Кафедральный собор Св. Иоанна в Валлетте. Собор св. Иоанна Предтечи Архитектура и интерьер базилики

Так уж устроена европейская цивилизация, что практически у каждого крупного или просто значимого города есть свой собор, который претендует на звание «самого»… высокого, красивого, мрачного и т.д. и т.п., у кого насколько фантазии хватит. Есть чем в этом плане похвастаться, далеко не самому крупному и, возможно, не очень экономически и политически значимому, но, безусловно, одному из интереснейших городов Европы - мальтийской столице Валлетте.

Речь идет о Соборе Святого Иоанна Крестителя - главном Сокафедральном соборе мальтийских рыцарей. На искушенного, повидавшего многие европейские храмы туриста внешний вид Собора Святого Иоанна вряд ли произведет впечатление: массивное сооружение, больше напоминающее крепость, нежели чем культовое место. Впрочем, так оно и есть.


Собор был заложен в 1572 году спустя семь лет после Великой осады Мальты османами. Наверняка рыцари хорошо помнили, что от верной гибели их спасли крепкие стены, стойкость защитников и немного удачи. Поэтому можно предположить, что свою главную церковь они хотели видеть не только местом, где они будут молиться, но и местом, где они будут принимать последний бой и умирать, поэтому ее строительство было поручено военному архитектору Глорму Кассару. Однако ход истории внес свои коррективы: звон скрещиваемых мечей, крики поверженных и стоны раненых стены Собора так и не услышали.


Расцвет Мальтийского ордена, приток пожертвований позволили рыцарям щедро компенсировать внешнюю скромность своего собора внутренними барочными «изысками» и великолепием. Лучшие художники того времени занимались росписью внутренних стен храма. Основную часть работы выполнил живописец Маттиа Прети, его кисти принадлежит весь свод Собора, который украшен сценами из жизни Святого Иоанна Крестителя, алтарь Арагонской часовни, на котором изображен Святой Георгий Победоносец, алтарь Итальянской часовни, посвященный Святой Екатерине и многие другие места в храме.



Отдельное место во внутреннем убранстве Собора Святого Иоанна занимают две работы Карваджио: «Усекновение головы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним», которые можно увидеть в Молельне, построенной в 1602-1605 гг. для того, чтобы в ней могли обращаться к Богу новообращенные братья. По задумке руководителей ордена, картины Карваджио должны были настраивать молящихся на нужный душевный лад.


Что касается «самого-самого»... Только в Соборе Святого Иоанна можно увидеть самый большой полный комплект гобеленов в мире. Коллекция состоит из 29 полотнищ: 14 из них представляют собой сцены из жизни Христа и аллегорические сюжеты, еще 14 изображают Деву Марию, Христа Спасителя и 12 Апостолов. Площадь каждого из этих гобеленов составляет внушительные 40 кв. м. На последнем из гобеленов, площадь которого вдвое меньше других, изображен Великий магистр Рамон Перелльос и Роккафуль. Именно он, когда в 1697 году был возведен в ранг Великого магистра, заказал изготовление этих гобеленов фламандскому мастеру Джудокусу де Вос. В качестве эскизов были использованы работы Питера Поля Рубенса.


Множество других подарков от Великих Магистров и рядовых членов Мальтийского ордена выставлено в самом Соборе и в его музее, расположенном на втором этаже. В частности, это великолепная коллекция из 13 литургических одеяний великих магистров, расшитых золотыми и серебряными нитями, позолоченная дарохранительница, в которой содержались мощи Иоанна Крестителя, коллекция хоральных книг ордена и многие другие произведения искусства.


Каждый, кто переступает порог Собора Святого Иоанна, в буквальном смысле слова начинает ходить по истории Мальтийского ордена, поскольку вся его центральная часть выложена мраморными надгробиями, тех, кто, собственно ее и творил - рыцарей ордена. Каждое из них представляет собой самостоятельное произведение искусства, изображающее жизнь и деяния покоящихся героев, поэтому посетительницам на высоких каблуках необходимо быть готовыми переобуться в тапочки, услужливо продаваемые по 1 евро за пару.


В целом, Собор Святого Иоанна Крестителя в Валлетте без преувеличения можно назвать одной из сокровищниц исторического и культурного наследия общемирового значения, без посещения которой визит на Мальту не может считаться состоявшимся.

Собор получил свое наименование от Латеранского дворца, в котором он устроен, а сам дворец - по имени консула Плавтия Латерана, которому он первоначально принадлежал. Император Максимиан подарил его дочери своей Фавсте, супруге св. императора Константина, который в стенах этого дворца и соорудил настоящий собор. Освящение собора совершено было 9 ноября 324 г. св. Сильвестром, папой римским.

Первоначально он был посвящен Спасу Всемилостивому, о чем свидетельствует древний мозаичный образ Спасителя над главным входом, и назывался базиликой Спаса (Basilica San Salvatore), а также базиликой Константина (Basilica Constantiana) по имени своего основателя. Но впоследствии он был посвящен Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, почему и стал называться собором во имя Иоанна Предтечи в Латеране. После пожаров, совершенно опустошивших Латеранский собор в XIV в., он был отстроен заново.

Вход в собор устроен в восточной его стене, прилегающей к площади ворот св. Иоанна (Piazza di Porta San Giovani). Как и другие великие базилики, она предварена высоким портиком, увенчанным балюстрадой с 15 гигантскими статуями - Христа и святых. Внутри портика, справа, - Святая дверь, которая открывается, как и в соборе св. Петра, только в юбилейные годы, а слева - статуя св. императора Константина.

Торжественный церковный зал в три нефа приобрел современный вид в 1650 г., в результате реконструкции Франческо Борромини. На середине собора стоит главный престол (Altare Maggiore), иначе папский алтарь, который обращен лицом к молящемуся народу и, следовательно, - к востоку. Совершать мессу на нем может только епископ Рима он же - папа.

В той боковой стороне этого престола, которая обращена к западу, имеется небольшое отверстии с маленькими двустворчатыми дверцами, за этими дверцами внутри престола находится доска, на которой некогда священнодействовал апостол Петр.

Над главным престолом возвышается на четырех гранитных столбах богатая сень. В верхней части ее, устроенной в виде палатки, или часовни, готической архитектуры, хранятся за решеткой честные главы святых первоверховных апостолов Петра и Павла (память 29 июня и 30 июня), мощи которых почивают в Риме: в Ватиканском соборе св. Петра, и в загородном соборе св. Павла. Честные главы святых апостолов покоятся в двух богатых позлащенных ковчегах, устроенных в виде бюстов обыкновенной человеческой величины, в которых они и сокрыты наглухо в хрустальных сосудах.

Над главным престолом (с восточной стороны) имеется малый нижний придел во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Полукупол над тем местом, которое находится позади главного престола собора, соответствует горнему месту в православных церквах, в латинских храмах именуется трибуной. Она украшена мозаикой, верхняя часть которой восходит ко временам Константиновым и изображает Спасителя окруженного девятью чинами ангельскими. Нижняя часть мозаики представляет Спасительный Крест, источающий живые струи, к которым стекаются жаждущие олени и овцы, то есть язычники и иудеи. Над Крестом - Дух Святой в виде голубя, по сторонам Креста: налево - Богоматерь и первоверховные апостолы Петр и Павел, направо - два Иоанна и апостол Андрей Первозванный. В нишах главного нефа – большие статуи апостолов.

Налево от главного престола, у южной стены собора, находится придел Святых Тайн (Capella del Santissimo Sacramento), сень над которым поддерживается четырьмя толстыми бронзовыми, вызолоченными колоннами, взятыми императором Титом из храма Соломонова. Выше этой сени за стеной находится особое небольшое помещение (Santuario), где за железной решеткой и красной занавесью хранится священная трапеза, или стол, на котором Спаситель совершил Тайную Вечерю с учениками Своими и установил Евхаристию.

Налево от придела Святых Тайн имеется небольшая дверь, служащая выходом в древний соборный дворик, где имеются следующие священные предметы:

Мраморный верхний обруч находящегося посредине этого дворика колодца есть обруч колодца, над которым Спаситель беседовал с самарянкой у Сихема и который был некогда устроен ветхозаветным патриархом Иаковом; в позднейшие времена это устье украшено изваянными крестами;

В южной стене дворика (противоположной от входа в него из собора) вделана красного порфира плита, на которой воины, распявшие Спасителя, метали жребий об одежде Его; над плитой сделана надпись на латинском языке: "И о одежди Моей меташа жребий" (Мф. 27, 35; Ин. 19, 24);

По сторонам той же плиты стоят две половинки колонны из храма Иерусалимского, растреснувшейся во время Голгофского землетрясения (Мф. 27. 51-53);

У западной стены дворика (направо от входа в него) находится навес, состоящий из мраморной доски, покоящейся на четырех таковых же столбиках, и называемый мерилом Иисуса Христа, ибо по нему можно иметь верное понятие о том, какого роста был Спаситель на земле.

Возвратившись из дворика, богомолец должен зайти в соборную ризницу, ход в которую устроен в западной стене собора, налево от вышеупомянутой трибуны. В ризнице находятся следующие святыни:

Часть древа от яслей Гоcnoднux, которые хранятся в римском соборе во имя Божией Матери "Маджоре", (есть часть древа от яслей Господних и в Ватиканском соборе);

Терн от венца Спасителя (еще терны от венца Спасителя имеются в Ватиканском соборе и в церкви во имя Честного и Животворящего Креста);

Часть Животворящею Древа Креста Господня и бывшего на нем титла; большая часть титла хранится в римской церкви во имя Честного и Животворящего Креста; части Креста Господня еще имеются в Ватиканском соборе, в загородном соборе Павла и в церкви во имя Честного и Животворящего Креста;

Часть губки, на которой воины подносили уксус к устам Спасителя на кресте (Мф. 27, 46; Ин. 19, 29); сия губка вместе с копьем, которым один из воинов пронзил ребра распятому Господу и которое теперь хранится в Ватиканском соборе была привезена из святых мест в 644 г. в Константинополь, где обе святыни были положены в храме святой Софии. По завоевании Константинополя турками, они вместе с некоторыми другими святынями найдены были в придворной сокровищнице и посланы султаном Баязетом в дар папе Иннокентию VIII (1484-92);

Часть багряницы, в которую облечен был воинами Господь наш Иисус Христос во дворе Пилатовом (Мф. 27,28); сию багряницу не должно смешивать с нешвеным хитоном Спасителя, о котором воины, распявшие Его, метали жребий (Ин. 19, 23 и 24), и празднование в честь которого совершается в Русской Православной Церкви 10 июля;

Часть крови и воды, истекших из прободенного ребра распятого Спасителя (Ин. 19, 34);

В Четьих Минеях под 11 числом октября повествуется о чуде истечения крови и воды от иконы Господней, бывшем около 760 г. в городе Берите (нынешнем Бейруте в Сирии). С целью надругаться над Господом Иисусом Христом местные иудеи взяли гвозди и прибили икону Господню к дереву в тех местах, где были изображены руки и ноги Христовы. Затем, надевши на трость губку с оцтом, они приложили к устам Господа и, наконец, принесли копье и велели одному из них ударить в ребро Господне. И как только тот пронзил икону копьем, тотчас же потекла из нее кровь и вода. При виде столь великого чуда, всех присутствовавших объял великий страх. Собравши кровь и воду в сосуды, они решили привести слепых, хромых, бесноватых и помазать их сею кровью. "Если приведенные получат исцеление, - говорили они, мы все уверуем в Распятого". И, действительно, больные исцелились; после чего все иудеи того города уверовали во Христа и приняли святое крещение.

Часть лентиона (полотенца), которым Спаситель отирал ноги ученикам Своим на Тайной Вечери (Ии. 13, 4);

Частица камня от столба, к которому привязан был Иисус Христос во время бичевания. Верхняя часть этого столба хранится в римской церкви во имя преп. Пракседы. Две другие части того же столба находятся в Иерусалиме и в Константинополе;

Плат, которым обвернута была глава положенного во гроб Иисуса (Ин. 20, 7);

Часть волос Божией Матери; еще часть волос Божией Матери имеется в Ватиканском соборе;

Часть ризы Божией Матери, обретенной в Назарете в 458 г. и тогда же положенной во Влахернском храме во имя Божией Матери в Константинополе, в память чего установлено ежегодное празднование 2 июля;

Часть челюсти честною славною Пророка, Предтечи и Крестителя Господня (память 23 сентября - зачатие, 7 января - собор, 24 февраля - первое и второе обретение честной главы, 25 мая - третье обретение честной главы, 24 июня - рождение и 29 августа - усекновение честной главы). Часть честной главы Иоанна Предтечи имеется в Риме в церкви во имя святого Сильвестра, папы римского (San Silvestro in Capite). Другая часть его честной главы имеется в Амьенском кафедральном соборе во Франции;

Частица мощей св. равноапостольной Марии Магдалины (память 22 июля и в Неделю св. Жен-Мироносиц); часть мощей ее есть также в Ватиканском соборе;

Часть вериг св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (память 26 сентября и 8 мая), связанный которыми он был приведен из Ефеса в Рим при Домициане;

Чаша, из которой по повелению императора Домициана тот же апостол должен был испить предложенный ему яд, не причинивший ему никакого вреда;

Часть одежды того же апостола;

Частица мощей преподобной Марии Египетской (память 1 апреля и в Неделю пятую Великого поста); еще частица мощей ее имеется в Ватиканском соборе;

Честная рука св. равноапостольной царицы Елены (память 21 мая, вместе с памятью св. царя Константина), мощи которой почивают в церкви Божией Матери "Жертвенник Небесный" (Chiesa di Santa Maria in Ara Coeli);

Часть одежды св. мученицы Кикилии (Цецилии; память 22 ноября), мощи которой почивают в церкви ее имени за Тибром (Chiesa di Santa Cecilia in Trastevere).

Любители искусства могут еще зайти в богато убранный придел Корсини (Capella Corsini), называемый так по фамилии соорудившего его в 1734 г. папы Климента XII и находящийся на левой стороне собора, близ главного входа. Из придела, налево от престола, ведет особая лестница в подземелье, служащее семейной усыпальницей семьи Корсини.

Здесь находится весьма художественное мраморное изваяние Пьеты, т.е. группы, изображающей Господа, снятого со креста и простертого на коленях плачущей Богоматери. Содержание этой сцены заимствовано из древнего церковного предания, выраженного, например, во втором тропаре 5-й песни "Канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы": "Приимши Его с плачем Мати неискусомужная, положи на колену, молящи Его со слезами, и облобызаюши, горце же рыдаюши и восклицаюши".

По обозрении Латеранского собора и его святынь, богомолец может выйти из собора северными боковыми дверями на Латеранскую площадь и зайти в крещальню (Battisterо), примыкающую к собору с северо-западного угла, а затем в церковь "Святая Святых" (Capella Sancta Sanctorum), стоящую против северо-восточного угла Латеранского собора.

Крещальня (баптистерий) Иоанна Предтечи основана св. императором Константином и именуется еще "Источники Латеранские (San Giovanni in Fonte) - это восьмиугольное здание стало прообразом всех баптистериев. Престола для совершения литургии не имеется; посредине возвышаются восемь древних красного порфира колонн, существующие здесь с середины V в., и на которых стоят других восемь колонн из белого мрамора, увенчивающиеся одним общим куполом. В середине этого места стоит зеленого базальта купель овальной формы с бронзовой на ней крышкой. Купель эта издревле употреблялась для совершения таинства крещения.

Собор Святого Иоанна Латеранского, или Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме, является самым важным храмом в мировой католической Епархии, поскольку является местом нахождения кафедры римского епископа и Папского трона.

Кафедральный собор был заложен императором Константином в 324 году, когда он принял христианскую веру. ”Базилика Спасителя” - так называли вначале этот храм.


Современный вид Собора восходит к XVII веку, над его фасадом трудился архитектор Алессандро Галилеи в 1735 году. На балюстраде помещены 15 статуй, изображающих Христа, святого Иоанна Крестителя и Святых. В портике можно видеть древнюю статую императора Константина, она была найдена на Императорских термах в Квиринале. Из портика пять дверей ведут в храм, последняя дверь справа – Святая дверь. Ее открывают только в Юбилейные годы.

Собор длинной в 130 метров состоит из пяти нефов и разделен древними гранитными и мраморными колоннами IV века. Их мастерски поместил в виде пилястров архитектор Боромини, между ними в нишах расположены статуи святых из белого мрамора. Сочетание зеленого цвета мраморных колонн, белого цвета скульптур и серого - постаментов создают мягкий цветовой контраст с мозаичным полом школы Космати.

В глубине центрального нефа находится внушительная скиния (хранилище реликвий), украшенная двенадцатью прекрасными фресками. На верху, за витыми решетками, находится главная реликвия Собора – две позолоченные серебряные вазы в виде бюстов, в которых, как утверждается, хранятся головы Апостолов Петра и Павла. Считается, что они были перенесены сюда во время французской оккупации в XVIII веке и спрятаны в крипте.

Под скинией находится Место исповедания – Конфессия, а сверху находится папский алтарь, в котором может совершать мессу только Папа Римский. Предполагается также, что здесь хранятся и другие важные реликвии. В Соборе можно видеть прекрасные фрески Джиотто и древнюю мозаику, изображающую Искупителя (IV век).

Собор Св. Иоанна в Латерано находится на площади, где стоит здание Святой Лестницы. Эту лестницу привезла в Рим императрица Елена, мать императора Константина. По преданию, это та самая лестница, по которой Иисус поднялся в дом Пилата. По ее 28 ступеням можно подниматься только на коленях. На вершине лестницы находится папская капелла старого Патриархата. Она называется Святая Святых.

Собор очень красив, но осмотрев его, не забудьте свернуть в дверь слева, она ведет в чудесный и очень гармоничный дворик. Это шедевр XIII века, проектировал его архитектор Вассаллетто, а украшен он мозаикой работы известных римских мраморщиков семьи Космати.

P.S. Напомним вам, что титулярная базилика является одной из достопримечательностей, входящих в . Будьте готовы к волнующей встрече с прошлым и обсудите с гидом варианты вашего маршрута.

Практически в каждом крупном европейском городе или в таком что более или менее часто бывают туристы имеется свой собор, причем самый-самый. Самый - высокий, мрачный, выдающийся, красивый и тому подобное. Это зависит от фантазии самих горожан. В этом плане столица Мальты Валлетта также не является исключением, и у нее имеется свой такой собор.

Этот собор называется так - Собор Святого Иоанна Крестителя и он по сути является главным Сокафедральным собором мальтийских рыцарей. Пожалуй для искушенного и повидавшего множество европейских соборов туриста его внешний вид покажется совершенно обыденным. Это в общем то массивное сооружение, которое по своему внешнему виду больше напоминает крепость нежели какое-то культовое место.

Годом закладки собора считается 1572 от Рождества Христова, то есть по прошествии семи лет после осады Мальты османскими захватчиками. Поэтому при строительстве рыцари естественно учитывали, что храм должен быть не только местом для молитвы и надежным убежищем от врагов. Поэтому главным действующим лицом в строительстве собора был военный архитектор Глорм Кассар. Однако провидение уберегло собор от беды - ни звона мечей, ни криков раненых стены собора так и не услышали.

Зато произошедший несколько позднее расцвет Мальтийского ордена позволили его рыцарям за счет большого притока пожертвований щедро компенсировать его наружную обыденность внутренним великолепием и изысками интерьера в стиле барокко. Внутренние стены храма расписывали самые лучшие на тот период художники.

Можно сказать, что основная часть этой работы была выполнена живописцем Маттиа Прети, поскольку именно он расписал весь свод собора и украсил его мифологическими сценами, повествующими о жизни Иоанна Крестителя. Им же был расписан алтарь Арагонской часовни, на котором можно увидеть Святого Георгия Победоносца, алтарь Итальянской часовни, который был посвящен Святой Екатерине и еще многие другие места в этом храме.

Но все же самое почетное место в этом храме занимают работы великого художника Карваджио - «Святой Иероним» и «Усекновение головы Иоанна Крестителя». Их вы сможете увидеть в Молельне, которая была построена в период между 1602 и 1605 годам именно для того, чтобы в ней предавались молитвам новообращенные братья ордена. Очевидно что руководство ордена предполагало, что эти работы будут настраивать молящихся на соответствующий духовный лад.

Кроме этих замечательных работ прекрасных художников в соборе вы сможете увидеть самый полный комплект гобеленов пожалуй во всем мире. Их коллекция в соборе представлена 29 полотнищами, причем в 14 из них представлены сцены из жизни Христа и некоторые аллегорически сюжеты, а на следующих 14 можно увидеть изображения Девы Марии, Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Все эти гобелены имеют весьма внушительные размеры - 40 квадратных метров.

Самый последний - 29 гобелен имеет в два раза меньшую площадь и на нем изображен портрет Великого Магистра ордена Рамона Перелльоса и Роккафуля. Именно он дал заказ на изготовление гобеленов в 1697 году после возведения его в ранг Великого Магистра фламандскому мастеру гобеленов Джудокусу де Вос. Тот в свою очередь в качестве эскизов для своих произведений использовал работы Питера Поля Рубенса.

Как внутри собора, так и в его музее, который находится на втором этаже представлено множество подарков и от Великих Магистров и от рядовых членов Мальтийского ордена. Здесь можно увидеть и литургические одеяния Великих Магистров, расшитые золотыми и серебряными нитями, и позолоченную дарохранительницу, в которой содержались мощи Святого Иоанна Крестителя, и коллекцию хоральных книг ордена, и многие другие не менее ценные произведения искусства.
Как только вы переступаете порог Собора Святого Иоанна, то вы практически тут же начинаете как бы «ходить» по истории рыцарей Мальтийского ордена, ведь практически вся его центральная часть состоит из мраморных надгробий творцов этой истории - рыцарей ордена. По сути каждое из этих надгробий представляет собой самостоятельное произведение искусства. Поэтому чтобы не испортить пол и произведения искусства посетителям предлагают специальные тапочки.

Собор Иоанна Крестителя в Валлетте открыт для посещений с понедельника по пятницу с половины десятого утра и до половины пятого вечера. По субботним дням туристы могут посещать его только лишь до 12 часов дня. Ну а в воскресные дни внутрь собора могут пройти только прихожане.

За билет взрослому человеку надо будет заплатить 5,8 евро, студентам - 4,6 евро, пенсионерам - 4,8 евро, а дети до 12 лет проходят в собор бесплатно. Доехать до собора можно на маршрутном автобусе. Ближайшая остановка к собору называется - Main Bus Terminus.

    Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме - Центральный неф Латеранской базилики. Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме или Базилика Сан Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano, Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме; офиц. название… … Википедия

    Центральный неф Латеранской базилики. Собор Святого Иоанна Латеранского или Базилика Сан Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano, Базилика св. Иоанна Латеранского; офиц. название Archibasilica Sanctissimi Salvatoris) … … Википедия

    Собор Святого Иоанна Латеранского - или Базилика Сан Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano, Базилика св. Иоанна Латеранского; офиц. название Archibasilica Sanctissimi Salvatoris) кафедральный собор города Рим и место нахождения кафедры римского епископа (а… … Католическая энциклопедия

    Собор Святого Иоанна (Лимерик) - У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Святого Иоанна. Католический храм Собор Святого Иоанна Крестителя The Cathedral of St John the Baptist … Википедия

    Собор Святого Иоанна Крестителя (Варшава) - У этого термина существуют и другие значения, см. Собор святого Иоанна Крестителя. Общий вид собора … Википедия

    Собор святого Иоанна Крестителя - У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Святого Иоанна … Википедия

    Собор Святого Иоанна (Валлетта) - У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Святого Иоанна. Собор Святого Иоанна (мальт. Kon Katidral ta’ San Ġwann) католический собор на Мальте, расположенный в её столице Валлетте. Сокафедральный собор архиепархии Мальты … Википедия

    Собор святого Иоанна Крестителя (Варшава) - У этого термина существуют и другие значения, см. Собор святого Иоанна Крестителя. Главный фасад собора Собор Святого Иоанна Крестителя (польск. Archikatedra św. Jana Chrzciciela, польск. Katedra św. Jana) … Википедия

gastroguru © 2017