Итальянский вмф во второй мировой войне. Корабли вмф италии. Броненосная эскадра Австрии

ВМС Итальянской республики являются одним из видов вооруженных сил данной страны. В соответствии с итальянской военной доктриной, на военно-морские силы страны возлагаются две основные задачи - защита национальных интересов и участие в обеспечении международной безопасности в тесном взаимодействии с союзниками по НАТО. Помимо этого, они выполняют ряд второстепенных функций, таких как: контроль за судоходством в проливной зоне, незаконными морскими перевозками, нелегальной иммиграцией, а также борьба с пиратством и проведение поисково-спасательных операций в открытом море.

Действующей военно-морской стратегией Италии предусматривается возможность присутствия национальных ВМС не только в акватории Средиземного моря, но и в удаленных регионах мира, включая Черное и Красное моря, Индийский океан.

С учетом ситуации, сложившейся в Средиземноморском регионе в связи с обострением обстановки в странах Северной Африки и Ближнего Востока, роль национальных ВМС в обеспечении защиты государственных интересов еще более возросла.

СТРУКТУРА И БОЕВОЙ СОСТАВ ВМС ИТАЛИИ

В настоящее время военно-морские силы Италии организационно включают флот, автономные военно-морские командования, военно-морские округа и командование боевых пловцов и диверсантов. Общее руководство ими осуществляет начальник главного штаба ВМС. В его подчинении находится и главное командование береговой охраны, которое в мирное время замыкается на министерство инфраструктуры и транспорта, а также действует в интересах ряда других профильных министерств страны. Непосредственное руководство соединениями и частями ВМС возложено на командующего флотом.

В состав флота (штаб в Санта-Роза, Рим) входят шесть командований: основных (Таранто), подводных (Санта-Роза, Рим), патрульных (Аугуста), минно-тральных и вспомогательных (Специя), десантных (Бриндизи) сил, авиации ВМС (Санта-Роза, Рим), а также учебный центр ВМС (Таранто).

Командование основных сил имеет в подчинении два дивизиона фрегатов (10 ФР и два универсальных транспорта снабжения), два легких авианосца, четыре эсминца УРО (из них два типа «Андреа Дориа»), три фрегата УРО (типа «Карло Бергамини»), три десантно-вертолетных корабля-дока (ДВКД) и разведывательный корабль. Кроме того, в эту структуру входит командование оперативной группы. Оно предназначено для управления выделенными силами и средствами (корабельными соединениями), формируемыми для выполнения конкретных задач в составе постоянных соединений ОВМС НАТО и многонациональных формирований ВМС европейских государств, а также итало-испанского амфибийно-десантного соединения. В качестве штабных кораблей могут использоваться легкие авианосцы («Дж. Гарибальди» и «Конте ди Кавур»), ДВКД «Сан-Джусто» и универсальный транспорт снабжения «Этна».

Командование подводных сил включает дивизион подводных лодок (шесть ПЛ) и школу подготовки специалистов-подводников.

Командованию патрульных сил подчинены дивизион корветов (шесть единиц) и два дивизиона патрульных кораблей (типов «Кассиопея» и «Команданте»; всего 10).

Командование минно-тральных и вспомогательных сил имеет в своем составе два дивизиона тральщиков (10 единиц) и группу кораблей вспомогательных сил.

Командование десантных сил включает бригаду морской пехоты (МП) «Сан-Марко» общей численностью около 3500 человек (три полка МП и дивизион десантных катеров), а также межвидовой центр подготовки амфибийных сил.

Командованию авиации ВМС подчинены три авиабазы, на которых дислоцируются одна эскадрилья палубных самолетов AV-8B «Харриер», пять противолодочных вертолетов и группа обеспечения десантных операций.

Базовая патрульная авиация ВМС (самолеты «Атлантик») организационно входит в состав ВВС, а по вопросам оперативного применения подчиняется непосредственно командующему флотом.

Командование боевых пловцов и диверсантов «Тезео Тезей» подчиняется непосредственно начальнику главного штаба ВМС. Оно включает отряд боевых пловцов и диверсантов, а также группу кораблей обеспечения.

Побережье континентальной части территории Италии и островов с прибрежными водами разделено на три военно-морских округа – Тирренский, Ионический, Адриатический и три автономных военно-морских командования - Столичное, на о-вах Сицилия и Сардиния.

Всего в боевом составе ВМС Италии находится 55 боевых кораблей, 40 катеров (в том числе 34 десантных), 17 самолетов палубной авиации AV/TAV-8B «Харриер», 49 вертолетов (22 ЕН-101, 22 А1-212, два SH-3D, три SH-90) и шесть самолетов БПА «Атлантик».

Кроме того, во флоте имеется более 90 вспомогательных судов, в том числе три универсальных транспорта снабжения, шесть судов обеспечения (разведывательное, опытовое, исследовательское, два гидрографических и одно спасательное), шесть транспортов, семь танкеров, около 40 океанских и рейдовых буксиров, два учебных парусных корабля и др.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИТАЛЬЯНСКИХ ВМС

Руководство страны уделяет значительное внимание вопросам развития национальных военно-морских сил. С целью поддержания постоянной готовности флота к выполнению стоящих перед ним задач, в том числе в рамках имеющихся обязательств перед НАТО и Европейским союзом, командование в настоящее время реализует комплекс мероприятий по повышению боевых возможностей ВМС. Он предусматривает совершенствование системы управления и организационно-штатной структуры, оптимизацию численности и боевого состава, поэтапную модернизацию и замену устаревших кораблей и вооружения, а также развитие системы базирования и тылового обеспечения (ТО) сил флота.

В рамках программы реформирования национальных ВМС, рассчитанной до 2032 года, были сформулированы главные цели и направления их деятельности на ближайшее десятилетие (до 2024 года). При этом в качестве основных требований, предъявляемых к перспективной структуре флота. определены формирование гибкой системы управления, достижение универсальности применения сил и средств, а также создание оптимальной структуры ТО.

Так, в интересах совершенствования структуры управления ВМС к концу 2014 года намечается реорганизовать дивизион подводных лодок во флотилию ГШ, расформировать 53-й и 54-й дивизионы тральщиков и интегрировать входящие в них корабли в группу под единым командованием.

С целью создания более компактной и эффективной системы ТО флота командование ВМС Италии планирует в начале 2015 года завершить формирование новой тыловой структуры. В ее состав войдут командование тыла (Неаполь) с четырьмя подчиненными ему территориальными тыловыми командованиями (ТК) – «Столичное» (Рим), «Север» (ВМБ Специя), «Юг» (ГВМБ Таранто) и «Сицилия» (ВМБ Аугуста). Создать территориальные ТК (кроме «Столичного») планируется на основе имеющейся инфраструктуры ВМО и автономных военно-морских командований, которые впоследствии будут упразднены. Кроме того, предполагается создать командование учебных заведений (Анкона), которое возьмет на себя функции соответствующего инспектората.

В рамках проводимых реформ намечено также улучшить систему базирования флота за счет концентрации корабельного состава в основном на трех военно-морских базах – ГВМБ Таранто, ВМБ Специя и Аугуста, а морской авиации – на авиабазах Гротталье, Луни и Фонтанаросса.

В настоящее время средний срок службы итальянских боевых кораблей основных классов составляет около 30 лет. В этой связи командование ВМС вынуждено производить замену большинства из устаревших кораблей.

Так, из состава флота в период до 2018 года планируется вывести более 20 боевых кораблей различных классов, в том числе: легкий авианосец «Дж. Гарибальди» (принят на вооружение в 1985-м), семь фрегатов типа «Маестрале» (1982-1984), шесть корветов типа «Минерва» (1987-1990), три минных тральщика типа «Леричи» (1985) и две подводные лодки типа «Сауро» (1988-1989). При этом с целью получения дополнительных финансовых средств на проведение модернизации флота предполагается часть выведенных из состава ВМС кораблей продавать третьим странам.

КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ИТАЛИИ

Достичь качественного повышения боевых возможностей флота намечается за счет модернизации имеющихся и принятия на вооружение новых кораблей и систем оружия.

Численный и боевой состав

ВМС Италии

2014 год

2024 год

Численность личного состава ВМС, тыс. человек

Флот

Боевые корабли,

в том числе:

легкие авианосцы

подводные лодки

эсминцы УРО

патрульные корабли

минно-тральные корабли

десантные корабли

Разведывательные корабли

Боевые катера

Универсальные транспорты снабжения

Авиация ВМС

Боевая авианосная авиация

Боевая базовая авиация

Вертолеты

Морская пехота

* Шесть корветов и 10 патрульных кораблей будут заменены на 12 многофункциональных корветов.

В этой связи руководство Италии уделяет значительное внимание реализации кораблестроительных программ в интересах военно-морских сил страны. Основными проектами являются: строительство ФР УРО типа «Карло Бергамини» по итало-французской программе FREMM, дизельных подводных лодок по итало-германскому проекту 212А, универсальных десантных кораблей (УДК), корабля управления минно-тральными силами, патрульных кораблей и судов снабжения.

Так, в рамках реализации программы FREMM на судоверфях компании «Финкантьери» в 2012-2013 годах было завершено строительство и осуществлен поэтапный ввод в боевой состав итальянских ВМС трех фрегатов («Карло Бергамини», «Вирджинио Фазан» и «Карло Марготтини») из шести запланированных. Поступление в ВМС следующих трех кораблей (в противолодочном и многоцелевом вариантах) ожидается в 2015-2018 годах. Кроме того, в настоящее время окончательно не решен вопрос о финансировании строительства еще четырех фрегатов данного типа.

В подводные силы к 2018 году намечается поставить очередные две ДЭПЛ проекта 212А с целью замены устаревших лодок типа «Сауро».

В целях повышения боевых возможностей амфибийных сил ВМС предусматривается строительство трех универсальных десантных кораблей, предназначенных для замены ДВКД класса «Сан-Джусто». Первый УДК может быть построен и включен в боевой состав флота в 2018-2020 годах. Корабли данного проекта будут обладать повышенной вместимостью сил и средств. Кроме того, их планируется использовать в интересах министерства гражданской обороны для переброски личного состава и техники в районы возникновения чрезвычайных ситуаций.

Наряду с этим в ВМС проводится модернизация двух фрегатов типа «Маестрале» и двух тральщиков типа «Гаета», по завершении которой корабли смогут находиться в боевом составе флота до 2020 года.

В 2015 году предполагается поставить ВМС два транспорта снабжения на замену вспомогательных судов типа «Стромболи».

В соответствии с планами командования итальянских военно-морских сил к 2024 году в боевом составе флота могут находиться: легкий авианосец («Конте ди Кавур»), два эсминца УРО (проект «Горизонт»), 10 фрегатов типа «Карло Бергамини» (проект FREMM), 12 многофункциональных корветов (на замену устаревшим корветам и патрульным кораблям), шесть минных тральщиков, три ДВКД (или УДК) и четыре подводные лодки проекта 212А.

Планами обновления парка авианосной авиации предусматривается с 2016 года приступить к принятию на вооружение авиации ВМС палубных истребителей F-35B (15 единиц) с целью замены истребителей-штурмовиков AV-8B «Харриер».

Переоснащение базовой патрульной авиации (БПА) предполагает поставку с 2015 года новых самолетов БПА Р-72А вместо устаревших «Атлантик». Всего к 2024 году планируется иметь на вооружении пять таких машин.

В рамках замены вертолетов АВ-212 для морской авиации до 2020 года намечено дополнительно закупить более 50 вертолетов SH-90 (совместный проект Италии, Франции, Германии и Нидерландов).

Численность личного состава ВМС к 2024 году должна сократиться с 32 тыс. до 27 тыс. военнослужащих.

Придавая особое значение развитию национальных ВМС, руководство страны намерено максимально реализовать все принятые программы по модернизации и переоснащению флота современными военной техникой и вооружением, несмотря на наличие значительных проблем с их финансированием в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране.

Опыт применения итальянских ВМС в акваториях Средиземного моря и Индийского океана, в ходе военной операции в Ливии, а также в рамках операции МССБ в Афганистане продемонстрировал высокую степень их готовности адекватно реагировать на возникающие угрозы национальным интересам.

Реализация намеченных руководством Италии мероприятий по реформированию этого вида ВС позволит уже к 2024 году иметь в распоряжении отвечающие современным требованиям военно-морские силы меньшей численности, которые будут способны решать стоящие перед ними задачи как по национальным, так и коалиционным планам в зоне ответственности Североатлантического союза и за ее пределами.

(Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.сайт по статье полковника В. Хопрова, «ЗВО». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).

Смех, как известно, продлевает жизнь, а если речь заходит о Regia Marina Italiana, то жизнь продлевается вдвойне.


Гремучая смесь из итальянского жизнелюбия, халатности и разгильдяйства способна превратить в фарс любое полезное начинание. О Королевских военно-морских силах Италии ходят легенды: в годы войны итальянские моряки добились фантастического результата – потери флота превысили списочный корабельный состав ВМС Италии! Практически каждый итальянский корабль погибал/тонул/был захвачен за время своей службы дважды, а порой и трижды.

Не найти в мире другого корабля, подобного итальянскому линкору «Конте ди Кавур». Впервые грозный бэттлшип был потоплен на своей якорной стоянке 12 ноября 1940 года в ходе налета британской авиации на ВМБ Таранто. «Кавур» был поднят со дна и простоял всю войну в ремонте, пока не был затоплен собственным экипажем в сентябре 1943 года при угрозе захвата германскими войсками. Спустя год немцы подняли линкор, но под конец войны «Кавур» был вновь уничтожен авиацией союзников.

Упомянутая атака на военно-морскую базу Таранто стала хрестоматийным примером итальянской пунктуальности, аккуратности и исполнительности. Погром в Таранто, учиненный британскими летчиками, сопоставим по своему масштабу с Перл-Харбором, однако британцам потребовалось в двадцать раз меньше усилий, чем японскими ястребам для нападения на американскую базу на Гавайях.


Надстройки линкора "Конте ди Кавур" жалобно смотрят на нас из воды


20 фанерных бипланов «Суордифиш» за одну ночь разнесли в клочья главную базу итальянского флота, потопив три линкора прямо на якорных стоянках. Для сравнения – чтобы «достать» немецкий «Тирпиц», прячущийся в полярном Альтен-фьорде, британской авиации пришлось совершить около 700 боевых вылетов (не считая диверсий с использованием мини-субмарин).

Причина оглушительного разгрома в Таранто элементарна – трудолюбивые и ответственные итальянские адмиралы по неясным причинам не натянули, как следует, противоторпедную сеть. За что и поплатились.

Не менее скверно выглядят другие невероятные приключения макаронников итальянских моряков:

Подводная лодка «Ондина» пала в неравной борьбе с южноафриканскими траулерами Protea и Southern Maid (бой у побережья Ливана, 11 июля 1942 г.);

Эсминец «Себенико» был взят на абордаж экипажем немецкого торпедного катера прямо в порту Венеции 11 сентября 1943 года – сразу после капитуляции фашистской Италии. Бывшие союзники вышвырнули за борт итальянцев, отобрали эсминец и, переименовав «Себенико» в ТА-43, использовали его для охраны средиземноморских конвоев вплоть до весны 1945 года.

Итальянская подлодка «Леонардо да Винчи» завалила у берегов Африки быстроходный 21000-тонный лайнер «Императрица Канады». На борту лайнера находилось 1800 человек (погибло 400) – половина из которых, по иронии судьбы, были итальянскими военнопленными.
(впрочем, итальянцы здесь не одиноки – подобные ситуации происходили регулярно в годы Второй мировой)

и т.д., и т.п.

Итальянский эсминец "Дардо" встречает окончание войны


Неслучайно британцы придерживаются мнения: «итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать».

А строить корабли итальянцы и вправду умели – итальянская школа кораблестроения всегда отличалась благородными стремительными линиями, рекордными скоростями хода и непостижимой красотой и грацией надводных кораблей.

Фантастические линкоры типа «Литторио» - одни из лучших линкоров предвоенной постройки. Тяжелые крейсеры типа «Зара» - гениальный расчет, где использованы все преимущества от выгодного географического положения Италии посреди Средиземного моря (к черту мореходность и автономность – родной берег всегда близок). В результате, итальянцам удалось воплотить в конструкции «Зар» оптимальное сочетание защищенности/огня/подвижности с упором на тяжелую броню. Лучшие крейсеры «вашингтонского» периода.

И как здесь не вспомнить черноморский лидер «Ташкент», тоже построенный на верфях Ливорно! Полный ход 43,5 узла, да и в целом, корабль получился отличный.


Линкоры типа "Литторио" ведут огонь по кораблям британской эскадры (бой у мыса Спартивенто, 1940 год)
Итальянцы добились попадания в крейсер "Бервик", серьезно повредив последний


Увы, несмотря на передовое техническое оснащение, Regia Marina – некогда мощнейший из флотов на Средиземном море, бездарно проиграл все сражения и превратился в посмешище. Но так ли все было на самом деле?

Оклеветанные герои

Британцы могут шутить сколько угодно, но факт остается фактом: в боях на Средиземном море флот Её Величества потерял 137 кораблей основных классов и 41 подлодку. Еще 111 надводных боевых единиц потеряли союзники Великобритании. Разумеется, половина из них была потоплена немецкой авиацией и подводниками Кригсмарине – но даже оставшейся части достаточно, чтобы навечно записать итальянских «морских волков» в пантеон великих морских воителей.

Среди трофеев итальянцев –

Линкоры Её Величества «Вэлиент» и «Куин Элизабет» (подорваны итальянскими боевыми пловцами на рейде Александрии). Сами британцы классифицируют эти потери, как constructive total loss. Говоря русским языком – корабль превращен в побитую груду металла с отрицательной плавучестью.
Поврежденные линкоры, один за другим, повалились на дно Александрийской бухты и выбили из строя на полтора года.

Тяжелый крейсер «Йорк»: потоплен итальянскими диверсантами с помощью быстроходных катеров, нагруженных взрывчаткой.

Легкие крейсера «Калипсо», «Каир», «Манчестер», «Нептун», «Бонавенчер».

Десятки подлодок и эсминцев под флагами Великобритании, Голландии, Греции, Югославии, Свободной Франции, США и Канады.

Для сравнения - советский ВМФ в годы войны не потопил ни одного вражеского корабля крупнее эсминца (ни в коем случае не в упрек русским морякам – иная география, условия и характер ТВД). Но факт остается фактом – в активе у итальянских моряков десятки ярких морских побед. Так имеем ли мы право смеяться над достижениями, подвигами и неизбежными ошибками «макаронников»?


Линкор HMS Queen Elizabeth на рейде Александрии


Не меньшую славу Regia Marina принесли подводники - такие асы, как Джанфранко Гаццана Приороджа (потопил 11 транспортов суммарным в/и 90 000 тонн) или Карло Феция ди Коссато (16 трофеев). Всего плеяда из десяти лучших итальянских асов подводной войны потопила свыше ста кораблей и судов союзников суммарным водоизмещением 400 000 тонн!


Ас-подводник Карло Феция ди Коссато (1908 - 1944)


За годы Второй мировой войны итальянские корабли основных классов совершили 43 207 выходов в море, оставив за кормой 11 миллионов огненных миль. Моряки ВМС Италии обеспечили проводку бесчисленного множества конвоев на Средиземноморском ТВД – согласно официальным данным, итальянские моряки организовали доставку 1,1 млн. военнослужащих и более 4 миллионов тонн различных грузов в Северную Африку, на Балканы и на острова в Средиземном море. Обратным маршрутом везли драгоценную нефть. Зачастую грузы и личный состав размещались прямо на палубах боевых кораблей.

Статистика гласит: транспортные суда под прикрытием Regia Marina доставили на Африканский континент 28 266 итальянских и 32 299 немецких грузовиков и танков. Кроме того, весной 1941 года были перевезены 15 951 единиц техники и 87 000 вьючных животных по маршруту Италия – Балканы.

Всего за период боевых действий боевые корабли ВМС Италии выставили на коммуникациях в Средиземном море 54 457 мин. Морская патрульная авиация Regia Marina совершила 31 107 боевых вылетов, проведя в воздухе 125 тысяч часов.


Итальянские крейсера «Дюка д’Аоста» и «Эудженио ди Савойя» выставляют минное заграждение у побережья Ливии. Через несколько месяцев на выставленных минах подорвется британское ударное соединение. На дно уйдут крейсер "Нептун" и эсминец "Кандагар"

Как вяжутся все эти цифры с нелепым образом криворуких бездельников, только и делающих, что жующих свои спагетти?

Итальянцы с давних времен были великими мореходами (Марко Поло), и было бы слишком наивно полагать, что в годы Второй мировой они просто так выбросили «белый флаг». ВМС Италии принимали участие в боях по всему миру – от Черного моря до Индийского океана. А быстроходные итальянские катера отметились даже на Балтике и на Ладожском озере. Кроме того, корабли Regia Marina действовали в Красном море, у побережья Китая, и, разумеется, на холодных просторах Атлантики.

Итальянцы здорово потрепали флот Её Величества - лишь одно упоминание о «черном князе» Валерио Боргезе приводило в смятение все британское Адмиралтейство.

Бандито-диверсанто

«…итальянцы, в определенном смысле, куда меньшие солдаты, но гораздо большие бандиты» /М. Веллер/
Верные традициям легендарной «сицилийской мафии», итальянские моряки оказались непригодны для честных морских баталий в открытом формате. Побоище у мыса Матапан, позор в Таранто – линейные и крейсерские силы Regia Marina показали свою полную неспособность противостоять вышколенному флоту Её Величества.

А раз так – значит надо заставить врага играть по итальянским правилам! Подводные лодки, человеко-торпеды, боевые пловцы и катера со взрывчаткой. Британский флот ожидали крупные неприятности.


Схема атаки ВМБ Александрия


…В ночь с 18 на 19 декабря 1941 года британский патруль выловил из Александрийской бухты двух чудаков в «лягушачьих» одеждах. Понимая, что дело нечисто, британцы задраили все люки и двери в водонепроницаемых переборках линкоров, собрались на верхней палубе и приготовились к худшему.

Схваченных итальянцев после короткого допроса заперли в нижних помещениях обреченного линкора, в надежде что «макаронники» наконец «расколются» и все же объяснят, что происходит. Увы, несмотря на грозящую им опасность, итальянские боевые пловцы стойко хранили молчание. До 6:05 утра, когда под днищами линкоров «Вэлиент» и «Куин Элизабет» сработали мощные подрывные заряды. Еще одна бомба разорвала флотский танкер-заправщик.

Несмотря на хлесткую «пощечину» от ВМС Италии, британцы отдали должное экипажам «человеко-торпед».

"Можно лишь восхищаться хладнокровной отвагой и предприимчивостью итальянцев. Все было тщательно продумано и спланировано".


- адмирал Э. Каннигхэм, командующий Средиземноморскими силами флота Её Величества

После случившегося британцы судорожно глотали воздух и искали способы, направленные на защиту своих военно-морских баз от итальянских диверсантов. Входы во все крупные средиземноморские ВМБ – Александрию, Гибралтар, Ла-Валетту были наглухо перекрыты сетями, на поверхности дежурили десятки патрульных катеров. Каждые 3 минуты в воду летела очередная глубинная бомба. Тем не менее, за последующие два года войны жертвами людей-лягушек стали еще 23 судна и танкера союзников.

В апреле 1942 года итальянцы перебросили на Черное море штурмовой отряд из быстроходных катеров и мини-подлодок. Поначалу «морские дьяволы» базировались в Констанце (Румыния), затем в Крыму и даже в Анапе. Результатом действий итальянских диверсантов стала гибель двух советских подлодок и трех грузовых судов, не считая множества вылазок и диверсий на побережье.

Капитуляция Италии в 1943 году застала отдел «специальных операций» врасплох – «черный князь» Валерио Боргезе только что начал подготовку к очередной грандиозной операции – он собирался чуть-чуть «пошалить» в Нью-Йорке.


Итальянские мини-подлодки в Констанце


Валерио Боргезе - один из главных идеологов и вдохновителей итальянских боевых пловцов

Колоссальный опыт команды Валерио Боргезе был по достоинству оценен в послевоенные годы. Все имеющиеся приемы, технологии и наработки стали основой для создания и подготовки специальных подразделений «морских котиков» по всему миру. Неслучайно, именно боевые пловцы Боргезе являются главными подозреваемыми в гибели линкора «Новороссийск» (трофейный итальянский «Джулио Чезаре») в 1955 году. По одной из версий, итальянцы не смогли пережить свой позор и уничтожили корабль, лишь бы он не ходил под вражеским флагом. Впрочем, все это всего лишь предположения.

Эпилог

В начале XXI века военно-морские силы Италии представляют собой компактный европейский флот, вооруженный самым современными кораблями и системами морского .
Современный итальянский флот ничуть не похож на кривую Пизанскую башню: подготовка и оснащение итальянских моряков соответствует самым строгим стандартам и требованиям НАТО. Все корабли и летательные аппараты встроены в единое информационное пространство, при выборе вооружения ориентир смещен в сторону чисто оборонительных средств – зенитные ракетные системы, противолодочное оружие, средства ближней самообороны.

В составе ВМС Италии находятся два авианесущих корабля. Имеется качественная подводная компонента и базовая морская авиация. Военно-морские силы Италии регулярно принимают участие в миротворческих и специальных миссиях по всему Земному шару. Ведется постоянное обновление технических средств: при выборе оружия, радиоэлектронных средств обеспечения навигации, обнаружения и связи приоритет отдается ведущим европейским разработчикам – британской BAE Systems, французской Thales, а также собственной корпорации «Маркони». Судя по результатам, у итальянцев все получается здорово.

Тем не менее, не стоит забывать слова полководца Александра Суворова: Нет земли на свете, которая была бы так усеяна крепостями, как Италия. И нет земли, которая была бы так часто завоевана.


Новейший итальянский авианосец "Кавур"


"Андреа Дориа" - один из двух итальянских фрегатов типа "Горизонт" (Orizzonte)

Статистические данные -
«Итальянский флот во Второй Мировой войне», автор капитан 2 ранга Марк Антонио Брагадин

Иллюстрации –
http://www.wikipedia.org/
http://waralbum.ru/

Во время международного кризиса, который разразился с началом Эфиопской кампании весной 1935 года, итальянский флот впервые со времен Первой Мировой войны был отмобилизован. После завершения операции в Эфиопии многие вспомогательные службы флота были сокращены, но в конце 1936 года флот оставался мобилизованным. Гражданская война в Испании, различные международные кризисы и наконец оккупация Албании - все это вынуждало держать флот в состоянии боевой готовности.

Подобные события, конечно, отрицательно повлияли на подготовку к будущему мировому конфликту. Постоянная готовность кораблей приводила к износу механизмов и усталости экипажа, мешала перспективному планированию. Более того, итальянское правительство уведомило вооруженные силы, что начало войны предполагается не ранее 1942 года. Это было подтверждено во время подписания договора «Оси» между Италией и Германией. Флот составлял свои планы, исходя из этой даты.

10 июня 1940 года, когда военные действия должны были вот-вот начаться, многие составляющие того, что называется «готовностью к войне» еще не были завершены. Например, первоначальными планами предусматривалось построить 4 новых мощных линкора и закончить полную модернизацию 4 старых к 1942 году. Такое ядро флота заставило бы уважать себя любого противника. В июне 1940 года в строю находились только «Кавур» и «Чезаре». «Литторио», «Витторио Венето», «Дуилио» и «Дориа» еще завершали оснащение на верфях. Чтобы закончить достройку линкора «Рома» требовалось еще 2 года, для достройки «Имперо» - по крайней мере 3 (В действительности «Рома» был достроен весной 1943 года, работы на «Имперо» так и не были завершены). Преждевременное начало военных действий застало в постройке 12 легких крейсеров, множество эсминцев, эскортных кораблей, подводных лодок и малых судов. Начало войны задержало их достройку и оснащение.

Кроме этого, добавочные 2 года позволили бы устранить недостатки в техническом оснащении и обучении экипажей. Это особенно касается ночных действий, торпедной стрельбы, радара и асдика. Сильнее всего ударило по боеспособности итальянских кораблей отсутствие радара. Вражеские корабли и самолеты безнаказанно атаковали итальянские корабли ночью, когда те были практически слепы. Поэтому враг выработал новые тактические приемы, к которым итальянский флот оказался совершенно не готов.

Технические принципы действия радара и асдика были известны итальянскому флоту с 1936 года. Но война прервала научные работы над этими системами вооружения. Чтобы довести их до практического применения, требовались дорогостоящие промышленные разработки, особенно для радара. Сомнительно, чтобы итальянский флот и промышленность сумели достичь значительных результатом, даже имея те самые 2 года. Тем не менее, противник потерял бы преимущество неожиданности их использования. К концу войны удалось построить только несколько самолетных радаров, и то, скорее, экспериментальных установок.

В годы войны итальянский флот дорого заплатил за эти и другие мелкие недостатки, которые часто мешали использовать благоприятную ситуацию. Тем не менее, итальянский флот хорошо подготовился к войне и полностью оправдал вложенные в него средства.

Подготовительные меры флота включали в себя накопление всевозможных припасов, и когда началась война, резервы многих видов снабжения позволяли удовлетворить любые требования. Например, кораблестроительные верфи работали без задержек всю войну и даже после перемирия почти исключительно на довоенных запасах. Возрастающие требования Ливийского фронта вынуждали флот переоборудовать некоторые порты - вдобавок не по одному разу - и решать подчас неожиданные задачи, прибегая только к собственным резервам. Иногда флот выполнял просьбы и других видов вооруженных сил.

Поставки топлива были совершенно недостаточными, и мы увидим позднее, какой острой стала эта проблема. В июне 1940 года флот имел только 1800000 тонн нефти, собранных буквально по капле. В то время предполагалось, что ежемесячный расход во время войны составит 200000 тонн. Это означало, что флотских запасов хватит только на 9 месяцев войны. Муссолини однако считал, что этого более чем достаточно для «трехмесячной войны». По его мнению, военные действия не могли затянуться дольше. Исходя из такого предположения, он даже заставил флот передать часть запасов - всего 300000 тонн - ВВС и гражданской промышленности уже после начала войны. Поэтому во время войны флот был вынужден ограничивать передвижения кораблей, чтобы сократить расход нефти. В первом квартале 1943 года его пришлось урезать до смехотворной цифры 24000 тонн в месяц. По сравнению с первоначальной оценкой - 200000 тонн как необходимого минимума, легко понять, какое влияние это имело на проведение операций.

Все эти недостатки уравновешивал великолепный дух офицеров и матросов. В течение всех 39 месяцев ожесточенных боев до подписания Италией перемирия личный состав итальянского флота не раз показывал образцы массового и индивидуального героизма. Следуя своим традициям, флот сопротивлялся насаждению фашистских политических взглядов. Трудно было заставить себя ненавидеть Британию, чей флот всегда считался естественным союзником.

Но, когда жребий был брошен, флот, движимый чувством долга, начал битву, напрягая все свои силы. Ему противостояли могущественные противники, однако он выдержал испытание огнем с честью и отвагой.

Оппозиция флота развязыванию войны и его первоначальные планы

В начале 1940 года подозрения, что Италия вступит в войну, уже витали в воздухе. Однако Муссолини еще не говорил конкретно начальникам штабов трех видов вооруженных сил, что намерен вмешаться в конфликт. В первые месяцы этого рокового года правительство, чтобы поддержать экспорт, вынудило флот продать Швеции 2 эсминца и 2 миноносца. Этот факт был совершенно естественно понят флотом как признак нежелания правительства вступать в войну, по крайней мере в ближайшем будущем. Но через несколько дней после визита фон Риббентропа к Муссолини в марте 1940 года, за которым немедленно последовал визит Самнера Уэллеса, начало проясняться действительное отношение правительства к войне. До штабов это решение было доведено 6 апреля 1940 года.

В этот день маршал Бадольо - начальник Генерального Штаба - созвал совещание трех начальников штабов видов вооруженных сил и сообщил им о «твердом решении Дуче вмешаться в то время и в том месте, которые он выберет». Бадольо сказал, что война на суше будет вестись в оборонительном ключе, и в наступательном - на море и в воздухе. Два дня спустя, 11 апреля, начальник Штаба ВМФ адмирал Каваньяри письменно высказал свое отношение к этому заявлению. Среди всего прочего он отмечал трудность таких мероприятий ввиду превосходства противника в силах и неблагоприятной стратегической ситуации. Это делало невозможной наступательную морскую войну. Кроме того, британский флот мог быстро восполнит!» любые потери. Каваньяри заявил, что для итальянского флота это невозможно, и вскоре он окажется в критическом положении. Адмирал предупредил, что невозможно будет добиться первоначальной внезапности, и что невозможны операции против вражеского судоходства в Средиземном море, так как оно уже прекращено.

Адмирал Каваньяри также писал: «Так как не существует возможности решения стратегических задач или нанесения поражения вражеским морским силам, вступление в войну по нашей инициативе не оправдано. Мы сможем вести только оборонительные операции». Действительно, история не знает примеров, чтобы страна, развязавшая войну, немедленно переходила к обороне.

Показав невыгодность ситуации, в которой окажется флот из-за неадекватной воздушной поддержки морских операций, адмирал Каваньяри завершил свой меморандум такими пророческими словами: «Какой бы характер не приняло развитие войны на Средиземном море, в конечном счете наши потери на море будут тяжелыми. Когда начнутся мирные переговоры, Италия вполне может обнаружить себя не только без территориальных приобретений, но также без флота и, возможно, без авиации». Эти слова были не только пророческими, они выражали точку зрения итальянского флота. Все предсказания, сделанные адмиралом Каваньяри в его письме, полностью оправдались, за исключением одного. К концу войны Италия осталась без армии и авиации, уничтоженных могущественными противниками, но все еще обладала довольно сильным флотом.

В 1848 году, когда половина Европы была охвачена революциями, две сардинских дивизии были направлены в Северную Адриатику для поддержки Венеции, восставшей против австрийцев. В течение нескольких десятилетий Венеция являлась базой австрийского флота; там находились арсенал и военно-морское училище, носившее название Marine Collegium . Тегетгоф, Штернек, Пец и почти все австрийские старшие офицеры, проявившие себя при Лиссе в 1866 г., получили в нем свое образование. Моряки Габсбургского флота были итальянцами, на флоте использовался итальянский язык (венецианский диалект). Также на помощь Венеции прибыла неаполитанская эскадра, состоявшая из двух парусных фрегатов, пяти паровых корветов (официально числившихся паровыми фрегатами) и одного брига.

Таким образом, в 1848 г. на Адриатике находилось девять сардинских кораблей под командованием контр-адмирала Джузеппе Альбини и восемь неаполитанских во главе с коммодором Рафаэле де Коза, а также пять достаточно крупных кораблей новой Венецианской республики - корветы «Ломбардия» (бывш. «Каролина», спущен в 1844 г., 810 т, 24 18-фнт пушки), «Чивина» (бывш. «Клеменца», 1838 г., 485 т, 16 36-фнт карронад и четыре 18-фнт пушки), «Индипенденца» (бывш. «Липсия», 1826 г., 482 т, 16 24-фнт карронад, четыре 18-фнт пушки) и бриги «Крочиато» (бывш. «Уссаро», 1847 г., 168 т, 12 24-фнт карронад, четыре 12-фнт пушки) и «Сан-Марко» (бывш. «Тритоне», 1836 г., 450 т, 12 24-фнт карронад, четыре 9-фнт пушки). Все они являлись бывшими австрийскими кораблями, построенными на военно-морской верфи в Венеции, однако не снискали удачи в противоборстве с австрийской эскадрой, включавшей три парусных фрегата, три брига, один паровой корвет и четыре парохода судоходной компании Австрийского Ллойда. Поражение пьемонтских войск на суше в 1848-1849 гг. заставило сардинский флот отойти. Неаполитанцы к тому времени уже были отозваны по распоряжению короля.

Кавур

Сардинский флот приобрел огромную выгоду от деятельности Кавура, занявшего пост министра в 1850 году. Этот великий государственный деятель не только увеличил и провел в порядок флот, но и сумел восстановить дисциплину после беспорядков и случаев неподчинения, имевших место на борту сардинских кораблей на Адриатике в 1848 г. В качестве мер по модернизации Кавур заказал в Англии винтовой фрегат 1-го класса «Карло Альберто», вошедший в строй в 1854 г. и ставший первым кораблем подобного типа в Сардинском флоте. Снова став морским министром в 1860 году, Кавур заказал во Франции первые итальянские броненосцы - «Террибиле» и «Формидабиле». Благодаря Кавуру был заключен союз с Францией, и пьемонтские вооруженные силы приняли участие в Крымской войне. Его усилиями было обеспечено французское вмешательство, когда в 1859 г. Австрия объявила войну Сардинии. Французские и сардинские войска совместно действовали на суше, а флоты - в Адриатическом море. Между тем, пост морского министра занял генерал Альфонсо Ферреро делла Мармора, заказавший на верфи в Генуе фрегаты «Витторио Эмануэле» (заложен в 1854 г.), «Мария Аделаиде» (1857 г.) и «Дука ди Дженова» (1858 г.). Они были спроектированы Феличе Маттеи, главным конструктором флота, причем «Мария Аделаиде» - один из самых быстроходных и хорошо вооруженных фрегатов своего времени - был признан лучшим на Средиземном море.

В 1859-1861 гг. - в ходе еще одной войны за независимость, экспедиции «Тысячи» Гарибальди и аннексии Центральной Италии - из-под иностранного ига была освобождена почти вся территория полуострова, за исключением районов Венеции, Тренто, Триеста и Истрии, все еще находившихся в руках австрийцев, а также Рима, Чивитавеккьи и области Лацио, остававшихся под властью Папы. Виктор-Эммануил II был провозглашен королем Италии. В новый итальянский флот вошли корабли Сардинии-Пьемонта, Королевства Обеих Сицилий, Тосканы и Папской области.

Неаполитанский флот в предыдущее десятилетие заметно деградировал, в частности, из-за того, что управлялся офицерами, придерживавшимися либеральных взглядов и поддерживавшими объединение; многие из них хоть и оставались на службе, но не были лояльны королевской власти. Говорили, что при спуске на воду линейного корабля «Монарка» 5 июня 1860 г. кто-то из неаполитанских офицеров прошептал на ухо одному из сослуживцев: «Кто знает, под каким флагом он будет ходить?» . Этот случай был вполне типичным для своего времени. 17 декабря 1856 г. произошел взрыв склада пороха, приведший к большим жертвам, а 4 января 1857 г. в Неаполе взорвался паровой корвет «Карло III », на котором погибло 39 офицеров и матросов. Ходили слухи, что причиной трагедии явился поджог, хотя следственная комиссия признала это несчастным случаем.

Граф Камилло Бенсо Кавур ди Чизери (автор мне, к сожалению, не известен)

Королевский Итальянский флот

Декрет об образовании Королевского Итальянского флота был подписан 17 марта 1861 г. Его основу составили корабли Сардинского (пять винтовых и один парусный фрегаты, два винтовых, два парусных и три колесных корвета, две канонерских лодки, четыре авизо, три брига) и Неаполитанского (один линкор, три винтовых и два парусных фрегата, один винтовой, два парусных и 12 колесных корветов, два авизо, четыре брига) флотов; один винтовой корвет, один авизо и четыре канонерских лодки ранее входили в состав военно-морских сил Тосканского герцогства, а два буксира принадлежали Папскому флоту. Интересно отметить, что Сицилийский флот, действовавший против правительства в Неаполе, еще в 1848-1849 гг. приобрел несколько кораблей за границей, в частности, в Великобритании. Несмотря на то, что мятеж в конечном итоге был подавлен, сицилийским повстанцам удалось захватить несколько бурбонских (лоялистских) кораблей.

После поражения в битве при Кастельфидардо, в ходе вторжения пьемонтской армии в Марке* и Умбрию, папские войска отошли в Анкону. Захват Анконы зависел от успеха атаки с моря, которую осуществляла дивизия контр-адмирала Персано, состоявшая из паровых фрегатов «Мария Аделаиде» (флагман), «Карло Альберто», «Витторио Эмануэле», парусного фрегата «Сан Микеле», колесных корветов «Говерноло», «Конституционе» и «Монцамбано». «Карло Альберто» открыл плотный и точный огонь по военно-морской базе Ла-Лантерна, вызвав серьезные разрушения. Капитан Баттиста Альбини направил свой «Витторио Эмануэле» прямо к батарее и дал по ней полный бортовой залп - батарея взлетела на воздух, и 29 сентября 1860 г. Анкона капитулировала. Крепость Гаэта в Королевстве Обеих Сицилий сохраняла верность королю Франциско I . Осажденная пьемонтской армией и блокированная 19 января 1861 г. с моря эскадрой Персано, крепость капитулировала менее, чем через месяц.

* Марке - область Италии с центром в Анконе.


Фрегат "Дука ди Дженова" в Лигурийском море (кисти А.Тибо)

Фрегат "Витторио Эмануэле" на маневрах, около 1861 г. (кисти А.Тибо)

Сардинский флот
винтовой фрегат «Карло Альберто»
винтовой фрегат «Витторио Эмануэле»
винтовой фрегат «Мария Аделаиде»
винтовой фрегат «Дука ди Дженова»
(винтовой фрегат «Принчипе Умберто» - в постройке)
парусный фрегат «Сан Микеле»
винтовой корвет «Сан Джованни»
винтовой корвет «Принчипесса Клотильде»
парусный корвет «Эуридиче»
парусный корвет «Ириде» (б. «Аквила»)
колесный корвет «Триполи»
колесный корвет «Мальфатано»
колесный корвет «Говерноло»
канонерская лодка «Винцальо»
канонерская лодка «Конфьенца»
авизо «Гульнара»
авизо «Икнуза»
авизо «Отон»
авизо «Гарильяно» (б. неап.)

Неаполитанский флот
линейный корабль «Ре Галантуомо» (б. «Монарко»)
винтовой фрегат «Гарибальди» (б. «Борбоне»)
винтовой фрегат «Италия» (б. «Фарнезе»)
винтовой фрегат «Гаэта»
парусный фрегат «Партенопе»
парусный фрегат «Реджина»
винтовой корвет «Этна»
парусный корвет «Караччоло» (б. «Амалия», б. «Мария Каролина»)
парусный корвет «Кристина» (б. «Летиция»)
колесный корвет «Стабия» (б. сард. «Фердинандо II »)
колесный корвет «Монцамбано» (б. «Монджибелло»)
колесный корвет «Руджеро»
колесный корвет «Гискардо»
колесный корвет «Танкреди»
колесный корвет «Роберто»
колесный корвет «Эрколе» (б. «Гаэта»)
колесный корвет «Аркимеде»
колесный корвет «Палинуро»
колесный корвет «Мизено»
колесный корвет «Стромболи»
колесный корвет «Этторе Фьерамоска»
авизо «Пелоро»
авизо «Сирена»

Сицилийский Гарибальдийский флот
колесный корвет «Тукери»
колесный корвет «Фульминанте»
авизо «Аквила»
авизо «Валено»

Тосканский флот
винтовой корвет «Маджента»
канонерская лодка «Ардита»
канонерская лодка «Велоче»
канонерская лодка «Куртатоне»
канонерская лодка «Монтебелло»
авизо «Джильо»

История военно-морских сил Италии начинается в 1946 году, после того, как завершилась II мировая война. На тот момент флот находился в катастрофическом состоянии: территориальные воды были полны мин и потопленных кораблей, инфраструктура требовала возведения всех зданий с нуля, необходимо было строить новые корабли. При этом существовало ряд ограничений, согласно которым стране запрещалось иметь агрессивное ударное вооружение, она не могла использовать ядерное оружие и имела ограничения в общем количестве кораблей.

На сегодняшний день ВМФ Италии выполняет две основные задачи: защита национальных интересов и обеспечение безопасности в мире в условиях тесного сотрудничества с НАТО.

Структура и дислокация ВМС Италии

Структурно ВМС разделяют на надводный и подводный флот, авиацию и морскую пехоту совместно с подразделениями специального назначения.

Выделяют следующие военно-морские территории Италии:

  1. Северная зона
  2. Южная зона
  3. Остров Сицилия
  4. Центральная зона

Начиная с 2005 года, итальянский флот запустил процесс обновления корабельного состава и военно-морской авиации. На сегодняшний день не все запланированные суда стоят на вооружении, многие из них находятся в состоянии строительства.

Авианосцы

На данный момент итальянский флот владеет двумя авианосцами:

  • Cavour – находится в составе боевых сил с 2009 года, может выполнять роль десантного корабля, вмещает до 415 человек, 50 бронированных машин или 24 тяжелых боевых танков. Авиация состоит из 8 самолетов AV-8B Harrier II и 12 вертолетов Agusta Westland AW101.
  • Giuseppe Garibaldi – является флагманом ВМФ Италии, в строю с 1985 года, вмещает на борт 16 самолетов AV-8B Harrier II или 18 вертолетов Augusta SH-3D (AgustaWestland AW101). К 2022 году планируется замена корабля на более новый авианосец.

Также на вооружении находится 3 десантных вертолетоносца типа «Сан-Джорджо» со следующей авиацией: 5 самолетов AW-101 или 5 вертолетов Agusta Bell AB-212. Планируется списание в 2019 году.

Подлодки

Субмарины представлены в 2 классах:

  • «Торадо», тип 212 – ДЭПЛ, построенные в Германии в начале 21 века. По состоянию на 2017 год флот владеет 4 кораблями, вооружение включает ПКР «Triton», торпедное вооружение, мины.
  • «Сауро» – дизельные подлодки итальянского производства, построенные в конце80-х начале 90-х годов. На вооружении осталось 4 судна. На борту расположены торпеды Whitehead A-184 и мины.

Эсминцы

4 эскадренных миноносца класса «Orizzonte» (новые) и «Durand de la Penne» (готовятся к замене) имеют следующее вооружение на борту:

  • Противовоздушные ракеты Aster с дальностью полета от 1,7 км до 120 км;
  • Противокорабельные ракеты TESEO Mk-2/A;
  • Торпеды ВАСС B515/1;
  • 1 вертолет AW-101 или SH90A.

Линкоры

Все итальянские линкоры были затоплены в период II мировой войны, итоги сражений показали, что данные виды судов устарели и их дальнейшее строительство нецелесообразно.

Фрегаты

По состоянию на 2017 год ВМФ Италии имеет 3 типа фрегатов:

  • «Maestrale» – 8 кораблей, изначально строились для противолодочной обороны, однако отлично справляются и с противовоздушными задачами. На данный момент в строю осталось 6 судов, которые также планируется заменить. Вооружение включает ПУ ПКР «Тезео» Mk.2, ПУ ЗРК «Альбатрос», ЗУР «Aspide», вертолеты AB-212.
  • «Lupo» – легкие патрульные фрегаты, построенные в 80-х годах. В строю осталось 2 корабля, вооружение включает вертолет AB-212ASW, пусковая установка Sea Sparrow/Aspide SAM, торпеды Mark 32.
  • «Bergamini» – на 2017 год в строю находится 6 кораблей, еще 4 появятся до 2021 года. На борту находится следующее вооружение: ракеты Aster, ПКР Teseo\Otomat МК-2, торпеды MU 90, вертолеты SH90.

Катера

Десантные катера представлены такими типами: LCM62, MTM217, MTP96. Общее количество 20 судов. Данные корабли также осуществляют эскортные задачи.

Патрульные катера типа «Cassiopea» были построены в 80-х годах, на данный момент в строю находится 4 судна. Они предназначены для патрулирования в безопасных местах.

Тральщики

Минно-тральные корабли представлены типом Lerici, который включает следующие подвиды:

  • Lerici – 4 судна, введены в эксплуатацию в 1985 году, на борту находится 4 офицера, 7 дайверов, 36 человек – прочий персонал, из вооружения пушка Oerlikon, противоминная система Oropesa.
  • Gaeta – 8 кораблей, в строю с 1996 года. Отличия от первого типа: удлиненный корпус, улучшенные радары.

К 2018 ожидается выпуск нового еще более современного оборудования для тральщиков Lerici.

Корветы

Корветы класса «Minerva» были построены в 90-х годах, они отличаются хорошей скоростью и вооружением: ракеты Sea Sparrow или Selenia Aspide, противолодочные торпеды. Из 8 кораблей в строю осталось 2.

gastroguru © 2017