Храм святой великомученицы варвары на варварке. Церковь великомученицы варвары на варварке Храм вмц варвары на варварке

Церковь святой великомученицы Варвары расположена в самом центре Москвы в Китай-городе на улице Варварка. Прежнее название улицы было возвращено ей несколько лет назад.

Китай-город издревле являлся средоточием торговли, промышленности и судопроизводства. Здесь были известны крестцы (перекрестки улиц) Никольский, Ильинский и Варварский.

Каждый из них имел свое особое значение в городской хозяйственной жизни, но с развитием города и с изменением улиц, только один сохранил свое значение и наименование. Это Варварский крестец, который, как и Варварская улица, были названы так по древней церкви во имя великомученицы Варвары.

«На Варварском крестце, на Варваре горе, на Варьской, потом Варварской улице - церковь святой великомученицы Варвары, каменная…»

Одно из старинных названий улицы - Всесвятская - по имени церкви Всех Святых на Кулишках, построенной по преданию Дмитрием Донским в 1380 году, в память воинов, погибших на Куликовом поле. Иногда улица называлась Варьскою, Варварским мостом, Большой Мостовой улицей.

В далекие времена здесь знахари и лекари продавали лечебные травы и коренья, сюда приходили «заговорить» зубную боль… Верующие же шли на Варварку поклониться образу святой великомученицы Варвары.

Храм этот был особо почитаем москвичами и приезжим людом, и считался одним из лучших в Китай-городе и по своей архитектуре, и по благоговейному отношению к нему верующих.

Построен он был при князе Василии Иоанновиче III в 1514 году итальянским зодчим Алевизом Фрязиным на средства - «иждевением» известных в то время богатых приезжих гостей: Василия Бобра с братьями его Феодором Вепрем и Юшкою Урвихвостом. Вот как сообщает об этом летопись: «Да того же лета поставиша церковь кирпичную Варвару святую великомученицу Василий Бобр с братиею своею с Вепрем да с Юшком. А всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин…»

В 1731 году церковь была «обновлена» по указанию императрицы Анны Иоанновны. Богато украшенная, удобно расположенная, она стала одной из самых почитаемых в Москве.

В эти годы в храме служили и исправно вносили в казну «по окладу дани» священники: Кирилл, Лука, Иван, Тихон и другие. В праздничные дни и в дни храмового праздника служили праздничные молебны с водосвятием. Вода затем доставлялась в патриаршие покои.

Вот лаконичная запись из книги Казенного Патриаршего Приказа: «145 и 151 гг декабря 9, церкви св. мученицы Варвары, что в Китае у Гостиного двора, попу Тихону на молебен 3 алт. 2 ден., приходил к св. Патриарху с святою водою декабря в 4 день…»

Пожар 1737 года нанес значительный ущерб церкви.

Священник Степан Кузмин и прихожане храма в прошении, поданном в Синодальный Казенный Приказ, писали: «Прошедшаго мая 29 дня сего 1737 года означенная Варварская церковь и в ней святые иконы, иконостас и всякая церковная утварь без остатка волею Божиею сгорела, а без указу оной церкви строить не смеем, и чтоб указом повелено было означенную церковь построить и о освящении оной дать указ и антиминс выдать».

Прошение было удовлетворено и два указа послужили делу восстановления храма:
«Священнику Варварской церкви Степану Кузмину с прихожанами в оной церкви погорелое построить вновь и устроя, убрать священными икноами».
«Протопопу Успенского собора Никифору Ивановичу освятить оную церковь по новоисправленному требнику».

В конце XVIII века древняя церковь была разобрана, а на ее месте в 1796 - 1804 годах было возведено новое здание по проекту архитектора Родиона Козакова. Заказчиками нового храма во имя великомученицы Варвары были майор артиллерии Иван Барышников и московский купец Н.А. Самгин.

Новое здание было украшено с северной и южной стороны шестиколонными портиками ордера.

Интерьер храма был обновлен: вызолочен иконостас, одеты в ризы иконы.

Во время Отечественной войны 1812 года богатейшая ризница церкви была разграблена, сняты оклады и ризы с икон. Но сам храм, несмотря на то, что находился в самом центре военных событий, уцелел; сохранился иконостас, некоторые иконы и после освящения богослужения в храме продолжались.

Служили в этот период в церкви протоиерей и благочинный Иван Кандорский, «на дьячковскую вакансию» был назначен Александр Розанов, а также пономарь Иван Федоров.

Колокольня еще в 1757 году по заявлению архитектора Яковлева была разобрана, т.к. дала значительный крен и была близка к падению. В 19 веке колокольня была выстроена вновь.

Церковь действующая.

Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина – именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску.

А еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В честь славной победы над Мамаем повелел князь основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках, отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века Варварской церкви называлась еще Всехсвятской.

Варвара, святая мученица III – IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году.

Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой древности здесь, около кремлевской восточной стены, селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела оживленная торговля.

На главной площади города разместился тогда самый крупный в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала официально именоваться Красной.

А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский торговый посад обнесли каменной крепостной стеной Китай-города, также по проекту итальянского мастера Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.

Предполагают, что столь необычное для московского языка название – «Китай-город» – произошло от связок – жердей, называвшихся кит, использовавшихся при строительстве стены. Другая версия связывает название «Китай» со словом «средний», то есть расположенный между Кремлем и Белым городом.

В стене были проездные ворота, названные по главным улицам Китай-города, на которые они вели: Никольские, Ильинские, Варварские – а те в свою очередь были названы по стоявшим на них церквям. Именно у Варварской башни вспыхнуло известное московское восстание во время страшной эпидемии чумы 1771 года.

В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского государства – именно на Варварке находились палаты бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал только деловой частью города, чем-то вроде московского Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.

Но «городом в городе» Китай-город стал с самого начала своего появления именно благодаря торговле и своей собственно торговой специализации. На территории между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и на месте гостинцы «Россия», находилось древнее Зарядье, означавшее «за торговыми рядами», которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.

Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году. И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди, или, как их называли в старину, гости – т.е. купцы, занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.

Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор, возвел каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под кремлевскими стенами строилась с явным участием и одобрением московской власти, следившей за своим посадом.

Купец Юшка, кстати, надолго остался в памяти Москвы: именно его имя до самой революции носил один из китай-городских переулков – Юшков, ныне Никольский, где стоит известный храм Николая Чудотворца «Красный звон».

Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось как «за торгом, против Панского двора» – где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по другой, недостоверной версии, – там, где проживали просто богатые люди.

В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. Церковь стала сенью всей торговли Китай-города. Более древняя церковь св. Параскевы Пятницы находилась за его пределами, и значит, Варварскую церковь построили только для кремлевского посада, заимевшего свой собственный посадский храм. Позднее близ Гостиного Двора была построена китай-городская церковь Параскевы Пятницы, но ее разобрали задолго до революции.

Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды, каждый для особого товара. Названия некоторых из них до сих пор сохранились в именах китайгородских переулков – Рыбный, Ветошный... А были тут и серебряный, и медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды. Кстати, иконы в Москве никогда не продавали – это считалось святотатством, – а только «выменивали» и не торговались о цене. Если же приобретавший икону считал назначенную цену слишком высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это – «божеская» цена.

В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки под крышу.

В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор – далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с названием, произошедшим от слова «гость». Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый торговый комплекс (в советское время – ГУМ). Только для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626 году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем Алексеем Михайловичем).

А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом №4) – одно из древнейших гражданских сооружений Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции («короля своего Карла до смерти убили»), купцы покинули Россию, и Петр I открыл здесь «цифирную» (математическую школу).

Около церкви в старину располагался еще судебный приказ, где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка «Идти к Варваре на расправу».

В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее недостаточно красивой и «нимало благолепию на таком особливо месте не соответствующей». К тому же в 1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь освящена.

О строительстве новой красивой церкви еще просили майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н. Самгин – их тяжелобольные жены чудесно исцелились от мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку.

И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик прославленного московского мастера, возвел прекрасное здание Варварской церкви в стиле классицизма, сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я городская больница.)

Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму стали подражать в других постройках. Так, один помещик построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской церкви.

Тогда же, на рубеже XVIII – XIX столетий, был перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу столичного.

После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.

Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу знаменитое выражение «остатки сладки», а также опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора шел в конце трудового дня по улице, и его остановил разносчик с изюмом: «Купите, сударь, остатки, дешево отдам для вечера». Изюм тому был не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите, сударь, остатки ведь! Дешево и сердито!» Тот не выдержал и повернулся к нему: «Ну, показывай свой остаток!». Однако остатков изюма оказалось много – 7 фунтов (около 3,5 кг). «Что ж, остаток, как и положено быть остатку!» – оправдывался продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о продаже дешевых остатков: «Продажа остатков таких-то товаров по самым дешевым ценам». От покупателей не было отбою... Отсюда и пошла поговорка – «остатки сладки», видимо с намеком на вкус того самого изюма.

Потом эта практика вошла в официально установленное правило – устраивать подобную распродажу остатков товаров оптом в первый день недели после Пасхи – на Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие Китай-города охватило всю Москву. «Остаточной» лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать «литературными остатками», устроив... распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним хорошо посмеялись...

Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы. Объектом таких невинных развлечений были в основном покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться, купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам посыльного мальчишку с вопросом: «Краснить или зеленить будем?». Допустим, сговаривались «краснить». Ни о чем не подозревающий покупатель входит в лавку и просит показать материал серого цвета – жене на платье. Купец с добродушной улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую лавку, в третью... Везде повторяется та же история. В итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него проблемы со зрением, а то и еще похуже – с головой.

В 70-80-е годы в Москве были только булочные, овощные и табачные продовольственные магазины, и поэтому за каждой мелочью приходилось посылать в «город», то есть в Гостиный двор. Перед лавками Гостиного двора стояли мальчики – зазывалы, которые приглашали зайти внутрь. Отовсюду раздавались их крики: «Вакса, личная помада, духи «Сирень» – прямо из сада!» или «Сходно продаем, премию в сувенир даем!». Купцы Гостиного двора часто посылали своих мальчиков за покупателями и на Красную площадь, вручив им образец товара, например, пару сапог. Такие мальчики (а часто и зашедшие оттуда покупатели) назывались «площадными».

Здесь же на Варварке, были не только торговые, но и питейные заведения. На углу с нынешним Никольским переулком стоял, судя по названию, старинный питейный дом «Ветошная истерия», искаженное от латинского слова «аустерия» – так при Петре называли трактиры, гостиницы и питейные дома. «Ветошный» же исходило от Ветошного ряда, где торговали поношенными вещами, отчего и одни из переулков Китай-города до сих пор называется Ветошным.

По поводу обилия подобных увеселений появилась забавная песенка «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик камаринский». Хотя не только в кабаки ходил на Варварку развлекаться китай-городский люд. О том гласит милейшая старомосковская частушка:

Шел я улицей Варваркою
Со знакомою кухаркою,
По причини воскресеньица
Завернул я в заведеньице,
Заказал чайку две парочки
Для себя и для кухарочки.

«Заведениями» назывались и обычные трактиры, где посетителям предлагали чай в двух больших чайниках – для кипятка и для заварки. Один из самых известных московских трактиров – знаменитый Трактир Бубнова стоял в том же Ветошном переулке.

А перед Варварской башней Китай-города прежде находился водозаборный фонтан, где водовозы наполняли свои бочки. Этот фонтан поставлял воду всей Москве, и долгое время использовался в ней в качестве водопровода.

Храм св. Варвары был закрыт в советское время и частично разрушен – сломан верх колокольни и снесена глава с крестом. Внутри сначала устроили склад, а потом здание храма отдали под конторские учреждения. В 1920-х годах 20 века снесли и почти всю стену Китай-города, и все Зарядье, на месте которого построили гостиницу «Россия».

История пощадила только Варварскую церковь. Она уцелела как памятник архитектуры и как определенная архитектурная доминанта улицы. Впоследствии в ней помещалось отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и проводились краеведческие выставки.

В 1991 году церковь св. Варвары возвращена верующим.

В центре Москвы неподалеку от Красной площади и сохранился старинный храм, построенный в XVI в. на месте более ранней деревянной церкви; это храм в честь Святой Великомученицы Варвары. Он дал и название улице, сбегающей к Кулишкам, теплое, старомосковское – Варварка…

Место удивительное. Один за другим вырастают главки храмов: вот, строгий, немного напоминающий псковские – «Максим Блаженный», за ним – поливные изумрудные с золотом купола Знаменского собора, – старый государев двор, «родовое гнездо» бояр Романовых, – а вот и нарядный, как пасхальное яичко, «Егорий, что на Псковской горке» – храм в честь небесного покровителя Москвы . Разные по стилю и по времени постройки они отражают дух Москвы с ее пестротой и эклектикой, благолепием и художественной необязательностью.

Зарядье – уютный «островок» старины в туристическом центре столицы. Он словно выпадает из городского пространства, сюда хочется прийти под вечер, когда в окнах вспыхивают мотыльки свечей, или ранним утром, когда движения еще нет, и тонкий благовест летит по умытым улицам. и Святой Георгий в сияющих латах – два мученика, два великих исповедника – в Церкви Небесной Торжествующей молятся за юность и за воинство, и здесь на земле, будто высоко поднимают крест свидетельства с разных концов московской улицы.

«Священа бысть и Святая Варвара»

Первый Варваринский храм на месте современного, по преданию, строили купцы сурожане – уроженцы Сурожа (Судака) в Летописные своды сохранили имена-прозвища жертвователей и благотворителей: Василий Бобр, Вепрь и Юшка-Урвихвост. Архитектором был Алевиз Фрязин. В записях о событиях 1514 г. осталось свидетельство об освящении этого храма: «Священа бысть и святая Варвара против панского двора Митрополитом Варлаамом».

Почему же крымские купцы выбрали своей покровительницей именно ее, Святую Великомученицу Варвару?

С древних времен в Церкви эта святая оказывает покровительство людям, находящимся в опасности. Много пострадавшая при жизни за исповедание христианской веры, достигшая высокой ступени святости, она имеет дерзновение ходатайствовать перед Богом об избавлении людей от внезапной смерти.

Сурожане, находившиеся вдали от родных мест и подвергавшиеся риску на дорогах, страшились умереть без покаяния и без церковного напутствия, а потому чаще всего обращались к этой святой, прося ее о молитвенном предстательстве за себя и за своих близких. Оттого и храм стал местом особого почитания путешественников и всех живущих вдали от дома. Площадь перекрестка, где была возведена эта церковь, получила название Варварский крестец.

Сюда же, «к Варваре», приходили молиться и родственники тех несчастных, которые оказались под стражей в расположенном по соседству Царском судебном приказе. Пережившая тяготы заточения святая милостиво отзывалась на молитвы людей, просивших ее об освобождении или облегчении участи

Церковь XVI в. представляла в плане квадрат с полукружьями, выступающими с четырех сторон. Столпообразная постройка завершалась куполом, характерным для итальянской архитектуры. Главной святыней храма была икона Святой девы-мученицы с вложенными частицами перстов.

В н. 30-х гг. XVIII в. первая алевизовская постройка подверглась серьезным повреждениям из-за сильного пожара, после чего храм был восстановлен и вновь освящен при попечении императрицы Анны Иоанновны. А уже в к. XVIII – нач. XIX в., по благословению Митрополита Платона, церковь была отстроена заново в стиле классицизма по проекту Родиона Козакова. На этот раз помощь при возведении храма оказали майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1-ой гильдии Н. Самгин. Их жены получили исцеление от мощей Святой Великомученицы. Освятили церковь в 1804 г. Правда, от первоначальной конструкции остался лишь фундамент в подклети нынешнего храма. Современные тенденции проявились и во внутренней отделке. Стены покрыла масляная живопись, а вот судьба старинных икон и прежнего неизвестна…

Варварка и Зарядье с палатами бояр Романовых в XIX в.

Путеводная звездочка веры

С давнего времени Великомученица Варвара была одной из самой любимых в народе святых.

…Она была совсем юной, эта девушка, жившая на рубеже III и IV веков в Малой Азии, но история ее настолько поразительна, что не забылась и спустя столетия, ее знают во всех уголках христианского мира. Необыкновенно красивая, не нуждавшаяся ни в чем, воспитанная в неге и роскоши, Варвара была дочерью одного из влиятельных правителей – Диоскура, но, узнав о Христе, приняла Его учение всем сердцем и с легкостью сумела перешагнуть через все блага мира ради того, чтобы быть достойной призвания христианки.

На ее долю выпало тягчайшее испытание: за отказ отречься от евангельского учения и принести поклонение ложным богам Варвару подвергли жесточайшим пыткам, не пощадив ни возраста, ни девичьей нежности. Ей пришлось выдержать такие истязания, какие мог бы вынести не всякий мужчина. Девушку избивали воловьими жилами, жгли ее тело огнем, строгали железными когтями, сорвав с нее одежды, влачили по городу… Но, наверное, тяжелее физических и нравственных мук от оскорбленной чистоты была боль за отца. Главным гонителем и истязателем Варвары стал самый близкий для нее человек!

В наставлениях нашего современника – известного есть одно наблюдение, позволяющее глубже понять историю этой святой и ту страшную метаморфозу, которой подверглась естественная родительская привязанность: «Когда нет воздержания и любви духовной, от чувств рождаются страсти». Ведь отец любил свою дочь больше всего на свете, заботился о ней, берег и помышлял о выборе для нее достойного жениха, однако непреодолимым «порогом» стал вопрос о вере. Неосвященное истинной любовью, любовью во Христе, чувство отца Варвары буквально распалось под действием страстей и заблуждений. Теплота обратилась в безудержную ненависть, родительское попечение – в неумеренное властолюбие, ласка – в неистовое преследование.

Ее же чувство, укрепляемое верой и любовью к Господу, напротив, возросло стремительно, набрало силу и простерлось до вершин христианского подвига – до готовности отдать жизнь за Того, Кто был воплощенной Любовью. Под пытками она страшилась уже не боли, а только отступления от Истины, боясь выронить путеводную звездочку веры, и Господь придал ей силы. Едва повзрослевшая девочка проявила в земной битве со злом столько же мужества, сколько закаленные в походах римские легионеры, принимавшие христианство и предпочитавшие смерть участию в языческих культах.

Святая Великомученица Варвара традиционно была одной из самых любимых и почитаемых святых. Если в традиционном обществе христиан поражала в первую очередь крепость ее веры, то в новом мире с преобладанием материальных ценностей, засияла еще одна грань ее образа – бескорыстие и та решительность, с которой она перешагнула через земные блага. Неслучайно это выбрал в качестве главной темы для проповеди, посвященной этой великой святой, известный духовный наставник нашего времени – . Вот, что он пишет:

«Мы предельно высоко ценим то, что святые мученики, преподобные, праведные считали за бесценок. <…> Вот перед нами святая девица – великомученица Варвара. Она облачена в драгоценные одежды, на ее груди и руках – золотые ожерелья, славно и знатно имя ее. “Нет, – говорит она, – все это пустое, ничтожное, совершенно бесценное”. Она снимает с себя украшения и бросает их на землю. “Христос мой, – говорит она, – дороже, безмерно ценнее, лучше. А все это – прах”. И она умирает за Христа – Спасителя. <…> А сегодня, что делает наша девица? Она говорит: “Нет, то, что Варвара бросила, это действительно ценность. Это действительно богатство и сокровище. Ради этого всего я и живу”. “Вот дура”, – говорит она о святой девице, – зачем она променяла драгоценности на Христа?” И бросается, несчастная, и жадно хватает брошенное Варварой. Надевает все это на себя и считает себя истинно счастливой <…> А Христос остается осмеянным».

Архимандриту Тихону пришлось жить в тяжелое для нашей Церкви время – и последующего давления. Вот почему история Святой Великомученицы Варвары имела для него особое значение и как пример адамантного свидетельства перед лицом явных испытаний, и как образец духовной собранности тогда, когда явной опасности нет, однако человек стоит перед выбором: пойти ли вслед за Христом, узким, тернистым путем, или подчиниться условиям мира?

Возрождение

«Мученическая» судьба ожидала и Варваринский храм в Зарядье. В 1917-м он подвергся разрушениям не от природной стихии, а от стихии безверия. Был снят венчавший его главу крест, пострадала верхняя часть колокольни, был разобран и вынесен иконостас.

Не избежали той участи и другие храмы Варварки. Старинный ценнейший исторический и духовный комплекс использовался совершенно утилитарно. Лишь в с. 60-х годов в связи со строительством гостиницы «Россия» Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры начало восстановительные работы в Зарядье. В 1965 -67 гг. реставраторы под руководством Г.А. Макарова вернули церкви в честь Великомученицы Варвары ее прежний облик. Но прошло более 20 лет, прежде чем под его сводами вновь раздались звуки церковных песнопений.

Патриаршее подворье храмов в Зарядье восстанавливается в наши дни. Нужны немалые силы и средства, но, благо, люди все-таки приходят сюда, хотя район этот считается «не доходным» – жилых домов в округе почти нет, и прихожане едут издалека, со всех концов города. Уже снискала известность удивительная икона Божией Матери в Георгиевском храме – теплый, замечательный образ, изрешеченный вкруг нимба пулевыми отверстиями. Перед ним читают акафисты, и, как правило, даже днем – есть молящиеся. Кого-то необъяснимо притягивает храм в честь покровителя города – один из древнейших в Москве. А в день Великомученицы Варвары в ее церковь приходят и те, кто носят имя этой великой христианской святой, и те, кто знает историю этого чудного «островка» русской старины в самом центре столицы под покровительством юной девы и мужественного воина, получивших от Бога равное воздаяние за свидетельство об Истине.

2. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4т. М.: «Издательство АСТ», 2003-2005.

3. Русская Православная Церковь. Храмы. Москва. Энциклопедический справочник. (Сост. и авт. А.В.Никольский) М.: Изд-во Моск. Патриархии: Издательский дом «Российский писатель», 2003.

4. Подъяпольская Е.Н. Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Вып. 1-3. М.: Стройиздат, 1999-2001.

6. Старец Иосиф Ватопедский. Афонские беседы. Ответы Афонского старца на вопросы паломников. Перевод с новогреческого. По благословению Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого. – Санкт-Петербург, 2004.

7. Архимандрит Тихон Агриков. «У Троицы окрыленные». Воспоминания. М., Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002

8. Варвара Илиопольская. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии).

10. Зарядье. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии).

Храм святой Великомученицы Варвары на Варварке расположен в самом сердце столицы - в Китай-городе.

Здесь всегда кипела жизнь, шла оживленная торговля. Улица Варварская, на которой находился храм, славилась своими лекарями, способными травами и лечебными настоями облегчить любую боль.

Излечение духовное получали в храме, куда устремлялись верующие, дабы поклониться образу святой Варвары.

Варвара была дочерью Диоскора, знатного жителя града Илиополя.

Девушка славилась своей красотой, отец мечтал найти ей богатого жениха. Однако Варвара пошла против его воли, втайне приняла Крещение, отказалась от всех мирских радостей. Вера девушки была настолько сильна, что она мужественно переносила все пытки и издевательства. Смерть же Варвара приняла от меча родного отца, который так и не смог понять свою юную дочь.

Частицы мощей святой хранились в церкви на Варварке, очень почитаемом месте не только среди москвичей, но и приезжих.

История храма Великомученицы Варвары

Построен храм Святой Великомученицы Варвары в 1514 году на средства богатых купцов из Судака. Архитектором стал итальянец Алевиз Фрязин (фрязинами на Руси звали всех выходцев из Италии).

В 1731 году церковь обновили по указанию государыни Анны Иоанновны.

В пожаре 1737 году пострадала церковная утварь, сгорели иконы и иконостас. Прошение о восстановлении храма было удовлетворено.

В 1796 году старую церковь Великомученицы Варвары решили разобрать, а на ее месте возвести новую (хотя постройка и не являлась ветхой, а состояние было вполне удовлетворительным, посчитали, что храм не гармонирует с соседними зданиями).

Автором проекта выступил Родион Казаков , однофамилец известного архитектора.

Старый фундамент решили оставить вместе с несколькими рядами кладки. Здание получилось очень светлым за счет большого количества окон, которые были даже в подкупольном барабане.

Храм святой Варвары выглядел довольно просто - четкие линии, умеренный декор. Но при всей внешней простоте церковь была прекрасна, не зря ее проект брали за основу при строительстве некоторых других храмов.

В 1812 году часть церковной утвари была разграблена, но само здание не пострадало - сохранился даже позолоченный иконостас и часть икон.

После революции храм Варвары на Варварке было решено закрыть. Сначала в его стенах разместили склад, а позднее и конторские учреждения.

Современное здание храма было построено в 1796-1801 годах по проекту архитектора Родиона Казакова и дошло до наших дней с незначительными перестройками.

Однокупольный храм выполнен в стиле классицизма. В плане он имеет форму креста, северную и южную стороны которого украшают торжественные четырёхколонные портики, а с запада к нему примыкает трёхъярусная колокольня. Здание увенчано мощным куполом с небольшой позолоченной главкой, его фасады украшают характерные для классицизма декоративные элементы, а также фасадная роспись (на стенах и барабане главы) и иконы. Привлекает внимание массивный и высокий белокаменный цоколь, на который поставлено здание храма: из-за перепада высот с Варварки его не видно, а вот со стороны он занимает уже целый этаж.

История храма

Церковь Святой Варвары предположительно существовала ещё в 14 веке, но располагалась немного южнее современного здания. Любопытно, что именно по церкви улица Варварка получила своё имя. Место для размещения церкви было выбрано неслучайно: святая Варвара почиталась как покровительница торговли, а Китай-город в те годы был центром деловой активности Москвы.

Первое каменное здание храма было построено в 1514 году по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового), средства на его строительство выделили проживавшие в Зарядье купцы Василий Бобр, Фёдор Вепрь и Юшка Урвихвост. Внешний облик нового храма был довольно торжественным: в плане он имел форму восьмилистника, увенчанного одной большой главой. В 1730 году здание пострадало при пожаре, но было восстановлено.

Однако, со временем храм обветшал, и на рубеже 18-19 веков на деньги московского купца первой гильдии Николая Самгина и майора артиллерии Ивана Барышникова было построено новое каменное здание храма в стиле классицизма по проекту архитектора Родиона Казакова. К сожалению, Варваринская церковь сильно пострадала в годы Отечественной войны: в 1812 году французы использовали её под конюшню, а после в ней произошёл пожар, но в 1820-х здание было полностью восстановлено.

Советский период круто изменил жизнь храма: в 1930-х годах его закрыли. Здание уцелело, но были снесены глава и верхний ярус колокольни. Внутренние помещения переоборудовали: в них разместился склад, а также конторы Совета Московского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. К счастью, при благоустройстве территории вокруг новой гостиницы "Россия", которую построили на территории Зарядья в 1960-х, церковь решили отреставрировать, и в 1965-1967 годах здание было восстановлено под руководством архитектора Георгия Макарова. Строители восстановили колокольню и главу храма, и он приобрёл свой прежний вид.

В 1991 году храм вернули Русской православной церкви, и в нём возобновились богослужения.

В 2006 году гостиница "Россия" была закрыта, и вплоть до 2010 года массивное здание постепенно разбирали. Позже было решено обустроить на месте снесённой гостиницы парк, и в сентябре 2017 года здесь открылся парк "Зарядье". Окружающие его постройки влились в ансамбль парка, и Варваринская церковь не стала исключением: под её стенами появилась уютная прогулочная аллея и новое озеленение.

Как добраться

Храм Варвары Великомученицы на Варварке находится по адресу: улица Варварка, дом 2 (в начале улицы, вблизи площади Васильевский Спуск и Красной площади).

Добраться до него можно пешком от станций метро "Китай-город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий, "Площадь Революции" Арбатско-Покровской, "Театральная" Замоскворецкой и "Охотный Ряд" Сокольнической.

gastroguru © 2017