Казанский кремль: что посмотреть. История строительства Когда был построен казанский кремль

По результатам археологических раскопок основание города относится к 1005 году.

В 1240 году разрушена до основания монголо-татарарами. В 1399 году снова разрушена московским князем Юрием Дмитриевичем. С середины XV Казань - столица Казанского ханства. Летом 1552 года взята штурмом русской армией во главе с Иваном Грозным. В 1774 году сожжена войском Емельяна Пугачёва. В 1804 году в Казани открыт университет.

Сказаний и легенд о возникновении Казани сложено немало. Название города одна из легенд объясняет так: "Люди, первыми появившиеся на этом месте, брали воду в реке и упустили казан. Реку, где их казан утонул, стали звать Казанкой, а город, основанный на её берегах, получил название Казань".

Одним из самых ранних письменных упоминаний Казани является документ, в котором сказано: "Бысть же на Каме реке старый град, именем, Брягов, оттудо же прийде царь, именем Саин Болгарский. И поискав по местам проходя в лета 6685 (1177) и обретя на Волге, на самой украине русской, на сей стране Камы реки, концом прилежаху к Болгарской земле, другим же концом к Вятке и к Перми Царь вознагради на месте том Казань". Наиболее достоверна такая версия: название города произошло от слова тюркского происхождения "казан", в переводе "край, предел, граница". Казань - место на краю земли, город на границе.

Среднее течение реки Казанки в древние времена было заселено булгарами - тюркоязычными племенами. Они пришли с Урала, низовий Волги и Дона и создали в этих землях булгарское государство. Здесь скрещивались торговые пути Запада и Востока. Булгары торговали пушниной, рыбой и ремесленными изделиями с Ираном, Хорезмом, Византией и Русью. На Волге по всему торговому пути они основывали города, а недалеко от устья Ками располагалось место большой ярмарки. Столицей Волжской Булгарии был Великий город, называвшийся также Булгар.

В 1236-1240 годах Волжская булгария была завоёвана монголо-татарами и Великий город был разрушен до основания. Захват городов и неудачные выступления против завоевателей вынудили часть булгар уйти в новые места. Булгарский принц Алтынбек, один из немногих спасшихся после разгрома Булгарии, избрал местом своего пребывания Казань, небольшой город на берегах реки Казанки, к северу от бывшей столицы. В поисках более удобного и выгодного места Казань трижды переносили, и в XIV веке она становится центром обширного княжества. Казанские князья даже чеканили собственную монету "новый булгар".

В 1399 году Казань была полностью разрушена московским князем Юрием Дмитриевичем. Восстановили город ко второй четверти XV века на одном из холмов. Там впоследствии был поставлен казанский кремль, в котором располагались дворец ханов и мечети. С середины XV века Казань становится столицей Казанского ханства, его экономическим и политическим центром. Между Казанским ханством и Русью в то время существовали тесные экономические связи, нарушаемые военными действиями. Ханы совершали разорительные набеги на русские земли, особенно после 1445 года, когда престо Казанского ханства занял хан Махмутек. В ответ московские князья водили рати в казанские земли, а в 1487 году великий князь Иван III захватил Казань и посадил на престо угодного ему Мухамед-Эмина.

Город Казань лежит на левом берегу Волги, в 7 верстах от берега, в ровной местности, на небольшом холме; вокруг города протекает река Казанска, от которой и город и вся область получили своё название. ...Этот город, подобно всем расположенным на Волге городам, окружён деревянными стенами с башнями, и дома в нём также деревянные; но кремль этого города хорошо защищён толстыми каменными стенами, орудиями и солдатами. Великий князь отрядил в кремль не только воеводу, но и назначил в город ещё особого наместника, которые должны были управлять жителями и править суд. Город населяют русские татары.

Область казанская, простирающаяся налево от Волги к северу почти до Сибири, а на восток до страны ногайских татар, была раньше татарским царством. Так как это царство было очень могущественно и могло выставить в поле до 60 000 человек, то оно вело с русскими мяжкие кровавые войны и иногда принуждало их платить себе дань; однако в конце концов татары были покорены царскою державою.

А. Олеарий "О городе Казани и о том, как Казань подпала под власть московитов"

Казань была столицей ханства, которое в середине XV века почувствовало себя достаточно сильным, чтобы стать независимым от Золотой Орды; только сперва город располагался вовсе не там, где теперь, а выше по течению Казанки, вёрстах в двадцати от её слияния с Волгой. История Казани на протяжении всего пятнадцатого столетия сводится к изнурительной борьбе между татарами и русскими, а затем к убийствам туземных правителей русскими или русских правителей туземцами. Именно об этих временах повествует невнятное, но чрезвычайно распространённое предание о царице Сююнбеке. Подобно тому, как на Кавказе все замки построены царицей Тамарой, в Казани есть дворец царицы Сююнбеке, башня царицы Сююнбеке, могила царицы Сююнбеке. Такой почести обыкновенно удостаивают народы своих последних суверенных правителей.

В августе 1552 года Иоанн IV, для нас Иоанн Грозный, которого ни один историк не догадался ещё назвать Иоанном Храбрым, переходит Волгу во главе многочисленной армии и становится лагерем на обширной равнине, простирающейся от Волги до моря, в том месте, где ныне высится памятник русским, павшим во время штурма второго октября.

Штурм этот был ужасен: русские вошли через брешь от взрыва бомбы, подложенной в подкоп под кремлём царским инженером Россмойбоком. За каждый дом и за каждую улицу сражались с ожесточением, которое вкладывают и в нападение и в защиту враждебные по духу народы враждебных рас и религий.

Прямо в день взятия Казани Иоанн приказал построить из готового сруба, привезённого им с собой, маленькую деревянную церковь, и за шесть часов её сложил всю целиком от основания до маковок. В ней отслужили благодарственный молебен и панихиду за русских, павших в этом сражении.

Церковь эта, по всей вероятности, была воздвигнута там, где ныне высится каменный монумент. Сожжённая в 1774 году Пугачёвым - казаком, который пытался выдать себя за Петра III и которого, показывая народу, возили по Москве в железной клетке, Казань была вновь сожжена в 1815 году. Пожар уничтожил двадцать две церкви, три монастыря и три пятых города.

Вот чем объясняется то обстоятельство, что Казань с её восточными воспоминаниями и исламом - совершенно русский город, в нём девятьсот восемьдесят улиц, десять мостов, четыре тысячи триста домов, пятьдесят восемь церквей, четыре собора, четыре монастыря, десять мечетей, две гостиницы для путешественников, семь трактиров, два кабака, пятьдесят две тысячи двести сорок четыре жителя, из которых пятнадцать тысяч магометан, а остальные христиане: православные, раскольники или протестанты.

Увиденная с дамбы, Казань словно поднимается из глубин огромного озера. Открываясь взору со своим старым кремлём, которого никогда не достигали никакие пожары, и колокольнями своих шестидесяти двух церквей, она являет собою зрелище самое фантастичное.

Однако более всего поражает величавая и вместе живописная громада памятника русским, павшим при штурме; установленный в 1811 году, он, на мой взгляд, не может быть отнесён ни к какому из известных архитектурных стилей, а его низкие мрачные очертания полностью соответствуют назначению погребального монумента, каковое задавалось архитектору.

А. Дюма "Путёвые впечатления в Россию"


Казань строилась по типу средневековых городов - крепость и посад. Центром города был кремль с высокими дубовыми крепостными стенами. Внутри кремля находились каменные дворцовые строения, мечети, мавзолеи. Росла Казанть быстро и к концу XV века стала самым крупным городом на Средней Волге. В начале XVI века период мирной жизни города был снова нарушен и набеги возобновились. Особенно частыми они стали, когда ханский перстол Казани захватил ставленник Турции, брат крымского хана Сахиб-Гирей. В 1521 году он уступил престол Сафа-Гирею. Казань превратилась в орудие борьбы с Русью, направляемое из Турции. Постоянные набеги татар на Русь сделали Казань объектом притязаний со стороны Москвы. В XVI веке московские воеводы постоянно ходили военной ратью на Казань, а летом 1552 года к городу двинулась 150-тысячная русская армия во главе с Иваном Грозным. Уже осенью, второго октября, Казань взяли штурмом и Казанское ханство окончательно было присоединено к Москве.

Иван Грозный сразу же повелевает приступить к восстановлению разрушенного города. Сюда царским указом направляются лучшие русские мастера, которым наказано " весне в Казани новый град Казань камен делати". Внешний облик города существенно изменился. В нём появились Благовещенский собор и Спасская надвратная башня, дома местной администрации, бояр, воевод и духовенства. Город постепенно начал заселяться русскими "переселенцами", служилыми людьми и купцами из Москвы, Новгорода, Пскова, Костромы и других городов. В 1555 году была утверждена Казанская архиепископия. В Казань прибыл избранный архиепископ Гурий и другие священнослужители.

Оставаясь важным в стратегическом отношении городом, Казань XVI-XVII веков напоминала военный лагерь. По кремлёвским и посадским стенам днём и ночью ходили дозоры, мосты на ночь поднимались, ворота проезжих башен запирались, а ключи от них хранились лично у воеводы.

К концу XVII века с продвижением границ Русского государства на восток Казань теряет значение крепости, превращаясь в крупный административный и торговый город. В 1708 году Казань становится центром обширной губернии. В XVIII веке это уже крупный и богатый город, чему способствовало положение посредника в торговле между востоком и центром России. Уже с начала века здесь начинает активно развиваться промышленность. В 1714 году в Казани была основана суконная мануфактура, а в 1718-м судоверфь.

В 1774 году Казань осадили войска Емельяна Пугачёва. Восставшим удалось занять весь город, кроме кремля. Пугачёвцы сожгли Казань. Город нёс урон не только от бунтов. Бедой были и пожары, которые почти полностью выжигали центр и слободы вокруг него.

Большим событием, подчёркивающим значимость города, стало открытие в 1804 году Казанского университета.

К середине XIX века в Казани проживало около 60 тысяч жителей разного вероисповедания: более 30 тысяч православных, 15 тысяч не православных (из них около тысячи католиков и протестантов), 4 тысячи старообрядцев и 10 тысяч мусульман.

XX век Казань встретила промышленно развитым торговым городом. Здесь работали более 120 заводов и фабрик, дававшие продукцию на четыре миллиона рублей ежегодно. Товары отправлялись в путь через три пристани на Волге и реке Казанке.

Английский путешественник Дженкинсон писал: "Казань - прекрасный город, построенный по русскому и татарскому образцу с крепким замком, стоящим на высоком холме". К этому времени в городе проживали 30 тысяч человек…
Казанский Кремль издавна был окружен водой: с севера - рекой Казанкой, с востока - тремя озерами, с запада - протоком Булак. В древности он производил величественное впечатление. Иван Грозный, в 1552 г., подойдя с войсками к городу, удивился "необычайной красоте стен крепости града". Через шесть лет после этого английский путешественник Дженкинсон писал: "Казань - прекрасный город, построенный по русскому и татарскому образцу с крепким замком, стоящим на высоком холме". К этому времени в городе проживали 30 тысяч человек…
В 1556 г. по указу Ивана Грозного для строительства в покоренной им Казани нового, белокаменного Кремля из Пскова прибыли 200 каменщиков. За 6 лет псковские мастера изменили казанский Кремль до неузнаваемости.
Они возвели Тайницкую и Воскресенскую проездные башни, стены и кафедральный Благовещенский собор. Кстати, собор заложили в тот самый день, когда царь Иван Грозный въехал в завоеванный город. Он сам выбрал место, где быть храму, и уже через 3 дня в законченном деревянном соборе отслужили благодарственный молебен.
Территория Кремля сильно расширилась к югу, где поднялась каменная стена с двумя круглыми угловыми башнями - Юго-Восточной и Юго-Западной и Спасской посередине. Были построены Преображенская проездная башня, Трапезная Палата и Лазные ворота. И к 1630 г. казанский Кремль превратился в мощную цитадель, обнесенную кирпично-каменными стенами, имеющую 13 башен.
До наших дней в казанском Кремле сохранились лишь 8 башен. Из них 2 проездные: Спасская и Тайницкая. Проезд в Тайницкой башне сохранил старую Г-образную форму. А главную, Спасскую, перестроили в конце XVII века: старый проезд заменили аркой и надстроили башню. Ее высота достигла 44 метров. Еще немного позже в ней установили куранты с колокольным боем.
Главная достопримечательность казанского Кремля - семиярусная проездная башня Сююмбике высотой 58 метров. С этой башней связано множество легенд. Княгина Сююм-бике была женой трех последних казанских ханов. Выданная замуж двенадцатилетней девочкой, она пережила их всех, и над прахом второго мужа - Сафы-Гирея, построила мавзолей. По одной из легенд, после захвата города русскими войсками последняя казанская царица бросилась вниз с вершины башни…
Когда именно была построена башня Сююмбике, точно никто не знает. Кто-то считает ее творением русских зодчих XVII века, кто-то относит еще к домонгольским временам…
Нашей съемочной группе удалось подняться на башню. Дерево лестниц на верхних ярусах испещрено надписями: 1901-й, 1905-й, 1917-й, 1924-й.… Кое-где встречается и арабская вязь. С вершины дозорной башни как на ладони виден Кремль и вся округа…
Задолго до прихода в Казань Ивана Грозного, в 1487 г. Иван III посадил на казанский трон молодого Мухамеда Эмина. Юный хан воспитывался на Руси, в городке Касимове (Рязанская область), а позднее в Москве. Иван III относился к нему как к приемному сыну, хотя сам в те времена считался всего лишь вассалом могущественного казанского ханства. Мухамед Эмин царствовал 21 год. Он прославился как просвещенный государь, поэт и покровитель искусств, а Иван III, ни разу до того не бывавший в Казани, принял титул "Великого Князя Булгарского" и благополучно перестал платить татарам дань. Кстати, похоронен "просвещенный казанский хан" в возрасте 48 или 50 лет был в том же мавзолее, у подножия башни Сююмбике …
История любит неожиданности. Прекрасная царица Сююмбике умерла в полном забвении далеко от Казани и была похоронена в том же Касимове под Рязанью, не удостоившись даже надписи на могильной плите…
Но когда молодой Мухамед Эмин еще жил в Москве, он своими глазами видел строительство московского каменного Кремля. Работами руководил итальянец из Болоньи Аристотель Фиораванти. По одной из версий, воцарившись в Казани, Эмин мог попросить итальянца "взаймы" у "московского благодетеля" для строительства собственного Кремля.
Исследования показывают, что стиль башни Сююмбике имеют много общего с Кальварией Сан-Стефано и башней Пьяцца Маджиоре в Болонье. А значит, башню действительно мог построить либо сам Фиораванти, либо один из его учеников.
Башня Сююмбике примечательна еще одним: она, подобно пизанской, "падающая башня". Ее вершина отклонена от вертикали на 1 метр 97 сантиметров, что заметно невооруженным глазом.
В 1914 г. архитектор Щусев при строительстве Казанского вокзала в Москве использовал силуэт башни Сююмбике. Но, так или иначе, тайна строительства башни до сих пор не разгадана…
Неподалеку от казанского Кремля находится построенный в 1823 г. по проекту архитектора Алферова памятник русским воинам, павшим при взятии Казани Иваном Грозным. Старожилы говорят, что когда-то из Кремля к нему вел подземный ход. После поднятия уровня воды при затоплении Куйбышевского водохранилища памятник оказался на острове посреди разлившейся реки Казанки. Когда-то здесь был музей, а сегодня памятник полностью отрезан от мира. Вероятно, подземный ход здесь действительно существовал, но потом был затоплен, засыпан и замурован. На обломке русской м""огильной плиты, валяющейся неподалеку, можно разобрать всего несколько русских букв. Впрочем, недавно возле кремлевской стены в Казани был заложен камень, на месте которого будет построен новый памятник - воинам, павшим в 1552 г. при обороне города…
Сегодня в казанском Кремле заново строится знаменитая мечеть Кул-Шариф, разрушенная при Иване Грозном. Исследователи считают, что купола храма Василия Блаженного, построенного в Москве в честь покорения казанского ханства, удивительным образом похожи на купола разрушенной когда-то мечети…
С взятием Казани Иваном Грозным вообще связано немало легенд. И вот одна из них: в древности булгарский князь Кабан построил на берегу озера Кабан в Казани ханский дворец и разбил сады. Когда войска Ивана Грозного начали штурм и падение города стало очевидно, в озере утопили все сокровища ханской казны. От дворца и садов сегодня не осталось и следа, но, как говорят, содержание серебра и золота в воде озера по сей день очень высоки…

В. Е. Шматов

Кто же построил Казанский Собор на Красной площади в Москве?

Из многих достоверных источников, 1 дошедших до наших дней, известно, что строителем (в те времена так назывались люди, на чьи деньги строилось сооружение) Казанского cобора в Москве является великий гражданин России, освободитель Отечества – князь Дмитрий Михайлович Пожарский (17/30Х.1577-20IV/03V.1642). 2 Собор был специально построен для помещения в него чудотворной Казанской иконы Божией Матери, которая сопровождала народное ополчение в 1612 году и в сильной мере способствовала победе ополченцев над литовско-польскими захватчиками. Известно так же, что чудотворная Казанская икона хранилась в период с конца 1612 года до построения Д.М.Пожарским Московского Казанского собора в приходской церкви князя, церкви Введения во храм Пречистыя Богородицы, которая находилась на Лубянке напротив его московской усадьбы. Для иконы князем в этой церкви был устроен специальный придел. И после того, как в построенный им Казанский собор был перенесен из Введенской церкви драгоценный Образ, "собор принял функции главного храма-памятника в честь победы 1612 года со всеми связанными с этим праздником особенностями ритуала". 3

Однако в последние два десятилетия стали появляться публикации, из которых следует, что князь Д.М.Пожарский непричастен к строительству Казанского собора на Красной площади в Москве. Этих публикаций немного, но они, к большому сожалению, оказали негативное влияние на лиц из властных структур, от которых зависит, например, такое решение − поместить на стене Казанского собора информацию о его первостроителе, князе Пожарском, или не поместить. Пока не поместили. Поэтому мы поставили перед собой задачу рассмотреть эти публикации и дать оценку достоверности помещенной в них информации.

Одним из авторов упомянутых публикаций является Павлович Г.А. 4 За основу своего заявления о непричастности князя Д.М.Пожарского к строительству Казанского собора он принимает высказывание одного из деятелей середины XIX века, имеющего эту точку зрения, некоего И.Крылова. Крылов пишет в своей работе: "Однако же древние писатели не называют строителем этого собора Князя Пожарского, 5 да и в самом Казанском соборе, кроме чудотворной иконы, 6 нет ни одной малой черты, ни одной вещи, которая напоминала бы о Князе Пожарском, даже как и не о строителе собора; нет ни только рода Пожарского, но и его самого в Синодике Казанского собора" 7 . Павлович даже не пытается осмыслить изложенное Крыловым высказывание. А просто берет его слова на веру и все. И это не случайно. Павловичу так удобнее, ибо высказывание Крылова увязывается и с его концепцией. Но позвольте. А как быть с иной точкой зрения по этому вопросу десятков других исторических деятелей ХVIII, XIX и XX вв.? Павлович об этом умалчивает. А напрасно. Любое высказывание столь значительного рода требует тщательного анализа. Иначе это ведет к искажению исторической действительности и наносит огромный вред как патриотическому и нравственному воспитанию, так и значению в истории нашего Отечества таких выдающихся личностей, как Д.М. Пожарский.

Наряду с этим, в своей публикации Павлович допускает грубые исторические ошибки. Например, на стр. 226 он пишет, что, по вероятному благословению патриарха всея Руси Гермогена, из Казани было "принесение списка (выделено авт.) с чудотворной иконы в первое ополчение, после чего была одержана победа в "етманский бой ", в трудном сражении с гетманом Хоткевичем у Новодевичьего монастыря". Однако среди подавляющего большинства ученых существует мнение, что патриарх Гермоген ради спасения Руси приказал принести из Казани в первое ополчение не список с Казанской иконы Божией Матери, а сам новоявленный Образ, свидетелем явления которого был сам Гермоген. Общеизвестно также, что "етманский бой" был не при первом ополчении, а при втором. Бой второго ополчения, которым командовал князь Пожарский, с войсками гетмана Хоткевича начался 21 августа 1612 года и закончился 24 августа полным разгромом последнего. Не верна ни хронологически, ни исторически и следующая фраза в публикации Павловича: "…сам же Образ, уже прославленный в бою (выделено авт.), взяли в поход в Москву″. Но Образ перед походом в Москву второго ополчения прославлен в бою еще не был. До появления во втором ополчении Образ ранее находился в войске князя Д.Т. Трубецкого, который за ненадобностью отправил его в начале 1612 года обратно в Казань. При этом напрашивается мысль. Если у князя Трубецкого, по мнению Павловича, был список с иконы, а не сам подлинник, какая необходимость была отправлять список в Казань? Ответ очевиден. Трубецким в Казань был отправлен подлинный Образ.

Вот как об этом пишет известный историк, архивист и археограф А.Ф. Малиновский в своем фундаментальном сочинении "Обозрение Москвы", законченном им в конце 20-х годов XIX в., но опубликованном лишь в 1992 году: "Икона сия, 8 провожаемая протопопом с духовенством, прибыла в Ярославль в тот самый день, как и шествовавший из Нижнего Новгорода с ополчением на избавление Москвы князь Пожарский. Столь нечаянно благословенная встреча принята была за доброе предвещание с твердым упованием успеха. Все воинство молило предводителя, чтобы изображение заступницы Казанской сопутствовало им в походе. И так настоящий (выделено авт.) образ остановлен в Ярославле, а список (выделено авт.) с оного, богато украшенный, отпущен был в Казань". 9

На стр. 230 своего труда Павлович в примечании 38 делает ссылку, 10 где пишет, что освящение Казанского собора состоялось 15/16 Октября 1636 года "в присутствии царя, патриарха и, вероятно, царской семьи", умалчивая о том, что при освящении собора присутствовал и князь Д.М. Пожарский. Хотя в источнике, указанном в ссылке, об этом сказано. Делая в примечании 39 другую ссылку, 11 где на стр.7 указан вклад царской семьи Казанскому собору в виде большого колокола, Павлович опять умалчивает о том, что на стр. 5 этого же источника говорится о том, что: "Казанский 12 , что на Красной площади, построен блаженныя памяти при Государе Царе Михаиле Феодоровиче, около 1630 году Князем Димитрием Михайловичем Пожарским, и освящен 1637. Церковь так названа, по тому, что в ней в 1633 году поставлена чудотворная икона Казанския Богородицы". 13

Вот так рождается фальсифицированная история. О чем-то нам расскажут, о чем-то умолчат, а какие-то события изложат в нужном им (фальсификаторам) свете.

В отличие от г-на Павловича, исследования таких знаменитых архивистов, археографов, историков и биографов XVIII, XIX и ХХ вв., как Максимович Л.М, Глинка С.Н., Малиновский А.Ф., Погодин М.П., Бантыш-Каменский Д.Н., Чичагов Н.И., Смирнов С.К., Забелин И.Е., Мельников П.И., Даль Л.В., Савелов Л.М., Корсакова В.Д., а также современных исследователей XX века, таких как Гуляницкий Н.Ф., 14 Журин О.И., Мокеев Г.Я., 15 Н.М. Курганова, 16 Р. Скрыпников 17 и др. говорят об обратном. Все вышеупомянутые авторы утверждали, что Казанский собор на Красной площади в Москве первоначально был построен князем Д.М.Пожарским.

Так А.Ф. Малиновский (1762-1840), сенатор, управляющий архивом Коллегии иностранных дел, 18 пишет: "Казанский собор построен боярином князем Димитрием Михайловичем Пожарским… Родитель государев Филарет Никитич убедил князя Пожарского в 1625 году украсить тот образ многоценною утварью, 19 а в 1630-м создать и особенный храм для оного. Строение Казанского собора, производившееся иждивением князя Пожарского, кончилось в 1633 году, но неизвестно от чего освящение церкви отложено было до 1637 года" 20 . Следует отметить, что все сведения о князе Д.М. Пожарском были взяты А.Ф. Малиновским из документальных источников XVII в., хранящихся в то время в Московском архиве Коллегии иностранных дел. И работать с этими источниками А.Ф. Малиновский начал задолго до Отечественной войны 1812 года, что подтверждает и Н.М. Курганова в своей работе. 21 Когда же в августе 1812 года архив был эвакуирован в Нижний Новгород, то во время эвакуации ряд документов архива был утрачен.

Теперь проведем анализ высказывания И.Крылова. То, что священнослужители не занесли в Синодик Казанского собора имя князя Д.М. Пожарского, еще не означает, что он не был строителем Казанского собора. В Синодике вообще не упоминается о каком-либо строителе собора. Но что может лучше всего напоминать о князе Пожарском, как не сам собор, построенный им? И что может быть драгоценнее дара, чем сам образ Пречистыя Казанския Богородицы, подаренный князем Пожарским Казанскому собору? Согласно исследованиям А.Ф. Малиновского, князь Пожарский "… перенес туда из приходской своей церкви преукрашенную от него драгоценными каменьями Чудотворную икону Пресвятыя Богородицы 22 , из Казани присланную и войско его, при завоевании Москвы, сопровождавшую" 23 . Что же касается неупоминания в Синодике Казанского собора как самого князя Пожарского, так и членов его рода, то ни сам князь Пожарский, ни члены его семьи по мужской линии на территории Казанского собора не похоронены. Имеется лишь захоронение дочери князя Петра Дмитриевича Пожарского – боярыни княгини Евдокии Петровны, жены боярина князя Юрия Алексеевича Долгорукого. Кроме Долгоруких, имеются захоронения из родов князей Шереметьевых, Нарышкиных, Милославских и др., фамилии которых и упоминались в Синодике Казанского собора 24 .

Итак, казалось бы, справедливость восстановлена, так как заявление Павловича (со ссылкой на Крылова) о непричастности князя Д.М. Пожарского к строительству Казанского собора на Красной площади в Москве является беспочвенным и бездоказательным. Однако у Павловича Г.А. имеются немногочисленные последователи, принявшие его точку зрения. И эти последователи, ссылаясь, в свою очередь на Павловича, пытаются оказать влияние на общественное мнение. В результате на свет появляется цветной буклет о Казанском соборе на русском и английском языках, искажающий достоверные исторические факты, излагая их в духе г-на Павловича. Тем самым принижая роль князя Д.М.Пожарского в общественно-политической и духовной жизни России того времени, умаляя его личностные качества как великого гражданина своего Отечества.

Одним из последователей Павловича Г.А. является Эскин Ю.М., сотрудник Российского государственного архива древних актов. Его первая работа о Д.М. Пожарском была опубликована еще в 1976 году в журнале "Вопросы истории" № 8, когда он работал учителем истории в средней школе. Очерк весьма сырой. О первом народном ополчении в очерке вообще ни слова. Очень вольное изложение исторических событий о формировании второго народного ополчения. Какая-то сказка, иначе и не скажешь, о неожиданном приезде Д.М. Пожарского в марте 1611 года в Москву и о его "случайном" возглавлении стихийного восстания жителей Москвы против поляков. Но год публикации работы был 1976 и роль князя Пожарского, как героя России, Эскин решил не подчеркивать. В его очерке Д.М. Пожарский представлен как суздальский князь. Ни слова не сказано о многочисленных нижегородских вотчинах князя. А человеческая сущность князя представлена следующим высказыванием Эскина: "Пожарский считал законным того монарха, которому целовала крест Москва". 25 Хотя общеизвестно, что Д.М. Пожарский не присягал ни Лжедмитрию I, ни Лжедмитрию II, ни польскому королевичу Владиславу, в то время как Москва целовала крест всем троим. Не говоря уже о том, что этих слов князь Пожарский никогда не говорил. Эти слова говорили Пожарскому жители Зарайска, где князь был воеводой в 1610-1611 гг.: "…целуем крест тому, кто будет Московскому государству царь" 26 . На что князь ответил, что и теперь есть царь и незачем требовать другого 27 .

В своем очерке о Д.М.Пожарском Эскин пишет: "В 1631г. князь построил около Красной площади в Москве Казанский собор…". 28 Но через 24 года он открещивается от своих слов в другой своей публикации, 29 ссылаясь на более авторитетный для него источник, чем был ранее – на вышеназванную работу Павловича. В примечании 36 к своей работе Эскин пишет: "Вывод автора о непричастности Д.М. Пожарского к постройке этого собора, 30 вопреки исторической легенде, подтверждает и отсутствие упоминания о нем в духовной″. 31 Но об этом "аргументе" пишет и Павлович со ссылкой на Крылова. Однако вкладов Пожарского в Казанский собор по его завещанию не было потому, что финансовые затраты Пожарского были весьма значительны уже при постройке им самого собора. И как говорилось нами ранее, самый значительный вклад в Казанский собор князь Пожарский сделал еще при своей жизни, подарив собору в 1633 году самое драгоценное, что у него было – чудотворную Казанскую икону Божией Матери украшенную им же драгоценными камнями. Что же касается исторических исследований многих известных архивистов, археографов и историков XVIII, XIX, и XX вв., то они для Эскина не более, чем "историческая легенда".

Примыкает к числу единомышленников Павловича по вопросам умаления роли князя Пожарского в спасении нашего Отечества и Шикман А.П., который так пишет о князе Пожарском: "П. был приглашен К.М. Мининым возглавить войско и осенью отправился в Нижний Новгород. В 1612 году сформировал и возглавил армию". 32 Ни больше, ни меньше. Ни о первом, ни о втором народных ополчениях, ни о всенародном едином порыве освободить Отечество от литовско-польских завоевателей – об этом ни слова. Источниковая же ссылка − на раннюю работу Эскина 33 . Как будто других, более авторитетных, источников о Д.М. Пожарском нет.

Дополняет вышеперечисленных авторов Д.И. Хафизов. В своей публикации "Прославление святой иконы" он пишет, что Казанский собор был построен по государственной инициативе на деньги царя 34 . При этом основным его источником для подобного утверждения является вышерассмотренная нами публикация Павловича, на которую он в своем повествовании ссылается трижды.

Никто, и я в том числе, не призывает снять со стены Казанского собора мемориальную доску, на которой запечатлены имена нынешнего мэра Москвы и его заместителя. Честь им и хвала, что их чаяниями и трудами восстановлен и вновь открыт в 1993 году Казанский собор. Но что мешает московским властям повесить рядом еще одну памятную доску, на которой мы смогли бы увидеть имя первостроителя Казанского собора – князя Дмитрия Михайловича Пожарского? Это было бы достойно имени великого российского героя и исторически справедливо.

Примечания

1.Во всех известных источниках ХVIII, XIX и ХХ веков, кроме обсуждаемых в настоящей работе, первостроителем Казанского собора на Красной площади в Москве называется спаситель нашего Отечества - князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

2.Шматов В.Е. О дате рождения князя Д.М.Пожарского. Нижегородская правда. №76, 2005.

3.Гуляницкий Н.Ф. Освободительные идеи Руси в образах памятников архитектуры XVI - первой половины XVII вв. Архитектурное наследство. Выпуск 32. М., 1984. С.39. Ранее, в этой же работе, Гуляницкий пишет: "Наиболее известным храмом - памятником Пожарского в Москве был несохранившийся Казанский собор (был снесен в 1936 году - прим. авт.) на Красной площади, начатый строительством в 20-х годах и освященный в 1637г.". В другой своей работе - "Церковь Покрова в Медведкове и русское зодчество ХVI - XVII вв.".Архитектурное наследство. Выпуск 28. М., 1980. С.59, он писал: "Медведковский храм строился одновременно с другой постройкой Д.М.Пожарского: в 1636 г. он закончил сооружение Казанского собора в Москве на Красной площади, также посвященного победе над польско - литовскими захватчиками".

4.Павлович Г.А. Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади в Москве. Культура средневековой Москвы XIV - XVII вв. М., "Наука", 1995. С. 231.

5.Писателями Крылов называет священнослужителей, ведущих записи в Синодике Казанского собора.

6.Казанской Богородицы.

7.Крылов И. Крестный ход в Казанский Собор 22-го Октября. Московские ведомости, 1850. № 128. С. 1347.

8.Чудотворный образ Казанской Богородицы.

9.Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. Сост.С.Р.Долгова. М., Московский рабочий, 1992. С.88.

10. Выход государей. Изд. П.М. Строева. М., 1844. С.41.

11.Максимович Л.М. Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским. Часть I, II, III, IV. Москва, в Университетской типографии, у В. Окорокова, 1792.

13.Орфография сохранена.

15.Журин О.П., Мокеев Г.Я. Казанский собор на Красной площади Москвы в реставрации П.Д. Барановского. Архитектурное наследство. Выпуск 36. М., 1988.

16.Курганова Н.М. Надгробные плиты из усыпальницы князей Пожарских и Хованских в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля. Памятники культуры: новые открытия 1993. М., 1994.

17.Скрыпников Р. Минин и Пожарский. Хроника Смутного времени. М., 1981.

18.Главный архив России в конце XVIII - начале XIX вв.

19.Казанскую икону Божией Матери.

20.См. п.9. С89.

22.В Казанский собор.

23.Биографические сведения о князе Димитрие Михайловиче Пожарскомъ. Сочинены А. Малиновским. Москва. В типографии С.Селивановскаго. 1817г.

25.Эскин Ю.М. Дмитрий Пожарский. Вопросы истории. 1976. №8.С.110.

26.Корсакова В. Пожарский, кн. Димитрий Михайлович. Русский биографический словарь. Под ред. А.А. Половцова. Спб., 1905.

27.В.И. Шуйский.

28.См. п.25. С.117.

29.Эскин Ю.М. Завещание князя Д.М. Пожарского. Отечественная история. 2000. №1.

30. Павловича.

31.См. п.29. С.149.

32.Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический словарь-справочник" М., 1997г.

34.Сайт духовной семинарии Казанской епархии "Православный собеседник № 1 (6)", 2004.

Казанский кремль расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки . Казанский кремль представляет собой комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих его многовековую историю: археологические остатки первого (XII-XIII вв.), второго (XIV-XV вв.) и третьего городищ (XV-XVI вв.); построенный из волжского известняка и кирпича кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность. Территория кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлевского холма, вытянутый с северо-запада, от реки Казанки, на юго-восток, к Площади 1 мая (быв. Ивановской, по близлежащему Иоанно-Предтеченскому монастырю) и зданию Гостиного двора (ныне музей РТ) . Общая площадь кремля составляет 1500 квадратных метров, окружность 1800 м. Южная стена Кремля с пятью башнями выходит на Площадь Тысячелетия - вид на Кремль с этой площади является самой распространённой «визитной карточкой» города. Кремль имеет богатую подсветку в тёмное время суток.

История

Древнейшая история кремля

До наших дней не сохранилось письменных свидетельств возникновения кремля, но по официальной версии город Казань был основан в начале X века . В начале своего существования Кремль именовался Керман (тат. Кирмән ). Какие-либо письменные источники на этот счёт отсутствуют.

XII-XIV вв. Булгарская крепость

Наиболее ранние археологические находки были найдены в северной части кремля, ближе к Казанке, там где находилось древнейшее булгарское укрепленное поселение и позднее, в течение столетия, крепость Казанского ханства. Исследователи расходятся относительно датировки деревянных крепостных сооружений древнейшего периода: некоторые полагают, что булгарское торговое поселение было укреплено уже в X веке, другие - только в XII веке. Относительно характера укреплений ученые также расходятся, одни полагают, что каменные стены частично были возведены уже в XII веке, другие полагают, что лишь в XV или в XVI веке, после реконструкции кремля по указу Ивана Грозного псковскими зодчими. Со 2-й половины XIII века до 1-й половины XV века Кремль превращается в центр Казанского княжества в составе Золотой Орды: в 1236 году монгольские орды во главе с Батыем вторглись в пределы Волжской Булгарии и разорили ее столицу Булгар , а в 1240 году Булгария, как и русские княжества, окончательно оказалась в подчинении Золотой Орды . Часть булгар бежала в районы речки Казанки и основали Иски-Казань, город в 45 километрах от Казани. В 1370 году булгарский князь Хасан заложил основу крепости на месте современного Казанского кремля, служившей резиденцией булгарских князей до 1445 года.

XV - первая половина XVI века. Ханская крепость

Памятный знак у фундамента ханского мавзолея рядом с башней Сююмбике

Ханская цитадель была обнесена дубовыми (возможно местами каменными) стенами, толщиной до 9 метров с 4 проездными башнями: Нур-Али, Елабуга, Большие ворота, Тюменские ворота. Илистый Булак (от тат. «рукав», проток, соединявший реку Казанку и озеро Кабан) защищал крепость с запада; а с наименее защищенной юго-восточной стороны крепость была огорожена глубокими рвами. Курбский оставил такое описание Казани: «а от Казань-реки гора так высока, иже оком воззрити прикро; на ней град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные, идеже их умершие царие клались, числом памятимися, пять их…» («мурованные» - каменные). Соборная мечеть Кул-Шариф имела по преданию 8 минаретов. Есть все основания предполагать, что внешний облик мечетей был сходен с каменными строениями того же времени в Касимове и Булгаре , где гладкие плоскости стен контрастируют с изящными резными и керамическими вставками элементов декора. Тезицкий (тезик араб. - купец) ров отделял ханскую цитадель от южной части, где застройка была деревянной. Здесь селились приближенные хана и находилось кладбище. При мечетях находились медресе и мавзолеи.

Вторая половина XVI века. Строительство каменного кремля псковскими зодчими

Архитектура башни

Башня состоит из 7 ярусов: первые три яруса в плане квадратные и имеют открытые галереи-гульбища, остальные четыре - восьмиугольные. Башню завершает 6-гранный кирпичный шатер (высота 58 метров или 34 сажени 6 футов), который до 1917 года был увенчан двуглавым орлом, покоившемся на золоченом «яблоке» (по преданиям казанских татар в шаре были заключены важные документы, связанные с историей и культурой татар). Грани всех ярусов украшены лопатками или тонкими кирпичными валиками. В нижнем ярусе башни - сквозной проезд. На западном и восточном фасадах пилоны нижнего яруса имеют по 2 приставные колонны коринфского ордера, пересеченные посередине высоты «типично русскими горизонтальными валиками» . Стены кирпичные, раствор известковый, фундамент покоится на дубовых сваях. С 1917 до 1930-х - российский герб заменили полумесяцем, в 1930-х полумесяц убрали, в 1990-х полумесяц вновь водрузили на башне.

Дворцовая церковь

Дворцовая (Введенская, освящена с 1859 в честь Сошествия Св. Духа) церковь

В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева» авторы склоняются к версии, что Дворцовая церковь «поставлена на месте, где в период Казанского ханства стояла мечеть Нур-Али», однако эта версия опирается на поздние источники (экспликации к плану города 1768 года, где храм указан как «церковь, обращенная из мечети») и является одной из гипотез истории Введенской (освященной в 19 веке в честь Сошествия св. Духа) церкви.

Введенская церковь была сильно повреждена пожаром 1815 года и долго простояла в руинах. По приказу Николая I , посетившего Казань в 1836 году, церковь была восстановлена по «высочайше» утвержденному в 1852 году проекту как дворцовая при Губернаторском дворце. В 1859 году церковь была освящена в честь Сошествия Святого Духа. Новый храм точно воспроизводил конструктивную схему и стилистические особенности прежней Введенской церкви, архитектурными аналогами которой в Казани можно считать разрушенные Введенский собор Кизического монастыря , и Воскресенский собор - Новоиерусалимского монастыря («Архиерейской дачи»), также имевшие крытые арочные галереи и ступенчатую схему объемов. Сам дворцовый храм Сошествия Св. Духа с приделом св. мученицы царицы Александры занимал только второй этаж, на первом этаже размещался придел во имя Николая Чудотворца, храмовая икона в который была пожертвована в середине XIX века Анной Давыдовной Боратынской.

Чередование 4 и 8-гранных объемов, сама ступенчатая структура церкви, созвучна ступенчатой архитектуре башни Сююмбике, превосходя дозорную башню по богатству убранства декора.

Губернаторский дворец

Президентский (быв. Губернаторский) дворец

Дворец казанского губернатора расположен в северной части кремля, на том месте, где в древности находился дворец казанских ханов, а в XVIII веке - обер-комендантский дом. Здание построено в 40-е гг. XIX века в т. н. псевдовизантийском стиле . Проект «дома военного губернатора с помещениями для императорских квартир» составил известный московский архитектор А. К. Тон , автор проекта Большого Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя в Москве. Дворец состоит из главного корпуса и примыкающей со двора циркумференции служб. Постройкой дворца руководил направленный из Петербурга архитектор А. И. Песке, отстраивавший Казань после городского пожара 1842 года. Отделка интерьеров проходила под руководством архитектора М. П. Коринфского, одного из архитекторов комплекса «Казанского императорского университета». Центр главного фасада - ризалит, завершенный фронтом с тремя килевидными арками. Здание имеет два крыльца на 2-х ордерных колоннах с арочными дверными проемами. Первый и второй этажи разбиваются рядом ордерных пилястр и арочных оконных проемов. Фасад в плане представляет полукруг и имеет проезд во внутренний дворик дворца. В эклектическом декоре здания сочетаются элементы русского классицизма (членение коринфским ордером, рустовка 1 этажа, общая симметрия), барокко (раскреповка антаблемента над пучками колонн главного ризалита, характер фронтонов портиков) и древнерусского зодчества (висячие гирьки спаренных арок окон 2 этажа, килевидные закомары центрального ризалита, характер фигурных опор арочного подвесного перехода в Дворцовую церковь). В советское время в здании находился Президиум Верховного совета и Совета Министров ТАССР.

Здание присутственных мест (губернской канцелярии)

2-этажное здание губернаторского правления - присутственных мест - расположено по правую сторону главной кремлевской улицы и Спасской башни. Проект составлен В. И. Кафтыревым, который был в 1767 году направлен сенатом в Казань для детализации генерального плана города, разработанного комиссией Санкт-Петербурга и Москвы после большого пожара в Казани в 1765 году. Главным был второй этаж, куда высшие чиновники и важные посетители поднимались по парадной лестнице, и где располагался зал «аудиэнции» перед «судебной палатой» - центральный зал с 4 окнами. К ней примыкали «секретная» и «секретарская», в остальных комнатах сидели «приказные служители». Здание имеет подвальный этаж со сводчатыми помещения. Для проезда в протяженный двор между зданием присутственных мест и восточным пряслом кремлевской стены, здание имеет два сквозных проезда, делящих здание на 3 секции. С северной стороны к зданию примыкает здание бывшей Консистории.

Благовещенский собор

Благовещенский собор и колокольня в начале XX века

Построен в XVI веке псковскими зодчими Иваном Ширяем и Постником Яковлевым. Белокаменный крестовокупольный в плане собор первоначально был почти в 2 раза меньше современного храма, расширившегося в результате нескольких реконструкций. Свод покоится на 6 круглых, как в Успенском соборе Московского кремля столпах. Купола собора в 16 веке имели шлемовидную форму. В конце 16 века к храму были пристроены боковые приделы: северный во имя св. Петра и Февронии муромских и южный во имя св. князей Бориса и Глеба, соединенных папертью, которая огибала центральный кубовидный объем собора.

В XVIII и XIX веке ряд переделок радикально изменил облик собора, в особенности вид с западной стороны. В 1736 году шлемовидные купола были заменены на луковичные, а центральный купол получил завершение в виде так называемой «бани» в стиле украинского барокко . Рядом с собором стояла церковь Рождества Христова, построенная в 1694 году при митрополите Казанском Маркелле. К 1821 году Христорождественский храм сильно обветшал и техническая комиссия предложила на его месте построить новый теплый храм. Император Николай I, посетивший Казань в 1836 году, предложил на месте Рождественского храма выстроить новую теплую трапезную Благовещенского собора, расширив собор на запад. По проекту казанского губернского архитектора (1834-1844) Фомы Петонди (1794-1874) собор был расширен на запад, север и юг, для чего были снесены одноэтажная трапезная и старое крыльцо XVIII века. Эта реконструкция сделала собор более удобным для молитвы, однако сильно изменила его первоначальный гармоничный облик. С тех пор экстерьер собора не изменялся, если не считать разрушения построенного по проекту Ф. Петонди крыльца собора, снесенного после революции, и уничтоженной коммунистами в 1928 году великолепной 5-ярусной колокольни XVII века, хранившей самый большой колокол Казани. Вес его составлял 1500 пудов (около 24570 кг).

Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря

Преображенский собор Спасского монастыря в начале XX века

Основан в XVI веке св. Варсонофием . Сохранились братский корпус в северной части монастыря; кирпичная ограда с восточной стороны монастыря, реконструированный в формах XIX века храм Николы Ратного (служивший чайной в расположенной в советское время здесь военной части); подклет взорванного в 1930-х годах Преображенского собора; фундамент разрушенной после 1917 года монастырской колокольни с храмом св. Варвары в нижнем ярусе.

Здание консистории

Здание духовного ведомства в XIX веке. В советское время в здании размещалось Министерство здравоохранения ТАССР.

(ЕГРОКН)
объект № 1610053000 (БД Викигида)

Территория Кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлёвского холма, вытянутый с северо-запада, от реки Казанки, на юго-восток, к Площади 1 мая . Расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки .

Ханская цитадель (Арк ) была обнесена дубовыми (возможно местами каменными) стенами, толщиной до 9 метров с 4 проездными башнями: Нур-Али, Елабуга, Большие и Тюменские ворота. Илистый Булак (от тат. «рукав» , протока, соединявшая реку Казанку и озеро Кабан) защищал крепость с запада; а с наименее защищённой юго-восточной стороны крепость была огорожена глубокими рвами.

Андрей Курбский оставил такое описание Казани: «а от Казань-реки гора так высока, иже оком воззрити прикро; на ней град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные, идеже их умершие царие клались, числом памятимися, пять их…» («мурованные» - каменные).

Соборная мечеть имела по преданию 8 минаретов, при мечетях находились медресе и мавзолеи (дюрбе). Есть все основания полагать, что внешний облик мечетей был сходен с каменными строениями того же времени в Касимове и Булгаре , где гладкие плоскости стен контрастируют с изящными резными и керамическими вставками элементов декора.

Башня состоит из 7 ярусов: первые три яруса в плане квадратные и имеют открытые галереи-гульбища, остальные четыре - восьмиугольные. Башню завершает 6-гранный кирпичный шатер (высота 58 метров или 34 сажени 6 футов), который до 1917 года был увенчан двуглавым орлом, покоившемся на золоченом «яблоке» (по преданиям казанских татар в шаре были заключены важные документы, связанные с историей и культурой татар). Грани всех ярусов украшены лопатками или тонкими кирпичными валиками. В нижнем ярусе башни - сквозной проезд. На западном и восточном фасадах пилоны нижнего яруса имеют по 2 приставные колонны коринфского ордера, пересеченные посередине высоты «типично русскими горизонтальными валиками» . Стены кирпичные, раствор известковый, фундамент покоится на дубовых сваях. С 1917 до 1930-х - российский герб заменили полумесяцем, в 1930-х полумесяц убрали, в 1990-х полумесяц вновь водрузили на башне. Башня занесена в список сорока падающих башен мира. Её отклонение от вертикали составляет 2 метра. Отклонение произошло по причине проседания фундамента в одной части. На сегодняшний день падение башни остановлено.

Дворцовая (Введенская) церковь

В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева» авторы склоняются к версии, что Дворцовая церковь «поставлена на месте, где в период Казанского ханства стояла мечеть Нур-Али», однако эта версия опирается на поздние источники (экспликации к плану города 1768 года, где храм указан как «церковь, обращенная из мечети») и является одной из гипотез истории Введенской (освященной в 19 веке в честь Сошествия св. Духа) церкви.

Введенская церковь была сильно повреждена пожаром 1815 года и долго простояла в руинах. По приказу Николая I , посетившего Казань в 1836 году, церковь была восстановлена по «высочайше» утверждённому в 1852 году проекту как дворцовая при Губернаторском дворце. В 1859 году церковь была освящена в честь Сошествия Святого Духа. Новый храм точно воспроизводил конструктивную схему и стилистические особенности прежней Введенской церкви, архитектурными аналогами которой в Казани можно считать разрушенные Введенский собор Кизического монастыря , и Воскресенский собор - Новоиерусалимского монастыря («Архиерейской дачи»), также имевшие крытые арочные галереи и ступенчатую схему объёмов. Сам дворцовый храм Сошествия Св. Духа с приделом св. мученицы царицы Александры занимал только второй этаж, на первом этаже размещался придел во имя Николая Чудотворца, храмовая икона в который была пожертвована в середине XIX века Анной Давыдовной Боратынской.

Чередование 4 и 8-гранных объёмов, сама ступенчатая структура церкви, созвучна ступенчатой архитектуре башни Сююмбике, превосходя дозорную башню по богатству убранства декора.

Ныне здесь находится Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан.

Президентский дворец

Дворец казанского губернатора расположен в северной части кремля, на том месте, где в древности находился дворец казанских ханов, а в XVIII веке - обер-комендантский дом. Здание построено в 40-е гг. XIX века в т. н. псевдовизантийском стиле . Проект «дома военного губернатора с помещениями для императорских квартир» составил известный московский архитектор К. А. Тон , автор проекта Большого Кремлёвского дворца и Храма Христа Спасителя в Москве. Дворец состоит из главного корпуса и примыкающей со двора циркумференции служб. Постройкой дворца руководил направленный из Петербурга архитектор А. И. Песке, отстраивавший Казань после городского пожара 1842 года. Отделка интерьеров проходила под руководством архитектора М. П. Коринфского , одного из архитекторов комплекса «Казанского императорского университета». Центр главного фасада - ризалит, завершенный фронтом с тремя килевидными арками, возможно, схожими с архитектурой ханского дворца. Здание имеет два крыльца на 2-х ордерных колоннах с арочными дверными проемами. Первый и второй этажи разбиваются рядом ордерных пилястр и арочных оконных проемов. Фасад в плане представляет полукруг и имеет проезд во внутренний дворик дворца. В эклектическом декоре здания сочетаются элементы русского классицизма (членение коринфским ордером, рустовка 1 этажа, общая симметрия), барокко (раскреповка антаблемента над пучками колонн главного ризалита, характер фронтонов портиков) и древнерусского зодчества (висячие гирьки спаренных арок окон 2 этажа, килевидные закомары центрального ризалита, характер фигурных опор арочного подвесного перехода в Дворцовую церковь).

В советский период в здании находился Президиум Верховного совета и Совета Министров Татарской АССР. В настоящее время является резиденцией Президента Республики Татарстан .

Мечеть Кул-Шариф

Сохранились братский корпус в северной части монастыря; кирпичная ограда с восточной стороны монастыря, реконструированный в формах XIX века храм Николы Ратного (служивший чайной в расположенной в советское время здесь военной части); подклет взорванного в 1930-х годах Преображенского собора; фундамент разрушенной после 1917 года монастырской колокольни с храмом св. Варвары в нижнем ярусе, фундамент церкви св. Киприана и Иустинии.

Здание присутственных мест (губернской канцелярии)

2-этажное здание губернаторского правления - присутственных мест - расположено по правую сторону главной кремлёвской улицы и Спасской башни. Проект составлен В. И. Кафтыревым , который был в 1767 году направлен сенатом в Казань для детализации генерального плана города, разработанного комиссией Санкт-Петербурга и Москвы после большого пожара в Казани в 1765 году. Главным был второй этаж, куда высшие чиновники и важные посетители поднимались по парадной лестнице, и где располагался зал «аудиэнции» перед «судебной палатой» - центральный зал с 4 окнами. К ней примыкали «секретная» и «секретарская», в остальных комнатах сидели «приказные служители». Здание имеет подвальный этаж со сводчатыми помещениями. Для проезда в протяженный двор между зданием присутственных мест и восточным пряслом кремлёвской стены, здание имеет два сквозных проезда, делящих здание на 3 секции. С северной стороны к зданию примыкает здание бывшей Консистории.

Комплекс пушечного двора

Ансамбль пушечного двора состоит из четырёх корпусов. Здесь располагался один из крупнейших в России заводов по изготовлению и ремонту артиллерийских орудий. Казанский пушечный завод внёс свой вклад в победу русского оружия в войне 1812 г. После пожара 1815 г. завод прекратил своё существование . Недавно тут открыли Музей Оружия - Дух Воина.

Здание консистории

Здание духовного ведомства в XIX веке. В советское время в здании размещалось Министерство здравоохранения ТАССР.

Архиерейский дом

Манеж

Строевой манеж для проведения учений Казанского военного училища построен в 1880-е по проекту 1881 г., выполненному в Петербурге. Инженерное решение кровли здания позволило перекрыть значительную площадь (18 х 56 метров) однопролетными стропильными конструкциями. После проведенной в 2003-2006 гг. реставрации в здании предполагается устроить хранилище и читальный зал Музея древних книг и рукописей .

Здание гауптвахты

Находится в юго-восточном углу, направо от главного въезда Спасской башни. Здание построено в 19 веке на месте, где с 18 века находился каменный цейхгауз - склад военного имущества при губернской канцелярии, стоявшей рядом. Архитектура здания предельно аскетична.

Утраченные здания и сооружения Казанского кремля

  • Колокольня XVII века Благовещенского собора (уничтожена в 1928 году, имела 5 ярусов и служила местом хранения самого большого колокола дореволюционной Казани),
  • Преображенский собор (взорван в 1930-х годах);
  • Колокольня с храмом св. Варвары в нижнем ярусе (уничтожена после 1917 года),
  • Церковь св. Киприана и Иустинии.

Археологические исследования Казанского кремля

Основу археологическим изысканиям положили в XIX веке казанские краеведы профессор КГУ (ныне КФУ) Н. П. Загоскин и П. А. Пономарев, исследовавшие котлован на месте строящегося корпуса Юнкерского училища. Значительные археологические раскопки были проведены в 1920-х годах. Н. Ф. Калининым и Н. А. Башкировым. Систематические исследования ведущиеся с 1971 года под руководством Л. С. Шавохина и А. Х. Халикова позволили определить стратиграфию культурных отложений. В 1990-х годах был проведен ряд археологических исследований, в частности не подтвердивших версию о том, что Благовещенский собор якобы был построен на месте главной мечети ханства: каких-либо археологических фундаментов периода Казанского ханства под собором выявлено не было.

gastroguru © 2017