Эвены. Общие сведения. Спустившиеся с гор: кто такие эвены? Как живут народ эвены

Эвенков и эвенов можно рассматривать как две ветви одного и того же народа. Эвенки населяют почти всю Восточную Сибирь, за исключением северо-восточных районов Якутии и северной части Охотского побережья, где живут эвены. Прежнее (дореволюционное) название обоих народов — тунгусы; эвенов, кроме того, именовали ламутами (от тунг. лам «море»). Эвенки говорят на эвенкийском (тунгусском) языке, эвены — на эвенском (ламутском) языке. Оба языка относятся к тунгусо-маньчжурским языкам.

Современная модель АМ у тунгусов совпадает с АМ русского населения Сибири, что объясняется их переходом в XVIII-XIX вв. на православные имена и фамилии в связи с принятием христианства. Исключение представляют эвенки Илимпийского района Эвенкийского автономного округа, у которых фамилиями служат прежние родовые этнонимы. Фамилии подобного типа встречаются также и у некоторых эвенков и эвенов Северной Якутии и Дальнего Востока.

До крещения эвенки и эвены имели свои собственные «языческие» имена, которые им давали родители, родственники или шаман. Сохранившиеся в архивах списки дохристианских тунгусо-ламутских имен показывают, что у отдельных кровных родов не было определенных, им присущих имен. Не было у тунгусов и типовых, общераспространенных имен. Несмотря на отсутствие общераспространенных имен, образование личных имен у тунгусов подчинялось определенным языковым нормам, в силу чего имена отличались от других слов. Так, например, имена имели некоторые типические окончания, из которых наиболее употребительными были -ул (-уль) , -га , -кан (-чан) , -ей , -ни , -ча , например: Денеул , Талтуга , Дюлекан , Миргачан , Тавиней , Набдани , Онгонча .

Ребенку присваивали имя, сообразуясь с его индивидуальными чертами (внешности или характера) или с особенностями местности, с временем года, суток или с какими-либо иными обстоятельствами, сопутствовавшими его рождению. Детские имена имели, как правило, «неприятные», уничижительные значения, чтобы, по представлениям тунгусов, отвратить от ребенка «злых духов», которые могут причинить ему зло через его имя. Считалось, что «нехорошие» имена менее привлекают к себе внимание враждебных сил.

Каждый тунгус на протяжении жизни имел не одно, а несколько имен. Имя, полученное при рождении, заменялось другим, когда ребенок подрастал. Взрослый человек обыкновенно имел не то имя, которое он носил, будучи подростком.

Факт замены имени отражен в переписях ясачного населения Туруханского края, произведенных в 60-х годах XVIII в. В списке тунгусов Летней волости есть такая запись: «Комкоуль , а ныне при свидетельстве оказался Бомбыуль ». Перемена имени произошла в возрасте шести лет. В Кондогирской волости тунгус Таганко переменил имя на Пананго (в 11 лет), Обшивуль на Башивуль (в 14 лет), Часатца на Шипкача (в 19 лет) и т.д.

В соответствии с традиционными верованиями, тунгусы старались скрывать от посторонних свои имена и имена близких.

Сборщики ясака в XVII в. сообщали о тунгусах: «Кого же имени сборщиком скажут, того они (сборщики — В. Т.) в книги и напишут, а подлинно имени не скажут». Этот же факт отмечал в середине XIX в. исследователь Маак, встречавшийся с тунгусами рода Манегир: «Собственного имени манягр не произносит. Если манягра спросят, как его зовут, то он или промолчит, или скажет вместо своего имени какое-нибудь другое».

Обращаться по имени можно было только к детям, и то лишь в кругу сородичей. К человеку, который сам имел детей, обращались иносказательно: либо через посредство имени его ребенка, либо в безличной форме, либо с применением соответствующего термина родства.

Например, нельзя было сказать: «Умер Лептыро ». Нужно было сказать: «Умер отец Жергауля ». А если умер Жергауль , то следовало сказать: «Умер брат Хониуля ».

Для обращения к посторонним людям служили слова бэе «парень» и гирки «друг», «товарищ»; последним термином пользовались и женщины при обращении друг у другу. Обратиться к старшему по имени означало нарушение обычая и могло быть воспринято как оскорбление.

Русские имена тунгусам первоначально давал священник при крещении; фамилией становилась фамилия «восприемников» — обычно русской четы. В некоторых районах русские фамилии тунгусов восходят к христианскому имени первого крещеного предка. До революции русские имена и фамилии имели для тунгусов внешний, официальный характер. В повседневно-бытовом общении продолжали употребляться туземные имена. Еще и теперь у многих пожилых людей имеются два имени: русское , записанное в паспорте, и тунгусское, неофициальное, нечто вроде прозвища.

Детские имена, которые в прошлом считались «открытыми» по сравнению с именами взрослых, теперь сделались «закрытыми» ввиду их подчас запретного значения, а взрослые имена теперь «открыты» для всех, кто их знает. До сих пор случается, что, если в семье умерло несколько детей, родители, стремясь уберечь новорожденного от такой же участи, дают ему заведомо «некрасивое» тунгусское имя, которое обращается в кругу семьи и ближайших родственников. В метриках же этот ребенок, как и все дети, получает вполне благозвучное общераспространенное имя. Приведем примеры «охранных» имен, записанных нами у эвенков: Вэрдэ «пучеглазый», Килтырой «сухой», «вяленый», Инникса «собачья шкура», Догуя-ачин букв. «без белья», Корбо «безволосый» и т.п.

Незамужние женщины, имеющие детей, записывают их на свою фамилию; при этом ребенку обыкновенно присваивается отчество по имени отца матери. В результате дети становятся как бы братьями и сестрами своей матери. Это впечатление усиливается, если женщина живет со своими родителями, которые по традиции называют внука «сын», а внучку «дочь».

Вплоть до недавнего времени эвенки и эвены, как и другие народы Сибири, пользовались исключительно традиционными русскими именами. До сих пор среди них часты Степан , Гаврила , Егор , Прокопий , Варвара , Матрена , Акулина и др. Но сейчас такие имена носят преимущественно люди старшего поколения. Молодое поколение эвенков и эвенов дает детям имена, встречающиеся у русских сегодня: Олег , Эдуард , Вера , Альбина , Мадрид , Октябрь , Авангард — даже чукотское имя Алитет .

Эвены. Общие сведения

Эвены, известные раньше под названием ламутов, по своему происхож­дению, языку и культуре близки к эвенкам. Они расселены се­веро-восточнее эвенков и соседят иа севере и северо-востоке с юкагирами, коряками и чукчами.

Культура эвенов, близкая в основном к культуре эвенков, имеет, однако, и известное своеобразие. Вопрос об отношении эвенов к эвенкам в научной литературе решался по-разному. Старые авторы (Миддендорф Шренк и др.) рассматривали эвенов лишь в качестве географического подразделения эвенков; известный сследователь тунгусов Патканов предложил совсем отказаться от термина «ламуты» и «ограничиться применением его лишь в качестве синонима для тунгусов некоторых прибрежных местностей». Действительно, провести разграничение между эвенскими и эвенкий­скими родовыми и племенными названиями затруднительно. Еще в XVII в. на Охотском побережье, по данным казачьих отписок, одни и те же- роды выступают то под названием тунгусов, то под названием ламутов.

Самоназвание эвенов в различных районах их расселения неодинаково. Самоназвания эвен и овен распространены среди эвенов, живущих в Охот­ском районе Хабаровского края и Средне-Канском районе Магаданской области, Пенжинском районе Корякского национального округа, Ана­дырском, Марковском и Восточно-Тундровом районах Чукотского нацио­нального округа, Оймяконском и других национальных районах Якут­ской АССР.

Большая часть эвенов северной части Охотского побережья (Ольского,. частично Средне-Канского и Северо-Эвенского районов) и Быстринского района на Камчатке называют себя орочел (ед. ч. ороч), что значит «олен­ные». Оседлые эвены двух селений Ольского района (Армань и Ола) на­зывают себя манэ, мэнэл, что буквально значит «живущие на одном месте».

Термин «ламуты», принятый в этнографической литературе до уста­новления официального единого названия «эвен», восходит к русским ак­там XVII в., в которых «ламутами», «ламутками» или «ламуцкими людями» называются отдельные территориальные группы этой народности, обитав­шие по рр. Яне, Индигирке, Колыме и др. Эти русские названия можно объяснить из эвенкийского языка, в котором ламу означает «море» (на­пример Охотское), «озеро» (например Байкал) и другие крупные водоемы. Одним из якутских наименований для ламутов является термин ломук г ломут. Скорее всего именно через якутов этот термин могли заимство­вать русские.

В некоторых районах в качестве самоназваний фигурируют старые родоплеменные названия. Так, эвены бывшего Тюгясирского «рода» Саркырырского района Якутской АССР называют себя тюгес; эвены Усть- Янского и Аллаиховского районов - потомки юкагиров - называют себя дуткиль. С 1930 г. одно из самоназваний ламутов - «эвены» - стало официальным и широко применяется в специальной литературе в каче­стве названия для всей народности в целом.

По переписи 1926-1927 гг. числилось всего 2109 эвенов, но эта цифра явно преуменьшена. Значительная часть эвенского населения Якутии и других районов (например, Охотского побережья от Гижиги до Ульи) была учтена вместе с эвенками. В числе эвенов учтены были лишь эвены Камчатской области (тогда округа) и лишь небольшая часть эвенов Яку­тии; фактическая численность эвенов достигала 7 тыс.

Эвенский (ламутский) язык относится к северной (тунгусской) под­группе тунгусо-маньчжурских языков и имеет много общего с эвенкий­ским. Особенности эвенского языка, отличающие его от эвенкийского, проявляются как в лексике, так и в фонетике (опускание конечных соглас­ных и гласных в основе слов, например эвенкийское умукта, эвенское умта - «яйцо», эвенкийское дюкэ, эвенское дюк - «лед» и др.).

Эвенский (ламутский) язык может быть подразделен на две группы говоров - восточную и западную. В восточную группу входят говоры колымско-омолонский, ольский, камчатский, охотский и некоторые дру­гие; в западную группу - индигирский, томпонский, аллаиховский и другие говоры эвенов Якутской АССР. Кроме того, особо выделяется арманский диалект (в Ольском районе), не имеющий широкого территори­ального распространения. За основу литературного языка принят один из восточных говоров - ольский, как говор наиболее многочисленной группы эвенов.

Различные группы эвенов, входившие в прошлом в соприкосновение с другими народами и ныне живущие в окружении других народов, заим­ствовали многое от своих соседей и в свою очередь воздействовали на них. Так, эвены, переселившиеся в 40-х годах XIX в. на Камчатку, подверг­лись влиянию коряков. На севере эвены в большой мере ассимилировали юкагиров, в результате чего образовалось смешанное, эвено-юкагирское’ население. Эвены Охотского побережья (мэнэ) подверглись последова­тельно влиянию оседлых приморских коряков, затем русских. Эвены Якутии испытали влияние якутов и в языковом и в культурном отноше­ниях. В настоящее время все эвены, живущие в Якутской АССР, двуязычны.

Происхождение эвенов неразрывно связано с происхождением эвен­ков. На всей обширной территории бассейна Колымы, Яны и Индигирки, а возможно, и далее к западу носители древних тунгусских языков всту­пали в тесные взаимоотношения с древними юкагирскими племенами и восприняли многое из юкагирской культуры. В районах северо-восточ­ной Азии в результате смешения тунгусского и юкагирского элементов шло формирование эвенов. Интересно отметить, что еще в XVII в. доку­менты говорят о «ламуцких юкагирах» Чанжина рода, кочевавших вместе с ламутами.

Указанная выше территория расселения эвенов сложилась сравни­тельно недавно: еще в XVIII в. северная часть Охотского побережья вплоть до р. Олы на юге была заселена оседлыми коряками. Их отме­чали здесь в XVIII в. путешественники Крашенинников, Линденау, Лессепс. Продвижение эвенов на восток в северную часть Охотского моря относится уже к последующему периоду, а на Камчатку эвены попадают лишь в 40-х годах XIX в.

Основная масса эвенов до революции была ти пичными кочевыми оленеводами и охотниками.

Оленеводами они были уже в XVII в., когда русские впервые ознако­мились с ними. Среди кочевых охотско-колымских эвенов различалась группа хозяйств с большим радиусом кочевок, охватывавшая бассейны Колымы, Омолона, Индигирки, и группа хозяйств с малым радиусом кочевок, державшаяся главным образом в бассейне Охотского моря.

Кроме этой основной массы кочевых оленеводческих и охотничьих эвенских хозяйств, существовала на Охотском побережье еще небольшая группа полуоседлых эвенов, преобладающим занятием которых было ры­боловство и морской промысел. Транспортным животным в этих хозяй­ствах служила собака. Лишь некоторые хозяйства имели по нескольку оленей, которые паслись в стадах их кочевых сородичей.

Основу относительного благосостояния эвенского кочевого хозяйства в прошлом составляла обеспеченность необходимым количеством ездо­вых оленей. Только при этом условии семья могла совершать далекие кочевки, связанные с мясной и пушной охотой и с летним выходом на реки для рыболовства. В прошлом эвены, потерявшие оленей, обрекались обычно на голодовку и неминуемо попадали в зависимость от крупного оленевода.

Эвенский олень отличается от корякского и чукотского большим ро­стом, силой и выносливостью. Чукчи и коряки охотно выменивали своих оленей на эвенских, отдавая за одного эвенского оленя двух своих.

Оленегонной собаки эвены не знали. Единственным способом исполь­зования собаки в оленеводстве был следующий: осенью, когда олени разбегались в поисках грибов, пастух привязывал охотничью собаку к длин­ному ремню и заставлял ее лаять. Лай собаки пугал оленей, которые тот­час же начинали грудиться в кучу. Собак всегда держали на привязи и никогда не пускали в стадо. Для защиты животных от комаров пастухи устраивали иногда дымокуры. Оленей эвены раньше не доили, исключение составляли лишь эвены Охотского района.

Эвены использовали оленя для верховой езды и под вьюк. Детей при перекочевке укладывали в специальную колыбель. Запряжка оленя в нарту являлась исключением и практиковалась только на Камчатке и в других местах, пограничных с чукчами и коряками. Олень запрягался в характер­ную для чукчей и коряков нарту с гнутыми копыльями, заимствованную у них эвенами вместе со всей оленьей упряжью. В бассейнах Индигирки и Яны эвены также знали упряжное оленеводство и использовали нарты и упряжку, заимствованные от якутов.

Важнейшей отраслью хозяйства эвенов была охота. Во время зимних кочевок охотились на пушного и мясного зверя. Пушная охота имела то­варное значение. Она приносила до самого последнего времени около 90% денежного дохода. Главным объектом пушного промысла была белка у добыча которой связана с охватом згачительной охотничьей терри­тории.

Большую роль играла и охота на северного оленя, лося, горного ба­рана, реже иа медведя. Эвены преследовали северного оленя в одиночку - верхом на олене или на лыжах (лыжи у эвенов такие же, как у эвенков), с ружьем и охотничьей собакой. На Камчатке эта собака была известна под названием ламутской и ценилась очень высоко (в конце XIX в. она стоила не менее 100 руб.). Собака применялась на Камчатке для охоты на соболя, а на Колыме и Охотском побережье - на белку и лису. Распро­странена была охота на дикого оленя с оленем-манщиком. На волка эвены встарину никогда не охотились: так же как и у чукчей, волк счи­тался у эвенов запретным животным.

Рыболовство у тех колымских эвенов, которые не выходили весной к Охотскому морю, имело лишь подсобное значение. Так, в горных реч­ках ловили хариуса и другую рыбу. Рыбу били острогой, ловили удой в проруби или полынье. Способ добычи рыбы запорами для эвенов не был характерен. Правда, колымские эвены его применяли, но «морды» сами не изготовляли, а выменивали их у юкагиров.

Наиболее развито было рыболовство у эвенов Охотского побережья. Они промышляли лососевую рыбу (горбушу и кету) во время ее мас­сового хода. Орудием лова служили острога, а также сети из конского волоса и прядева. Встарину сети вязали из крапивного волокна.

У оседлых эвенов Охотского побережья имел значение и морской про­мысел. Осенью охотники объединялись в артели (из 4-5 человек) и от­правлялись на собаках к кромке льда. Раньше тюленей били гарпунами, позже из ружья. Весной, когда береговой лед начинал ломаться, охо­тились на байдаре (шитой из досок лодке), подкрадываясь к лежбищам, находящимся на льдинах. Для маскировки надевали белые матерчатые халаты - камлейки. Особенно распространена была охота на тюленей с палками. Этот способ охоты имел то преимущество, что не пугал живот­ных звуком выстрела. В середине XVIII в. на Охотском побережье суще­ствовал архаический способ охоты на тюленя с пловучим гарпуном длиной до 30 м. Такие гарпуны были известны у орочей, ороков, нивхов и ульчей еще в 20-х годах нашего века.

Между оседлым и кочевым населением Охотского побережья издавна происходил деятельный обмен. Оседлые снабжали кочевых, в частности, нерпичьей кожей, которая шла на оленьи арканы, подошвы и другие нужды; кочевые давали в обмен оседлым оленье мясо и шкуры.

У полу оседлых или оседлых эвенов, главным занятием которых были рыболовство в устьях рек и морская охота, транспортным животным, как указывалось, служила собака. В середине XVIII в. эвены Охотского по­бережья запрягали в нарту по 5-7 собак «змейкой», т. е. не попарно, а поочередно, привязывая собак с одной и другой стороны от потяга. Этот древний способ собачьей упряжки существовал еще в конце XIX в. у нив­хов и других групп Приамурья. В XIX-XX вв. упряжное соба­ководство эвенов относилось уже к так называемому восточносибирскому типу. Этот новый тип парты, упряжки и сбруи появился под влия­нием русских. Кое-где на Охотском побережье пользовались для транс­порта и лошадью. Лошади находились круглый год на подножном корму, и поимка их всегда была связана с немалыми трудностями.

У эвенов существовало два типа переносных жилищ: дю и чорама-дю. Дю - это распространенный в прошлом в Сибири конический чум, ха­рактерный также и для эвенков. Такого рода чумы, крытые берестой, были распространены у эвенов Охотского района. Чорама-дю - весьма оригинальное по своей конструкции жилище. Оно имело также кониче­скую крышу, но для его конструкции характерно было наличие невы­соких вертикальных стенок. При сооружении жилища этого типа ставили сначала четыре главные опорные жерди, сходившиеся между собой вер­шинами. После установки опорных столбов над местом очага к ним привя­зывали горизонтальную жердь для подвешивания котла, а затем начинали сборку каркаса вертикальных стен из палок одинаковой длины, назы­вавшихся чора. Каждые три палки были связаны между собой ремешком, пропущенным в отверстие на концах палок. Две из этих палок ставили по кругу будущей площади чума, под острым углом друг к другу, третья шла горизонтально и служила для связи с двумя другими палками, постав­ленными на землю аналогично предыдущим, и т. д. Употреблялось четное число таких связок из трех палок: 8,10,12,14.Образовавшие каркас стены палки (чора) представляли, таким образом, ряд острых треугольников, стоящих друг от друга на некотором расстоянии; горизонтально распо­ложенные палки, соединявшие вершины этих треугольников, составляли замкнутое кольцо, прерывавшееся лишь двумя расположенными друг про­тив друга входами. Когда цилиндрическая стена высотой около одного метра бывала установлена, к ней надстраивали крышу из жердей (харанг), концы которых сходились в виде конуса. Вершина этого конуса опира­лась на перекрест четырех главных опорных жердей. Ровдужные покрышки жилища (элбитынг) располагали в три ряда, один над другим. Вверху оставляли дымовое отверстие. В Ольском районе Охотского побережья встречались жилища такого типа, отличавшиеся материалом своего по­крытия, сделанным из рыбьей кожи (гарми). Покрышки из рыбьей кожи были отмечены Линденау в XVIII в. у так называемых «пеших» тунгусов Охотского побережья. Вход в жилище закрывался ровдужной занаве­ской, часто украшенной узорной аппликацией. На полу жилища от одного входа к противоположному прокладывали по земле две слеги, отграничи­вавшие очаг от жилых мест, расположенных по бокам от очага. Пол по бокам от очага устилали невыделанными шкурами олепя и других животных. Конструкция эвенского чорама-дю была аналогична кон­струкция чукотских и корякских яранг.

Жилище оседлых эвенов отличалось большой архаичностью. Зимним жилищем встарину служила землянка. В середине XVIII в. Линденау еще застал на Охотском побережье землянку (утан) с плоской крышей и входом через дымовое отверстие. Линденау сообщает также о других зем­лянках круглого плана, с коническим покрытием и с боковым входом.

Летним жилищем полуоседлых эвенов Ольского района Охотского по­бережья были летники* из коры лиственницы. Такие летники были сходны по своей конструкции и терминологии, даже в деталях, с жилищем чо- рама-дю. Их устраивали на рыбалках, и они служили там несколько лет. Палки (чора), образующие вертикальные стены, при постройке такого жилища вбивали в землю. Ввиду того, что кора лиственницы не сгиба­лась, жилища эти имели форму скорее многоугольную, чем круглую. Остальные детали: коническая крыша, очаг посредине, занавески по сте­нам и др. совпадали с таковыми у чумов эвенов-кочевников. В XVIII в. Линденау описывал их как жилища восьмиугольные, с двумя входами на восток и на запад, с очагом посредине. В качестве хозяйственных построек кочевым эвенам служили свайные амбарчики - небольшие срубы на четырех высоких сваях. Кроме того, близ чумов эвены устра­ивали невысокие открытые помосты, на которые складывали мясо и разные хозяйственные вещи или ставили конические шалаши из плотно составленных бревен, где и держали запасы мороженой рыбы и юколы.

Старинная одежда эвенов сходна с эвенкийской. Мужской и жен­ской верхней одеждой служили кафтаны, сшитые из пыжика или из ровдуги. Спинку, полки и верхнюю часть рукавов выкраивали из одной шкуры. В нижней части спинки было две прорези, в которые вставляли клинья. Борта и подол кафтана обшивали меховой полосой, что и было основным отличием эвенского кафтана от эвенкийского. Шов покрывали орнаментированной бисером полоской. Борта кафтана не сходились на груди, поэтому обязательным дополнением к кафтану, как и у эвенков, служил нагрудник. Эвенский нагрудник (нэл) представляет собой соб­ственно нагрудник и короткий, до колен, передник, сшитые наглухо друг с другом или выкроенные из одного куска. К мужским нагруд­никам на уровне пояса пришивали неширокую ровдужиую бахрому, нижнюю часть женских нагрудников украшали орнаментом, вышитым бисером и подшейным волосом. К подолу пришивали ровдужную бахрому с многочисленными металлическими подвесками - колокольчиками, мед­ными литыми бляхами, кольцами и серебряными монетами. Нагрудники делали из ровдуги, зимние из пыжика, еще недавно их надевали прямо на тело.

Одежда ниже пояса была такая же, как у эвенков: натазники (хэрки), ноговицы и унты. Ноговицы, в зависимости от времени года, бывали ров- дужные и меховые. Хэрки - очень короткие, ровдужные или меховые натазники - выкраивались из цельного куска кожи, без всяких встав­ных частей.

Обувь эвенов имела более или менее высокие голенища из ровдуги или камусов оленя.

Головным убором, мужским и женским, была плотно облегающая го­лову шапочка, расшитая обычно бисером, особенно богато у женщин. Вместо шапочки иногда надевали платок. Зимою поверх шапочки носили большую меховую шапку.

Самоназвания - эвен (здешний, местный), орочел (оленные). С 1930-х гг. слово «эвен» стало общим этнонимом. Ранее эвенов называли ламутами и тунгусами от слова «лам» - море. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа. В России - 19 тыс. человек.

По данным переписи 2002 г. в Республике Саха (Якутия) проживает 11 657 эвенов, в Магаданской области - 2527, Камчатском крае - 1779, Чукотском автономном округе - 1407, Хабаровском крае - 1272, Корякском автономном округе - 751.

До принятия христианства эвены были шаманистами, верили в духов хозяев природы и животных, приносили оленей в жертву солнцу. С конца XIX в. эвены - один из наиболее христианизированных народов Севера. Еще в 1925 г., на съезде эвенов Ольской волости ими была высказана просьба «дать приходского священника на Олу, а то родится ребенок, не знаешь, как его назвать и крестить некому». В результате активной антирелигиозной пропаганды в XX в. эвены, как и большинство народов Севера, частично возвратились к традиционным культовым практикам. Тем не менее, и сегодня большинство верующих эвенов православные.

Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской семьи языков и близок к эвенкийскому. Характерная черта эвенского языка - богатейшая глагольная система: свыше 15 видовых и 6 залоговых форм глагола, 6 форм причастий и 8 форм деепричастий, отрицательные и вопросительные глаголы. Выделяют восточное, западное (влияние якутского языка) и среднее наречия с рядом диалектов и говоров (всего около 20 взаимопонимаемых вариантов): арманский диалект, камчатский, охотский, ольский (восточное наречие, основа для литературного языка), березовский, момский говоры и др. Арманский диалект сохраняет ряд архаичных черт, сближающих его с эвенкийским языком. Письменность для эвенского языка на основе латинской графики была разработана в 1931 г., в 1936 г. она была переведена на кириллицу.

До начала XX в. сохранялись роды, некоторые из них восходили к юкагирским или корякским родам. Роды были большими и во время перекочевок делились на нумерованные части. Важную роль в жизни эвенов традиционно играл обычай дележа - нимат. Охотник, добывший лося или оленя, должен был взять себе шкуру и голову, а остальное поделить между соседями, родственниками, стариками и вдовами. Нимат помогал выжить в суровых северных условиях с нестабильным промыслом, установить дружеские, а возможно, и брачные отношения с соседями.

Летнее коническое жилище эвенов илум походило на эвенкийский чум, но основным переносным жилищем эвенов было жилище чорама дю, которое имело цилиндроконическую форму и было похоже на чукотско-корякскую ярангу. Для его сооружения сначала устанавливают три-пять основных жердей халкымча. Затем по кругу ставят несколько гибко соединенных в треножник жердей чора. Две жерди чора из комплекта втыкают в землю, третья служит соединительной с другим комплектом чора. Они образуют нижний цилиндрический каркас высотой 1–1,5 м. К нему крепятся жерди конической кровли. Горизонтальную жердь экэтэн прикрепляли к жердям остова халкымча и вешали на нее железный S-образный крюк олравун для чайников и котлов. Если в чорама дю жили две семьи, в жилище делали два входа и две горизонтальные жердиу каждой семьи были свой котел и чайник. Во время перекочевок жерди перевозили специально обученные олени. Покрытия жилища делали из шкур, зимой они были двойными. По примеру коряков и чукчей эвены стали делать внутри жилища меховые или матерчатые пологи.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Эвены. «Орочел - оленные люди», 2008


Общие сведения

ЭВЕНЫ, эвен (самоназвание), устаревшее русское - ламуты ("приморские жители", от эвенкийского ламу - "море"), сибирский тунгусо-маньчжурский в Российской Федерации, родственный эвенкам. Живут локальными группами в Якутии (8,67 тыс. чел.), Магаданской области (3,77 тыс. чел.), Чукотском (1,34 тыс. чел.) и Корякском АО (713 чел.), Камчатской области (1,49 тыс. чел.) и Охотском районе Хабаровского края (1,92 тыс. чел.). Общая численность 17,2 тыс. чел. По данным Переписи населения 2002 года численность эвенов, проживающих на территории России, составляет 19 тысяч человек, по данным переписи 2010г. - 21 тыс. 830 человек. Проживают эвены преимущественно на востоке РФ.

По данным переписи 2002 года, в Республике Саха (Якутия) - 11 657 эвенов, в Магаданской области - 2527, в Камчатской области - 1779 (из них в Корякском автономном округе - 751), в Чукотском автономном округе - 1407, в Хабаровском крае - 1272. Также, согласно переписи 2001 года, 104 эвена проживают на Украине.

Говорят эвены на эвенском языке. Он близок к эвенкийскому, нанайскому и удэгейскому. Относится к тунгусо-маньчжурской группе языков алтайской семьи. В эвенском языке более десяти говоров, объединенных в восточное, среднее и западные наречия. Эвенский язык очень образный, богат синонимами. Носители эвенского языка живут в исключительно суровых условиях кочевого быта, но сам язык практически не знает грубых и ругательных слов. 52,5 % Эвенов свободно владеют русским языком, 27,4 % считают его родным.

Верующие - православные. В религиозных представлениях эвенов существовал культ хозяев природы и стихий: тайги, огня, воды. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей. Были развиты промысловые культы, духов-хозяев природы, шаманизм. До XVIII - XIX вв. практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах. После принятия православия эвены начали хоронить умерших в земле и ставить над могилой кресты.


Происхождение эвенского народа связано с освоением тунгусскими племенами Восточной Сибири. Произошло это давно, в первом тысячелетии нашей эры. В результате взаимодействия тунгусов с аборигенным населением этих мест, а также с пришлыми монголами и тюрками появились эвены.

Расселение тунгусских племён (предков Эвенов, эвенков и др.) из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири началось в 1-м тысячелетии нашей эры. В процессе расселения Эвены включили в себя часть юкагиров, в последствии были подвергнуты частичной ассимиляции якутами. Под влиянием якутского языка сформировалось западное наречие эвенского языка. С началом контактов с русскими в 17 веке Эвены испытали их сильное влияние. С 20-х годов 20 века большинство Эвенов переходит к оседлости, массовому двуязычию. В 1990-е годы стала проводиться активная политика, направленная на возрождение языка и культуры Эвенов.

В 1931 была создана письменность на основе латинского, в 1936 - на основе русского алфавита. На эвенском языке ведутся радиопередачи, издаются полосы газет, оригинальная и переводная литература. Ведётся преподавание эвенском языке в школах, педучилищах, ВУЗах.

Традиционное хозяйство Эвенов внутренних континентальных областей Сибири (донрэткэн - буквально "глубинные, внутренние") - оленеводство, охота (дикий олень, лось, горный баран, пушной зверь) и рыболовство. Группы Эвенов-наматкан (буквально "приморские жители") кочевали весной из континентальной тайги к побережью Охотского моря и осенью - обратно. Безоленные Эвены на Охотском побережье (самоназвание - мэнэ, "оседлые") занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак. В 18 веке у якутских и камчатских Эвенов распространилось коневодство, заимствованное у якутов.

Эвенское оленеводство преимущественно малостадное с вольным выпасом оленей. Перекочёвки совершались на 10-15 км. Олени использовались для верховой езды и под вьюк. В лесотундре распространены прямокопыльные нарты, заимствованные у якутов, на Камчатке и в Магаданской области - дугокопыльные нарты, заимствованные у чукчей и коряков. Было известно также крупнотабунное оленеводство мясо-шкурного направления. Охотились верхом на оленях или на лыжах (голицах - кайсар и подклеенных мехом - мэрэнгтэ), гоньбой, скрадом, с помощью оленя-манщика, охотничьей собаки. Прибрежные Эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек - кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны Эвенам лишь в 20-х годах 20 века. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, из сушёной рыбы делали порошок-порсу. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних народов. Занимались также собирательством ягод, орехов, коры и игл кедрового стланика и др. Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т.д., женщины - обработкой шкур, выделкой ровдуги и др. Железо и серебро получали путём обмена у якутов, позднее - у русских.


У Эвенов существовали два типа переносных жилищ: конический чум - дю, крытый шкурами, ровдугой, рыбьей кожей, берестой, близкий к эвенкийскому, и цилиндро-коническое каркасное жилище чорама-дю. Оседлые Эвены до 18 века жили в землянках (утан) с плоской крышей и входом через дымовое отверстие. Позже появились срубные жилища (уран). Хозяйственные постройки - свайные амбары, невысокие помосты и др.

Мужская и женская одежда близка к эвенкийской: распашные кафтаны, нагрудники и натазники, ноговицы, унты. Зимняя одежда шилась из меха, летняя - из ровдуги. Одежда украшалась бахромой, вышивкой бисером и подшейным волосом оленя, металлическими подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами и серебряными монетами. Головным убором был плотно облегающий голову капор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок. Традиционная мужская одежда вытесняется в тундровых районах чукотской, в лесных - якутской, женская сохраняется более устойчиво.

Традиционная пища Эвенов - оленина, мясо диких животных, рыба, дикорастущие растения. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая.

У Эвенов существовали патрилинейные экзогамные роды: Кукуюн, Мямяль, Дойда, Долган, Уяган, Дутки, Деллянкин и др., распадавшиеся на территориальные подразделения во главе с выборными старостами, представлявшими род перед администрацией. Стойбищная община объединяла несколько родственных и неродственных семей. Был распространён обычай взаимопомощи (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи соседу.

Семья малая. Брак сопровождался уплатой калыма. Встречались многожёнство, помолвки малолетних. Жену могли брать в любом роде, кроме собственного, но предпочтение отдавалось роду матери.

До 18-19 веков практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах.

Были развиты промысловые культы, культ медведя, духов-хозяев природы, шаманизм. Фольклор включает богатырский эпос, исторические предания, сказки, песни и др. В настоящее время возрождаются традиционные праздники Эвенов (Эвинэк, Уркачак, Праздник оленевода и др.).

Наиболее важными для эвенов (для выживания этого народа) являются запреты-обереги. Из совокупности этих запретов возникает своеобразная этика эвенов - охотников и оленеводов. В соответствии с традиционными мифопоэтическими (и религиозными) представлениями эвенам нельзя кричать в горах, в лесу, на берегу реки. Если нарушить эти запреты, то во всех трех случаях может проснуться дух-хозяин этих мест.

Фольклор эвенов включает в себя не только сказки и песни, но также и бытовые рассказы, исторические легенды, богатырский эпос, заклинания-благопожелания, приметы и, конечно, загадки. Многие эвенские загадки не устарели до сих пор. У серебряного коня длинный хвост. Что это? Простая игла.

А. А. Петров



Очерки

Вся вселенная - от камешка под ногами до далекого созвездия

Многие городские жители давно уже пользуются такими распространенными благами цивилизации, как водопровод, лифт, телефон, телевизор, автомобиль, микроволновая печь. Этот список можно продолжить до бесконечности. Но когда-то ведь и, кстати говоря, не так уж и давно, ничего этого не было. Но люди, ничего себе, жили и не роптали на отсутствие универмагов, супермаркетов, компьютерных домов, интернет-кафе, диснейлендов и концертных залов.

Это отдельная и большая проблема: как правильно жить и являются ли вещи, которых становится все больше, благом, или же они отвлекают нас, отрывают от чего-то очень главного - от счастливой жизни на лоне природы? Возможна ли такая жизнь в принципе? А вдруг цивилизационные процессы, именуемые теперь глобализацией, захватили уже весь мир и Россию в том числе?

Не будем скрывать, подобная тенденция существует. Поступь научно-технической революции все сильнее и сильнее. Из-за шума машин (и эстрадной музыки) мы уже не слышим, по словам известного поэта, «позвоночного столба гуденье».

И все же есть в России народы (их, кстати, много), которые живут а) в едином ритме с природой и б) по законам предков, в) чтя и приумножая традиции.

Вот, например, эвены.

Очень интересный народ. Своеобычный. Ни с каким другим народом мы его не перепутаем. Попробуем заглянуть в глубь эвенского характера. Послушаем сказку «Самое дорогое».


Камни очага согревали их

Была у старика Гулахана оленья шкура, еще камни очага да ружье. Очень дорожил он этим наследством. Под шкурой спал дед, потом спал отец, камни очага согревали их, а ружье кормило.

Вот пошел Гулахан весной к брату рыбачить. А пока ходил туда-сюда, лишился очага и оленьей шкуры. Уцелело у него только одно ружье, что на плече.

Заглянул Гулахан в юрту, где вор побывал, думает: есть у меня верное ружье, пойду с ним искать врага.

Стал ходить Гулахан по тайге, стал ходить по горам. Смотрит - дерево отцвело и снова зазеленело, ручьи замерзли и снова оттаяли, а он все ходит и ходит.

Взошел на самую высокую вершину и думает: старики говорили, что горе только из-за горы выглядывает. Надо его подкараулить.

Сидит Гулахан на высокой вершине одну ночь, сидит другую. Как думал, так и вышло: на третью ночь показалось горе. Встал Гулахан на самый последний камень, выше которого ни одного камня не было, и говорит про себя: помогайте, обида горькая и ружье верное, бить мое горе.

Только вымолвил, как над вершиной появился страшный-престрашный летающий змей. В глазах у того змея огонь, из хвоста искры летят, голова вся шипит.

Прицелился старый Гулахан и послал в змея две пули. Дрогнул у змея хвост, закачался.

Тут Гулахан вспомнил, как бросается на добычу молодая рысь, и, прыгнув, вцепился в змеиный хвост. Висит на хвосте Гулахан и вспоминает, как медведь собирает силу, когда деревья гнет. Стал Гулахан тянуть змея к земле.

Змей гибель свою учуял, выбросил из пасти оленью шкуру, выбросил камни очага. Гулахан обрадовался и еще сильнее начал тянуть змея книзу.

До тех пор тянул змея Гулахан, пока новый день не народился. На заре прижал он змея к земле и бил до тех пор, пока из него вся змеиная кровь не ушла под сопку.

Хотя много силы потерял, зато вернул свое, кровное. И всем своим внукам наказал Гулахан не отдавать врагу самое дорогое - родную землю и счастливый свой дом.

Хорошая сказка. Героическая и поучительная. А теперь несколько слов о том, откуда появились эвены.


В первом тысячелетии нашей эры

Происхождение эвенского народа связано с освоением тунгусскими племенами Восточной Сибири. Произошло это давно, в первом тысячелетии нашей эры. В результате взаимодействия тунгусов с аборигенами этих мест, а также с пришлыми монголами и тюрками появились эвены. В настоящее время они проживают в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Магаданской и Камчатской областях. Говорят на своем (эвенском) языке, который принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи языков. Родным этот язык считают более половины всех ныне здравствующих эвенов. По данным переписи 2002 года, в России живет 19071 эвен. Около двенадцати тысяч приходится на Республику Саха (Якутия).

Зададимся вопросом: что делает эвена эвеном? Во-первых, язык. Кстати говоря, в эвенском языке более десяти говоров, объединенных в восточное, среднее и западные наречия. Эвенский язык очень образный, богат синонимами. Носители эвенского языка живут в исключительно суровых условиях кочевого быта, но сам язык практически не знает грубых, ругательных слов.

Во-вторых, эвен становится эвеном благодаря привычному способу ведения хозяйства. Одни эвены занимаются оленеводством, они проживают в горно-таежной зоне. Другие - охотой и озерно-речным рыболовством.

Есть эвены, которые занимаются примерно тем же, но при этом они кочуют: весной перебираются из континентальной тайги к побережью Охотского моря, а осенью - устремляются обратно на континент.

И есть эвены, у которых нет оленей. Их называют безоленными. Они ведут оседлый образ жизни на Охотском побережье, занимаются охотой, рыболовством, разводят ездовых собак. У якутских и камчатских эвенов сохранилось коневодство.

Что же касается эвенов, проживающих в горно-таежной зоне, то у них преобладает верховое и вьючное оленеводство. Верховой езде обучают с детства. Садясь на оленя, эвен (или эвенка) опирается на специально сделанную палку-посох. Рулить же оленями, давать им команды, приходится справа. Олени у эвенов особенные: они отличаются большим ростом, силой и выносливостью.


С одного стойбища на другое

Время от времени эвены кочуют. Вот как выглядит переезд с одного стойбища на другое. Это запоминающаяся картина. Обычно первым в этом караване из оленей едет глава стойбища или опытный оленевод. За ним на поводу идет вьючный олень, он везет главу оленьей упряжки, а также святыни, иконы. Далее следует верхом жена с детьми от трех до семи лет, которая ведет за собой двух-трех оленей. За нею двигаются остальные женщины, каждая тянет за собой от семи до двенадцати вьючных оленей. Последний в караване олень везет части каркаса жилища.

Важная составляющая идентичности народа - его обычаи. Если образованным человеком (в европейском смысле) можно стать, обогатив свою память знанием естественных и гуманитарных наук, то настоящий эвен начинается с того, что он помнит и чтит обычаи своего народа.

Что такое обычай в самом широком смысле слова? Это некий свод поведенческих формул. Делай, например, то-то, но не делай этого. Если нарушишь предписание, то случится что-то плохое, порою непоправимое. Наиболее важными для эвенов (для выживания народа) являются запреты-обереги. Из совокупности этих запретов возникает своеобразная этика эвенов - охотников и оленеводов.

Все запреты-обереги эвенов можно разделить на несколько тематических групп: картина мира, природа, охота, хозяйство, человек. Есть запреты, которые связаны с религиозными воззрениями эвенов, с представлениями о духах-хозяевах стихий природы.

Вы когда-нибудь видели кричащего эвена? И никогда не увидите и не услышите. В соответствии с традиционными мифопоэтическими (и религиозными) представлениями нельзя кричать в горах, в лесу, на берегу реки. Если нарушить эти запреты, то во всех трех случаях может проснуться дух-хозяин этих мест. И тогда мало не покажется…


В воде нельзя брызгаться…

На этом регламентация жизни эвенов не заканчивается. Вот запрет, который нам может показаться слишком суровым, слишком радикальным. Когда бродишь по воде или плывешь в ней, нельзя брызгаться - дух-хозяин может взять тебя к себе.

В детстве многие из нас (ну те, кто не эвены) с удовольствием бросали камешки в пруд, озеро или в реку. Мы делали это ради самой игры. Хотелось бросить камень как можно дальше. У эвенов подобные игры отсутствуют. Бросать камни в воду можно только в случае необходимости, по делу. Если делать это из-за баловства, может произойти что-нибудь плохое. А вот один из главных запретов-оберегов у эвенов: без надобности ничего - ни насекомых, ни птиц, ни зверей - никогда не убивай. И еще один уточняющий запрет: нельзя убивать много, сверх того, что можно съесть.

Нам кажется, что на основе вот таких разумных запретов-оберегов и возникло нормальное (в смысле правильное) экологическое сознание эвенов.

Интересно, что в сказках эта тема тоже присутствует. Есть огромный мир природы, и в нем все связано. Все живые существа связаны друг с другом. Стоит сделать какое-то, даже нечаянное, неосознанное, движение, как моментально оно на ком-то отзовется - несчастным случаем или бедой. Вот тому подтверждение.

Жили-были две кедровки. Однажды пошли они собирать орехи. Пришли на то место, где они как-то раз уже собирали.

Одна кедровка взлетела на кедр и стала сбрасывать на землю шишки. Другая стала собирать шишки, сброшенные ее подругой.

Бросила кедровка шишку. Попала эта шишка ее подруге в глаз и выбила его. Сидит кедровка с выбитым глазом и горько плачет.

Шел мимо старик и спросил у нее:

Кедровка, кедровка, ты почему плачешь?

Подруга мне шишкой глаз выбила.

Кедровка на кедре, ты зачем своей подруге глаз выбила?

Меня кедровник хлестнул.

Кедровник, кедровник, ты зачем кедровку хлестнул?

Меня белка качнула.

Белка, белка, ты почему ветку качнула?

Меня охотник преследует, от него убегала.

Охотник, охотник, ты зачем белку преследуешь?

Хочу беличьим мясом полакомиться, жена собирала меня на охоту и мало хлеба мне дала.

Женщина, женщина, ты почему своему мужу хлеба мало дала?

Нашу муку олень съел.

Олень, олень, ты зачем муку съел?

С горя, моего теленочка волк задрал.

Волк, волк, тебе кто велел у оленя теленка есть?

Мне никто не велел, я сам захотел.

Достаточно поучительная сказка. Интересно, что поиски главного виновника заканчиваются на волке. Он, конечно же, виноват, но для него человеческие законы не писаны.


Огонь нельзя ворошить!

Еще несколько примеров запретов-оберегов. Если их придерживаться, выполнять неукоснительно, то польза будет для всех - не только для эвенов.

К ногам птички нельзя привязывать палочки - кто-нибудь будет хромать.

Птичьи яйца нельзя давить - может начаться дождь.

Муравейник не разоряй - все время дождь идти будет!

По воде не хлещи веткой - дождь начнется!

Огонь не вороши - зад твой заболит!

В огонь нельзя плевать - огонь рассердишь, можешь умереть от холода.

Нельзя шить ночью - можно ослепнуть.

Нельзя играть в похороны: сам умрешь или кто-нибудь из твоих родственников умрет.

Нельзя злиться, если много комаров - комаров будет еще больше.

Без причины нельзя петь - грех, останешься сиротой.

А как же праздники? Неужели у эвенов они тоже под запретом? Нет, конечно. Как было уже сказано, петь без причины - грешно. Но если песни вплетены в обрядовые обычаи эвенов, в массовые общеплеменные ритуальные празднества, содержащие благопожелания, то, как говорится, пойте на здоровье! А песни соответственно подразделяются у эвенов на лирические, любовные, бытовые, колыбельные. Все они основаны на импровизации. Есть у эвенов и религиозные песни-пляски. Круговые песни-пляски (хэдьэ) сопровождаются песней запевалы, которому вторит хор. Особая сфера: это личностные формы взаимодействия человека с миром духов на основе шаманства. В последнее время об этом много пишут ученые-этнографы.

Свадебные церемонии эвенов (угощения, обмен подарками, жертвоприношения духам-покровителям) проходят в стойбищах невесты и жениха. Прибыв к чуму жениха, свадебный поезд трижды объезжает вокруг него, после чего невеста входит в чум, достает свой котел и варит мясо. Приданое невесты вывешивают для обозрения вне чума. Рождение ребенка, воспитание и уход за ним сопровождают ритуалы и правила: запреты для беременной женщины, распределение обязанностей между членами семьи во время родов, «очищение» роженицы, наречение новорожденного. Характерно, что при рождении мальчика ему выделяют часть стада, которая вместе с приплодом считается его собственностью, при рождении девочки - приданое.

Фольклор эвенов включает в себя не только сказки и песни, но также и бытовые рассказы, исторические легенды, богатырский эпос, заклинания-благопожелания, приметы и, конечно, загадки.

Загадки эвенов очень разнообразны. Этот народ умудрился загадать, зашифровать всю вселенную: от камешка под ногами до далекого созвездия. Многие эвенские загадки сложны для восприятия, потому что они строятся по иным синтаксическим схемам, чем привычные нам русские загадки. И еще одна особенность. Эвенские загадки насыщены метафорами. Чувствуется, что их придумали, сочиняли настоящие поэты. Попробуйте угадать несколько эвенских загадок.

Что за неизвестный человек на голове лес носит? Хочется ответить, что олень. Нет, правильный ответ будет таким: Лось.

Вообще-то много эвенских загадок начинается со слов «неизвестный человек». Это такая универсальная формула.

У неизвестного человека четыре ноги, как только он чего-нибудь поест, так умрет. Между прочим, это комар…

Вот пример чистой метафоры: у серебряного коня длинный хвост. Что это? Игла.

И еще загадка про лошадь. Одна лошадь в болото проваливается. Что это будет? Это будет гребень.

А напоследок загадка-задача. Почему куропатка камешки глотает? Ни за что не угадаете! Она таким вот образом греется!


ЭВЕНКИ, эвэнк (самоназвание), народ в Российской Федерации (29,9 тыс. чел.). Живут от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и реки Амур на юге: в Якутии (14,43 тыс. чел.), Эвенкии (3,48 тыс. чел.), Дудинском районе Таймырского АО, Туруханском районе Красноярского края (4,34 тыс. чел.), Иркутской области (1,37 тыс. чел.), Читинской области (1,27 тыс. чел.), Бурятии (1,68 тыс. чел.), Амурской области (1,62 тыс. чел.), Хабаровском крае (3,7 тыс. чел.), Сахалинской области (138 чел.), а также на северо-востоке Китая (20 тыс. чел., отроги хребта Хинган) и в Монголии (около озера Буир-Нур и верховья реки Иро). По данным Переписи населения 2002 года численность эвенков, проживающих на территории России, составляет 35 тысяч человек, по данным переписи 2010г.- 38 тыс. 396 человек.

Местные самоназвания Эвенков: орочен (от реки Оро или от орон - "олень") - забайкальско-амурские Эвенки; илэ ("человек") - катангские и верхнеленские; килэн - Охотское побережье и др. Китайцы называли Эвенков килин, цилин, о-луньчунь (от "орочен"), маньчжуры - орочнун, монголы - хамнеган (смотри Хамниганы), татары и якуты - тонгус; устаревшее русское название - тунгусы.

Говорят на эвенкийском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Диалекты делятся на группы: северный - к северу от нижней Тунгуски и нижнего Витима, южный - к югу от нижней Тунгуски и нижнего Витима и восточный - к востоку от Витима и Лены. Распространены также русский (свободно владеют 55,7 % Эвенков, считают родным - 28,3 %), якутский и бурятский языки. Верующие - православные.

Эвенки сложились на основе смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, расселявшимися из Прибайкалья и Забайкалья с конца 1-го тысячелетия нашей эры. В результате этого смешения образовались различные хозяйственно-культурные типы Эвенков - "пешие" (охотники), "оленные", орочен (оленеводы) и конные, мурчен (коневоды), известные также в Забайкалье как хамнеган, солон (русское солоны), онгкоры, в среднем Приамурье - как бирарчен (бирары), манягир (манегры), кумарчен (по реке Кумара) и др. Контакты с русскими с 1606, к середине 17 века были обложены ясаком. С 17 века Эвенки вытесняются якутами, русскими и бурятами со среднего Вилюя, Ангары, Бирюсы, верхней Ингоды, нижнего и среднего Баргузина, левобережья Амура, манегры и бирары переселились в Северный Китай. В 19 веке Эвенки появились на нижнем Амуре и Сахалине, часть Эвенков с Енисея ушла на Таз и Обь. В процессе контактов Эвенки были частично ассимилированы русскими, якутами (особенно по Вилюю, Оленёку, Анабару и нижнему Алдану), монголами и бурятами, даурами, маньчжурами и китайцами.

В конце 19 века насчитывали 63 тыс. чел., из них "бродячих" (охотников) - 28,5 тыс. чел., кочевых (конных) - 29,7 тыс. чел.; в Китае в начале 20 века жило 10,5 тыс. Эвенков, Монголии - около 2 тыс. чел. По переписи 1926-27 в СССР насчитывалось 17,5 тыс. Эвенков.

В 1927 были созданы Илимпийский, Байкитский и Тунгусо-Чунский национальные районы, в 1930 объединённые в Эвенкийский национальный округ.

В 1928-29 была создана письменность на основе латинского, в 1937 - русского алфавита. С 1930-х годов на эвенкийском языке ведётся преподавание в школах. В Якутии ведётся радиовещание. Формируется национальная интеллигенция. Её представители занимаются также сбором и публикацией эвенкийского фольклора.

Основное занятие "пеших", или "сидячих", Эвенков - охота на оленя, лося, косулю, кабаргу, медведя и др. Позднее распространилась товарная пушная охота. Охотились с осени по весну, по два-три человека. По тайге ходили на лыжах-голицах (кингнэ, киглэ) или подбитых камусом (суксилла). Оленеводы охотились верхом на оленях.

Оленеводство имело в основном транспортное значение. Оленей использовали при езде верхом и под вьюк, доили. Преобладали небольшие стада, вольный выпас. После окончания зимнего охотничьего сезона несколько семей обычно соединялись и перекочёвывали в удобные для отёла места. Совместный выпас оленей продолжался всё лето. Зимой во время охотничьего сезона олени обычно паслись у стойбищ, где оставались семьи охотников. Перекочёвки проходили каждый раз по новым местам - летом по водоразделам, зимой по рекам; постоянные тропы вели только к торговым пунктам. У некоторых групп были известны нарты различных типов, заимствованные у ненцев и якутов.

"Конные" Эвенки разводили лошадей, верблюдов, овец.

Рыболовство имело подсобное значение, в Прибайкалье, озёрных районах к югу от озера Ессей, на верхнем Вилюе, в южном Забайкалье и на Охотском побережье - также товарное значение. На Охотском побережье и Байкале промышляли также тюленя.

По воде передвигались на плотах (тэму), лодках с двухлопастным веслом - долблёных, иногда с дощатыми бортами (онгочо, утуннгу) или берестяных (дяв); орочены для переправ пользовались лодкой из лосиной кожи на каркасе, сделанном на месте (мурекэ).

Была развита домашняя обработка шкур, бересты (среди женщин); до прихода русских было известно кузнечество, в том числе на заказ. В Забайкалье и Приамурье частично переходили к оседлому земледелию и разведению крупного рогатого скота. Современные Эвенки в основном сохраняют традиционные охоту и оленеводство. С 1930-х годов создавались оленеводческие кооперативы, строились оседлые посёлки, распространялось земледелие (овощи, картофель, на юге - ячмень, овёс). В 1990-е годы Эвенки стали организовываться в родовые общины.

Основа традиционной пищи - мясо (диких животных, у конных Эвенков - конина) и рыба. Летом потребляли оленье молоко, ягоды, дикий чеснок и лук. У русских заимствовали печёный хлеб: к западу от Лены пекли в золе колобки из кислого теста, на востоке - пресные лепёшки. Основной напиток - чай, иногда с оленьим молоком или солью.

Зимние стойбища состояли из 1-2 чумов, летние - до 10, во время праздников и более. Чум (дю) имел конический остов из жердей на каркасе из шестов, покрытый покрышками-нюками из ровдуги или шкур (зимой) и бересты (летом). При перекочёвках каркас оставляли на месте. В центре чума устраивали очаг, над ним - горизонтальную жердь для котла. Местами были также известны полуземлянки, заимствованные у русских срубные жилища, якутская юрта-балаган, в Забайкалье - бурятская юрта, у оседлых бираров Приамурья - четырёхугольное бревенчатое жилище типа фанзы.

Традиционная одежда состоит из ровдужных или суконных натазников (хэрки), ноговиц (арамус, гуруми), распашного кафтана из оленьей шкуры, полы которого связывались на груди завязками; под него надевался нагрудник с завязками сзади. Женский нагрудник (нэлли) украшался бисером, имел прямой нижний край, мужской (хэлми) - углом. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины - с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, вышивкой конским волосом, металлическими бляшками, бисером. Коневоды Забайкалья носили халат с широким запахом налево. Распространились элементы русской одежды.

Общины Эвенков объединялись летом для совместного выпаса оленей и проведения праздников. Включали несколько родственных семей, насчитывали от 15 до 150 человек. Были развиты формы коллективного распределения, взаимопомощи, гостеприимства и т.п. Например, до 20 века сохранился обычай (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи сородичам. В конце 19 века преобладала малая семья. Имущество наследовалось по мужской линии. Родители обычно оставались жить с младшим сыном. Брак сопровождался уплатой калыма или отработкой за невесту. Были известны левират, в богатых семьях - многожёнство (до 5 жён). До 17 века было известно до 360 отцовских родов численностью в среднем по 100 человек, управляющихся старейшинами - "князьцами". В терминологии родства сохранялись черты классификационной системы.

Сохранялись культы духов, промысловые и родовые культы, шаманизм. Существовали элементы Медвежьего праздника - обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя, поеданием его мяса, захоронением костей. Христианизация Эвенков проводилась с 17 века. В Забайкалье и Приамурье было сильно влияние буддизма.

Фольклор включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания и др. Эпос исполнялся речитативом, часто в исполнении принимали участие слушатели, повторяя отдельные строки за сказителем. Отдельные группы Эвенков имели своих эпических героев (сонинг). Постоянные герои - комические персонажи были также у бытовых рассказов. Из музыкальных инструментов известны варган, охотничий лук и др., из танцев - хоровод (хейро, сэдьо), исполнявшийся под песенную импровизацию. Игры носили характер состязаний в борьбе, стрельбе, беге и др. Были развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла (мужчины), вышивка бисером, у восточных Эвенков - шёлком, аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте (женщины).

С 1930-х годов на эвенкийском языке ведётся преподавание в школах. В Якутии ведётся радиовещание. Формируется национальная интеллигенция. Её представители занимаются также сбором и публикацией эвенкийского фольклора.

Эве́ны - сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам.

Язык

Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия - восточное, среднее и западное. 52,5 % эвенов свободно владеют русским языком, 27,4 % считают его родным. Но абсолютное большинство эвенов перешло на якутский язык.


В религиозных представлениях эвенов существовал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды и т. д. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей.

В эвенском фольклоре большое значение придавали сказкам и былям-преданиям. Причем среди сказок особо выделяются сказки о животных и птицах, близкие по содержанию к сказкам эвенков. Некоторые части сказаний о героях-богатырях, например, речи героев, обычно поются. Среди былин особенно интересны былины о героях-женщинах, побеждающих в состязаниях мужчин.

Общая численность

Общая численность - около 20 тысяч человек. Проживают преимущественно на востоке РФ.

Численность эвенов в России по годам:


Численность по России за 2002 г.


Религия и обычаи эвенов

Эвены были одним из наиболее христианизированных народов Севера, чему способствовала активная миссионерская деятельность. В местах расселения эвенов строились православные церкви и часовни. В 50-е годы XIX в. протоиерей С. Попов издал на эвенском языке тексты молитв, Евангелие и «Тунгусский букварь» на церковной основе. Священник А. И. Аргентов, указывал, что на Колыме «язычники вывелись» уже в начале XIX в. Христианство охватывало практически все стороны жизни эвенов. Рождение, брак, смерть, бытовое поведение, исполнение обрядов и праздников, все регулировалось православной традицией. Характерно, что гижигинские эвены заключали браки с коряками только в том случае, если они принимали православие. Обязательными в убранстве жилища, вне зависимости от его типа, были иконы, которые при перекочевке перевозились на специально предназначенном для этой цели олене. Ещё в 1925 г., на съезде эвенов Ольской волости ими была высказана просьба «дать приходского священника на Олу, а то родится ребёнок, не знаешь как его назвать и крестить некому».


В религиозных представлениях эвенов существовал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды и т. д. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей. Были развиты промысловые культы, духов-хозяев природы, шаманизм. До XVIII-XIX вв. практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах. После принятия православия, эвены начали хоронить умерших в земле, ставя над могилой кресты. В XVII-XVIII вв. эвены одевали покойника в самое лучшее платье, сообразно времени года, укладывали в деревянную колоду и ставили её на деревья или на столбы. Заколов несколько оленей, их кровью обагряли гроб и деревья. Чум умершего, его утварь и прочее оставляли под деревьями. И. А. Худяков писал, что индигирские ламуты (эвены) хоронили покойников головой на запад, ибо верили, что он «отправится на восток». Томпонские эвены, по материалам В. А. Туголукова, обряжали покойников в одежду, сшитую без узлов - «чтобы облегчить душе освобождение от тела, когда она начнет своё путешествие». Обычай удушения оленей у эвенов, как предполагают ученые, является наиболее древним тунгусским способом умерщвления жертвенных животных при похоронном обряде.

Пища эвенов

Модель питания эвенов определялась видами хозяйственной деятельности, но в основе имела общетунгусские истоки. Это преобладание мясной пищи, причем, несмотря на значительный удельный вес в хозяйстве домашнего оленеводства, в пищу предпочитали использовать мясо диких животных, специфичной является и технология приготовления мяса способом жарения. Спецификой системы питания эвенов является увеличение доли рыбных блюд и их разнообразие, а также региональное распространение молочной пищи. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая.

Безоленные эвены на Охотском побережье (самоназв. - мэ-нэ, «оседлые») занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак.

Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек - кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны эвенам лишь в 20-х гг. XX в. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, сушили. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних народов.

Традиционная одежда

Более традиционной является эвенская одежда, соответствующая общетунгусскому костюму. Заимствование отдельных элементов и деталей, фиксируется, прежде всего, в виде промысловой одежды у мужчин, это палеоазиатская одежда «глухого» кроя. Эвенскую женскую одежду охотно использовали палеоазиатские женщины. В качестве материала для изготовления одежды использовались шкуры морских животных. Головным убором был плотно облегающий голову ка-нор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок.

Готовцев Егор
М-РК - 17

gastroguru © 2017