Кто и зачем построил Баальбек? Гигантские руины Баальбека (44 фото) Баальбек ливан мегалиты

: Баальбек (араб. بعلبك‎‎) – древний город в Ливане, в котором сохранился в руинах грандиозный храмовый ансамбль, состоявший из пропилеев, богато украшенных резьбой дворов (в одном из них открыты остатки большого здания алтаря), Большого храма (храма Юпитера), хорошо сохранившихся Малого храма (храм Вакха или Меркурия) и круглого храма (храм Венеры) с 4-колонным портиком.

Храм Юпитера представляет собой огромное сооружение. Некоторые блоки основания весят 800-1000 тонн. В известной степени, это сооружение превосходит пирамиду Хеопса, самые крупные гранитные блоки которой (потолок камеры царя) весят 50-80 тонн. А самый большой блок, под названием "Южный камень" (от древнего арабского названия "Гайяр эль-Кибли"), который так и не был вынут из каменоломни, но по всем признакам намеренно был подготовлен для завершения платформы, и вовсе достигает веса 1500 тонн.

Главную загадку Баальбека представляет терраса, на которой стоит храм Юпитера. В ее кладке находятся три знаменитые плиты – трилитон – совершенно невероятных размеров и весом порядка 800 тонн (согласно одной древней легенде, эти блоки лежали здесь вечно и считались священными). Эти громадные блоки расположились на высоте 7 метров.

Баальбек – древний город в Ливане, расположенный в 80-ти км к северо-востоку от Бейрута, на высоте 1130 м.
В центре города находится целый комплекс древних храмов – Баальбекское святилище, одно из крупнейших на Ближнем Востоке.
Святым это место считалось еще в неолите. Позднее, во времена Финикии (I-II тысячелетие до н.э.) здесь был воздвигнут храм Баала – центрального финикийского божества. В эллинистическую эпоху образ Баала слился с греческим богом Солнца Гелиосом, и город был переименован в Гелиополис. В начале нашей эры Баальбек стал опорным пунктом Рима, превратился в крупнейший религиозный и торговый центр, а на месте поклонения Баалу появился монументальный храм Юпитера, от которого остались только стены основания и шесть колонн.

Храм Юпитера окружен целым комплексом построек. Храм Бахуса, расположенный по соседству – одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений римской эпохи.

В 4-м веке нашей эры на алтарной площади был построен большой христианский храм, а уже в 7-м веке захватившие город арабы превратили храмовый квартал в хорошо укрепленную цитадель. Все эти перестройки, а также несколько сильных землетрясений превратили комплекс в живописные руины, которые можно наблюдать сейчас.

Но, несмотря на богатую историю, Баальбек стал широко известен благодаря грандиозному сооружению, которое часто называют "баальбекская терраса". Это основание храма Юпитера, гигантская конструкция, состоящее из огромных мегалитов. Три самые крупные блока даже имеют собственное название – трилитоны, чудо трех камней.

И в своем небольшом обзоре я хотел бы поподробней описать именно эту часть храмового комплекса, как наиболее загадочную и вызывающую много справедливых вопросов у сторонников альтернативной истории.

Впечатление от первого осмотра у многих вызывает приблизительно одинаковую реакцию – возглас удивления, который далеко не всегда можно процитировать в приличных публикациях...

Фото и видео, к сожалению, не передает ощущение нереальности, нечеловеческую грандиозность циклопических блоков, собранных в стену и подогнанных с потрясающей точностью...

Эта мегалитическая конструкция (выделена желтым цветом), вернее ее видимая часть, имеет форму буквы "П", и, как мы увидим позднее, была не закончена строителями. Возможно, она даже не предназначалась для возвышающегося ныне храма Юпитера.

Чтобы все было более наглядно и понятно, мы попробуем очистить террасу от поздних наслоений и взглянуть на нее, так сказать, в чистом виде.
Видимая часть террасы огибает храм Юпитера с юга, запада и севера на расстоянии около 7 метров от стен. С западной и южной сторон между блоками террасы и стенами храма есть заполнение из разной величины блоков, с северной такого заполнения нет, поэтому блоки террасы имеют вид исполинского забора. Мегазабора, как его прозвали участники экспедиции.

А теперь для большей ясности уберем пока храм Юпитера совсем. Получается следующая приблизительная схема (в целях наглядности некоторые пропорции несоблюдены).

Это и есть та самая "баальбекская терраса". 1,2,3 – стены "мегазабора", которые лежат буквой "П" и огибают храм Юпитера по периметру. На западной стороне лежат трилитоны (4,5,6). Фундамент состоит из блоков гораздо меньшего размера, имеет небрежности в стыках, на северной стене уходит в глубину на три блока, на западной (под трилитонами) минимум на 5. На южной стене фундамента не видно, но для полноты картинки обозначен. Обозначено также заполнение между мегазабором и стеной храма Юпитера (7,8). Отверстие в мегазаборе (явно позднего происхождения) – 9.

Южная стена (на схеме 1):

Западная стена с трилитонами (2):

Северная стена (3):

Если еще раз посмотреть на схему то будет очевидно, что в стык к трилитонам имеется место для таких же по размеру блоков, которые должны ложиться перпендикулярно существующим на южную и северную стороны "мегазабора". И, действительно, в километре от комплекса в карьерах можно увидеть два схожих по размерам и почти законченных блока.

Размеры трилитонов впечатляют. Высотой 4,6 м, длинной около 20 и весом порядка 750 тонн. Блоки мегазабора длинной в среднем 9 метров, высотой 3,7 и весом от 250 до 400 тонн. Ширина всех блоков варьируется.

На схеме на всех блоках мегазабора изображен откос. Но на северной и южной сторонах он незакончен. Откос совершенно очевидно закладывался в проекте сооружения – все стыки сделаны с учетом этой детали.

Особенно хочется отметить качество сопряжения блоков. На трилитонах до стыков добраться не удалось, есть только фото в приближении. Но все же хорошо видно, что стыки безупречны, зазор – доли миллиметров (на семисоттонных блоках!!!).

Северная и западная стена очевидно подвергались природному воздействию долгое время, поэтому детали состыковки блоков уже не так заметны, а вот на южной, откопанной в начале 20-го века стене обработка стыков очень хорошо видна.

Плоскости примыкания обработаны инструментом, очень похожим на тот, которым пользовались римляне при создании украшений и орнаментов.

Фаска на стыках сложная, иногда многогранная; наряду с инструментом, имеющим много зубцов, применялось нечто подобное шлифовке.
Примечательно, что все фаски создавались до установки блока в стену. Создается впечатление, что стыки между блоками мегазабора (а возможно и трилитонами) играли важнейшую роль и тщательно обрабатывались наподобие "контактов", возможно для придания стене монолитности.

Между стеной Храма Юпитера и блоками террасы имеется, как упоминалось, свободное пространство, которое заполнялось блоками разной величины. На северной стороне заполнения практически нет (подготовлена только площадка для установки находящегося в карьере трилитона – на схеме – 8). Слева стена Храма Юпитера, справа блок мегазабора, по центру блоки заполнения. Сверху на блоке мегазабора остатки стены, построенной арабами.

На южной заполнение подогнано под уровень мегазабора (под осколками блоков и колонн):

На западной уровень выше и соответствует уровню трилитонов. На фото видны блоки следующего (над трилитонами) уровня. Лестница начинается на стене храма, заканчивается на блоках заполнения. Часть колонны справа лежит на трилитоне.

Иными словами, вся мегалитическая терраса с трилитонами и мегазабором – это возможно только внешняя часть исполинской стены, которая огибает храм Юпитера и примыкает к нему вплотную.
Есть еще одна поразительная деталь. На северной части стены, где блоки мегазабора подвергались воздействию окружающей среды, камень выглядит почерневшим и старым. А стена храма юпитера выглядит гораздо моложе, но в то же время как бы заходит за блоки заполнения.
Возникает вопрос – какой порядок стройки? Если мегазабор существовал ранее, затем внутрь периметра решили вставить храм Юпитера, то каким образом делали заполнение немаленькими блоками (а там есть весьма крупные экземпляры)? Если блоки заполнения уже были на месте, то как внутрь недостроенной платформы попал более поздний храм Юпитера? Или храмом Юпитера заменили более древнее сооружение, которое предполагалось обнести исполинской стеной? И какой смысл в подобном гигантизме в основании храма? Что так защищали (или от чего защищались) строители?
Или это просто прихоть правителей, решивших в подобном способом увековечить свое величие...
Терраса явно осталась недостроенной – два трилитона в карьере, откос на мегазаборе начат, но недоделан, заполнения у северной стены нет. Строители храма Юпитера посчитали излишним заканчивать грандиозный проект всей платформы. Скорее всего по причине неумения работать с блоками большого веса (вес блоков храма Юпитера не превышает несколько десятков тонн).
У строителей террасы явно были две технологии перемещения и подгонки блоков. Одна рассчитанна на вес порядка 300-400 тонн, другая 700-800. Блоков с промежуточным весом замечено не было.
Существует много гипотез и схем, где описывается предполагаемые способы перемещения.

Подобные схемы есть даже у Витрувия, известного архитектора, жившего в римскую эпоху.

Но все эти схемы умозрительны, описания подобных процессов в реальности не существует. Так же не существует и описания работ самими римлянами, славившимися своим бюрократизмом, хотя строительство такого масштаба никак не могло уйти от внимания римских чиновников.
Надо отметить, что в 19 веке была проведена подобная работа по перемещению гром-камня, весившего порядка 1500 тонн, для постамента памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге.

Но все же там применялись технологии, уже доступные в 19 веке, событие отмечалось как выдающееся достижение техники того времени, существуют подробные описания процесса (строительство уникальной дороги, применение специальных литых медных шаров по деревянным рельсам, и т.д.). И тем не менее здесь задача облегчалась тем, что событие было единичным и не было необходимости в прецизионной точности установки и подгонки блоков.
В конце 20 века было много попыток сымитировать процесс перемещения тяжестей примитивными способами. Но все эти попытки были связаны с гораздо более меньшим (на порядок) весом и большинство из подобных экспериментов нельзя признать успешными.
Способы, которыми пользовались строитель баальбекской террасы по сей день считаются неразгаданными и являются одной из тайн истории. Так же как назначение всей конструкции.

Поддержите как спонсоры наш проект на BOOMCTARTER.ru ! Без Вашей помощи трудно будет перенести это знание из одного – древнего – мира в другой – наш современный.

Баальбек — это один из древнейших образцов архитектуры прошлого, расположенный на территории современного Ливана. Масштабы этого древнего артиектурного комплекса поражают воображение, потому что рядом с ним современные многоэтажные дома выглядели бы жалкими глинобитными лачугами.

На сегодняшний день от Баальбека остались руины гигантских размеров, которые дают представление о величии и великолепии построек в период расцвета одного из самых древнейших городов во всем мире.

Так, к подножию комплекса ведут 27 широких ступеней, высота которых достигает колена взрослого мужчины, а ширина ступеней такая, что на каждой из них могло бы легко разместиться до сотни человек. Восхождение на территорию храмового комплекса имело для жителей Баальбека важное ритуальное значение, и величественные масштабы постройки соответствуют созданию соответствующего настроения как нельзя лучше.

Трилитоны в храме Юпитера.

Многочисленные храмовые сооружения тоже поражают своими размерами. В западной части Храма Юпитера в кладке фундамента расположены три гигантские плиты, верхний ряд которых лежит на высоте 8 метров. Эти плиты называются трилитонами.

Легенда о возникновении города Баальбек гласит, что трилитоны лежали там целую вечность, с незапамятных времен. Это и не удивительно, потому что в этой же легенде идет речь о том, что комплекс был основан всего спустя какую — то сотню лет после сотворения мира. Получается, что он является одним из образцов самой древней архитектуры на всей нашей планете.

Трилитоны представляют собой гигантские монолитные каменные плиты весом более 750 тонн каждая. В основание храма Юпитера было положено всего три монолитных трилитона, а последний — четвертый блок — так и остался лежать в неподалеку от города, где его вытесали из цельной каменной глыбы.

Название » трилитон» дословно переводится как » чудо трех камней». Каждый такой чудесный камень в длину составляет 21 метр, в ширину = 4 метра, а в высоту = 5 метров. При этом вес каждой гигантской плиты составляет около 800 тонн.

Четвертая плита, которя осталась одиноко лежать в каменоломне, гораздо больше остальных. Возможно, ее укладка планировалась на завершающем этапе строительства. В длину блок составляет 23 метра, в ширину — более пяти метров, а в высоту — тоже 4,5 метра. Вес четвертой плиты достигает почти тысячи тонн, и состоит из такого количества , которого хватило бы на постройку пятиэтажного жилого дома со стенами толщиной 50 см.

Колонны храма Юпитера в Баальбеке.

В храме Юпитера до наших дней чудом сохранились шесть колонн. которые считаются самыми высокими вертикальными колоннами во всем мире. Рядом с этими уцелевшими фрагментами исполинского сооружения человек чувствует себя маленьким и беззащитным перед высшими, божественными силами.

Центральную часть площади комплекса, которая по своим размерам равна футбольному полю, занимают развалины храма Юпитера. А с северного и южного фасадов расположена знаменитая баальбекская терраса — полоса шириной 7 метров, которая сложена из девяти громадных блоков, мастерски уложенных в три ряда.

Ограда Пантеона состоит из стен высотой с пятиэтажный дом. Вся она украшена полукруглыми декоративными нишами. Красота и изысканность постройки поражают воображение и на сегодняшний день, поэтому возникает ощущение того, что ее построили не гениальные зодчие прошлого, а могущественные волшебники.

Раньше храм Юпитера окружали 84 колонны грандиозных размеров, из которых до нашего времени уцелело только шесть колонн. При этом диаметр каждой из них достигает примерно трех метров. Каждая колонна состоит из трех частей, которые держат многотонный каменный фриз на высоте 22 метров.

Архитектурный ансамбль Баальбека.

Крепость и храмовый комплекс Баальбек были возведены так дано, что никто до сих пор не знает точной даты их постройки — есть только гипотезы, легенды и предания. Весь храмовый комплекс Баальбек по периметру составляет более 900 метров, что превосходит пирамиду Хеопса. Каменные блоки, из которых построен этот уникальный ансамбль , уложены в 9 рядов.

При этом размер каждого блока достигает в длину 11 метров, а в ширину — свыше трех метров. Высота блоков находится в пределах 4,5 метра. Вес одного такого блока составляет ни много, ни мало — 300 тонн.

В стороне от храма Юпитера расположился храм, посвященный Вакху. Это красивое и изящное здание характеризуется несколько меньшими размерами, но при этом также поражает своим величием и грандиозными размерами.

Процесс постройки храмового комплекса.

Каким же образом человеку удалось возвести столь грандиозную постройку без применения специальной техники и современных методик перемещения грузов и строительства? В результате научных исследований стало известно, что каждая громадная каменная плита вытесывалась из цельной скалы вручную, а затем обрабатывалась с помощью обыкновенных зубил. Сложно даже представить себе объем работы, который выпал на долю камнетесов, участвовавших в строительстве грандиозного храмового комплекса.

До сих пор под вопросом остается и способ перемещения древними строителями громадных плит, каждая из которых весила как минимум 300 тонн. К тому же, эти каменные блоки необходимо было поднять на значительную высоту и уложить в правильном порядке.

Существующие на тот момент подъемные механизмы попросту не справились бы с подобной задачей. В те времена возможно было использование деревянных подъемных механизмов, которые от подобной нагрузки просто — напросто рассыпались бы.

Вот и приходится ученым выдвигать самые невероятные гипотезы и строить фантастические предположения относительно того, кто же на самом деле был создателем храмового комплекса Баальбек. Но пока на этот вопрос нет ни одного более — менее достоверного ответа.

Страна
Регион
Район
Координаты

 /   / 34.00611; 36.20861 Координаты :

Глава
Основан

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Первое упоминание

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Площадь
Население
Часовой пояс
Телефонный код

Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.

Почтовые индексы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Официальный сайт

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

<

Ошибка выражения: неожидаемый оператор <

Уже в XVI веке в Европе стало известно о наличии здесь грандиозных руин, которые стали обязательным пунктом посещения европейскими путешественниками XIX в. Флобер , Твен и Бунин оставили любопытные описания своих впечатлений от Баальбека. Полномасштабные раскопки были начаты немецкими учёными в 1898 г. и продолжались пять лет. После Первой мировой войны расчисткой участка занимались французы.

Достопримечательности

Храм Юпитера представляет собой довольно большое сооружение. Некоторые блоки основания весят 800-1000 тонн. В известной степени, это сооружение превосходит пирамиду Хеопса , самый крупный гранитный блок которой (камень над входом в камеру царя) весит 90 тонн. А самый большой блок в Баальбеке, под названием «Южный камень » (от древнего арабского названия «Гайяр эль-Кибли»), который так и не был вынут из каменоломни, но по всем признакам намеренно был подготовлен для завершения платформы, и вовсе достигает веса 1050 тонн.

Главную загадку Баальбека представляет , на которой стоит храм . В её кладке находятся три знаменитые плиты - Трилитон Баальбека , совершенно невероятных размеров и весом порядка 800 тонн (согласно одной древней легенде, эти блоки лежали здесь вечно и считались священными). Эти громадные блоки расположились на высоте 7 метров.

См. также

Напишите отзыв о статье "Баальбек"

Примечания

Литература

  • Wiegand Th. Baalbek, Ergebnisse der Ausgrabungen und Untersuchungen in den Jahren 1898 bis 1905. Bd 1-3. В. - .
  • Champdor A. L’Acropole de Baalbek. - P. .

Ссылки

  • Баальбек // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • . Восток-Запад: Великое противостояние (недоступная ссылка - ) . - Историко-географический комментарий к арабским источникам времён крестовых походов. Проверено 29 октября 2009. .

Отрывок, характеризующий Баальбек

Север замолк, и я подумала, что рассказ закончен. В его печальных серых глазах плескалась такая глубокая, обнажённая тоска, что я наконец-то поняла, как непросто должно было жить, отказывая в помощи любимым, светлым и прекрасным людям, провожая их, идущих на верную гибель, и зная, как легко было их спасти, всего лишь протянув руку... И как же неправильна по-моему была их неписанная «правда» о не вмешательстве в Земные дела, пока (наконец-то, когда-то!..) не придёт «правильное» время... которое могло так никогда и не придти...
– Человек – всё ещё существо слабовольное, Изидора... – вдруг снова тихо заговорил Север. – И корысти, и зависти в нём, к сожалению, больше, чем он может осилить. Люди пока ещё не желают следовать за Чистым и Светлым – это ранит их «гордость» и сильно злит, так как слишком уж отличается, от «привычного» им человека. И Думающие Тёмные, прекрасно зная и пользуясь этим, всегда легко направляли людей сперва свергать и уничтожать «новых» Богов, утоляя «жажду» крушения прекрасного и светлого. А потом уже, достаточно посрамлённых, возвращали тех же новых «богов» толпе, как Великих Мучеников, уничтоженных «по ошибке»... Христос же, даже распятым, оставался для людей слишком далёким... И слишком чистым… Поэтому уже после смерти люди с такой жестокостью пятнали его, не жалея и не смущаясь, делая подобным себе. Так из ярого Воина остался в людской памяти лишь трусливый Бог, призывавший подставлять левую щёку, если ударят по правой.... А из его великой Любви – осталось лишь жалкое посмешище, закиданное камнями... чудесная чистая девочка, превратившаяся в «прощённую» Христом, поднявшуюся из грязи, «падшую» женщину... Люди всё ещё глупы и злы Изидора... Не отдавай себя за них! Ведь даже распяв Христа, все эти годы они не могут успокоиться, уничтожая Имя Его. Не отдавай себя за них Изидора!
– Но разве же, по-твоему ВСЕ люди глупы и злы?.. На Земле очень много прекрасных людей, Север! И не всем им нужен «повергнутый» Бог, поверь мне! Посмотри на меня – разве ты не видишь? Мне был бы нужен живой Христос, так же, как и его дивная Любовь – Магдалина...
Север улыбнулся.
– Потому что ты – Из-и-до-ра... Ты молишься другим богам. Да и вряд ли им нужно молиться! Они с тобою всегда и они не могут тебя покинуть. Твои боги – Добро и Любовь, Свет и Знание, и Чистая первозданная Сила. Это Боги Мудрости, и это то, чему «молимся» мы. Люди же не признают их пока. Им пока нужно другое... Людям нужен кто-то, кому они могут пожаловаться, когда им плохо; кого они могут обвинить, когда не везёт; кого они могут просить, когда чего-то хочется; кто им может простить, когда они «грешат»... Вот, что пока лишь нужно человеку... И пройдёт ещё уйма времени, пока человек не будет нуждаться в таком Боге, который делал бы за него всё, и уж тем более – всё бы прощал... Это слишком удобно, чтобы суметь отказаться, Изидора... Человек ещё не готов ничего делать сам.
– Покажи мне его, Север... – шёпотом попросила я. – Покажи мне, каким он был.
Воздух вокруг заколебался мягкими волнами, искрясь и сгущаясь, будто открывалась таинственная невидимая дверь. И тут я увидела их!.. В просторной каменной пещере, двое чудесных белокурых детей весело беседовали о чём-то, сидя у маленького природного каменного фонтана. Мир вокруг них казался счастливым и солнечным, впитывавшим струившуюся от их чудесных душ, тихую радость... Мальчик был гордым, высоким и очень стройным для своих тринадцати лет. В нём бушевала огромная внутренняя сила, но, в то же время, он был мягким и очень приятным. Он глядел на мир весело, и... очень мудро, будто было ему внутри не менее сотни лет. Временами его лучистые синие глаза вспыхивали, пронизывая стальным серым цветом, но тут же опять искрились весельем, любуясь своей очаровательной смешливой собеседницей... А девочка и правда была необычайно хороша. Она напоминала чистого ангела, только что спустившегося с небес. Прижавши к груди, она держала старую, толстую книгу. И видимо ни за что не собиралась её отпускать. Волнистые, очень длинные золотые волосы, были подвязаны голубой шёлковой лентой, удачно оттенявшей цвет её смеющихся, небесно-голубых глаз. Маленькие ямочки на розовых щеках делали её милой и весёлой, как чистое майское утро... Дети были одеты в длинные, снежно белые, одинаковые одежды, подпоясанные золотыми поясами и выглядели чудесной парой, вышедшей из красивой старой картины... Они чудесно подходили друг другу, чем-то дополняя и соединяя недостающее каждому, создавая одно целое, которое порвать было невозможно... Это были Иисус и Магдалина, будущий Спаситель Человечества и его единственная и большая, будущая Любовь.
– Но ведь они совершенно другие! – искренне удивляясь, воскликнула я. – Совсем не такие, какими их рисуют! Разве же они не иудеи?!
– А они ими никогда и не были – пожал плечами Север. – Это люди, которым нужна была власть, очень «умно» решили стать «детьми убитого Бога», этим же самым, делая «ИЗБРАННЫМ» самый опасный на Земле народ. Иисус же был сыном Белого Волхва и нашей ученицы, Ведуньи Марии. Они родили его, чтобы привести на Землю его удивительную Душу.
Я остолбенело уставилась на Севера...
– А как же иудейка Мария и Иосиф?! Как же тот же самый Назарет?..

– Никогда не было иудейки Марии, Изидора, ни Иосифа рядом с Иисусом. Была Ведунья Мария, которая прямо перед его рождением шла сюда, в Мэтэору, чтобы он родился здесь, среди Волхвов и Ведьм. Но она опоздала... Иисус родился неделей раньше, НА ЗАРЕ, в маленьком домике на берегу реки. А его рождение сопровождала Светлая Утренняя Звезда. Наши Волхвы спешили к нему, чтобы увидеть его и защитить. А его Учитель и Отец пришёл поклониться, чудесной душе своего новорождённого сына. Волхвы призвали его на Землю, чтобы остановить «чуму», которая, как паук, уже давно плела здесь свои чёрные сети. И именно Волхвы послали Христа к иудеям. Но сам Иисус никогда иудеем не был. Волхвы надеялись, что у него найдётся достаточно сил, чтобы остановить «чёрное» Зло, уже расползавшееся по Земле. Но Иисус проиграл, недооценив «великих слабостей» человека... Земля не была готова к Его приходу, так же, как не готова к приходу ВЕДАЮЩИХ, Изидора. А мы не готовы ей помочь. Когда придёт правильное время – мы откроем Двери. И, возможно, на Земле восторжествует Свет. Но этого не будет ещё очень долго... Ты прости.

В предыдущем посту мы оценили размеры строительных блоков, посморели как это все выглядит. Но я обратился к глубокой истории этого сооружения. Очень любопытные вещи. Давайте почитаем...

Направляясь в Баальбек, мы покидаем берег Средиземного моря и поднимаемся на сухие склоны Ливанских гор, следуя по пути, которым шли две тысячи лет назад пятый Македонский и третий Галльский легионы Августа. Покорены финикийские города побережья, и новый город-лагерь Бейрут, названный Колония Юлия Августа феликс Бейрутус, то есть счастливая колония Бейрут Юлии Августы (дочери императора), остался позади, где флот надежно охраняет легионеров с тыла. Впереди — Гелиополис, небольшой, но богатый семитский город, названный так Селев-кидами, наследниками Александра Македонского, в честь бога Солнца Раньше город назывался Баал Бек — Город Ваала Римляне знают, что Гелиополис — древний центр финикийской религии, мужчины которого знамениты своим красноречием, а женщины красотой. Здесь живут лучшие флейтисты мира и стоят прекрасные храмы, посвященные Солнцу.


С перевала видна широкая долина, до десяти километров в ширину и около ста в длину. По другую сторону ее — рыжие и фиолетовые склоны Антиливанской гряды, на вершинах которой полгода лежит снег. Южная часть долины — заросшее тростником озеро; к северу местность повышается, и там, среди речек, стекающих к озеру, стоит сам город — ряды домов, обнесенных каменными заборами, навесы рынков и посреди холм Акрополя, увенчанный несколькими небольшими храмами, построенными по эллинским образцам.

Легионеры спускаются вниз, не заботясь о сторожевом охранении и не перестраиваясь в боевые порядки. Поход недолог, нетруден, и легионеры, отдохнувшие после боев на берегу, обветренные и загорелые, весело перекидываются шутками. Не припомнишь, улицы скольких городов видели эти легионы. Городом больше, городом меньше...

Главный храм Баал Бека, построенный в незапамятные времена, был посвящен арамейскому богу Хададу, богу молнии и грома, который был властен послать дождь на поля, чтобы зрел урожай, и ливень, чтобы этот урожай уничтожить. Голова Хадада была увенчана лучами, во времена Селевкидов его отождествляли с богом Солнца, и потому храм Хадада стал храмом Юпитера Гелиополитануса. Его перестроили и расширили, число паломников росло, и получивший известность храм дал новое имя городу — Гелиополис.

После завоевания Ближнего Востока римлянами значение Гелиополиса продолжало расти. И не только потому, что здесь был храм Юпитера-Хадада. Гелиополис контролировал плодородную долину, богатую пресной водой, лесом, виноградниками, был крупнейшим перевалочным пунктом для караванов, следующих от побережья в глубь страны, кроме того, он служил военной базой римлянам. Отсюда выходили в походы против Парфии римские полководцы.


Кликабельно 1500 рх

В 116 году к оракулу храма Юпитера в Гелиополисе явился император Траян. Он решил проверить всеведущего прорицателя и вместо вопроса передал ему чистую табличку для письма, завернутую в ткань. В ответ он получил точно такую же; это уверило императора в проницательности оракула. — Так каким же будет окончательный ответ? — спросил император.

Траяну выдали связку сучьев, завернутых в тряпку. На следующий год император погиб в Киликии. Тело его сожгли на костре из сучьев. Предсказание сбылось. Так гласит предание. Конечно, император мог и не погибнуть, и тогда те же сучья можно было истолковать иначе. Но нам важно другое: ко II веку храм в Гелиополисе стал настолько известен в древнем мире, что к оракулу его обращались даже римские императоры. Император Антонин Пий (138—161) приказал вместо старого храма Юпитера начать сооружение нового храма, крупнейшего в мире. Оно потребовало громадных денег и множества рабов. Внимание римского двора к строительству в долине Ливана подогревалось еще и тем, что в эти годы сами императоры Рима не были чистокровными римлянами: Септимий Север породнился с ливанским домом Юлия Бассиана Эмесского, и его сын, император Каракалла, был уже наполовину ливанцем. И для следующих императоров династии Северов далекая ливанская долина перестала быть чужой, это был дом их матерей и жен. Мать Каракаллы, умная и властная Юлия Домна, помогала своему мужу Септимию Северу, а потом и сыну управлять государством.


Кликабельно 1600 рх

В Риме появляется много ученых и государственных деятелей из Ливана и Сирии. Предприимчивые потомки финикийцев захватывают в империи ключевые позиции. Ливанцы и сирийцы командуют легионами, торгуют, заседают в сенате. Каракалла и его мать писали слово «Гелиополис» на своих монетах. При них и развернулось в полную силу строительство, начатое Антонином Пием. Храм Солнца, да и весь акрополь, перестроенный императором, приводил в восхищение путешественников и пилигримов. Ничто не могло сравниться с этим акрополем во всей Римской империи, даже в самой столице. И через много лет, когда Баальбеком завладели арабы и превратили акрополь в крепость, они были уверены, что построил его великий царь Соломон. Ведь никто, кроме Соломона, не обладал властью над джиннами, а кроме джиннов, никто не мог бы построить такой храм. Очевидно, арабы не знали о существовании инопланетных пришельцев.
Акрополь не был полностью отстроен.


кликабельно 2000 рх , Вход в Золотой храм в Баальбеке . Художник - РобертсДэйвид

Строительство его затянулось, и солдатские императоры, правившие империей в годы ее заката, не могли, да и не желали вкладывать бешеные средства в создание храма. Но храм был настолько близок к завершению, что уже при Каракалле он начал действовать, и мало кто догадывался, что первоначальные планы архитекторов не были полностью осуществлены и храм был возведен менее пышно, чем хотелось Каракалле.

Громадная лестница, на которой мог разместиться целый легион, вела к колоннаде главного входа в акрополь. Арка входа, украшенная скульптурами, была высотой пятнадцать метров и шириной десять. Пройдя под ней, посетитель попадал в шестиугольный двор, также окруженный колоннадой. За ним находился еще один главный двор акрополя. Этот двор занимал больше гектара. Посреди него возвышался громадный алтарь. Колонны, окружавшие площадь, ценились чуть ли не на вес золота. Эти порфирные колонны были вырублены в каменоломнях Египта, неподалеку от Красного моря. Их обработали и отшлифовали в Египте, затем приволокли к Нилу, на баржах переправили в Александрию, потом перегрузили на корабли и отвезли в Бейрут. Из Бейрута снова волоком через горы в Гелиополис Такие же колонны найдены в Риме и даже в Пальмире. Они невелики по сравнению с колоннами храма Юпитера, но все-таки весят несколько тонн. Очевидно, транспортировка на далекие расстояния тяжестей такого масштаба была вполне под силу древним.


Кликиабельно 2000 рх

Замыкал главный двор храм Юпитера — центр акрополя и всего Гелиополиса.

Храм стоял на громадной платформе, которая покоилась на плитах Каждая из них равна двадцати метрам в длину, пяти в высоту и четырем в ширину. Вырубить и доставить к месту строительства такую плиту было нелегко, но архитекторы задумали это не ради создания легенд о джиннах царя Соломона или неземных пришельцах. Под храмом располагались обширные подвалы, и плиты служили им перекрытиями. К тому же район Гелиополиса подвергался частым и сильным землетрясениям (впоследствии они разрушили большую часть его храмов). Поэтому было решено соорудить основание храма как можно более мощным Но объем работ оказался не под силу даже лучшим строителям Римской империи. Только три плиты были уложены в основание храма. Они и получили впоследствии название «трилитон». Каждая из них весит почти тысячу тонн, и из каждой можно соорудить здание длиной двадцать и высотой пятнадцать метров, со стенами в полметра толщиной.


Кликабельно 2000 рх

Внимательный наблюдатель заметит, что в основании храма должна была лежать четвертая плита. Ее место занято несколькими плитами значительно меньшего размера. Почему так случилось? Не хватило материала или космонавты спешили? Однако оказалось, что четвертая плита существует — она находится в каменоломне неподалеку от Баальбека. Вес ее превышает тысячу тонн. Плита столь велика, что взобравшийся на нее человек кажется муравьем на чемодане.
На плите можно заметить многочисленные следы зубил, которыми тысячи каменотесов обтесывали ее бока. И тут уже не остается никакого места космонавтам. Даже самый яркий их сторонник не станет утверждать, что излюбленным орудием звездных пришельцев было зубило.


Кликабельно 1800 рх

На платформе, образованной плитами-гигантами и их меньшими сестрами, стоит храм Юпитера. К нему ведет лестница в три пролета. Храм обнесен колоннами, которые, хоть и не столь известны, как плиты трилитона, но заслуживают, чтобы о них здесь упомянуть. Диаметр колонн — около трех метров. По высоте они превышают двадцать метров, то есть шестиэтажный дом. Каждая сложена из трех частей и весит ненамного меньше, чем плита, причем каждая увенчана колоссальной пышной капителью, держащей многотонные фриз и карниз. Колонны так прекрасны, что один современный французский писатель сказал: «Если бы их не было, то было бы меньше красоты в мире и меньше поэзии под небом Ливана». Но эти колонны — создание инженерного и архитектурного гения куда более сложное, чем плиты-террасы, — никто не приписывает космонавтам. А то пришлось бы прилет пришельцев привязать к конкретному сроку и месту, оживленному, исхоженному, описанному и до, и во время, и после строительства акрополя, пришлось бы приписать им знакомство с коринфским ордером и даже поклонение Юпитеру.

Внутри храма стояла золотая статуя бога. Античные авторы пишут, что был он юн, безбород, одет в тунику колесничего, в правой руке держал бич грома, а в левой — молнию и сноп пшеницы. В дни ежегодного празднества статую выносили из храма на плечах самые знатные жители Гелиополиса, которые долго готовились к этому дню, обрившись наголо, блюдя пост и воздержание. В сокровищнице храма были спрятаны также священные черные камни. Храм был богат, известен как ни один другой в Римской империи. Его жрецы владели обширными землями, рабами, подвалы храма были заполнены зерном, вином, маслом и другими товарами.

Слева от храма Юпитера и чуть пониже его стоял другой знаменитый храм акрополя, храм богини Венеры. В наши дни этот храм ошибочно носит название храма Бахуса. Так он зовется в исторических трудах и записках путешественников. Он уступал храму Юпитера и казался небольшим рядом с ним, но это совсем не значит, что он был и в самом деле мал. Сохранившаяся дверь храма в пятнадцать метров высотой уже говорит о его размерах. Фриз храма был облицован каменными панелями, украшенными барельефами с изображениями Марса, Бахуса в венке из виноградных листьев, Меркурия, Плутона и Венеры, прижимающей к груди разбаловавшегося купидона. Метрах в трехстах от акрополя в позднеримскую эпоху был возведен еще один, но уже небольшой храм, посвященный Фортуне, богине судьбы, круглое изящное сооружение. Гелиополис процветал до тех пор, пока христианство не вытеснило многочисленных свирепых, порой веселых, часто бестолковых и ненадежных античных богов. Приход христианства означал закат Гелиополиса. Еще некоторое время жрецы акрополя властвовали над городом, но с каждым годом все беднее и скромнее проходили празднества, все меньше сторонников оставалось у золотого Гелиоса. Крушение языческого Гелиополиса совпало с крушением Западной Римской империи. Восточная Римская империя, Византия, христианское государство, не поощряла культа античных богов.


Кликиабельно 1800 рх

Но город Гелиополис продолжал еще жить, и акрополь сохранился, хотя была вынесена и перелита на слитки статуя Юпитера и разграблены кладовые храмов. Пока Гелиополис оставался важным торговым городом империи, он не мог существовать без храмов Потому в нем строились новые церкви, теперь уже христианские, потому же переделывались в христианские храмы, построенные ранее. Как организовывался вывоз строительного мусора пока так и остается загадкой.

Император Феодосии в IV веке приказал возвести собор посреди центральной площади акрополя. Собор должен был знаменовать собой победу истинной веры над язычеством Собор, построенный в спешке, подешевле и попроще, развалился уже через несколько десятков лет, почти не оставив следов. Переделан был в христианскую церковь и храм фортуны. Его назвали церковью Святой Варвары.

Император Юстиниан приказал выломать порфирные колонны площади акрополя и перевезти их в Константинополь. Колонны опять проделали длинный путь. Снова перевалы через горы, снова погрузка в Бейрутской гавани на корабли, снова путешествие морем, в новую столицу. Эти колонны пошли на строительство Святой Софии — христианского собора в Константинополе. Они и сегодня стоят там, среди других колонн, свезенных со всего восточного мира, среди остатков великих и прекрасных, уничтоженных христианством памятников архитектуры. Враждебные силы природы как бы поджидали ослабления Гелиополиса. Несколько землетрясений одно за другим ударили по городу, каждое разрушало дома и церкви. Но храм Юпитера держался.


Кликабельно 1600 рх

Еще через несколько столетий христиане-византийцы были вынуждены уйти из потерявшего былое значение захудалого городка. На их место пришли арабы. Тогда-то и родилась легенда о том, что храмы и громадные платформы построены джиннами царя Соломона.

Арабы с новой силой принялись перестраивать и перекраивать акрополь. Вернее, то, что осталось от него. К их приходу простоявшие более пятисот лет здания потеряли былую прочность. Упало несколько великолепных колонн храма Юпитера, и их капители откатились далеко по двору акрополя. Землетрясения разрушили большую часть стены акрополя и уничтожили вход в него.


Кликабельно 2400 рх

Арабы превратили акрополь в крепость. Высокий храм, укрепленный громадными каменными плитами, казалось, призывал фортификаторов использовать его. Из обрушившихся плит и колонн соорудили новые стены и бастионы. Среди развалин была построена мечеть. Другая, побольше, выросла за пределами акрополя. Еще раз сменились боги, и еще раз поклонявшиеся им были уверены, что именно их боги действительно истинны и достойны господствовать над миром.
Но колоннам Юпитера пришлось еще раз увидеть смену знамен и смену богов. Армия крестоносцев Боэмунда Антиохийского и Раймонда Эдесского захватила крепость и держалась в ней некоторое время, обороняясь от Дамасской армии. Крестоносцы успели разорить мечети и на скорую руку восстановить власть христианского бога. Через несколько недель они отступили, и в мечети вернулись муллы. А поредевшие колонны храма Юпитера равнодушно возвышались над этим столпотворением. Боги, в честь которых они были возведены, вымерли так давно, что и памяти о них не осталось в тех краях. И, встречая изображение Юпитера или Марса, христиане и мусульмане в зависимости от настроения и полета фантазии принимали их либо за дьяволов, либо за героев древности.

Забылось название города — Гелиополис. Вернулось старое — Баальбек. Один английский путешественник, увидевший развалины Баальбека в 1751 году, сообщил в своих записках, что в долине, посреди грязного бедного городка, стоят девять огромных колонн. Вокруг валяется множество камней и плит. Другой путешественник, француз, тридцатью годами позже насчитал этих колонн только шесть: очередное землетрясение 1759 года повалило три остальные. Он же обратил внимание на руины боевой башни, возвышавшейся когда-то среди колонн. Он не знал, что башня была построена в XII веке Бахрам-шахом, властителем Дамаска. Ко времени появления здесь первых европейских путешественников Баальбек давно потерял свое военное значение.

Гелиополисом изволил заинтересоваться его императорское величество кайзер Германии. Это случилось в первые годы XX века. Немецкие археологи начали планомерные раскопки города. Они расчистили между прочим маленький круглый храм Фортуны. Столетиями он скрывался среди жилых домов, полузаваленный землей и скрытый заборами. Оказалось, что он почти не пострадал от времени. Впоследствии здесь работали французские археологи, и наконец эстафета была подхвачена ливанским Департаментом древностей.

Что же представляет собой Баальбек сегодня? Как ни удивительно, бурная и плачевная судьба города и акрополя не смогла полностью стереть его с лица земли. Римские и ливанские зодчие строили так основательно и серьезно, что больше всего в Бааль-беке осталось именно от римской эпохи, а не от времен христиан и мусульман.
Это не значит, что от римских времен сохранилось многое, но, если учесть, что ни от Византии, ни от крестоносцев, ни от халифата почти ничего не осталось, сравнительное могущество языческих богов очевидно.

Шесть колоссальных колонн, лестница и платформа храма Юпитера и сегодня производят потрясающее впечатление на каждого, кто побывал в Баальбеке. Желтоватый теплый камень загорается, когда заходит солнце, и колонны, видные за много километров, кажутся Триумфальной аркой, вратами, которые не ведут никуда.

Алтарь на центральной площади акрополя, освобожденный от руин христианского собора, возвышается над плитами и обломками колонн, скатившихся сверху, от храма. Часть порфирных колонн центральной площади целы и поныне, прикрывая входы в ниши, в которых когда-то стояли статуи героев и богов. Христианские пуритане первых веков византийского времени разбили статуи. Чего не сумели они — довершили мусульманские дервиши.

Из больших храмов Гелиополиса лучше всего сохранился храм Бахуса. Издали он кажется совсем невредимым. Это не так. Только с двух сторон остались стены и колонны. Храм настолько крепок и внушителен — именно как храм, как произведение искусства, а не как живописная руина, — что сейчас в нем проводятся международные фестивали драмы и музыки. Ежегодно в Баальбек приезжают лучшие театры и оркестры мира, и в языческом храме, большем, чем любой концертный зал современности, собираются зрители. Раз в год Баальбек оживает. И если в этом храме раньше поклонялись веселым и непостоянным богам Античности, потом — Богоматери, потом — Магомету, то теперь языческие времена Венеры и Юпитера вернулись в Баальбек.

Храм отдан музам.

В истории нашей планеты осталось еще множество не разгаданных тайн, например сложнейшие древние постройки, которые были воздвигнуты неизвестно кем, когда и как.

Одну из таких тайн хранит древний город , который находится в Ливане. Когда-то это был великий город, который являлся одним из религиозных и культурных центров древнего мира. Но сейчас Баальбек практически полностью разрушен и всеми забыт.

Грандиозные террасы

Наиболее интересными сооружениями в Баальбеке считаются огромные террасы. Они выложены из громадных каменных блоков весом от 300 до 1000 тонн (к примеру, средний вес каменных блоков в пирамиде Хеопса 2,5 тонны), причем уложены они без какого-либо связывающего состава и настолько точно и аккуратно, что просунуть даже иголку между ними весьма проблематично.

Крупнейшей террасой в Баальбеке является терраса на которой римляне построили храм своему верховному богу - Юпитеру. Храм Юпитера не дожил до наших дней, он был разрушен мощным землетрясением. От него осталось только 6 колон высотой по 22 метра, но и они производят очень сильное впечатление.

Три стены этой террасы выложены из девяти рядов монолитных блоков, каждый размером 11 х 4,6 х 3,3 метров и весом более 300 тонн. Четвертая стена - особенная, ее сделали из трех чутли не самых крупных обработанных камней в мире. Вес каждого из них около 1000 тонн, размеры впечатляют не меньше - 29 х 4 х 3,6 метров. Эта стена больше известна как Трилитон .

А это - собственно самый крупная обработанная каменная глыба в мире, вернее будет сказать почти обработанная - ее часть так и не была отделена от скалы. Южный камень был найден в камнеломне в километре от города. Вес монолита более 1000 тонн.

Храму Вакха повезло намного больше, он сохранился гораздо лучше, чем большинство построек в Баальбеке.

Кто и когда?

На сегодняшний день не найдено ни одного источника, который пролил бы хоть немного света на вопросы кто и когда строил шедевры Баальбека. Поэтому историкам и исследователям остается лишь гадать. Достоверно известно только то, что Баальбекские террасы уже были построен в 5 тысячелетии до н.э и даже были отнесены к чудесам света того времени.

Существует такое мнение, что все храмы и в том числе основания, на которых они стоят построили римляне. Эта теория не очень популярна, но некоторые историки являются ярыми ее приверженцами. Однако большинство исследователей считают эту версию абсурдной, так как ей противоречит множество исторических фактов. Естественно, того факта, что римляне действительно были в Баальбеке и строили там свои храмы никто не отрицает - это факт, как факт и то, что было это гораздо позднее 5 тысячелетия до нашей эры (первое упоминание о Древнем Риме приходится на 754 год до н.э., а непосредственно Римская империя образовалось в 27 году до н.э.). Второе "но" - совершенно точно можно утверждать, что римляне не обладали ни знаниями ни технологиями при помощи которых можно было передвигать 1000-тонные глыбы и тем более поднимать их на высоту (вообще ни одна известная древняя цивилизация не обладала подобными знаниями и технологиями). Ну и третий аргумент против "римской гипотезы" заметен с первого, даже невооруженного взгляда на Баальбекские храмы - уж слишком велика разница в масштабе и стиле между самими храмами и террасами, на которых они стоят.

Кто же тогда построил Баальбек? Предположения на этот счет, конечно, имеются, но почти все они довльно экзотичны. Кто-то приписывает чудеса Баальбека древним сверх развитым, которые канули в веках практически не оставив за собой никаких следов. Кто-то утверждает, что не обошлось тут без пришельцев с других планет, так как цивилизации того времени попросту не могли обладать достаточными знаниями и развитыми технологиями, чтобы производить подобные постройки (кстати, эта версия относительно распространена и среди египтологов). Ну и напоследок, есть мнение, что строили великаны некогда населявшие нашу планету...

Как?

Этот вопрос не менее интересен, ведь речь идет, наверное, о самых сложных сооружениях на нашей планете, на фоне которых меркнут такие великие творения как: , пирамиды майя, камбоджийский ... Как, при помощи каких технолий и какой техники строились мегалитические террасы Баальбека?

Единственное о чем можно говорить с уверенностью это то, что гигантские каменные блоки обрабатывались с помощью самых обыкновенных зубил. Тяжело даже представить сколько уходило времени у рабочих на отделку одного такого блока...

Как перемещали столь тяжелые камни от камнеломни, путь к которой лежит через ухабистые равнины к месту строительства остается большой загадкой. Можно предположить, что строители ложили каменные блоки на бревна (катки) и таким образом пытались их передвигать (считается, что при строительстве египетских пирамид пользовались именно таким методом). Но против этой версии есть два "колких" аргумента. Во-превых бревна не выдержали бы веса и в 300 тонн, не говоря и про тысячу, они бы просто превратились в пресованое дерево. Во-вторых современные исследования показали, что для перемещения такого груза подобным образом потребовались бы усилия приблизительно 50 000 человек, что для древнего мира совершенно фантастическая цифра, лишь несколько древних городов по численности населения могли только немного приблизиться к этому числу. Соответственно, в строительстве Баальбека врядли принимало участие такое количество человек.

Перемещение блоков это даже не половина беды, их еще необходимо было поднять на приличную высоту и идеально ровно уложить друг на друга, что учитывая вес было бы очень непростой задачей даже в наше время и с нашей техникой. Кстати, сейчас в мире есть всего несколько моделей кранов способных оперировать весами более 1000 тонн.

У Вас, наверное, также возник вопрос: Зачем нужно было делать громадные блоки, ведь в разы проще и быстрее было бы работать с камнями меньших размеров...

Потерянная цивилизация

Мое мнение - строителями мегалитических террас были представители какой-то потерянной неизвестной цивилизации. Исчезла эта цивилизация настолько же резко, насколько она и была загадочна, заметить это можно по общей картине великих Баальбекских построек - все они производят впечатление незавершенности. Возможно эта цивилизация предчувствовала свой близкий "конец" и оставила в память о себе Великие террасы Баальбека, тайну которых нам может и не суждено узнать.

  • 1 просмотр

gastroguru © 2017