосознанно приводил в действие сам же испытываемый, становясь на половицы, соединенные с механизмом приведения в движение манекенов, а пройти этот непростой путь надо было за время, пока не догорит свеча. После прохождения такого испытания монаху-воину, доказавшему своё виртуозное мастерство, выжигали изображение тигра или дракона, что служило символом обретения им высшего уровня шаолиньского мастерства.

Архитектурные особенности монастыря Шаолинь

Монастырь расположен на склоне горы, из-за чего каждый двор Шаолиня располагается выше предыдущего и напоминает своими очертаниями ступенчатую лестницу. По периметру этот восточный храм окружает стена высотой до 3 метров, окрашенная в тёмно-красный цвет, тогда как черепица по китайским традициям покрыта зелёной глазурью. Входом на территорию легендарного монастыря служат ворота Шаньмэнь, украшенные величественными 3-хметровыми скульптурами львов. Они были возведены примерно в 30-е годы 18 века и реконструированы в 1974 г.

Особый интерес среди сооружений монастыря представляет зал Небесных Королей, расположенный на окраине леса и названный так из-за размещённых в нём четырёх буддийских скульптур, и роскошный зал Тысячи Будд. В зале Западных Святых, где обычно практиковали боевые навыки шаолиньские монахи-воины, можно даже заметить отпечатки таких тренировок в виде прогнувшегося во многих местах пола. В комнате Аббата, ранее служившей покоями императора, проживает настоятель монастыря, а центром Шаолиня является Зал Махавира, в восточной части которого располагается колокольня, а в западной – барабанная башня. В стенах этого китайского монастыря существует многовековая традиция: по утрам бьют в колокол, оповещая о начале нового дня, а по вечерам – в барабан, оповещая о наступлении времени спокойствия и умиротворения.

Отдельный интерес на территории Шаолиня представляет расположенный в западной части монастыря т.н. «Лес Пагод», аналогов которого в Китае больше нигде нет. На территории общей площадью в 20 тысяч кв.м располагается более 230 башен, каждая из которых выполнена в своём особом стиле, но для всех сооружений присущ типичный восточный колорит, что представляет собой уникальное зрелище. Все эти оригинальные архитектурные сооружения есть не что иное, как некрополи давних послушников Шаолиня.

Монастырь Шаолинь является культурным наследием Китая, взятым под эгиду ЮНЕСКО. В стенах этой святыни Китая находится множество культовых реликвий. Здесь можно полюбоваться около 500 старинными росписями, а своеобразная архитектура, включающая элементы, присущие различным эпохам, позволяет соприкоснуться с многовековой культурой жителей Поднебесной.


«Шаолинь — не в здании, а в сердце!»

Во все времена своего существования монастырь Шаолинь периодически то обретал статус высшего духовного центра под императорским покровительством, то попадал в немилость, а его монахи предавались гонениям. Храм разрушили, сжигали, но он каждый раз возрождался из пепла, ведь всегда оставались верные последователи шаолиньской традиции, которые передавали её своим ученикам от поколения к поколению, не позволяя уничтожить самобытную культуру Шаолиня. Сами же китайцы утверждают, что Шаолинь живёт в душе каждого, кто его ищет, ведь носители традиций гораздо важнее их обители.

Всемирная известность и особая популярность к буддийскому монастырю Китая пришла после выхода на большой экран в 1982 г. фильма «Храм Шаолиня», спровоцировавшего значительный поток желающих стать послушниками в этой легендарной святой обители. Сейчас вблизи монастыря располагается немало коммерческих школ боевых искусств, которые рассчитаны специально на туристов, желающих приобщиться к восточному искусству самозащиты и боя. Современный Шаолинь в большей степени является Меккой туристов, чем храмом боевых искусств в том смысле, в котором существовал изначально, но при этом он всё также остаётся одной из наиболее мистических святынь Китая.

В древние века индийский принц Сиддхартха Гаутама положил начало развитию буддизма в Китае. Первоначально веру эту приняли члены королевской семьи, знать.

Буддизм в Китае в процессе своего становления оказывает сильное влияние на даосизм и конфуцианство, но и сам подвергается влиянию этих двух религий. Следствием этого стало развитие так называемого китайского буддизма.

С 3 по 6 века в Китае было возведено множество буддийских храмов.

В середине третьего столетия появляются первые буддийские монахи среди мужчин, а первая буддийская монахиня появилась только в четвертом столетии.

Монах Далянь основал доктрину, запрещающую монахам и монахиням употреблять в пищу рыбу и мясо.
Во времена династий Тан и Сун буддизм в Китае достиг наибольшего своего влияния и расцвета.
Сюань Цзан, знаменитый китайский монах, предпринял эпическое путешествие в Индию, которое длилось 17 лет. Он привез с собой оттуда драгоценные сутры, которые впоследствии перевел на китайский язык, чем внес неоценимый вклад в развитие буддизма в Китае. В Китае получили распространение восемь буддийских школ: «Три доктрины», «Дхармалаксана», «Аватамсака», «Виная», «Тяньтай», «Тантра», «Чистая земля» и «Чань», которая также широко известна под своим японским названием «Цзэн».

Буддизм в Китае на протяжение веков претерпевал ощутимую трансформацию.

До тех пор пока буддизм в 7-8 веках не проник из Центрального Китая и Непала в Тибет, тибетцы практиковали Бон, многотеистическую религию. Принцесса Иэньчан стала очень важной фигурой в деле распространения буддизма в Тибете, когда император династии Тан Тайчжун, выдал её замуж за Сунцена Гам по, правителя Королевства Тибет.


Принцесса династии Тан Тайчжун доставила в Лхасу множество буддийских предметов культа. Тем самым, она способствовала внедрению в Китае буддизма.

Падмасамбхава, индийский монах, совместил Тантру с местной религией Бон. Его буддийские проповеди пользовались популярностью среди Тибетского населения, потому что он адаптировал их к идеям и ритуалам религии Бон. Это постепенно развилось в Тибетский буддизм, который также известен как Ламаизм, по названию монаха – лама. Группы национальных меньшинств, проживающие на юго-западе Китая, позже также приняли буддизм и, таким образом из древней Индии буддизм распространился и дальше в Шри-Ланку, Бирму, Таиланд и другие страны Юго-восточной Азии.


Буддийский комплекс Майцзишань (5-17 вв.), к сожалению или к счастию, не слишком популярен у туристов.


Располагается монастырь в провинции Ганьсу, на Пшеничной горе. (это на север-западе страны, в нескольких километрах от Великого шелкового пути). Архитектурный комплекс Майцзишань высечен в скале. Комплекс составляют 194 гротов: 54 из них находятся на востоке, 140 пещер-келий – на западе.

В комплексе 7000 буддийских скульптур. Майцзишань, помимо скульптур, имеет большое количество росписей. Ранние росписи и скульптуры отличаются утонченной грацией, мягкостью. Более поздние - полны земной, чувственной красоты. Изучение росписей и скульптур позволяет просмотретьвсе этапы развития скульптурного и живописного искусства в Китае. Помимо этого, в монастыре было обнаружено около 2000 керамических, бронзовых изделий, предметов из яшмы и железа. Также были найдены древние документы, и картины.книги, труды каллиграфов

Огромные статуи Будды стоят практически перпендикулярны склону горы, самая высокая из скульптур в высоту - более 16 м.

Лестницы, ведущие вверх и вокруг гротов, первоначально были сделаны из дерева, но после были оснащены металлическими опорами, в целях безопасности.

Буддийский комплекс Майцзишань является одним из крупнейших буддийских монастырей в Китае.

Осилит дорогу идущий. Лестница в китайское небо July 12th, 2013

Hua Shan (Цветочная гора) является одной из восьми священных гор даосизма. Миллионы китайцев ежегодно совершают паломничество на Hua Shan, чтобы посетить храмы, построенные прямо на вершинах скал и полюбоваться головокружительными красотами, открывающимися по дороге. Многие путают Хуашань (Hua Shan Mountain) и Хуаньшань.

Звучит похоже, но, как уже понятно, горы совершенно разные. И расстояние между ними 1000 км. Вход на гору начинается в даосском храме. На дорожках выложен символ даосизма – единство инь и янь.

Большую часть дороги придется подниматься в сплошном тумане. Очень красиво, но немного сыро. С одной стороны хорошо, что не хочется пить, а с другой стороны – майка абсолютно не высыхает, и на привале быстро становится холодно.

Дорога очень ухоженная, сначала (примерно 4 км) каменная дорожка, идущая довольно круто вверх, потом ступеньки с поручнями или цепями вместо поручней (примерно 2-3 км). Через каждые 400-500 м стоят отметки сколько пройдено. Через каждые 300-400 метров стоят палатки, продающие напитки и чифан. Через каждые 500 метров оборудованы туалеты.

Периодически встречаются «достопримечательности». Это места, где каждый китаец мечтает оставить о себе след. Такие места легко опознать по красным ленточкам и замкам (похоже, эта традиция уже давно стала международной).Хорошо, что таких «достопримечательностей» немного. В остальных местах подобные следы цивилизации тщательно убираются служителями парка.

Финалом восхождения будет подъем по Blue Dragon Ridge (ребро синего дракона). Это лестница идущая круто вверх, при этом справа обрыв и слева обрыв.

Белые пушистые облака, проплывающие прямо у твоих ног, вносят нотку нереальности в происходящее.

Транспорт: Садится на автобус Сиань-Хуаинь с автовокзала Чэндун г. Сиань.

Hua Shan Mountain, Shaanxi Province, China.

Одна из пяти священных гор даосизма в Китае, находится в хребте Циньлин. Гора знаменита живописными скалами и сложным опасным подъёмом на вершину. Горная тропинка соединяет много вершин до самой высокой 2160 м.

Южный пик (Пик Падающего Гуся) — 2154,9 м

Северный пик -1614,9 м

Западный пик - 2082,6 м

Восточный пик - 2096,2 м

Центральный пик (Нефритовая Девушка) — 2037,8 м

Это уникальный горный маршрут. По дороге находятся многочисленные даосские монастыри, пагоды, храмы, ворота и мостики.

«Если вы посетили пять священных гор Китая, то можете в другие горы не ходить, а если вы посетили Хуашань, то и остальные четыре вам ни к чему» , - говорят китайцы. Горы Хуа раньше назывались Сиюэ, «Западные горы». Имя Хуашань , «Цветущая гора», они получили благодаря сходству пяти их пиков: Восточного, Западного, Южного, Северного и Центрального - с цветком лотоса.

Горы Хуашань тесно связаны с даосизмом и упоминаются в его ранних текстах как одно из мест, подходящих для даосских религиозных практик и занятий алхимией. Говорят, что сам Лао-цзы жил в этих местах. (Лао-цзы (6-5 вв. до н.э.) - полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая; традиция называет его автором «Дао дэ цзин» - «Книги о даопути и благой си-ле-дэ» ).

Больше всего построек было возведено здесь во время правления династии Мин (1368–1644) . До наших дней хорошо сохранились монастырь Юйцюань XI века, xрам Дундао 1714 года и дворец Чжэньюе династии Юань. В декабре 1990 года ЮНЕСКО внесла Хуашань в Список объектов мирового природного наследия.

Это место — очень популярное направление внутреннего туризма. Подняться на гору можно пешком или на фуникулере.Традиционно паломники поднимались только по пешей тропе и ночевали под одной из гор, а на следующий день обходили все пять вершин.

Вот такой вид вы должны увидеть поднявшись по этой крутой лестнице.

А помните, я вам показывал вот такую лестницу в небо:

Китай, горы Taihang

Вот жителям деревушек, расположенных рядом с горами Taihang (провинция Henan) повезло гораздо больше, ведь у них есть так называемая «Лестница в Небо» - 300-футовая спиралевидная лестница, ведущая к вершине одной из гор.
Судя по приведенной фотографии, подниматься по ней одно сплошное удовольствие. Один из чиновников, работающий в местной администрации, весьма поэтично отозвался об этом, без малейшей тени сомнения, грандиозном сооружение следующим образом: «Во время подъема по лестнице даже в самую сильную жару вы ощущаете свежее дуновение прохладного ветерка, до ваших ушей доносится совершенно дивный щебет пташек, вы слышите как поскрипывают ступеньки. Разве с этим чудом сможет сравниться какой-нибудь презренный лифт или фуникулер?»
Впрочем, стоит отметить, что сам чиновник затруднился с ответом на вопрос - сколько раз ему самому приходилось совершать подъем на такую высоту?

Буддийские храмовые комплексы в Китае
Многочисленны буддийские храмы на территории современного Китая.

К ним относятся пещерные храмовые комплексы. Наиболее известные из них — это храмовые комплексы Майцзишаня (ок. 50 км от Тяньшуя), Юньгана и Луньмэня.

Самый важный комплекс в Майцзишане состоит из 194 пещер, расписанных и украшенных нишами и священными образами, сделанными в основном из глины, поскольку скальная порода не годилась для высекания скульптур. В пещеры, расположенные на отвесном, практически недоступном, склоне скалы можно было попасть по специально устроенным для прохода деревянным дорожкам. Майцзишань стоял в месте, где в прошлом сталкивались различные культурные традиции, и потому мы встречаем здесь произведения искусства V-XI вв., являющие собой оригинальную смесь различных стилей и влияний. Древнейшие статуи, датируемые эпохой династии Вэй, воплощают изысканные образы, облаченные в просторные, свободно ниспадающие одеяния в традициях Гандхары (Об искусстве Гандхары: ), в очень расслабленных позах, что вселяло в созерцавших их верующих ощущение внутреннего покоя и душевного равновесия.

Эта статуя Будды датируется суйской эпохой — самая величественная в комплексе. Она доминирует на переднем склоне скалы и видна с большого расстояния.
Самая большая пещера имеет сложное архитектурное устройство, без сомнения, восходящее корнями к традициям древнеиндийской архитектуры. Вдоль коридора, ведущего в большой зал, поддерживаемые высеченными в скальной породе столбами располагаются семь квадратных ниш. В нишах расположены образы Будды в окружении бодхисатв и учеников.
Пещера № 30 также представляет большой интерес. Она состоит из трех залов, в каждом из которых имеется ниша с сидящим Буддой в окружении шести учеников: свод поддерживают четыре столба характерно восьмиугольной формы. На тщательно проработанной каменной стеле изображены сцены из жизни исторического Будды, например, из знаменитой Сутры Лотоса, с пояснительных надписями.

Самые замечательные скульптуры можно увидеть в Юньганском пещерном комплексе (Гора облаков). Он был раскрыт в скальном песчанике южного склона горы Учжоу, в 15 километрах на запад от Датуна в Шаньси. Это был один из самых важных буддийских центров императорского Китая. Юньганский комплекс был построен при тоба, этнической группе тюркского происхождения, вожди которой правили Северным Китаем в IV-VI веках, основав династию Северная Вэй. Столицей их был город Пинчен (ныне Датун).
Сюда переехало много ремесленников и строителей, высланных из Дуньхуана во время гонений на буддистов в 446 году. Пещерный комплекс высекался с 460 по 490 год. В 494 году столицей стал Лаоян. И комплекс стал приходить в упадок. Часть скульптур комплекса относятся к периоду династий Тан и Сун. Веками многие пещеры оставались в забвении, непоправимо разрушались вследствие эрозии, песчаных бурь и подвергались постоянным разграблениям, особенно участившимся в первой половине XX в. (Многие шедевры Юньганского комплекса ныне хранятся в личных коллекциях и музеях всего мира).

Огромное количество различного размера ниш в пещерах Юньгана с тысячами священных образов усиливают атмосферу религиозного благочестия.

Многие статуи Юньгана раскрашены в яркие цвета, иногда образующие необычные комбинации. Зрелищные, живые хроматические эффекты смягчали суровую атмосферу ревностного религиозного служения, царившего в культовых местах. Влияние центрально-азиатского религиозного искусства заметно во многих статуях и лицах. Особенно это касается статуй, созданных по сасанидским или парфянским образцам. Прослеживаются и темы эллинистического происхождения. В то же время в скульптуре, как и в иконографии некоторых Юньганских пещер, ощущается влияние западных образцов, опосредованное Гандхарской традицией. Древнейшие пещеры содержат статуи исключительных размеров.

Некоторые из них (в пещерах № 16-20) многие исследователи считают портретными изображениями первых Вэйских императоров, поддерживавших буддизм. Статуи Будды в пещерах созданные, возможно, под влиянием скульптурных образцов Бамияня в Афганистане, имеют высоту от 13 до 17 м. Гандхарское индийское влияние очевидно также в пещере № 8, в которой находятся образы Вишну с пятью головами и шестью руками, едущего верхом на павлине, и Шивы с тремя головами и восьмью руками, восседающего на буйволе.

Пещерный комплекс Лунмэнь
В 494 г., когда императорский двор переехал в Лоян, начались работы по строительству нового пещерного комплекса Лунмэнь неподалеку от городских стен. Свыше 2000 пещер, зачастую огромных, были высечены в скалах вдоль реки, в том месте, где она образует узкий каньон (отсюда и название Лунмэнь — Врата дракона).

Лунмэнский комплекс включает не менее 97 300 статуй Будды, бодхисатв и небесных стражей, высота которых варьируется от 2 см до 17 м, и несколько пагод и столбов с 3608 надписями.

Древнейшие пещеры, высеченные до Суйской эпохи, своей архитектурой и художественной стилистикой напоминают пещеры в Юньгане. Пещеры, созданные при Суйской и Танской династиях, отличает более зрелый стиль, уже свободный от влияний индийского и центрально-азиатского искусства, в силу чего их можно смело считать чисто китайскими памятниками.
Наиболее интересен Фэнсяньский храм, высеченный в 672-673 гг, по приказу императора Гао Цзуна и императрицы У Цзэтянь. Лишенный некогда покрывавшей его деревянной крыши и открытый небу, он имеет длину 35 м. Центральное место в архитектурной композиции храма занимает колоссальная статуя Будды высотой более одиннадцати метров, чьи округлые формы легко угадываются под ниспадающим складками одеянием.

Исполненный невозмутимого спокойствия Будда сидит на троне в форме цветка лотоса с тысячей лепестков. Каждый лепесток символизирует отдельную вселенную со своим Буддой, который, в свою очередь, заключает в себе другие вселенные. Это Вайрочана, Будда Бесконечного света, первопринцип, породивший все живое.


По обеим сторонам от него верные ученики и два бодхисатвы. Грозные пары небесных стражей выстроились вдоль стены. Локапала, изображенный попирающим демона, поддерживает жертвенную пагоду — символ севера.

Все эти пещерные храмы, вековые свидетели религиозности китайского народа, знали времена величия и упадка. Последние годы к ним повысился интерес как ученых, так и общественности всего мира. Началась реставрация памятников. И они снова обрели своей первозданный вид.

В провинции Сычуань находится самое большое скульптурное изображение Будды в мире.

Легендарная гора Удан, увековеченная в многочисленных романах, была колыбелью даосизма более 1000 лет и, согласно легендам, местом возникновения боевых искусств. Монастыри на пиках Уданшань, "первой знаменитой горы в Поднебесной", занесены в список культурного наследия ЮНЕСКО как лучшие достижения традиционной .

Уданшань – горный хребет в провинции Хубэй, недалеко от города Шиянь, состоящий из 72 пиков, 36 скал и 24 долин. Основной пик - Тяньчжуфэн («колонна, подпирающая Небо»), высотой 1612 м, окутанный туманом, создает мистическое зрелище. И хотя путь к Уданшань не близкий (более 1000 км от Пекина), его природная красота, изящные пагоды, монастыри и храмы на протяжении веков привлекают паломников и туристов. Это второй по популярности монашеский комплекс после .

Мифы и факты

Монастыри Уданшань были центром учения и практики медитации, боевых искусств. Здесь находился древний даосский университет, в котором исследовалась традиционная китайская медицина и фармакология.

Еще во время правления Восточной Династии Хань (I-III вв.) Уданшань, где обитали монахи-отшельники, привлек внимание императора, который основал на вершине первый даосский храм для поклонения священной горе - Храм Пяти Драконов.

В XV веке император Юнлэ, насильственно свергший своего племянника, чтобы завоевать народную популярность и умилостивить духов, объявил, что он действовал по повелению божества Чженъу - Совершенного воина, обитающего в Уданшань. Император развернул масштабное строительство и храмового комплекса в Уданшань, хотя сам его так ни разу и не посетил.

Всего в горах было построено 72 храма, 36 монастырей, 12 павильонов и 39 мостов, образующих 33 архитектурных комплекса.

Что посмотреть

Сегодня в Уданшань действуют несколько школ боевых искусств. В октябре здесь проводится ежегодный международный фестиваль мастерства кун-фу. А в начале октября и апреля на реке Хань проходят красочные гонки на драконовых лодках.

gastroguru © 2017