Храм "47 самураев" Сэнгакудзи. Храм "47 самураев" Сэнгакудзи Где находится могила 47 ронинов

Захотелось мне рассказать вам байку старую, замшелую. Однако ж, история эта знаменита и почитаема в Японии уже три сотни лет. И конца этому почитанию не видно. Возможно, многие из вас уже читали где-либо эту байку или даже смотрели кино. Ну, а я расскажу как умею, может, кому и покажется интересным.Но если кому захочется знать точно, как там дело обстояло, то пожалуйте в Википедию, например, или еще куда. А я хотела бы рассказать вам чисто романтическую историю.

В давние-предавние времена, когда на благословенных японских островах правил пятый шйогун из рода Токугава, Тсунайоши, в маленьком городишке Ако на берегу Внутреннего моря счастливо правил даймио Асано Наганори, третий по счету Ако-даймио из семьи Асано, основная ветвь которой давно и прочно обосновалась в Хирошиме.
Наганори стал даймио в возрасте 9 лет, унаследовав должность и все, с ней связанное, от своего отца, Асано Нагатомо. Как можно управлять целой провинцией, пусть и небольшой, в таком возрасте, затрудняюсь сказать. Надо полагать, даймио из Наганори был чисто номинальный, чтоб было кого показывать. А сама провинция управлялась вассальными самураями семьи Асано, которых к началу нашей истории было триста с лишним человек.

Асано Наганори.
Самым главным самураем из вассалов Асано был Ооиши Кураносуке Йошио. Семья Ооиши служила верой и правдой семье Асано в течение нескольких поколений, исправно поставляя советчиков и воспитателей беспокойному и горячему нравом семейству Асано. Кто-то из предков Ооиши Йошио был даже женат на одной из младших дочерей семейства Асано. Надо полагать, что именно Ооиши Кураносуке и был фактическим управителем Ако. И именно под его чутким руководством производство соли из морской воды было усовершенствовано до такой степени, что и по сей день соль из Ако считается лучшей в Кансае. И рисовые поля приносили урожай много бОльший, чем было записано в официальном реестре провинций.

Памятник Ооиши Кураносуке Йошио в Сэнгаку-джи, Токио

А Наганори? А что - Наганори? Наганори хорошо проводил время. Увлекался поэзией. Хотя высот особых не достиг. Немного занимался всеми дисциплинами, которыми положено было заниматься уважающему себя потомственному даймио и самураю: махал катаной, скакал на конях и т.д., и т.п. Но без особого рвения. Чтобы оставить время на свою самую главную страсть - женщин.
По донесениям шпионов шйогуната, которых в то благословенное мирное время было даже больше, чем собак, Ако-даймио был великим поклонником прекрасной половины японского населения. И даже вассалов своих больше ценил не за способности в управлении вверенной ему провинцией, а за способность доставить лично ему, Асано Наганори, особо красивую девушку.

Но из клановых соображений продолжения династии Наганори женился на Агури Мийоши, чья семья была одной из боковых ветвей все того же клана Асано. Красавица Агури никак не мешала своему любвеобильному супругу продолжать столь любезный его сердцу и еще кое-какому органу образ жизни. Как-то не принято было у самурайских жен возражать против увлечений своих благородных мужей, чем бы они там не увлекались.
Вот только детей у них не было. А по тогдашним временам бездетный даймио - это нонсенс, подлежащий ликвидации. Потому после смерти такого даймио все его владения и имущество конфисковывались казной, а вассальные самураи становились ронинами, то есть - безработными. Вот чтоб такого не случилось, Асано Наганори усыновил собственного младшего брата, Нагахиро. Брат-пасынок был официально признан шйогунатом как наследник семьи Асано.
Сдается мне, что совет усыновить братишку Наганори дал Ооиши Кураносуке, у которого к тому времени уже было несколько детей и в том числе - официальный наследник. А наследник нуждался в сюзерене, чтобы не оказаться к моменту вступления в наследство безработным ронином, без места жительства и постоянного источника дохода. Заботливый отец и добросовестный советник, Ооиши Йошио.

Помимо веселого времяпровождения в собственных владениях, Асано Наганори должен был выполнять официальные поручения шйогуната. Поскольку любой даймио по тем временам - это не только управитель доверенной ему провинции, но и офицер на пожизненной службе у шйогуна и императора. Официально должность Асано Наганори звучала как Такуми-но-ками.
И вот под новый, 1701-й год, Асано Такуми-но-ками Наганори был назначен принимающим императорского посла.
Ну, порядки в те времена были такие: император хоть и считался формально главой нации и государства, реальной власти не имел никакой. Но почет и всяческое показное уважение получал регулярно. Потому каждый шйогун (формально - подданный императора и его вассал) каждый новый год посылал императору богатые подарки. Типа, поздравлял с наступившим. Ну, а император, как и положено вежливому и культурному государю, отправлял своего посланника с ответными дарами самому могущественному из своих подданных. Так вот, посла императорского надлежало привечать по самому высшему разряду со всеми возможными почестями и церемониями. Как вы понимаете, церемоний этих японцы, большие церемониальные мастера, придумали несусветное количество. И чтобы помнить их все установили даже специальную должность, кооке, который и должен был следить за соблюдением всех протокольных мероприятий.
В то время почетную должность надзирателя за правильностью церемоний занимал Кира Козуке-но-суке Йошинака. Кира Йошинака было 60 лет, когда вся эта история приключилась. Современники описывают его как могущественного политикана, взяточника и сребролюбца.
Вот этого-то хитроумного знатока церемоний и официального протокола и поставили наставником горячего парня Асано Наганори, которому на тот момент было 34 года.

И Асано Наганори, оставив теплый и уютный Ако, поехал в ветренный и холодный Эдо службу служить. Прихватил он с собой только положенное по статусу количество вассальных самураев, слуг и красавицу Агури. А верного Ооиши оставил за главного в родовом замке, на хозяйстве, значит. Как история показывает, зря оставил.
В Эдо скучно и тоскливо. Баб нет, потому как "собачий" шйогун Тсунайоши всех гейш и куртизанок, вместе с театрами и прочими развлечениями, выселил из Эдо к черту на куличики. Ибо нефиг баловаться, надо делом заниматься. А дело это, хоть и почетное по самые небалуйся, так еще церемонное и скучное до полного одурения. Все эти церемонии, поклоны, этикет... Этому надо поклониться в пояс, тому - можно только головой кивнуть, а перед кем надо и вовсе на коленки падать. А тут еще этот старый хрен Кира Йошинака. Подарков ему, понимаишь, надо. Пусть сначала науку объяснит, а уж потом и о подарках подумать можно будет.

И некому было посоветовать заносчивому молодому господину, что портить отношения с могущественным интриганом - тухлое дело, если сам ты при дворе без году неделя. И что подарки - дело важное и сурово необходимое, а от их правильного выбора зависит многое в тесном и церемонном мирке шйогунского дворца. Не понравились Кира Йошинака подарки молодого даймио из Ако и затаил Йошинака злобу на своенравного юнца.
С того момента и понеслось: то время встречи неправильно назначат, то намеренно про особое этикетное правило не сообщат, то не уведомят о прибытии важного гостя, на встрече которого надо присутствовать даже смертельно больным... И все шишки - на Наганори: мол, неуч и деревенщина, дисциплины никакой да еще и дворцовый этикет не соблюдает.
Терпел Наганори, терпел, да не вытерпел. И вот несчастливым утром 14 марта 1701 года в узком коридоре Матсу-но-Оорока, соединяющем два крыла дворца шйогуна в Эдо, столкнулись нос к носу обозленный Асано Наганори и хитрый царедворец Кира Йошинака.

Памятный камень на том месте, где 300 лет назад Асано Наганори Атаковал Кира Йошинака.

Надо полагать, Кира Йошинака не упустил случая еще разок уязвить молокососа-деревенщину Наганори на предмет отсутствия хороших манер. А Наганори не сдержался и, выхватив меч-вакизаши, попытался атаковать мерзкого старикашку. Однако ж, Кира отделался парой легких ран на лбу и на спине, а меч Наганори завяз в деревянной колонне, поддерживающей своды коридора. Кира унесли слуги, а Наганори был немедленно арестован.


Асано атакует Кира

По законам того времени обнажение меча во внутренних покоях дворца шйогуна каралось немедленной смертью. И Асано Наганори знал об этом не понаслышке: его собственный дядя, Наито Тадакатсу, был казнен после того, как на похоронах четвертого шйогуна Токугава (где обнажение оружия также строго запрещалось) убил своего обидчика. После чего семья Наито Тадакатсу была лишена всех земель и вассалов. Похоже, вспыльчивость и полное отсутствие самоконтроля было фамильной чертой клана Асано. А вот скверное владение мечом - личное "достижение" самого Наганори. Иначе трудно объяснить, как можно было промахнуться в коридоре дворца по малоподвижному старичку.

И некому было охладить пыл горячего даймио и объяснить простые вещи: что "наказывать" Кира надо было за пределами дворца, где уже не действует запрещение на выяснение отношений при помощи оружия, что в результате минутной горячности даже самый великий даймио становится преступником, а его семья и вассалы - нищими бомжами.

Решение бафуку (правительства шйогуна) о судьбе Асано Наганори было оглашено уже через несколько часов после инциндента в коридоре: харакири виновнику и конфискация всего имущества в казну.
Хотя формально по закону должны были быть наказаны оба участника столкновения, Кира Йошинака сочли достаточно пострадавшим и оставили без наказания. А на решение об Асано Наганори, похоже, повлияли и его репутация вспыльчивого и неуравновешенного человека, и небрежное соблюдение им правил этикета, и явная безответственность как главы семьи и клана.
Вечером того же дня Асано Наганори совершил сеппуку по всем правилам, написав даже предсмертную поэму, джисеи-но-ваку:

風さそ う 花よりもな お 我はまた 春の名残を いかにとやせん

Что-то про облетающие на ветру цветы и весну, уходящую так же, как и его жизнь.


Наганори пишет джисеи-но-ваку.

Асано Наганори был похоронен на кладбище Сэнгаку-джи в Эдо.

Могила Асано Наганори в Сэнгаку-джи, Токио

Жена его, Агури, немедленно подстриглась в монахини, приняла имя Йозейин и вернулась в дом своей семьи, Мийоши.

В Ако был послан отряд для конфискации замка, земель и прочего имущества семьи Асано. Опережая этот отряд, двое верных вассалов Асано домчались от Эдо до Ако за четыре с половиной дня, что по тем временам было неслыханной скоростью, и принесли страшную весть семье наследника, Асано Нагахиро, и всем остававшимся в Ако самураям, о печальной судьбе их господина и покровителя.


Несколько дней замок гудел. Самураи, теперь уже ронины, решали, что им делать. Вариантов предлагалось три:

Дождаться прихода правительственного отряда и прилюдно совершить массовое харакири в знак протеста против несправедливого решения шйогуната;

Поскольку Асано Наганори таки нарушил закон и наказан по справедливости, посыпать головы пеплом стыда и переквалифицироваться из самураев в кого получится;

Мстить страшной мстей ненавистному Кира Йошинака, оскорбившему их господина и лишившего их крова.


Первый вариант отпал сам собой в процессе бурной дискуссии. Бушидо бушидом, но семьи были почти у всех трех сотен ронинов и лишать их последней поддержки без какой-либо надежды на восстановление положения - неразумно.

Второй вариант получил поддержку большей части бывших вассалов. Надо полагать, именно у этого подавляющего большинства были семьи, дети и кое-какие варианты жизни даже и без почетной службы у даймио.

А за третий вариант высказались только полсотни самых верных (или самых безрассудных) ронинов во главе с Ооиши Кураносуке Йошио.



Ооиши Кураносуке обсуждает с остальными ронинами планы дальнейших действий.

Бушидо диктует правила поведения вассала, желающего вступиться за попранную честь своего господина: меч в руки и атаковать обидчика до тех пор, пока месть не свершится или пока верный вассал не будет убит вассалами же обидчика.

Разумному и дальновидному Ооиши этот вариант не особо понравился, потому как не оставлял практически никаких шансов на восстановление справедливости даже путем собственной смерти в бою: Кира живет в самом центре Эдо, рядом с дворцом шйогуна, и дом его - настоящая крепость, как и полагалось по тем временам. К тому же вассалов и слуг у Кира явно больше, чем всех готовых мстить ронинов вместе взятых. А это значит, что любая атака на дом Кира будет отбита, и остатки мстителей будут арестованы правительственными блюстителями порядка. С перспективой быстрой и абсолютно бесславной смерти. И такое развитие ситуации не оставляло никакой надежды на реабилитацию семьи Асано и восстановление в правах Асано Нагахиро, не говоря уже про самих мстителей.


Вот тогда-то и был задуман Ооиши Йошио план восстановления семьи Асано и страшной мести Кира Йошинака.

Для начала решено было попробовать добиться справедливости официальным путем. Была сочинена петиция от верных вассалов Асано Наганори на имя Великого Шйогуна Токугавы Тсунайоши с нижайшей просьбой разобраться с обидчиком Кира Йошинака и амнистировать невинно погибшего защитника собственной чести и достоинства Асано Наганори.

А пока великий шйогун разбирается в этом сложном деле, верные слуги Асано Наганори начали готовить заговор против Кира Йошинака.


Самым главным пунктом этого заговора было заставить Кира поверить, что никакого заговора нет и в помине. Что Ооиши, как и все остальные ронины, полностью забыл своего непутевого господина и занят только благосостоянием собственной семьи. Чтобы Кира расслабился, отпустил большую часть нанятых для защиты его дома слуг и воинов да и вообще потерял бдительность.

После чего, подготовив все необходимое для правильной атаки, напасть на Кира и таки отомстить за смерть Наганори.


Ронины, участвующие в заговоре, разъехались по стране. Сам Ооиши переехал в Киото, в квартал Ямашина на востоке столицы, переселив свою жену и детей в Осаку для безопасности последних (предварительно оформив официальный развод с женой, с которой он прожил более 20 лет). В Киото Ооиши старательно делал вид, что наслаждается по самые небалуйся вольной жизнью свободного горожанина. Йошио стал постоянным посетителем квартала Гион и завсегдатаем Ичирики-очая, где развлекался в обществе самых известных гейш того времени. По донесениям шпионов Кира Йошинака, Ооиши пьянствовал днями напролет, пугая мирных обывателей Киото своими пьяными выходками. Однажды, смертельно пьяный, он вывалился из очередного кабака и упал в лужу. Проходивший мимо заезжий купец из Сатсумы, узнав бывшего самурая, в сердцах пнул ногой неподвижное тело, обозвал Ооиши предателем, забывшим своего господина, и плюнул ему в лицо. Ооиши не прореагировал никак.

Но во время, свободное от запудривания мозгов вражеским шпионам, Ооиши руководил подготовкой заговора, тщательно собирая сведения о Кира Йошинака, засылая своих шпионов в его окружение и собирая деньги на оружие для решающей атаки.

По сохранившимся долговым распискам Ооиши можно увидеть, что деньгами его снабжали настоятель буддийского храма из Ако, основная семья Асано из Хирошимы и одна из боковых ветвей клана Асано.

Согласно пьесе Чйушингура о событиях этой вендетты, дочь одного из ронинов уговорила собственного отца продать ее в Ичирики-очая, чтобы этими деньгами пополнить тощую кассу борцов за справедливость.

Накануне годовщины смерти Асано Наганори от правительства пришел официальный ответ: полный отказ в восстановлении прав семьи Асано. Надеяться было больше не на что и поготовка к мести закипела еще активнее.


Но и Кира не дремал пока. И подослал своего шпиона к Ооиши в самый день годовщины, чтобы посмотреть, как самый верный из вассалов будет отмечать день смерти своего господина. Благо по обычаю верный вассал в годовщину смерти своего господина должен был поститься и просвети день в молитвах.

Но Ооиши этот день провел традиционно - в Ичирики-очая, распивая саке вместе со шпионом и играя в жмурки с гейшами. Никаких признаков скорби или хотя бы намека на вынашиваемую месть.

И Кира поверил наконец, что никакой мести не будет. Что бывшие вассалы Асано Наганори и думать забыли о бесчестьи, нанесенном их бывшему господину.



Ооиши развлекается с гейшами.

Даже бывшая жена Наганори, ноне монахиня Йозейин, поверила, что муж ее так и забыт неверными вассалами. И прилюдно прокляла неверного пса Ооиши.

Но "Ооиши" не даром значит "большой камень"! Медленно, аккуратно, но неуклонно опытный стратег Ооиши подготавливал свою месть. Один из ронинов-последователей Ооиши, женился на дочери мастера, украшавшего внутренние помещения дома Кира Йошинака, и через свою жену получил подробнейший план дома ненавистного врага.

В начале декабря 1702 года все подготовленное оружие было свезено в Эдо. Все сообщники, которых к тому времени осталось 47 человек, тоже собрались в Эдо на конспиративных явках. А лично Ооиши Кураносуке тайно покинул Киото в самом начале ноября, еще раньше отправив в Эдо своего старшего сына Чикара-Йошикане, тоже примкнувшего к мстителям.

И вот морозной ночью 14-го декабря 1702 года после тщательной многодневной разведки и сбора сведений о перемещениях Кира Йошинака, в 4 часа утра две группы ронинов атаковали дом Кира с двух сторон: одна, возглавляемая сыном Ооиши, Чикара-Йошикане, - со стороны задних ворот, а вторая, под началом лично Ооиши Кураносуке Йошио, вломилась в главные ворота. Бой барабанов согласовывал действия обеих групп.



Ооиши руководит атакой на дом Кира.

Заранее расставленные лучники сбивали слуг Кира, пытающихся выбраться из дома за подмогой. А накануне предупрежденные об атаке соседи, ненавидившие Кира, также ничего не сделали для его защиты.

Дом был захвачен атакующими за неполный час. Были убиты 16 слуг Кира и ранены 22, в том числе и внук Кира. Среди нападавших убитых не было, только несколько незначительных ранений. Но самого Кира среди сражавшихся не обнаружили!

Проверили весь дом. Нету! Но в спальне Кира постель еще хранит тепло человеческого тела... Дом обыскали еще раз. И в темном чулане для хранения угля в самом дальнем углу кухни Кира наконец и был обнаружен и приведен к Ооиши.


При полном собрании всех соучастников Ооиши предложил Кира Йошинака тот самый меч, которым совершил харакири Асано Наганори. И предоставил возможность самураю по положению Кира Йошинака умереть так, как умирают достойные самураи, совершив харакири немедленно при всем честном собрании. Но Кира отказался.

И тогда Ооиши Кураносуке Йошио лично отсек голову Кира Йошинака тем самым мечом, что держал в руках в свой последний час его господин Асано Наганори.

Смерть Кира Йошинака.

После чего вся команда теперь уже отомщенных ронинов торжественным маршем проследовали от дома Кира к буддийскому храму Сэнгаку-джи. По дороге послав двух гонцов во дворец шйогуна с извещением о свершившемся правосудии. И заодно отправив туда самого младшего по званию и положению среди них как свидетеля. На кладбище Сэнгаку-джи, омыв голову Кира Йошинака в источнике, ронины торжественно возложили ее у надгробия на могиле Асано Наганори и отчитались о честно проделанной работе. Дух Асано Наганори отныне был спокоен.


Ронины принесли голову Кира на могилу Асано.

Посланный правительством отряд должен был обезоружить и арестовать всех участников нападения на дом уважаемого господина. Но все 44 ронина добровольно сдали оружие.

Ронинов разделили на четыре группы и расселили по домам важных чиновников шйогуната, где они должны были находится под домашним арестом до тех пор, пока правительство не решит их судьбу.

Долгих два месяца Высокий суд в лице самого Тсунайоши Токугавы и его советников решал судьбу 47 ронинов. И все это время ронины жили на правах почетных гостей в домах у четырех высокопоставленных офицеров шйогуната.

Все четыре хозяина дома, где ожидали своей участи ронины, были чрезвычайно горды выпавшей на их долю честью. До самого последнего дня все пожелания почетных арестантов выполнялись беспрекословно.


Шйогунат оказался в сложном положении. С одной стороны, ронины точно последовали кодексу самурая, говорящему, что истинный самурай должен отдать жизнь за восстановление доброго имени своего господина. С другой - они нарушили закон шйогуната о запрете на кровную месть. Кроме того, шйогунат получил море петиций от граждан всех сословий с прошениями о помиловании ронинов.

В итоге ронины были приговорены к смерти. Но не к позорной казни, как преступники, а к почетной смерти путем совершения харакири.

Поздним вечером 4-го февраля 1703 года 46 ронинов совершили ритуальное самоубийство. И были торжественно похоронены на том же кладбище Сэнгаку-джи рядом со своим господином Асано Наганори.


Харакири 46 ронинов.

Шйогун помиловал только одного: самого младшего по званию и положению ронина. Который вернулся в Ако, прожил долгую и насыщенную жизнь, написал воспоминания об этой истории и умер своей смертью в возрасте 71 года. Был похоронен там же, в Сэнгаку-джи, рядом со всеми своими товарищами.


Могила 47 ронинов на кладбище Сэнгаку-джи, Токио

Несколько раньше рядом с мужем была похоронена и леди Асано Агури-Йозейин.

Могила леди Асано Агури-Йозейин в Сэнгаку-джи, Токио.

Могила ронинов и их господина стала местом паломничества всех желающих приобщиться к истинно самурайскому духу.

В один день ее посетил и тот самый купец из Сатсумы, который когда-то пинал ногами пьяного Ооиши и обвинял того в отсутствии чувства долга. Купец попросил прощения у духа Ооиши Кураносуке, после чего совершил самоубийство. Был похоронен рядом с оградой могилы ронинов.

Совершенная месть обелила образ ронинов из Ако в глазах японской общественности. Те из них, кто не примкнул к Ооиши, после его героической смерти смогли найти себе работу в привычном им качестве вассалов более могущественных самураев.

Асано Нагахиро был полностью восстановлен в правах, получил статус хатамото и был посажен управлять провинцией Чигйочи (несколько большей по размеру, чем Ако) в префектуре Чиба. А после смерти шйогуна Токугавы Тсунайоши, Асано Наганори был полностью реабилитирован.

Семья Кира Йошинака наоборот, сильно потеряла и в репутации, и во владениях. А после смерти Кира Йошичика, старшего сына Йошинака, род Кира угас совсем.

В общем, все кончилось хорошо: все умерли.




Исторический парад в Сэнгаку-джи в наши дни.

P.S. via belka_teleutka Вот тут есть очень подробная фильмография на тему: http://community.livejournal.com/dorama_ru/113341.html
Настоятельно рекомендую.

История 47 ронинов, или «Месть Ако» — одно из самых известных народных преданий Японии, которое ныне стало популярным во всем мире.

«Ронинами» в Японии называли воинов-самураев, которые либо утратили покровительство своего сюзерена, либо не смогли уберечь его от смерти.

В соответствии с японскими традициями, ронин был фигурой постыдной, подвергавшейся насмешкам и унижениям. Статус ронинов был незавидным, так как они не получали постоянного жалования от своих господ, что, в свою очередь, было необходимым условием для каждого настоящего самурая. Ронины стремились вновь поступить на службу, найдя себе нового покровителя. Не всегда это получалось, и многие оставались в статусе ронинов, зачастую добывая себе пропитание грабежом. С другой стороны, в японских преданиях есть истории о ронинах по убеждениям — свободных воинах, встававших на защиту бедняков. Такие истории перекликаются с английской легендой о Робин Гуде .

Сюжет о 47 ронинах иной. Он посвящен верности воинов своему господину, а также самурайскому «Кодексу бусидо».

Ссора во дворце «Собачьего сёгуна»

Эта история произошла в период правления Токугава Цунаёси , 5-го сегуна из династии Токугава, известного также как «Собачий сёгун».

Прозвище он получил за указ «О запрете лишения жизни живых существ», запрещавший под страхом смерти убивать бродячих собак, кошек и загнанных лошадей.

В 1701 году даймё (крупный феодал, владетельный князь средневековой Японии) Асано Такуми-но-Ками Наганори , или Асано Наганори из города Ако, был назначен для приема двух императорских послов во дворец сегуна.

Перед церемонией Асано Наганори должен был получить наставления у Киры Ёсинака , чиновника, который являлся потомственным знатоком ритуалов высшего ранга.

Кира Ёсинака имел славу мздоимца, и ждал от даймё подношений. Однако Асано Наганори никаких подарков чиновнику не сделал.

Токугава Цунаёси. Источник: Public Domain

Сэппуку с конфискацией имущества

Ёсинака, которому было около 60 лет, был крайне недоволен поведением князя. Не дав ему никаких наставлений, он вдобавок уничижительно отозвался о приготовлениях, которые вел сам Наганори.

Оскорбленный даймё выхватил меч и нанес обидчику несколько ударов. Ранения знатока ритуалов оказались несмертельными, а Асано Наганори заключили под арест.

Обнажать меч в дворце правителя было запрещено под страхом смертной казни. Сегун приговорил князя к смерти. Правда, с учетом его титула и положения, он получил приказ совершить сэппуку — ритуальное самоубийство методом вспарывания живота. В Европе этот ритуал более известен как харакири.

Вечером дня, когда был вынесен приговор, Асано Наганори совершил сэппуку.

В резиденцию клана, которому принадлежал князь, были отправлены послы, которые сообщили, что клан расформирован, его владения конфискованы, а все самураи объявляются ронинами.

Асано Наганори нападает на Киру Ёсинаку. Источник: Public Domain

Клятва мести

Новоявленные ронины собрались на совет, чтобы решить, как поступить. Одни предлагали искать нового господина, другие были готовы совершить сэппуку, третьи высказались за то, чтобы отомстить Кире Ёсинаке.

Кира, однако, был опытным придворным и знал, что мстители могут появиться. Он перебрался в укрепленный особняк, окружив себя воинами.

47 ронинов во главе с Оиси Кураносукэ , советником Асано Наганори, дав клятву отмстить, разошлись в разные стороны. Кто-то стал торговцем, кто-то бродячим лекарем, кто-то учителем фехтования. Сам Оиси переехал в Киото, где показательно предавался пьянству.

Все это должно было убедить Киру Ёсинаку, что бояться ему нечего. Но мстители зорко следили за его домом, ожидая подходящего момента.

Ждать пришлось более полутора лет. Час настал в 14 день 12 месяца 15 года эпохи Гэнроку. Ронины, собравшиеся в Эдо (ныне — Токио), выдавали себя за пожарных — плащ пожарного хорошо скрывал вооружение. Пожары в то время случались часто, и появление такого отряда не вызвало подозрений.

Отмщение

На рассвете 15 дня мстители, разделенные на две группы, атаковали особняк своего врага. Одна штурмовала главные ворота, вторая заходила с тыла. План был продуман до мелочей.

При штурме погибли 17 охранников, а еще более 20 были ранены. Ронины отделались легкими ранениями.

Атака ронинов на усадью Киры. Фото: www.globallookpress.com

Кира Ёсинака укрылся в помещении для хранения угля. Ему отсекли голову, которую отнесли в монастырь Сэнгакудзи, где был похоронен Асано Наганори. Ронины положили голову убитого врага на могилу хозяина, показав, что он отомщен.

Самый молодой ронин,16-летний Китиэмон Тэрасака , по приказу Оиси Кураносукэ отправился к вдове Асано Наганори, чтобы сообщить ей о том, что случилось.

Остальные ронины сдались властям.

О случившемся узнала вся страна, которая разделилась на тех, кто считал ронинов героями, и тех, кто называл их преступниками. Был озадачен и сёгун. Дело в том, что согласно «Кодексу бусидо» месть за убитого сюзерена для самурая являлась «гири» — священным долгом, который подлежал исполнению даже ценой собственной жизни.

Многие в Японии считали, что ронины должны быть помилованы. С другой стороны, это был заговор, в результате которого был убит заслуженный придворный чиновник и его слуги.

Сёгун постановил — все ронины должны совершить сэппуку.

Вечером 4 дня 2 месяца 16 года эпохи Гэнроку 46 воинов исполнили свой последний самурайский долг.

Они были похоронены в том же монастыре, что и их господин.

Могилы 46-и ронинов.

Просмотр фильма о 47 ронинах сподвиг меня на написание этого текста.
Собственно, историей я заинтересовалась давно, благодаря журналу «Вокруг света». Именно из-за этого журнала я обнаружила пресловутый сосновый коридор (Матсуно-о-рока) в замке императора Японии.
Вообще говоря, если попасть в это место, то ничего сильно удивительного вы не увидите. Действительно, некий коридор из деревьев и камень, гласящий, что события легенды о 47 ронинах, известные каждому японцу, и многим не японцам произошли именно тут.
Итак, что же собственно произошло?
О том, что Япония – это страна воинов, не знает только ленивый. В средние века подавляющее большинство крестьян мужского пола норовили попасть в воины, поскольку это означало возможность получить хоть какие-то средства к существованию. Кстати, сельское хозяйство, т.е. крестьяне Японии на протяжении совершенно немыслимых отрезков времени, исчислявшихся столетиями, оказывались на грани жизни и смерти. Из них выдавливали все, что можно, они голодали, это у них появлялась традиция убасутэ, когда стариков, на которых не хватило бы еды, уносили в горы и оставляли там умирать.
Так вот стать воином долгое время было едва ли не единственным способом бегства от такой жизни. Все остальные направления требовали предварительного обучения, а за него надо было платить. У крестьян не было таких возможностей. Конечно же, и за воина надо было платить. Но был шанс поступить к кому-нибудь на службу, тогда господин обязан был обеспечивать свою гвардию едой, одеждой, оружием и жильем.
Ронин – это свободный воин, не состоящий ни у кого на службе. Вообще говоря, это всегда было немножко позорно, потому что означало, что никто не решил связываться с этим воином и он по сути нищий. Но всегда была возможность пойти не к одному господину, так к другому и решить проблему.
Теперь перейдем немножко к политике. Государство здесь образовалось в 6-7 веках, хотя сами японцы считают, что оно намного древнее. Тем не менее, историки начинают отсчет с 6-го века (да, раньше были другие люди, айны, эпоха Дземон, но я про это не буду). К 9-12 векам государство расцвело и эти 300-400 лет приходятся на эпоху Хэйан, которую можно сравнить с древнегреческим золотым веком в Европе. Время расцвета и развития. Искусства, ремесла, поэзия, сам язык появляются и стремительно развиваются по всей стране.
По разным причинам выделяются четыре основных правящих клана. Татибана – действующие императоры, Минамото – их многочисленные отпрыски, не имеющие права претендовать на трон, Тайра и Фудзивара. Фудзивара никогда прямо не оказывались в императорах Японии, зато постоянно управляли ей то в эпоху регентства, то будучи канцлерами, то еще как-нибудь.
«Тайра Моногатари», сказание о доме Тайра, повествует нам о печальной схватке между домом Тайра и Миномото. Татибана к этому моменту утратили влияние и за власть схватились эти два клана. Поначалу победили было Тайра. Из всего клана Минамото выжил всего лишь один мальчик Ёритомо. Но этот мальчик стоил многого. Он сделал ставку на воинов, а не на аристократов и собрал возле себя достаточно сильную армию, а себя провозгласил ее главнокомандующим – сёгуном. Так появился первый японский сёгунат.
Ёритомо удалось отомстить Тайра. Они погибли полностью, как и клан Татибана. Фудзивара не вступали в прямую борьбу за трон и просто ушли в тень. Но власть первого сёгуна долго не длилась. В стране вспыхнули мелкие клановые войны, дошло до деления императорского двора на две части. Власть, как и во всем мире, от чистокровных аристократов стала переходить к богатым феодалам – даймё. Они же – тоже так же, как это было во всем мире, - стали строить мощные замки и укрепления, каждый заводил свою армию и готов был выйти за пределы замка только для войны с соседями.
Чтобы стало понятно – хаос длился пять столетий. Пять столетий страна не знала централизованной власти…
В 1603 г. к власти пришел настоящий сильный диктатор и его клан – Токугава. Он разбил большинство своих противников, сумел поставить на колени сопротивляющихся, пришел к власти и начал применять драконовские меры ко всем непокорным. Все, кто не слушал великого сёгуна, попросту казнились, имущество переходило в руки сёгуна. В лучшем случае семья казненного могла сохранить титул и шансы начать все заново. Особенно, если поддерживали Токугаву. В худшем, титула тоже можно было лишиться.
Чтобы предотвратить образование новых феодальных армий, Токугава пошел на две жесткие меры. Первое – ни один аристократ или воин не имел права строить мощного замка или армии. Мощность определялась простым критерием – армия самого Токугавы должна была легко взять замок при случае. А если нет – то все уничтожалось до нуля по схеме, описанной выше. Второе – своего рода крепостное право. Теперь никто не мог просто так сменить своего господина. То есть если раньше вы приходили к одному, поступали на службу, а потом если хотелось, его меняли, то теперь это было нельзя сделать.
Даже если вашего господина убили, вы больше никак не могли найти себе другого.
Такова, грубо говоря, экономическая основа кодекса Бусидо (пути воина). Согласитесь, что теперь вполне логично выглядят пункты насчет того, что если ты не сберег своего господина, ты покрыл себя позором. Или, что за господина надо отдать жизнь, это – самая важная персона. Честь клана выше… ну, и т.д. Ситуация-то была предельно простой – если господин убит, то вам дорога либо назад, в крестьяне, а каждый прекрасно себе представлял, что это значит. Либо … а что либо? Ронины стали сбиваться в стаи бандитов и атаковать всех подряд просто, потому что им надо было на что-то жить.
Впрочем, у них был один-единственный выход – напроситься лично к сёгуну. Приказы сёгуна стали выше приказов дайме. И это была логика сёгуната, она была абсолютно верной, но несколько противоречила предыдущим пяти столетиям поведения. Правда, не так-то просто было обратиться прямо к сёгуну – до него еще надо было добраться. Да и скорее всего, он попросту казнил бы лишних, вот и все. Так что разбой или деревенская жизнь – вот и весь выбор. Не забудьте, что в деревне тоже бы смеялись над неудачниками, так что к эпохе Токугава стать ронином было глубоким позором для любого воина-самурая. Это было хуже, чем смерть.
Кстати, были еще два пути – стать монахом и совершить самоубийство – сепукку. Но и то, и другое были не самым частым явлением, что бы там не говорили легенды. Разбойников было намного больше.
Я останавливаюсь на этом так подробно, потому что это все потребуется для нашей истории про 47 верных ронинов.
Кстати, чтобы вам не казалось, что это уж страшно жуткая эпоха, скажу, что второй расцвет культуры Японии, появление хайку и нового расцвета ремесел и искусств приходится на это время. Период Эдо, он самый. В это время творил Басё, основана легендарная школа Римпа, появился жанр укиё-э и первые гейши, основаны математические и астрономические школы. Кстати, японцы самостоятельно дошли до курса дифференциального исчисления примерно в одно время с Лейбницем и Декартом, но не нашли никакого интересного применения для такой штуки.
Отдав должное общему положению, вернемся во дворец сёгуна к сосновому коридору.
Во времена Токугавы тут был дворец или замок, который сгорел во время серии пожаров в конце 18-го - начале 19-го столетий, так что все происходило не под древесными ветвями, а в одном из коридоров дворца.
14 дня третьего месяца эры Гэнроку (14 марта 1701 года) состоялся ритуал приема императорского посольства. В этот день молодой даймё, глава клана Ако по имени Асано Такуми-но ками Наганори (ему было 34 года), имевший земли в префектуре Хёго (а тогда провинции Харима), вдруг бросился с обнаженным коротким мечом в руках на советника Ёсинака Киру (Кира Кодзукэ-но Ёсинака). Кира возглавлял протокольную службу при сёгуне и происходил из знатного рода аристократов.
Кира бросился бежать, но разъяренный Асано догнал его и нанес несколько ударов клинком по голове. Почему-то опытный все же воин не убил старого советника (ему было 60 и для Японии это была глубокая старость), все раны оказались неглубокие. Впрочем, может, дело в том, что короткий меч вакидзаси был неудобен, а катану полагалось оставлять на входе. Но я в это не верю – все же даймё воспитывались владеть мечами с раннего детства и смешно предполагать, что с коротким мечом против невооруженного человека что-то там неудобно делать.
Версий происшедшего существует так много, что по ним можно писать отдельный том. Кто-то говорит, что причина была в том, что семьи Киры и Асано владели соляными копями и чего-то там не поделили. Кто-то говорит, что Кира издевался над провинциальными манерами Асано во время приема.
Еще одно маленькое отступление. Император в Японии был всегда. Он – по легенде – происходит прямо от богов и любой нормальный японец по сей день предпочитает, чтобы род императора не прерывался. Ну, чисто на всякий случай, вдруг правда от богов? :) При этом власть императора довольно часто оказывалась совершенно номинальной. Во времена сёгуната Токугавы это был как раз такой случай. Хотя формально сёгун правил от имени императора, сам император не мог даже пальцем пошевелить без особого человека, представителя сёгуна при его дворе.
Между прочим, по сей день все действия японского императорского двора обязаны согласовываться со специальными распорядителями, которые могут сильно испортить жизнь всем представителям рода. Еще мама ныне действующего императора могла переговариваться с его отцом только посредством записок, которые в открытом виде подавала советникам, а уж те решали, передать их императору, или жена обойдется.
Так вот традиции диктуют, что каждый год императора следовало поздравить, так что даже бакуфу – правительство сёгуна отправлялось во дворец в Киото делегацию на праздники. После этого императорские послы должны были нанести ответный визит. Регламентирован каждый шаг. Каждое движение. Чтобы кто чего не перепутал, даймё получали специальные подробные инструкции, отступление от которых было немыслимым. И вот в 1701 г. сёгун (пятый представитель династии Токугава по имени Цунаёси) назначил принимающей стороной Наганори Асано. Кира должен был передать инструкцию, но решил это не делать и при каждом случае издевался над молодым Ако. В фильмах можно встретить сцены просьб Ако и жестокие отказы Кира. В конце концов, Ако оказался в глупом положении и делал ошибку за ошибкой, что каралось позором рода. Тогда он просто взорвался и…
Ну, вообще-то все не совсем так… Когда Асано был совсем молод, его вместе с другим молодым самураем отправили в Эдо учиться воинскому делу. Поступая на службу, они должны были принести подношения старшим. И то ли в их провинциях не было средств, то ли сказалось вечное презрение самураев к деньгам, а только Кира Ёсинака решил, что дали мало. И он начал угнетать обоих молодых людей, пока семья второго не собрала дары и не поднесла еще. А Ако Асано уперся на смерть и решил, что тот больше ничего не получит.
Кира продолжал издеваться и однажды сделал это в присутствии сёгуна. Простить насмешку означало позор. Убийство Киры в покоях сёгуна означало смерть и тоже позор. Выбора по сути уже не было…
Сёгун, вероятно, не любил Киру и симпатизировал Ако, но закон был суров и однозначен. Он позволил молодому Ако сделать сепукку и сохранить честь. Киру предложили добровольную отставку, которую он был вынужден принять.
Клан Ако был распущен, все имущество передано в казну.
Говорят, перед смертью Ако Асано написал положенные дзисэй – стихи смерти
Под порывом весеннего ветра
Цветы опадают.
Я еще легче
С жизнью прощаюсь.
И все же - почему?

Ритуал самоубийства тоже был выверен до … до японского ритуала. Перед самоубийством полагалось медитировать и готовиться к переходу в новое перерождение. Если кто не мог, то туда приглашался мастер чайной церемонии – мало кто знает, что в его обязанность входила и подготовка к свершению этого ритуала.
Далее самурай одевался в снежно белые одежды (это цвет смерти в буддизме), читал дзисэй, откладывал лист, брал в руки вакидзаси – ритуальный короткий меч, который даже охрана не смела отнять у самурая, обматывал лезвие белой же бумагой (чтобы не удобнее держать было, такой меч часто не имел рукояти), после чего должен был вонзить клинок в живот слева. Далее, самурай должен был провести мечом слева направо, перерезая внутренности, а потом провести вертикально от диафрагмы до пупка.
Мало кто мог провести второе движение. Как только тело самурая, совершающего ритуальное самоубийство, наклонялось вперед, кайсякунин – ассистент, взмахом меча отсекал голову и завершал ритуал. Как правило, на роль кайсякунина (кайсяку) выбирались лучшие друзья умирающего.
Теперь перенесемся в Хариму, в замок Ако. Всем сообщают новость о переходе ИМУЩЕСТВА в распоряжение сёгуна. Крестьяне тоже переходили к сёгуну, а воины могли делать что угодно. Они становились бездомными бродягами и вольны были делать что угодно. Нового хозяина им было не найти. Это с одной стороны.
С другой кодекс Бусидо требовал от них мести за убитого даймё. Управляющий землями Ако Оиси Кураносукэ (Ёсио Оиси) предложил оставшимся воинам месть Кире.
Скажем честно, это было не единственное решение. У Асано был жив младший брат, и он вполне мог бы стать новым даймё, если бы сёгун проявил такую милость. Сёгун мог это сделать, а мог и нет. Но к нему надо было обратиться, а клан Ако решил этого не делать. Возможно, они считали, что ничего не выйдет, может даже и правильно считали, теперь это невозможно понять.
Из 300 воинов клана Ако 47 отправились в Эдо для мести. (Заметьте, что 253 человека выбрали совсем другое решение).
Кира тоже был не так, чтобы уж последний дурак, он понимал, что клан Ако может отомстить. Поэтому он переехал в мини-крепость, расставил всюду воинов клана, усилил охрану поместья, личную охрану, в общем, пройти к нему просто так было невозможно даже всем кланом Ако.

История 47 ронинов

История повествует о том, как сорок семь ронинов подготовили и претворили в жизнь план отмщения Кире Кодзукэ-но-Сукэ , чиновнику при дворе сёгуна Токугавы Цунаёси , за смерть своего господина, даймё Асано Такуми-но-Ками Наганори из Ако . В 1701 году Асано был приговорён к сэппуку за нападение на чиновника в ответ на оскорбления и издевательства со стороны последнего.

Потеряв своего господина, сорок семь ронинов (по другим источникам их было более 50) во главе с главным советником Оиси Кураносукэ (яп. 大石 良雄 о:иси ёсио , титул 内蔵助, кураносукэ) , дали клятву отомстить смертью за смерть, несмотря на то, что их за это ждал смертный приговор. Чтобы не возбуждать подозрений, заговорщики растворились в толпе, став купцами и монахами, Оиси же переехал в Киото и начал вести разгульный образ жизни, развелся с женой и взял себе молодую наложницу . Со временем, узнав о том, что ронины разбрелись кто куда, а Оиси пьянствует, Кира ослабил свою охрану и стал более беспечным.

Между тем, ронины тайно собирали и переправляли в Эдо оружие, входя в доверие к домочадцам Киры (один из бывших слуг Асано даже женился на дочери строителя поместья чиновника, чтобы раздобыть планы постройки). Когда всё было готово к исполнению задуманного, Оиси тайно перебрался в Эдо, где все заговорщики встретились и заново принесли клятву отмщения.

14 декабря 1702 года ронины двумя отрядами по сигналу барабана напали на поместье Киры в городе Эдо, перебив 16 и ранив более 20 человек. Чиновник же успел спрятаться в доме вместе с женщинами и детьми в большом чулане, и его долго не могли найти. Оиси, однако, проверив постель Киры и убедившись, что она ещё тёплая, преодолел отчаяние от казавшейся неминуемой неудачи и продолжил поиски. Вскоре за настенным свитком был обнаружен тайный ход, ведший в скрытый внутренний дворик с небольшим складским строением для хранения угля, которое защищали двое вооруженных охранников. Там и был обнаружен Кира. Оиси почтительно поведал ему о том, что они ронины - бывшие слуги Асано, пришли отомстить за своего господина. Как самураю Кире было предложено совершить ритуальное самоубийство , но тот отказался или же просто не смог этого сделать. Тогда Оиси сам убил Киру, отрубив ему голову.

Голову поверженного врага ронины, за исключением одного, самого молодого, отправленного на родину в Ако гонцом с радостной вестью, отнесли в монастырь Сэнгаку-дзи на могилу своего господина, исполнив тем самым клятву.

Власть была в затруднительном положении: с одной стороны ронины поступили согласно букве и духу бусидо , отомстив за своего сюзерена ; с другой стороны, они ослушались приказа сёгуна, проникли в Эдо с оружием и напали на придворного чиновника. Из-за растущей в народе популярности сорока семи ронинов, сёгун получал множество прошений за них, но, как и ожидалось, приговорил заговорщиков к смерти. Однако, им было позволено провести благородный обряд ритуального самоубийства, как надлежало настоящим самураям, вместо того, чтобы быть казнёнными как уголовники.

Сэппуку состоялось 4 февраля 1703 года . Сорок шесть оставшихся в Эдо ронинов были похоронены в том же монастыре, что и их господин. Их могилы с тех пор стали объектом поклонения, а одежду и оружие их, как говорят, до сих пор хранят монахи Сэнгаку-дзи. Доброе имя рода Асано было восстановлено, его семье даже вернули часть бывших владений. Последний из этой группы ронин вернулся в Эдо, был помилован сёгуном и прожил 78 лет. Похоронен рядом со своими товарищами.

«Сорок семь ронинов» в японском искусстве

Популярность этого предания породила множество пьес (для театров кабуки и бунраку), литературных и художественных произведений, написанных на тему Мести клана из Ако (первая такая пьеса появилась уже через две недели после гибели ронинов).

Изобразительное искусство

Сюжет «Сорока семи ронинов» стал популярным среди японских художников, работавших в технике гравюры на дереве. Среди них были и такие известные мастера как Утамаро , Тоёкуни, Хокусай , Кунисада и Хиросигэ . Самой популярной признана серия работ Куниёси.

Театральные постановки

Среди множества театральных постановок на тему мести «сорока семи» наиболее известной является Канадэхон Тюсингура (в переводе «Зерцало преданных вассалов») или просто Тюсингура, которая, правда, потеряв часть исторической достоверности, приобрела больший драматизм и зрелищность.

Написанная сначала для кукольного театра бунраку, пьеса была позже адаптирована для театра кабуки. Она и поныне остаётся одной из самых популярных театральных постановок в Японии.

В кинематографе

  • «Преданность в эпоху Гэнроку - 47 ронинов» - художественный фильм 1941 г.
  • «47 верных ронинов» - художественный фильм 1958 г., режиссёр Кунио Ватанабэ.
  • «47 ронинов / Сорок семь верных вассалов эпохи Гэнроку» - художественный фильм 1962 г.
  • «Падение замка Ако» - художественный фильм 1978 г.
  • «47 ронинов » - художественный фильм 2013 г.

См. также

Литература

  • Успенский М.В. Самураи восточной столицы / История преданных вассалов, И. Куниёси и японская гравюра 1840-х годов. - Калининград: Янтарный сказ, 1997. - 128 с. - ISBN 5-7406-0241-6

Ссылки

  • СОРОК СЕМЬ РОНИНОВ // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). - М .: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. - ISBN 978-5-94865-190-3

Wikimedia Foundation . 2010 .




Т н "храм 47 ронинов", всемирно известный благодаря легенде о знаменитой мести клана Ако за своего вероломно убитого князя (даймё) Асано Наганори, находится в районе Синагава, в 15 минутах ходьбы от вокзала. Несмотря на свою колоссальную известность, монастырь Сенгакудзи - так он называется официально, - популярен у японских посетителей, иностранцы там почти не появляются. Может быть, потому что надо приложить некоторые усилия, чтобы найти его в лабиринте переулков Синагавы.

// sindzidaisya.livejournal.com


Сам Сенгакудзи имеет довольно древнюю историю, и ко времени всей истории с кланом Ако в январе 1703 года был семейным кладбищем клана Ако, к которому принадлежал Асано. Всю историю ронинов я пересказывать не буду, частично я о них написал в посте о выставке "47 ронинов" в Москве, с портретами самих мужественных ронинов: http://sindzidaisya.livejournal.com/1357 78.html

// sindzidaisya.livejournal.com


Добавлю несколько деталей, которые проясняют эту весьма туманную для европейца историю, особенно непонятную в сфере дикой популярности этого происшествия в самой Японии вот уже более 300 лет.

// sindzidaisya.livejournal.com


Даймё Асано стал жертвой интриг Кира Ёсихиса, крупного чиновника (фактически первого министра) при дворе сёгуна Токугава Цунаеси. Кира унижениями и издевательствами при дворе вынудил Асано обнажить меч и напасть на него прямо во дворце сёгуна в Эдо (Токио). Это было равноценно покушению на жизнь самого сёгуна и государственной измене, в Эдо вообще был запрещен въезд людей с оружием в руках. Асано судили и приговорили к смертной казни, он совершил сэпппуку (харакири), его имение и имущество конфисковали, а слуг и самураев выгнали. Они стали ронинами - самураями без господина. При этом надо помнить, что оскорбление клану Ако было нанесено у всех на глазах, имение Асано в Эдо было конфисковано в пользу Киры, и Кира, зная, что ему может угрожать месть самураев Ако, окружил себя армией телохранителей, а свой дом в Эдо превратил в настоящую крепость.

// sindzidaisya.livejournal.com


Кстати, у Асано было на службе более 300 самураев, он был очень высокопоставленным даймё. И только 47 из них решили отомстить Кире по кодексу бусидо за смерть своего господина. Остальные 250 ронинов Ако предпочли раствориться в народе, жить тихой и благополучной жизнью, и отказались участвовать в заговоре. Ну, как говорится, каждому своё.

// sindzidaisya.livejournal.com


Заговорщиков возглавил главный советник Асано Оиси Кураносукэ. Чтобы не вызывать подозрений Киры, бывшего фактически хозяином Японии, заговорщики 2 года вели себя, как обычные ронины, растворившись в низах общества. Сам Оиси развелся с женой, жил с любовницей и демонстративно пьянствовал, изображая, будто опустился на самое дно. Когда Кира после 2 лет слежки убедился, что ронины Асано опасности не представляют, ослабил контроль над кланом Ако, Оиси собрал всех заговорщиков и подготовил нападение на дом-крепость Киры.

// sindzidaisya.livejournal.com


Не буду вдаваться в подробности нападения, скажу лишь, что это была настоящая военная операция. Все случилось 30 января 1703 года. Ронины напали на поместье Киры, перебили охрану и телохранителей, но едва не упустили самого Киру, который спрятался в хорошо подготовленном тайнике. Шум и крики, доносившиеся из дома Киры, разбудили его соседей, и они прислали спросить, в чем дело, и что происходит в поместье рядом с ними, уж не нападение ли разбойников. В ответ Оиси учтиво раскланялся, сказал, что извиняется за беспокойство, и что шум сейчас прекратиться. После этого он нашел тайный ход, по которому ронины (не понеся никаких потерь, кстати) проникли в тайник и вытащили оттуда Киру. Ему предложили покончить с собой, но он отказался. и тогда Оиси просто отрубил ему голову.

// sindzidaisya.livejournal.com


После этого все ронины под барабанный бой прошли в наш монастырь Сенгакудзи и возложили голову убитого Киры на могилу Асано.

// sindzidaisya.livejournal.com


Правительство расценило это, как и должно было расценить - как мятеж в самой столице, проникновение с оружием и убийство крупного вельможи. И ронины были приговорены к смертной казни, им предложили почетную смерть - сэппуку (в противном случае им просто отрубили бы голову, как простолюдинам). 46 ронинов совершили сэппуку здесь, в Сенгакудзи 20 марта 1703 года, 47-го, самого молодого, помиловали и отправили в Ако гонцом. В народе началось волнение, люди открыто возмущались тем, что казнь несправедлива, что ронины исполнили правосудие и долг по кодексу бусидо. Совершенное ронинами правосудие (подобное робингудовскому) над зловещим всемогущим Кирой всколыхнуло страну. Правительство сёгуна старалось этого не замечать, тем более не поощрять память о мятежниках. Но тут случилось непредвиденное, что изменило весь ход истории.

// sindzidaisya.livejournal.com


23 октября 1703 года в 2 часа ночи произошло Великое землетрясение Гэнроку дайдзисин. Толчки разрушили до основания замок сёгуна в Эдо и многие городские кварталы. Это землетрясение было одним из трех крупнейших за всю эпоху Токугава, его мощность - 8,2 по шкале Рихтера. По Восточному побережью ударило цунами высотой до 10 метров. Толчки с небольшими промежутками сотрясали Эдо до мая 1704 года, не давая восстановить разрушенное. В замке сёгуна построили специальное укрытие от землетрясения, и многим казалось, что это бедствие не кончится никогда.

// sindzidaisya.livejournal.com


Бродячие проповедники в храмах открыто говорили, что это гнев богов за несправедливое наказание ронинов. В народе началось паломничество на могилы мужественных воинов, которые были явно противозаконно казнены.

// sindzidaisya.livejournal.com


Устрашенное непрекращающимся землетрясением правительство сёгуна, обеспокоенное паникой среди населения. выпустило указ о переименовании эпохи правления Гэнроку и отсчете нового периода истории Хоэй, что означало полный отказ от всех несправедливостей прошлого. 47 ронинов (46 казненных и 1 живой) были реабилитированы и прощены.

// sindzidaisya.livejournal.com


Собственно, после этого в народе начался настоящий культ ронинов Ако. Последний ронин был помилован императором, вернулся в Эдо, прожил 78 лет и был похоронен тут же, в Сенгакудзи, среди остальных товарищей.

// sindzidaisya.livejournal.com


Собственно говоря, тут же похоронен и сам Асано, и его предки и потомки.

// sindzidaisya.livejournal.com


Могилы 47 ронинов находятся на отдельном участке, к которому ведут указатели.

// sindzidaisya.livejournal.com


Удивительно то, что все надгробия и памятники сохранились практически нетронутыми даже во вторую мировую войну. К сожалению, не могу прочитать имена ронинов, как и не знаю истории каждого, хотя про любого из них написано все довольно подробно.

// sindzidaisya.livejournal.com


Во всяком случае, при необходимости их жизнеописания легко найти, но я такой цели не ставил.

// sindzidaisya.livejournal.com


Конечно, ходить среди этих захоронений, довольно однотипных по виду и содержанию, не очень впечатляет. Впрочем, другие захоронения видных вельмож или самих сёгунов Токугава и их родных, хотя и выглядят пышнее, но все равно строги и скромны по буддистским канонам.

// sindzidaisya.livejournal.com


В целом же это древнее место производит очень уютное впечатление. Странно, что тут вообще мало народу.

// sindzidaisya.livejournal.com


Возле самих могил я увидел только двух пожилых женщин, зажигавших свечи и ставивших их в божницу.

// sindzidaisya.livejournal.com


Еще была большая зона отдыха перед храмом, где сидели одни курильщики.

// sindzidaisya.livejournal.com


gastroguru © 2017